|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исследование социального интеллекта
Это исследование осуществлялось при поддержке Российского Фонда фундаментальных исследований в 1993-1994 гг. Оно позволило сформулировать основные рабочие положения концепции социального интеллекта, разработать и апробировать методы его изучения, получить первые обнадеживающие результаты. Концептуальная база для развертки исследования по проблеме социального интеллекта подготовлена нашими многолетними исследованиями структуры и функций межличностного общения, критериев и уровней успешности, содержания психологических трудностей, которые испытывают люди в процессе общения.
В ходе этих исследований нами разработан ряд новых методов измерения коммуникативных и личностных свойств, входящих в структуру социального интеллекта. 1. СУМО (см. Приложение 1). 2. ПиА (поговорки и афоризмы). Метод интерпретации поговорок и пословиц, которые говорят о человеческих отношениях, служит для определения способности к образно-логической интерпретации поведения и является простым и удобным способом определения уровня развития СИ. Появление методики, в которую вошли 3 разных по степени трудности группы поговорок, пословиц и афоризмов (с конкретными образцами толкований, характерных для каждого уровня социального интеллекта с учетом возрастных особенностей и возможностей), облегчило задачу определения умения интерпретировать человеческие отношения, выделять существенное, подтекст, отделять стереотипное от индивидуального, способности разбираться в человеческой психологии. Например, не каждый из опрошенных может исчерпывающе объяснить, почему «Нельзя любить того, кого боишься, и того, кто боится тебя». Ученики 8 класса нередко толкуют выражение «рыльце в пуху» буквально: «молодой, неоперившийся, с пробивающимися усами». 3. «Экспрессия» – методика, которая служит для определения способности интуитивно и образно оценивать особенности спонтанного выразительного поведения (набор изображений людей, находящихся в разных экспрессивных позах). 4. «Самооценка-25» и «Самооценка-14» (см. Приложение 1). С помощью этих методов можно получить прямую самооценку человеком важных личностных и коммуникативных свойств, входящих в структуру социального интеллекта. Свойства, вошедшие в опросный лист и сгруппированные в 4 блока, отбирались после пилотажного исследования и проведения факторного и корреляционного анализа. В исследовании применялись опросники по социальной мотивации, методика Торренса для определения креативности, профильный анализ личности (ПАЛ), ИП – интеллектуальная проба для определения пластичности нервной системы, 16-факторный опросник Кэттелла. По группе одаренных детей были использованы данные измерения общего интеллекта по методике Векслера, предоставленные лабораторией дифференциальной психологии и антропологии имени Б. Г. Ананьева НИИКСИ. Комплекс из 10 методик позволял учитывать более 100 психологических измерений, помогающих понять содержание и структуру СИ.
На всесторонне обследованном массиве из 126 человек (70 старшеклассников, 56 студентов, 112 измеряемых свойств) выявлено 4 уровня социального интеллекта – низкий, средний, высокий и очень высокий. На диаграмме 24.1а мы видим, что чем выше уровень социального интеллекта, тем более развиты саморегуляция, уверенность в себе, способность влиять. На диаграмме 24.16 каждому более высокому уровню социального интеллекта соответствует более высокое развитие таких свойств, как креативность (оригинальность по методике Торренса), моральные установки и самоуважение. Очень важно указать, что креативность и моральные установки не входили в методику СУМО и тем более в формулу социального интеллекта, что является свидетельством в пользу выдвинутой нами концепции социального интеллекта. Две следующие диаграммы показывают, как уменьшаются показатели свойств, осложняющих общение, от уровня к уровню. На диаграмме 24.1 в это такие свойства, как рефлексивность, личные проблемы (внутренняя конфликтность) и агрессивность, на диаграмме 24.1 г – застенчивость, истощаемость, некоммуникабельность (аутистичность, отчужденность, одиночество). Чем ниже уровень социального интеллекта, тем больше в нем представлены застенчивость, рефлексивность, агрессивность и т. п., тем более вероятно, что человек страдает от одиночества, имеет низкое самоуважение, конфликтен, невротизирован, психически и физически истощаем. Каждый следующий уровень характеризуется большим коммуникативно-личностным потенциалом, наличием хорошо сформированных свойств, обеспечивающих успешность общения, и снижением выраженности таких свойств, как истощаемость, застенчивость, потенциальная конфликтность, агрессивность, аутистичность, отчужденность, рефлексивность. Таким образом, сильно выраженная рефлексивность не способствует развитию социального интеллекта, а энергетический потенциал оказывается его необходимым условием. Четвертый, самый высокий уровень СИ, по данным исследования, отмечен полной удовлетворенностью общением и отношениями в близком кругу, хорошо развитым чувством собственного достоинства, самоуважением (которое неуклонно повышается от уровня к уровню); этот уровень отличается также самой высокой гибкостью и креативностью, отличной саморегуляцией и адаптивностью. Итак, подтверждается представление о том, что оптимальный уровень социального интеллекта характеризует социально зрелую личность и высокую степень ее нравственного развития.
Рис. 24.1. Уровни социального интеллекта
Обнаружено, что самые высокие показатели морального сознания (шкала моральных установок) соответствуют четвертому уровню социального интеллекта. Подобная закономерность подтверждается материалами изучения высокоодаренных детей (50 школьников 9-11 классов с уровнем общего интеллекта по методике Векслера от 130 ед. и выше). В структуре корреляционных связей этой группы тесно связаны СИ и самоуважение, чувство собственного достоинства, самоуважение и совместимость, самоуважение и эмоциональная стабильность. Значимые отрицательные связи СИ с манипулятивностью и положительные – с партнерским стилем общения, совместимостью, удовлетворенностью общением и отношениями в близком кругу означают, что высокоразвитый социальный интеллект предполагает гармоничную личность, с чувством самоценности, гуманистически направленную, ориентированную на сотрудничество без манипулирования, то есть человек не рассматривает других как вещи или средства для достижения своих целей, обладает высоким социальным потенциалом. Чрезмерно высокий социальный интеллект может иметь компенсаторную основу. В ходе исследования была выделена особая группа (18 человек), показатели СИ которой были несоразмерно высокими: при средних цифрах индекса СИ, характеризовавших основную выборку 7 баллов, в данной группе они составили от 10 до 11 баллов. Это наводило на мысль, что налицо результат своеобразной проницательности по Отношению к тестовому материалу. Однако последующий анализ выявил ошибочность этого предположения. Действительно, ряд результатов измерения личностных и коммуникативных свойств по многим методикам (в том числе и свойств, не входящих в индекс СИ) значимо превышает показатели самого высокого уровня. Это прежде всего относится к тем свойствам, которые обеспечивают успешность взаимодействия: адаптивность, партнерский стиль, влияние, ответственность, способность к пониманию, коммуникативные навыки и умения. Следовательно, мы имеем дело с социальным интеллектом, более высоким по ряду важных признаков, но имеющим специфические черты. Наблюдается сильное увеличение манипулятивных тенденций, снижается уровень собственного достоинства, эмпатия, возрастает осторожность (низкие показатели импульсивности), догматичность мышления, обнаруживается неадекватность, завышенность самооценки, снова значительно повышается рефлексивность. Выделенную группу характеризует самый низкий уровень морального сознания с одновременно неправдоподобно высоким чувством удовлетворенности общением и отношениями в близком кругу, что свидетельствует о компенсаторной природе данного феномена. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |