|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сопряжение» персонажей
Баратынский сам дал точное понятие, характеризующее новый тип связей персонажей в конфликте. В первоначальной редакции поэмы был эпизод неожиданной встречи Сары с Верой Волховской в доме Елецкого: Сверкая черными глазами, Обычный романтический конфликт строился, мы видели, центростремительно — на подчинении всех персонажей главному, сполна переживающему драматический процесс отчуждения. Баратынский строит конфликт на сопряжении персонажей. Иначе говоря, на взаимодействии относительно равных судеб, в той или другой мере причастных романтической духовной эволюции. - 235 - Повторяющийся момент поэм Баратынского: мгновенные (и часто неожиданные) встречи персонажей. Нина едет на бал, чтобы увидеть свою соперницу. Перед этим она неожиданно видит черты Ольги, воспроизводимые карандашом Арсения, — тоже своеобразная встреча. Елецкой неожиданно встречает Веру Волховскую в «собраньи», под Новинским, потом ищет с ней встреч на Тверском бульваре, в маскараде и т. д. Персонажи «сопрягаются», как сопрягались взгляды цыганки и Веры Волховской при неожиданной встрече у Елецкого. Сопряжение персонажей рождает особый характер борьбы между ними, особый род драматического движения, который бы мы сравнили с качелями. Благодаря тому, что один персонаж «поднимается» (Арсений или Елецкой), «опускается» другой (Нина, цыганка). Осуществление одним героем своей воли, стремления к счастью, к возрождению приносит другому глубочайшие страдания и несчастье. С другой стороны, эта борьба протекает не в броских, ярких событиях, не в резком противоборстве, но в светской повседневности, в соперничестве, подчас неявном и замаскированном. Отсюда общее тяготение жанра поэмы к романному действию36, причем в качестве опорных пунктов этого действия выбираются, говоря словами И. Киреевского, «случайности» и «обыкновенности» жизни. «Бал, маскерад, непринятое письмо, пирование друзей, неодинокая прогулка, чтенье альбомных стихов, поэтическое имя, одним словом, все случайности и все обыкновенности жизни, принимают под его пером характер значительности поэтической...»37. Из перечисленных Киреевским поэтических «обыкновенностей» следует особо отметить бал и маскарад, ведь первый буквально определяет музыкальный тон «Бала», а второй входит важным компонентом в поэтику «Наложницы». Бал — олицетворенный образ соперничества, борьбы тонкой и подчас неявной. Люди предаются общему действу и веселью, между тем одни выигрывают, другие терпят поражение. Нина покончила самоубийством, вернувшись с бала. Движение вверх-вниз фиксируется и в мельчайшей подробности бала: «Шутя, несчастных и счастливых, вертушки милые творят». К этим значениям «бала» «маскарад» добавляет еще свое: люди борются друг с другом, под чужой личиной, присваивая иной образ. И тут все полно значения в «Наложнице»: Вера является без маски38, а те возвышенные речи, которые говорит ей под маской Елецкой («...я дух.. и нет глуши, житья, где б я незримый, не был с вами...»), искренни на самом деле. Еще одна многоговорящая деталь: сняв в редакции 1842 г. сцену встречи Сары и Веры Волховской в доме Елецкого, Баратынский перенес эту встречу в главу о маскараде, точнее, к тому моменту, когда Елецкой уже покидал зал («...В этот миг пред ним лицо другое стало, очами гневными сверкало...»). Сара остается за чертой общего действа, именуемого маскарадом, она не может участвовать в борьбе, в соперничестве на равных началах, неся на себе — и в этом, казалось бы, мелком эпизоде — нестираемую печать отвержения. Отмеченные нами стороны конфликта у Баратынского связаны друг с другом: именно введение второго романического героя вызывает особый род их связи — сопряжение и именно возвращение персонажа как структурный - 236 - момент конфликта столь повышает драматизм «обыкновенностей» и «случайностей» повседневной жизни, в которой развертывается теперь судьба героев. Конфликт у Баратынского является постромантическим в том смысле, что он децентрализует действие, переносит акцент на неброское течение «светской» жизни, наконец, отодвигая в прошлое стадию отчуждения, демонстрирует новую попытку персонажа наладить свои отношения с окружением. Однако конфликт у Баратынского оказывается на поверку еще более романтическим в том смысле, что эта новая попытка претерпевает новую, вторичную неудачу, что последняя усиливается аналогичной судьбой уже не одного, а по крайней мере двух равноправных персонажей, что, наконец, под покровом «обыкновенностей» и «случайностей» неброской светской жизни взору поэта открывалась та же непримиримость и беспощадность романтической антиномии. ____________ Сноски Сноски к стр. 223 1 «Вестник Европы», 1829, № 6, стр. 148. Сноски к стр. 224 2 Пушкин А. С. Полное собр. соч. М., Изд-во АН СССР, 1937, т. 13, стр. 108. 3 Баратынский Е. А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Письма, М., Гослитиздат, 1951, стр. 473 (подготовка текста и примечания О. Муратовой и К. Пигарева; вступительная статья К. Пигарева). 4 Там же, стр. 420. 5 Ср. у Пушкина в «Кавказском Пленнике»: пленник хотя и находится в зоне расположения войск, но он не военный, а «путник», сознательно покинувший родину: Отступник света, друг природы, и т. д. Сноски к стр. 225 6 Тойбин И. Поэма Баратынского «Эда». — «Русская литература», 1963, № 2, стр. 117. 7 Бестужев-Марлинский А. А. Сочинения в двух томах. М., Гослитиздат, 1958, т. 2, стр. 628. 8 Баратынский Е. Эда, финляндская повесть и Пиры, описательная поэма. СПб., 1826, стр. 2—3. Сноски к стр. 226 9 Баратынский Е. А. Эда..., стр. 32—34. 10 Тойбин И. Поэма Баратынского «Эда». — «Русская литература», 1963, № 2, стр. 119. 11 Там же. Сноски к стр. 227 12 Некрасов Н. А. Полн. собр. сочинений и писем. М., Гослитиздат, 1950, т. IX, стр. 48 (курсив в тексте статьи). См. также стр. 56. 13 Это отмечено Пушкиным: «перечтите сию простую восхитительную повесть; вы увидите, с какою глубиною чувства развита в ней женская любовь» (Пушкин А. С. Полное собр. соч. в 10 томах. М. — Л., Изд-во АН СССР, 1949, т. VII, стр. 224). Сноски к стр. 228 14 Баратынский Е. А. Стихотворения..., стр. 366. Портрет Елецкого не развернут, однако в нем есть характерно-романтические детали, например «поза задумчивости» («Елецкой с думою немою поник печально головою...» и т. д.). В редакции 1842 г.: «...взор, отуманенный мечтой» и т. д. 15 Баратынский Е. А. Стихотворения..., стр. 369. Сноски к стр. 229 16 Козлов И. И. Полн. собр. стихотворений, стр. 322. 17 «Московский телеграф», 1825, № 8, стр. 317. 18 «Новости литературы», 1925, кн. 13, стр. 105. Сноски к стр. 230 19 Баратынский Е. А. Стихотворения. Поэмы, Проза, Письма, стр. 366. 20 Там же, стр. 385. 21 Баратынский Е. Стихотворения, М., 1835, ч. II, стр. 130 (в редакцию 1842 г., глава, из которой мы приводим эту цитату, не вошла). 22 Баратынский Е. А. Стихотворения. Поэмы, Проза, Письма, стр. 468. 23 Там же, стр. 444. Сноски к стр. 231 24 В свете отмеченных выше фактов вырисовываются интересные особенности конфликта в «Горе от ума» Грибоедова: роль «момента возвращения» центрального персонажа, передвижение событий, предшествующих этому моменту, в предысторию и т. д. В целом же соотношение конфликтов в русской романтической поэме и в комедии Грибоедова — это специальная проблема. 25 Баратынский Е. А. Стихотворения. Поэмы, Проза, Письма, стр. 481. 26 Пушкин А. С. Полное собр. соч. в 10 томах, т. VII, стр. 84—85. Сноски к стр. 232 27 Баратынский Е. А. Стихотворения. Поэмы, Проза, Письма, стр. 365. В этой связи интересен явный параллелизм следующих затем строк («Так чародейка иногда себе волшебством тешит очи: над ней слились из облаков великолепные чертоги...» и т. д.) с лирическим стихотворением Баратынского: Чудный град порой сольется 28 Там же, стр. 376. Сноски к стр. 233 29 Баратынский Е. А. Указ. соч., стр. 398—399. 30 Киреевский И. В. Полное собр. сочинений в двух томах. М., 1911, т. II, стр. 52. 31 Баратынский Е. А. Стихотворения. Поэмы, Проза, Письма, стр. 394. Сноски к стр. 234 32 Баратынский Е. А. Указ. соч., стр. 444. 33 Там же, стр. 393—394. 34 Огарев Н. П. Избранные произведения. М., Гослитиздат, 1956, т. 2, стр. 474. 35 Баратынский Е. Стихотворения, М., 1835, ч. II, стр. 134. Сноски к стр. 235 36 Баратынский писал, что ему удалось в «Наложнице» победить трудность — создать поэму, исполненную движения, «как роман в прозе» (Баратынский Е. Стихотворения, поэмы..., стр. 495). 37 Киреевский И. Полное собр. соч., т. II, стр. 50. 38 В первоначальной редакции это специально мотивируется: Скрывать лице под маской душной, (Баратынский Е. Стихотворения. М., 1835, ч. II, стр. 124).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |