АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава XII. Действие

Читайте также:
  1. I. ГЛАВА ПАРНЫХ СТРОФ
  2. II. Глава о духовной практике
  3. III. Глава о необычных способностях.
  4. IV. Глава об Освобождении.
  5. XI. ГЛАВА О СТАРОСТИ
  6. XIV. ГЛАВА О ПРОСВЕТЛЕННОМ
  7. XVIII. ГЛАВА О СКВЕРНЕ
  8. XXIV. ГЛАВА О ЖЕЛАНИИ
  9. XXV. ГЛАВА О БХИКШУ
  10. XXVI. ГЛАВА О БРАХМАНАХ
  11. Аб Глава II ,
  12. Алгоритм отцепки и введения в действие ЗП

Специфически человеческое действие сформировалось в труде, как акт трудовой деятельности. Совокупность действий, выполняю-

щих определенную общественную функцию, составляет определенный вид трудовой деятельности.

Так как трудовая деятельность — это всегда деятельность, на­правленная на производство конкретного продукта, действие челове­ка всегда направлено на конкретный результат. Но одно и то же действие может дать множество различных результатов; некоторые из них могут непроизвольно и непреднамеренно воспоследовать из не­го, но поскольку деятельность человека, и прежде всего трудовая, является деятельностью сознательной, какой-то из этих результатов является непосредственно осознаваемой целью действующего субъекта. Сознательный, целенаправленный характер человеческого действия является специфической его чертой.

Однако, как ни существенна цель, одной ее для определения действия недостаточно. Для осуществления цели необходим учет условий, в которых ее предстоит реализовать. Соотношение цели с условиями определяет задачу, которая должна быть разрешена действием. Целенаправленное человеческое действие является по су­ществу своему решением задачи. Отношение к этим условиям, сочетаясь с отношением к цели, составляет внутреннее психоло­гическое содержание действия. Задача, в которой цель соотнесена с условиями, определяющими ее осуществление, определяет пси­хологическое строение действия. Поскольку внутренние психи­ческие процессы у человека обнаруживают то же строение, что и внешнее действие, есть все основания говорить не только о внешнем, но и о внутреннем действии.

Достижение результата, составляющего цель конкретного дейст­вия, может в силу своей сложности потребовать целого ряда актов, связанных друг с другом определенным образом. Эти акты, или звенья, на которые распадается действие, являются частичными действиями, или операциями. Поскольку их результат не осознается как цель, они не являются самостоятельными действиями;

но в отличие от движений операции — не просто механизмы, посредством которых осуществляются действия, а их составные час­ти.

Всякое действие, направляясь на определенную цель, исходит из тех или иных побуждений. Более или менее адекватно осознанное побуждение выступает как мотив. То или иное побуждение — по­требность, интерес — становится для человека мотивом действия че­рез соотнесение его с целью, так же как, с другой стороны, объект, на который направляется действие и который побуждает к нему, становится целью действия через соотнесение с мотивом. Мо­тивы поведения, как они осознаются действующим субъектом, представляют собой отражение его побуждений, более или менее опосредствованных господствующей идеологией, представлениями индивида о должном и дозволенном.

Конкретная мотивация реального действия, исходя из соотноше­ния побуждения с целью, однако, никак не исчерпывается им.

Она включает осложняющее и видоизменяющее основной мотив отношение индивида к реальным обстоятельствам той конкретной жизненной ситуации, в которой должно быть осуществлено действие. Всегда более или менее многообразное и часто противоречивое от­ношение к условиям действия, соотносясь с отношением к цели, при­дает мотивации ее конкретность, жизненную содержательность и по­рой противоречивость.

То, что в качестве предмета, становящегося затем целью деятель­ности, побуждает человека к действию, должно быть значимо для него: именно осуществляющееся в действии отношение к тому, что значимо для субъекта (и что поэтому становится для него пережива­нием), является источником, порождающим действие, — его мотивом и тем, что придает ему смысл для субъекта. При этом личностная значимость той или иной возможной цели для человека как существа общественного обсуловлена и опосредована его общественной значи­мостью. В каждом человеческом действии неизбежно устанавлива­ется то или иное отношение между общественно и личностно значимым для человека. Предмет человеческого действия — это всег­да предмет, включенный в отношения между людьми. Отношения к предметам — возможным целям его действий — неизбежно опосре­дованы у человека общественными отношениями. Каждое предметное действие человека является, таким образом, актом общения, в кото­ром для действующего субъекта раскрывается не только предметный мир, включаемый этим действием, но и определяющее это действие и в него включающееся содержание общественной жизни. Таким об­разом, в корне преодолевается фетишистское представление о дейст­вии человека как о натуральном образовании («реакции»); в его семантическом (смысловом) содержании раскрывается его общест­венная сущность, включенная в общественные отношения.

Проблема генезиса и развития человеческого действия, как семан­тическая проблема, неразрывно связана с проблемой генезиса челове­ческого сознания на основе общественной практики. Как сами предметы, порожденные в практике, переделывающей природу и со­здающей культуру, так и их значения (ср. главу, о речи) порождаются в действии. В свою очередь применительно к этим новым предметам, имеющим специфические для человеческого мира значения, возникают и новые действия, имеющие новое значение и новый смысл. Порождение человеческого предметного мира и челове­ческого сознания в процессе действия и специфически человечес­кого действия в процессе порождения человеческих предметов, значение которых определяется их функцией в человечес­ком мире, — две стороны единого процесса.

Каждым действием, направленным на тот или иной предмет или вещественный результат, человек неизбежно соотносится с челове­ком, воздействует как-то на других людей, на свои взаимоот­ношения с ними. Когда действие осознается самим действующим субъектом в этом своем качестве, оно становится поступком.

Поступок — это действие, которое воспринимается и осознается действующим субъектом как общественный акт, как проявление субъекта, которое выражает отношение человека к другим людям.

Один прекрасный музыкант, слушая рассуждения о том, что исполнение музыкального произведения является результатом звуко-двигательных координации, переводом слуховых образов в движения, как-то воскликнул: «Да, да, это все так, но это совсем не то:

настоящее музыкальное исполнение — это музыкальный поступок». Этот музыкант, очевидно, переживал свое исполнение не просто как производство более или менее музыкальных звучаний, но вместе с тем и как проявление своей человеческой личности, посредством которого он вступал в общение с другими людьми.

Когда Л. Н. Толстой написал «Не могу молчать» или Н. Г. Черны­шевский свой роман «Что делать?», когда А. М. Горький опубликовал «Мать», они не просто создали статью или литератур­ное произведение, они совершили определенный поступок. Челове­чество хранит обычно особую память именно о тех литературных произведениях, которые с объективной стороны были не только литературным, но и общественным событием, а с субъективной — общественным поступком.

Когда у нас рабочий добивается исключительных производствен­ных достижений, движимый сознательным стремлением содейство­вать защите Родины, он совершает определенный поступок, а не только ту или иную производственную операцию. Никак не сводя социальной сущности явления к его психологическому аспекту, нужно все же признать, что здесь между действием и поступком имеется и психологически значимое различие в характере и источ­нике мотивации. То или иное общественное содержание объективно имеет каждое человеческое действие, но вопрос заключается в том, осознается ли оно, отражается ли оно в сознании действующего субъекта и является ли сознательным мотивом действия; в зависимос­ти от этого и различаются действие и поступок как особая форма его.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)