АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

К 50-ЛЕТИЮ СО ДНЯ КОНЧИНЫ ПРОФЕССОРА ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА СИНАЙСКОГО

Читайте также:
  1. Авантюра Василия Косого
  2. БИБЛИОГРАФИЯ ОСНОВНЫХ НАУЧНЫХ ТРУДОВ ПРОФЕССОРА, ДОКТОРА ПРАВА ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА СИНАЙСКОГО
  3. Биография Николая Ивановича Пирогова
  4. д.т.н., профессора Дементьева Вячеслава Борисовича
  5. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ПРОФЕССОРА, ДОКТОРА ПРАВА В.И. СИНАЙСКОГО
  6. Молитва свт. Василия Великого
  7. Молитва свт. Василия Великого
  8. Молитва свт. Василия Великого
  9. НАУЧНЫЕ СВЯЗИ ПРОФЕССОРА ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА СИНАЙСКОГО С ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИМИ УЧЕНЫМИ
  10. Обход зам. главного врача Наготко И.В., профессора, д.м.н. Батвинкова Н.И. и заведующего отделением Сушко А.А.
  11. Отделение 7. О тех, которые во время кончины не прилагают попечения о своем спасении, но пишут завещания и отдают приказы о том, над чем не имеют власти

21-го сентября 1979 г. исполняется 50 лет со дня кончины в Брюсселе одного из видных представителей старшего поколения русских юристов, Доктора права Василия Ивановича Синайского, Профессора Юрьевского, Варшавского, Киевского и Латвийского университетов.

То, что в нем поражало, это соединение трех качеств: смелый полный мысли, в которой глубокий анализ сочетался с широким синтезом, уважение и любовь к Человеку (с большой буквы) и молодость его души, полной энтузиазма, которым он заражал своих слушателей и собеседников.

Родился Василий Иванович 25 июля 1876 г. в Тамбовскойгубернии, в семьеправославного священника. Рано оставшись сиротой, по окончании духовной семинарии отправляется он вместе с товарищем во Францию, где поступает на медицинский факультет, желая посвятить себя служению людям на поприще борьбы с раком.

Будучи вынужденным вернуться в Россию и желая поскорее стать на свои ноги, он переходит на юридический факультет в Юрьеве, по окончании которого ему предлагают остаться при университете для подготовки к профессорскому званию, при кафедре догмы и истории римского права.

Но еще до начала своей профессорской деятельности он работает молодым присяжным поверенным в Смоленске, где вскоре приобретает известность, выигрывая трудные дела.

Так, во время русско-японской войны был он назначен казенным защитником солдата, обвинявшегося в краже церковной утвари и святотатстве. В военное время подобные преступления карались весьма строго. Василий Иванович представил это дело в ином свете: отправляясь на фронт, по дороге на вокзал солдат зашел в открытую церковь помолиться и захватил с собой крышечку с крестом от кадила и еще какой-то небольшой предмет с изображением креста, не с целью обогащения, а как благословение в надежде на то, что они спасут его на войне. Защитник указал на веру солдата в силу священных предметов, которые к тому же не представляли большой материальной ценности, и на отсутствие намерения скрыть их, т.е. украсть. После заседания суда председатель поздравил защитника, сказав ему: «Вы спасли человека!» – Солдат был оправдан.

Несмотря на успех и хороший заработок (на третий год своей практики он yже зарабатывает 12.000 золотых рублей), его влекут к себе наука и профессура, и он покидает адвокатуру и переходит на университетский оклад в 1200 золотых рублей в год.



Проведя год в бельгии (в 1905/1906 г.), где он научно работает в библиотеках в Брюсселе, в частности в Социологическом институте, Василий Иванович возвращается в юрьев, где представляет работу на «pro venio legendi» на тему «Подушный надел в древнем риме».

В 1907 г. факультет избирает его приват-доцентом по кафедре догмы и истории римского права, а затем, в 1909 г., по защите магистерской диссертации, экстраординарным профессором на кафедру гражданского права.

В 1910 г. он состоит профессором по кафедре римского права в Варшаве, а осенью 1911 г., по приглашению университета Св. Владимира, переходит на кафедру гражданского права в Киеве, где в 1913 г. защищает докторскую диссертацию. Тема обеих диссертаций: «Очерки по истории землевладения и права в древнем Риме», в 2-х томах. Кроме того, он издает другой интересный труд, явившийся плодом его долголетних исследований и командировки на Кавказ, под заглавием: «Древне-римская община в сравнении с русской казачьей общиной», за которым следует «Русское гражданское право» в 2-х томах.

Помимо университета, он читает лекции в других высших учебных заведениях в Киеве, состоит директором основанного им в 1917 г. Юридического института, преобразованного впоследствии в Социологический, где, кроме юридических предметов, читает также курс социологии и принимает участие в юридической прессе.

С 1922 года, по приглашению Латвийского университета в Риге, он состоит бессменно, в течении 22-х лет, ординарным профессором по кафедре гражданского права, преподает необязательный практический курс «Методология юридических наук», а также в течение нескольких лет по поручению факультета читает курс «История и догма римского права» и преподает в других высших учебных заведениях.

Как в Киевском, так и в Латвийском университетах ведет он основанный им научно-исследовательский семинар по вопросам гражданского права, труды которого публикуются в Университетских Известиях или в юридических журналах.

‡агрузка...

В Риге им было основано общество «Эквитас» (Aequitas), издававшее журнал «Юрист» (на латышском языке), редактором которого является oн сам; он принимает участие в юридической прессе, состоит постоянным сотрудником «Латвийской энциклопедии», где ведет отдел римского права, работает в течении 4-х лет юрисконсультом при Министерстве финансов. за границей он был членом «Société d'Histoire du droit» в Париже, «American Academy of Political and Social Science» в Филадельфии, «Comitato scientifico della Rivista di diritto agrario» во Флоренции, «Instituto di studi legislativi» в Риме…

В 1936 г. в Риге было отмечено его шестидесятилетие и одновременно тридцатипятилетие его научной деятельности.

В связи с этим в Риге била издана под заглавием «Vassili Sinaiski opera» составленная его учениками полная библиография всех его научных трудов и статей, опубликованных как в России, Латвии, так и за границей (около 500).

Его основные труды относятся прежде всего к областям гражданского и римского права.

В области гражданского права, В.И. Синайский своей научной задачей считал не чистую догматику права, а изучение основных принципов, их развитие и реализацию не только в системе действующего права, но в определенной гражданско-правовой среде, в так называемом социологическом обществе.

Что касается римского права то в отличие от догматиков В.И. Синайский пытался доказать, что грандиозное построение римского права не было создано по определенному плану, но выросло в процессе исторического развитая из норм положительного права, действовавших, с одной стороны, в публичном, с другой – в гражданско-правовом обществе, причем автор в особенности подчеркивает то, что в древние времена сакральное право, находившееся в ведении юристов-жрецов, имело бóльшее значение, чем светское право, что объясняется теоретическим построением древне-римской жизни.

Что касается светского права, то, по мнению ученого, в нем следует различать разные «слои», из которых древнейшим является так называемое квиритское право, носившее военно-сакральный характер; многие институты частного права выросли из публичного права, когда с расширением древне-римской государственности замкнутое квиритское братство (об­щина) стало народным братством (populus).

Хотя всю свою жизнь В.И. Синайский был профессором-юристом и хотя его научные труды относятся прежде всего к юридической области, в своей научно-исследовательской работе он не ограничивался лишь вопросами права, но посвятил ряд своих исследований вопросам древней культуры, изучению и сравнению древних календарных систем, происхождению древней хронологии (пользуясь для этого найденным им сравнительным методом истолкования и согласования источников и другими комбинированными методами), проблемам сравнительного фольклора, в частности юридического, в котором видел хранилище древнего научного знания и т.д.

Знание древних языков помогало ему в его научно-исследовательской работе.

Свои работы проф. В. И. Синайский публиковал на русском, латышском, французском и немецком языках, войдя в семью европейских ученых.

Ввиду все возрастающего в наше время интереса к фольклору, желательно было бы обратить внимание молодых исследователей на оригиналь­ный научный подход В.И. Синайского в этой отрасли древней культуры.

Вопреки распространенному мнению, приписывающему создание мно­гообразных форм старинного фольклора исключительно творческой фантазии народа как коллективного автора, В.И. Синайский видел в них источник древней науки, носившей теоретический характер.

Ученые-жрецы, знавшие законы астрономии, в частности закон процессии, и следившие за «движением неба», устанавливали календарные системы, согласуя с ними культовые церемонии, за которые они были ответственны так же, как и за организацию общественной жизни.

Они же преимущественно являлись безличными авторами гимнов, псалмов, мистических драм, эпоса, поэм, сказок и других видов так называемого «фольклора».

С целью его сохранения это научное культовое знание облекалось в такую форму, которая была бы краткой, занимательной, доступной для усвоения народом, знавшим лишь устную традицию, и для точной передачи из поколения в поколение. В частности малые народы, заброшенные острова, тундра, кайма материков … хранят в наиболее чистом виде остатки древней культуры.

<…>

Прежде чем закончить этот далеко не полный очерк, следует добавить несколько слов об отношении В.И. Синайского к своим слушателям. относясь к студентам, как к своим «младшим коллегам», проф. В.И. Синайский считал своей задачей не просто подготовить их к разрешению тех или иных казусов, но и научить их научно мыслить, чтобы в дальнейшей жизни они были бы не сухими догматиками, а до некоторой степени «творцами» правовых норм, когда к тому представится случай. В то же время он стремился развить их кругозор, более широкий и глубокий взгляд на жизнь, их человеческие духовные и душевные качества, столь же необходимые для их будущей профессии, как и знание предмета. По его инициативе факультет включил в университетскую программу несколько платных часов в месяц, предназначенных для приема и бесед со студентами, нуждавшимися в руководстве. Собеседования эти происходили в специально оборудованном для научно-исследовательской работы кабинете, находившемся в одном из университетских зданий. Это нововведение, ценившееся молодежью, считалось признаком «прогрессивного» духа молодого Латвийского университета, основанного в 1919 г.

Другая возможность для бесед студентов с профессором представлялась в студенческих корпорациях (германская средневековая традиция, сохранившаяся в Прибалтике); наконец, следуя традиции, принятой в русской университетской среде, некоторые студенты старшего курса, оставленные при университете, ассистенты и т.п. имели доступ к профессору и у него на дому.

Будучи интересным лектором, но строгим, хотя и справедливым экзаменатором, лекции проф. Синайского привлекали к себе не только юристов и экономистов[3], но и слушателей других факультетов.

Вот что пишет о лекциях, семинарах и экзаменах одна из его бывших слушательниц в Риге, Валентина Юльевна Дзеллзитис, ныне проживающая в США: «Мы, студенты, ждали их (лекций) с нетерпением и интересом. Даже если мы знали наперед, о чем Проф. Синайский будет читать, мы никогда не знали как, и что он скажет… Неспеша входил он в аудиторию, всходил на кафедру, останавливался и окидывал взглядом студентов. В ответ на их приветствия, на лице у него появлялась такая особая «знающая» и немного лукавая улыбка. Потом он садился, закрывал глаза, и когда в аудитории воцарялась тишина, негромким голосом произносил, или короткую фразу, или даже только одно слово, которое должно было характеризовать сегодняшнюю лекцию. Это всегда было неожиданное, яркое сравнение, оригинальная метафора, ключ к пониманию принципов, о которых будет речь в лекции. Это не только помогало нам понять сущность предмета, но и привязывало нашу память к предмету, облегчало запоминание и «зубрежку».

На семинарах, где контакт с профессором был интенсивным и непрерывным, в особенности на старшем семинаре, на котором количество участников было ограниченным, Василий Иванович имел обыкновение прерывать свою речь вопросом по существу, направленным к определенному студенту. как ждала я и как боялась этих вопросов! Боялась не найти быстрого и хорошего ответа; ждала потому, что своим вопросом Профессор высказывал свое доверие к твоим способностям найти ответ.

Если действительно удавалось найти меткий ответ и прочесть одобрение во взгляде Василия Ивановича, как разгорался наш «академический энтузиазм», как поднималась вера в свои умственные силы, как легко казалось постичь всю премудрость!

Лекции его нас увлекали еще и потому, что как бы сух и формален не был предмет, Василий Иванович всегда ставил в центр его Человека, (Человека с большой буквы). Этого Человека он видел в каждом студенте и умел вытянуть его из самых глубин подсознанья на поверхность.

Но то, что привлекало студентов в лекциях Василия Ивановича, отпугивало их от его экзаменов.

Экзаменационные вопросы никогда не ограничивались текстом учебников или содержанием лекций. Студенты должны были показать не только знание предмета, но и способность юридически мыслить. Предмет нужно было и усвоить, и продумать. Разумеется примитивная зубрежка была недостаточной подготовкой… Экзамены были устные и их можно было держать или у самого профессора Синайского, или у молодого профессора, его ассистента, к которому стремилось большинство студентов, ввиду того, что у профессора Синайского можно было вызубрить весь предмет и все-таки провалиться. Так как зубрежка мне всегда была трудна и противна, экзамен у Василия Ивановича был для меня всегда праздником. Для примера приведу такой вопрос: «Если бы наше (латвийское) законодательство приняло в чистом виде такой-то закон римской догмы…, каков был бы практический результат? какое влияние на общество? мог бы этот закон функционировать в наше время? Должны ли мы были или нет ввести этот закон? Почему? – Дайте мне ваш анализ…»

Помимо университетской работы и лекций в других высших учебных заведениях, В.И. Синайский принимал живое участие в общественной жизни, как латышской, так и русской. Он выступал на «Днях русской культуры» (в 1937 г., по случаю юбилея Пушкина, его доклад впоследствии опубликованный, был посвящен «Пушкину в праве»), давал бесплатные консультации в «Обществе духовной помощи», состоял председателем «Общества ревнителей искусства и старины – Акрополь», основанного при его участии. В 1933 г. Общество это устроило в Государственном музее в Риге обширную выставку «Русская живопись за 200 лет». Картины были получены из рижских частных собраний.

Читал он и публичные лекции на разные темы, в частности о фольклоре, подходя к нему с научной точки зрения, а также по другим вопросам. впоследствии лекции эти были собраны в виде небольшой отдельной книги, вышедшей на латышском и русском языке, под общим заглавием «Жизнь и человек» (философско-психологические очерки, посвященные современному человеку). В первой части речь идет о природе человека, строении личности, ее видах нормальных и ненормальных. Во второй – о жизненных положениях (статусах) человека, в третьей – об его исканиях (динамика) в области любви, счастья, смысла жизни, творчества и т.д. … По словам автора, «эта книга является своего рода кратким и общедоступным пособием к познанию человеческой жизни («человекословие») вообще и своей жизни, в частности, и ее цель – посильно помочь людям на их жизненных, многотрудных путях…».

В заключение приведу цитаты из этой книги, характерные для мировоззрения автора, верившего в необходимость «соединения своего малого «я» с большим человеческим «Я» и даже со всей вселенной»:

… «Быть субъектом жизни – не значит только родиться, имея внешний образ человека, но своими усилиями сделаться человеком, включив в себя «общечеловека» и даже всю вселенную через слияние с нею, как максимальное осуществление личности…»

И в другом месте: «… тот, кто признает общий план жизни, тот, в частности, большей частью, долголетен, даже «случайности» как будто берегут его. Во всем для него есть смысл… Только в холодном одиночестве своей отделенности и от людей, и от всего в мире человек ощущает бессмыслицу жизни, и это потому, что смысл жизни не в отделенности, а во всем богатстве и разнообразии частей целого. и тогда человек понимает, что такое честь и достоинство… что такое долг, как великая сила, возвышающая человека, рождающая в нем истинное уважение к самому себе и ведущая за собою спокойную, полную достоинства встречу той гостьи, которая придет в свое время, чтобы дать покой Человеку до нового пробуждения в вечном плане всего возвращающегося к жизни…»

Из русских писателей наиболее близкими В.И. Синайскому были Пушкин и Достоевский, которых он часто цитировал, в особенности последнего.

 

 

Наталия Синайская


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.008 сек.)