АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что касается, далее, научных направлений в русской цивилистике, то в этом отношении она шла и идет большей частью за западноевропейской цивилистикой

Читайте также:
  1. I. Понятие об обязательстве как обязательственном отношении
  2. БИБЛИОГРАФИЯ ОСНОВНЫХ НАУЧНЫХ ТРУДОВ ПРОФЕССОРА, ДОКТОРА ПРАВА ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА СИНАЙСКОГО
  3. В ожидании научных доказательств
  4. В отношении каждого нормативно-правового акта определяются
  5. В отношении кого частным охранникам запрещается применять огнестрельное оружие? (5-6 разряд)
  6. Вариативность позиций в соотношении социального статуса и уровня родительской мотивации
  7. Виды разрешительных документов в отношении товаров, попадающих под экспортный контроль и документы, необходимые для их получения соответствующих разрешений
  8. Владимир Иванович Буртовой Щит земли русской
  9. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОЙ ФОНЕТИКИ
  10. Глава 1.Социальна политика в отношении детей-инвалидов
  11. Далее, для того, чтобы правонарушение имело место, необходимо а) причинение вреда и б) нарушение права лица.
  12. Действие военных кораблей в отношении гражданских судов в зоне вооруженного конфликта.

Правда, теория естественного права не оказала в свое время большого влияния на русскую цивилистику, но влияние исторической школы было очень значительно. Целый ряд выдающихся ученых (Мейер, Капустин, Неволин и др.) отдали дань историческому направлению. В особенности много внимания было уделено наследственному праву (Никольский, Беляев, Цитович, Кавелин и др.). Понятно, что господство исторического направления было неблагоприятно для догматической разработки русского гражданского права. Лишь со времени судебной реформы 1864 года, догматическое направление стало завоевывать себе более определенное место в русской цивилистике. Это направление особенно укрепилось в последнее время с усилением и созданием проекта гражданского уложения. Новое законодательство, как и проект, требуют от русских цивилистов прежде всего догматической разработки. Целый ряд юридических журналов служит тому лучшим доказательством. Философское направление в различных своих течениях все более и более захватывает также русскую цивилистику. Объясняется это, быть может, отчасти и наклонностью вообще русской интеллигенции к философствованию, но в особенности – задачами нашего времени в области законодательства и у нас, и на Западе, ввиду усложнения гражданского оборота с его социальными противоречиями. Философское течение идет в направлениях доктрины естественного права (Новгородцев, Штаммлер и др.) и политики права (Петражицкий, Антон Менгер, Оффнер, Леманн и др.) Политико-пра­вовое течение ставит своей задачей преобразовать существующий гражданско-правовой порядок на новых началах, оно стремится показать, каким следует быть гражданскому праву. Но самый вопрос о том, что должно при этом служить критерием: интересы народного хозяйства, экономический материализм, естественное право, «правильное» право, общественный идеал, индивидуализм как идеальный предел права, интуитивное право или что другое – остается открытым. Преобразование нашего гражданского законодательства также благоприятствует в настоящее время политико-правному течению философской мысли в русской цивилистике.

Реальность гражданского права Правоотношения и гражданский оборот Виды гражданского права Характеристика современного гражданского права



I. Теории

Положительное право – это действующее или действовавшее право и притом не данное извне, самой природой вещей (естественное право), а установленное. Оттого, что оно установлено, оно приобретает для всех обязательный характер. Твердость гражданского оборота может быть лишь обеспечена установленным, или положительным правом. Но что такое положительное право по существу, реально ли оно, и если да, то в чем его реальность – все эти вопросы остаются до настоящего времени открытыми.

1. В ответ на эти вопросы существует несколько теорий.

a. Хорошо известная теория Петражицкого (опытно-психологическая теория), которая рассматривает право «как своеобразное сложное психическое явление», признает «природу и причинные свойства права как своеобразного причинного фактора социально-психической жизни». Отсюда, право не есть чьи-либо веления или приказы (нормативные факты), не есть и нормы права (фантастические величины, эмоциональные проекции или фантазмы, идеи правно-должного). Право реально как особое психическое явление императивно-аттрибутивного этического характера. Реальность права состоит в том, что оно есть «психический фактор общественной жизни» и что «оно действует психически». Отсюда и задачи, и идеал права сводятся к разумному направлению «индивидуального и массового поведения посредством соответственной массовой мотивации», к совершенствованию «человеческой психики», достижению «совершенного господства действенной любви в человечестве». В конечном итоге право стремится исчезнуть, так как оно существует «из-за невоспитанности, дефективности человеческой психики»; идеал права, поэтому, не внутриправный, а сверхправный. Таким образом, правно-философский идеализм приводит Петражицкого, его учеников и последователей к признанию реальным правом не нормы права, а особого рода психические переживания императивно-аттрибутивного этического характера.

b. Изложенная теория вызывает возражение прежде всего с точки зрения сведения права к психологии, хотя бы и имеющей своим предметом правовые переживания, правовую психику. Поэтому другие ученые (Спекторский) отличают юридическую жизнь человека от физической и психической его жизни, видят ее в особом юридическом существовании человека, не совпадающем с его физическим и психическим существованием. Право – это особый юридический мир. В нем имеется своя юридическая воля, свой юридический обиход и такие составные его части, как судебное учреждение и его решение или действующее положительное право. Этот юридический мир поэтому реален. Его эмпирия – юридические явления. Именно, все события в юридической жизни лиц, все проявления юридической воли, все решения судебных учреждений, все нормы действующего права, юридические события удостоверяются и доказываются совершенно эмпирическим, наглядным образом. Впрочем, положительное право действительно не только в смысле всех внешних явлений, оно «действительно» и в ином смысле: не наивного эмпиризма и материализма, а соответствия известной принципиальной норме (Gültigkeit). Но юридический мир есть лишь часть более широкого мира человека – морального мира. В этом мире личность человека с особой моральной волей подчинена «этическим в широком смысле законам, в число которых входят и юридические нормы». «Каждый нормальный человек живет физическою, душевною и моральною жизнью». «Моральный мир человека это его третье измерение». Человеческое общежитие есть не только физическое и психическое взаимодействие людей, но также и моральное. Правосознание и правовые эмоции находятся в пределах психического общения, но все принадлежности юридического обихода, как и само государство, юридически конструируемое, и положительное право лежит в области морального общения людей.

‡агрузка...

c. В литературе была также сделана попытка приравнять положительное (объективное) право к таким духовным продуктам, как произведения литературы и искусства и этим показать, что реальность духовных продуктов не физическая и не психическая. Духовные продукты, в том числе и право, объединяются в понятии «культурного блага».

Как бы ни понимать и ни конструировать положительное право, несомненно одно, что оно действительно как явление, сосуществующее гражданскому порядку, признанное нормировать общественную жизнь. Оно действует не только непосредственно, психически на человека, устанавливая его отношения к другим лицам, определяя его поведение с ними, возвышая его существо (unus homo nullus homo), но и непосредственно, созданием тех правовых учреждений (юридического обихода), которыми регулируется поведение человека в отношении других лиц и вещей в гражданском обороте. Таким образом, положительное право есть синоним установленного порядка в общественной жизни людей (правопорядка), поддерживаемого не только сознанием его необходимости (правовыми переживаниями), правосознанием, но и особыми учреждениями (институтами), – этой своего рода кристаллизацией правосознания.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.009 сек.)