АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Источник

Читайте также:
  1. I СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
  2. I. IIонятие, виды и соотношение источников МЧП.
  3. I.4. Источники римского права
  4. II. Проблема источника и метода познания.
  5. Авторитаризм — источник отклоняющегося поведения
  6. Акмеизм как литературная школа. Основные этапы. Эстетика, философские источники. Манифесты.
  7. Анализ имущества организации и источников его финансирования.
  8. Анализ источников финансирования инвестиционных проектов
  9. Анализ наличия, состава и динамики источников формирования капитала предприятия
  10. Анализ равновесия между активами предприятия и источниками их формирования. Оценка финансовой устойчивости предприятия
  11. Анализ состава, структуры, источников формирования капитала организации и эффективности его использования.
  12. Анализ цены собственных и заемных источников.

Послания Ивана Грозного являются, пожалуй, одним из самых крупнейших и ярких памятников древней русской литературы. В них царь предстаёт нам не только грозным правителем, но и искусным литератором, хорошо владеющим словом.

Что касается самого источников — это:

Послания Ивана Грозного Курбскому (первое и второе),

Послание в Кирилло-Белозерский монастырь,

Послание английской королеве Елизавете,

Послание Василию Грязному,

Послание Симеону Бекбулатовичу,

Послание Сигизмунду II от имени боярина Воротынского

Эти послания входят в издание 1951 года, выпущенное Академией наук СССР Москва- Ленинград, в серии Литературные памятники, тиражом 4000 экземпляров. Над текстом данной публикации работали

Д.С. Лихачев,советский и российский филолог, литературовед, член академии РАН и АН СССР, и Я.С. Лурье, советский и российский историк, литературовед, перевод текста с древне-русского принадлежит Я.С. Лурье, редактор В.П. Адрианова-Перетц, известный русский и советский литературовед.

Послания Ивана Грозного относятся к эпистолярным источникам. Они чрезвычайно интересны, так как царь не обязан был соблюдать какие-либо каноны и правила,он мог в полной мере раскрыть свой талант писателя, который у него без сомнения был. Не смотря на то,что эти послания предполагались как личные, они зачитывались и перед простыми людьми, так в то время было заведено.

Источники эти цены прежде всего тем, что это не мнение со стороны или наблюдения исследователей и современников, это личное мнение царя, выражение его собственных позиций, хотя не все оригиналы, к сожалению, уцелели, поэтому приходиться надеяться на добросовестность тех кто делал копии и списки. Например, первое послание Курбскому издавалось неоднократно, но только по спискам XVII и XVIII веков, в основе которых лежит текст враждебной Ивану IV рукописной традиции, поэтому для создания самого близкого к оригиналу текста нужно привлекать другие списки.

Что касается временных рамок, то все послания написаны в разное время и более того даже те послания которые относятся к одному циклу имели большой временной разрыв, так первое послание Курбскому было написано в 1564 году, а второе в 1577. но для всех использованных источников характерно то,что они были написаны во второй половине правления Ивана Грозного, уже после разрыва отношений с Избранной радой и введения опричнины.

Почему же эти послания Ивана IV представляют такую высокую историческую и культурную ценность? Для истории ценность их заключается в том, что в них можно проследить текущую на тот момент обстановку в стране, при дворе царя, а также в международных отношениях. Поскольку это не официальные документы, тут нет каких-либо формальных отчётов, но,как например, в послании английской королеве Елизавете мы можем судить об обострении дипломатических отношений с Англией. В посланиях Курбскому можно найти некоторые причины разрыва отношений с Избранной радой и перемены в поведении царя. Но самое главное в них это личная оценка царя, его реакция на происходящие события. По ней мы можем судить не только о его собственных взглядах, но также составить портрет его личности. Хотя эту информацию необходимо тщательно фильтровать, так как послания личные, а потому наполнены эмоциями, не редко встречаются преувеличения и попытки показать события в выгодном для себя свете. Следовательно, как единый исторический источник эти послания рассматривать нельзя, для этого следует использовать дополнительные летописи документы и тому подобное, но эти послания могут дать не менее ценные сведения, а именно показать все события в том свете в котором их видел сам Иван Грозный, без дипломатической корректности и иных сдерживающих факторов. Мы можем «посмотреть» что творилось в голове царя, прочитать его собственные мысли,что является исключительно важным для того,чтобы понять в чём заключались его представления о роли русского государя и идеологии государства.

Нельзя забыть и об огромной ценности посланий как литературного произведения. Грозный являлся поистине одним из самых талантливых и выдающихся авторов своего времени. Он также был и новатором. Иван IV отходит от общепринятых канонов, а именно вводит в свои послания обороты просторечия, а также использует и некоторые оскорбительные слова, как то «пёс» и «пошлая девица» в отношении английской королевы. Грозный явно не боялся осуждения своих оппонентов. Так же следует отметить как мастерски переданы в его посланиях интонации, так в посланиях Курбскому он всевластный государь для которого все прочие рабы и смерды, а в послании Симеону Бекбулатовичу он сам перевоплощается в холопа, который «челом бьет», и роль эта им сыграна мастерски. Иван IV так же часто прибегает к цитированию священных писаний, что демонстрирует его эрудированность. Как и писали его современники Иван Грозный действительно был «словесной мудрости ритор».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)