АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Растительность в городе как средство композиции

Читайте также:
  1. Августа 2011 года. Вторник. Тур-автобус около концертного зала в городе Лионе. Франция.
  2. Асимметрия в арх. ее проявление в решении композиции внутренних пространств.
  3. Виды архитектурной композиции
  4. Витрины как средство рекламы.
  5. Воспитание как средство трансляции культуры
  6. Выразительные средства композиции.
  7. ГЛАЗА КАК СРЕДСТВО ОТДЫХА И УПРАВЛЕНИЯ СВОИМ НАСТРОЕНИЕМ
  8. Городельская уния ВКЛ с Польшей 1413года
  9. Государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества (статья 26, пункт 1)
  10. Дж. Голсуорси. Специфика композиции, конфликт и его художественное решение в романе «Собственник».
  11. Евгений Онегин” — первый роман критического реализма в мировой литературе. Особенности композиции.
  12. Закон композиции и пропорциональности (гармонии)

Бульвары должны быть не только хорошо обустроены, оборудованы и приспособлены для прогулок и прочих целей; они, кроме того, должны быть красивыми, высокохудожественными. [14]

Известно, что большинство городских от­крытых пространств обладают индивидуально­стью во многом благодаря составу и опреде­ленному размещению растительности. Деревья, кустарники, почвопокровные растения вносят в облик улиц, бульваров города композиционное разнообразие и, в случае со­гласованного взаимодействия с архитектурны­ми объектами, способны позитивно влиять на художественную выразительность городской среды. Напротив, однообразный видовой состав растительности и ее хаотичное размещение зачастую создают заметную дисгармонию в облике открытого пространства, осложняя его функциональное и зрительное восприятие. [15]

Как показали исследования, большинство деревьев вблизи городских магистралейстрадают от загрязнения почв тяжелыми металлами и наличия процессов засоления (63% от общего количества растений находится в неудовлетворительном состоянии или крайне неудовлетворительном состоянии. В этих условиях, безусловно, представляют интерес предложения по пересмотру норм озеленения в сторону их повышения до 25-50 кв. м на 1 жителя, но без изменения подхода к размещению и поддержанию растительности трудно ожидать положительного эффекта. В частности, без постоянного обеспечения деревьев необходимыми микроэлементами, особенно марганцем стрессовое состояние растительности может лишь возрастать, осложняя ее нормальное развитие. [15]

Для обеспечения жизнедеятельности дерева необходимы, прежде всего, орошение и аэрация по всему корнеобитаемому слою почвы. Во многих европейских городах применимы системы подпочвенного орошения, аэрации и корневого питания с помощью пластиковых перфорированных труб, листов аэрации, специальных колодцев. [23]

На магистралях и улицах Москвы применим «шланговый способ» орошения: высаживаемые деревья снабжаются заранее гибкими шлангом с отверстиями, охватывающими ком; один конец шланга в виде трубки выходит на поверхность и служит для залива воды или растворов минеральных удобрений по установленным дозам; шланги и выводная трубка закладываются еще при посадке дерева. [23]

На бульварах древесные растения накапливают токсические вещества в виде солей в почве, которые проникают в зоны корневых систем. В результате на листьях появляются «краевые ожоги». Для оздоровления, или санации, почв необходимо провести «водную мелиорацию», или промывку почвы водой. Периодичность такой промывки должна составлять не менее одного раза в 2 года; это помимо постоянных поливов растений. Нормы расхода при промывке составляют в среднем 110…120 л/м2. [23]

В результате накопления различных веществ в зонах корневых систем происходит постоянное «подкисление» почвы.

При рН почвенного раствора до 8…9 необходимо весной произвести гипсование из расчета 0,3 кг/ м2 с обязательной заделкой гипса на глубину 10…15 см.

Рис. 9. Средства ландшафтного дизайна в оформлении поверхности земли над корневой системой деревьев в пешеходных пространствах

 

Обеспечение нормальных условий для раз­вития деревьев в городских транзитных про­странствах включает также защиту их корне­вой системы от уплотняющего воздействия пешеходов, что может достигаться либо путем устройства защитных решеток, либо через раз­мещение вокруг стволов выступающих над поверхностью мощения озелененных фрагмен­тов (рис. 9). Второе решение обладает определенными преимуществами с точки зрения возможного удержания дополнительной влаги в почвенном слое и одновременно позволяет сократить по­падание в грунт противогололедных солей. С позиции дизайна эти меры поддержания ус­тойчивого развития растительности могут быть использованы для создания различного геомет­рическою рисунка защитных решеток иди чле­нения планшета на несколько зон с включением почвопокровных растений в композицию озелененных фрагментов вокруг деревьев.

Разнообразие форм древесной растительно­сти целесообразно подкреплять применением различных приемов ее размещения в город­ских транзитных пространствах. [15]

Приемы композиций древесных и кустарниковых пород в садово-парковых объектах очень многообразны как по значению в ландшафтном комплексе, так и по стилевым и композиционным признакам, размещению растений, форме, окраске и породному составу.

Для создания композиций на бульварах используют раз­ные приемы сочетания деревьев и кустарников: группы, рядовые посадки, солитеры, живые изгороди, бордюры. [13]

Группы насаждений являются важнейшими композицион­ными элементами в построении бульварных пейзажей. Их обычно составляют из особо декоратив­ных растений, образуя многоплановые композиции на открытых пространствах различных размеров (рис. 10).

Группы могут быть одно- и многопородными. В однопородной группе должно быть не менее 2 деревьев. Много­породная группа может быть составлена из двух и более видов, отличающихся величиной, формой кроны и окраской листьев.

По величине группы разделяют на малые (2—3 расте­ния), средние (4—7) и большие (10—17).

По составу они могут быть древесными, древесно-кустарниковыми и кустарниковыми.

По строению различают группы простые, в которых кро­ны деревьев образуют один ярус, и сложные, где кроны образуют два или несколько ярусов.

На бульварах обычно создают малые группы.

Расстояние между деревьями в групповых посадках зависит от величины группы, ее породного состава, а также от интенсивности роста пород и их отношения к свету. Мож­но рекомендовать следующие расстояния между деревьями в груп­пах, м:

В однородных малых из лиственных пород 3—4

В смешанных малых из лиственных пород 4 — 5

В смешанных из лиственных пород с конусо- 3—5

образными и пирамидальными кронами

То же, с обычными кронами 5—10

В чистых и смешанных из хвойных пород с ко- 5 — 7

нусообразными и колонновидными кронами

То же, с обычными кронами 7—10

В смешанных из лиственных и хвойных пород с 4—6

конусообразными и колонновидными кронами

То же, с объемными кронами 8—12

Между хвойными деревьями расстояние оставляют большее, чем между лиственными.

Рис. 10. Пример группировки насаждений.

1 – береза; 2 – ель; 3 – сосна; 4 – дуб; 5 – тополь белый; 6 – ива; 7 – клен; 8 – пихта; 9 – липа; 10 – дерен

 

Группы бывают рыхлыми и плотными. В первых используют породы с ажурными, просвечивающимися кронами (рябина, бе­реза, гледичия, лиственница, сосна Веймутова и др.). [13]

Плотные группы создают из растений с густыми мощными кронами в сочетании с кустарниками, которые закрывают стволы деревьев и делают всю группу непроницаемой.

Древесные породы с плотными, компактными кронами или крупными листьями размещают дальше друг от друга, а с ажур­ными кронами — ближе. Породы пирамидальной формы, вхо­дящие в группу, можно сажать густо. [13]

Широкое распространение в композициях получили группы кустарников благодаря большому разнообразию форм, богатству цветения, окраске цветков и листьев, а также интенсивности роста. Кустарниковые группы с цветками различной окраски, со светлыми и темными кронами компонуют по тем же правилам, что и древесные. Крупные кустарники располага­ют с интервалом 2,5—3 м, средние— 1,8 м, мелкие кустарники во взрослом состоянии размещают с интервалом 1 —1,5 м.

Самостоятельные кустарниковые группы создают обычно из обильно цветущих пород. Всегда эффектна большая группа из 5-6 видов, отличающихся красивой осенней окраской листьев и яркими плодами. При подборе растений для кустарниковых групп необходимо учитывать интенсивность их роста и особен­ности развития. Кустарники с ажурными и плотными кронами объединять в одну группу не следует. [13]

Рядовые посадки. К ним относятся аллеи и живые изгороди.

Аллеи. Деревья для аллейных посадок должны иметь ров­ный, прямой ствол и правильную крону. Их располагают вдоль дорог в один или несколько рядов на определенном расстоянии друг от друга (рис. 11).

Рис. 11. Примеры использования древесной растительности для создания аллей

 

Двухрядные аллейные посадки деревьев бывают открытые, кро­ны которых не смыкаются, и крытые, смыкающиеся кроны которых образуют сплошной зеленый полог. В настоящее время аллеи в большинстве случаев делают открытыми (разомкнутыми), где каждое дерево стоит отдельно. При такой расстановке улучша­ется санитарное состояние дорог, так как обеспечивается их про­ветривание и просыхание, видимость по сторонам примыкающих пейзажей, создается игра света и тени. Для таких аллей подбирают деревья с пирамидальной или другой компактной формой кроны (пирамидальные тополя, кипарисы, ели), с красиво окрашенной листвой (серебристые формы рябин, кленов), красивоцветущие или красивоплодные породы (рябины, мелкоплодные яблони и др.), растения, не дающие корневых отпрысков. В двухрядных посадках при шахматном размещении деревьев расстояние меж­ду рядами принимают, м:

Для узкокронных 2,5—3

С кронами средней ширины 3,5

Для ширококронных 4,0

С очень широкими кронами 4,5

При многорядной посадке внутренний ряд может быть со­ставлен из декоративных деревьев и кустарников. [13]

На аллеях проводят формовочную обрезку с целью придания определенной формы кроне – шара, куба, конуса, колонны. Обрезкой достигается равномерное распределение скелетных ветвей.

Обрезка может быть слабой, умеренной, сильной. Степень обрезки зависит от вида растения, его возраста, состояния кроны (рис. 12).

В молодом возрасте проводят слабую обрезку или прищипку побегов (не более 25...30% годичного прироста, на 2-3 почки). Между старыми и новыми срезами необходимо оставлять побеги длиной в 6…10 см.

Умеренная обрезка производится у деревьев старшего возраста, когда рост побегов постепенно ослабевает, загущение кроны прекращается, более сильные ростовые почки закладываются на конце побегов. В этом случае целесообразно применять умеренную обрезку, или укорачивание побегов (до 50% длины годичного побега). В результате верхние побеги удлиняются, листья становятся крупнее, крона гуще. [23]

Сильную обрезку до 60...75 % длины годичного побега – производят только у быстрорастущих видов растений, таких, как тополя. При сильной обрезке деревьев тополя бальзамического наблюдается активный рост периферии кроны, увеличивается размер листьев. Если деревья не обрезать или умеренно обрезать, то крона быстро редеет, нижние сучья отмирают.

Формовочную обрезку деревьев проводят весной, пред началом вегетации, в конце февраля, в течение марта.

 

Рис. 12. Уход за надземной частью дерева (крона): формовочная и санитарная обрезки побегов и ветвей кроны: I – формовочная обрезка: а – укорачивание молодых побегов у саженцев (2-й год после посадки); б – формовочная обрезка побегов кроны по заданному контуру; в- поддерживание формы кроны путем частичной обрезки побегов и подравнивания контура; II – санитарная обрезка: а – удаление сухих ветвей; б – обрезка и прореживание с целью улучшения аэрации (до и после); в – способ омолаживания старого дерева (дубы, вязы) с оставлением скелетных ветвей: окрашенные черным – удаление, двойной штрих –отрастание новых ветвей через 2 года

 

Живые изгороди, бордюры. Это неширокие, линей­ные, невысокие насаждения деревьев и кустарников. Их исполь­зуют для выделения полотна дорог и разграничения полос движения, для обрамления и разделения участков. Они создают ровный эффектный фон.

Растения в живых изгородях высаживают густо, обычно в 2—3 ряда (существуют и однорядные живые изгороди) с расстоянием 0,5—0,6 м между рядами и 0,4—0,5 м в рядах. В зависимости от целевого назначения изгороди образуют из листопадных деревьев и кустарников (чубушник, жимолость, спи­рея), вечнозеленых (биота восточная, самшит, магония) и колю­чих растений (барбарис Тунберга, боярышник, шиповник, лох узколистный, терн, гледичия, маклюра, груша обыкновенная). [13]

Живые изгороди разделяются по высоте: до 0,5 м — бордюры, от 0,5 до 1 м — низкие, до 2 м — средние, до 3 м и более — высокие. Для бордюров могут быть использованы следующие низкорослые кустарники: магония, полиантовые розы, таволга (спирея), дейция, буксус; для низких живых изгородей: бобовник, спирея японская, айва японская; для средних: жимолость, спи­рея, кизильник блестящий, вишня песчаная, смородина альпий­ская; для высоких: жимолость татарская, чубушник обыкновен­ный, сирень, барбарис, дерен красный, калина Бульденеж, смо­родина золотая и др.

По форме живые изгороди делят на свободно растущие и стриженые. Кроме того, в садово-парковом строительстве при­меняют фигурную стрижку отдельных деревьев и кустарников (рис. 13). [13]

Рис. 13. Типы живых изгородей из кустарников и деревьев:

а – живая изгородь из деревьев 2-й и 3-й величины; б- устройство сплошной зеленой стены – шпалеры; в – комбинированная живая изгородь из кустарников и деревьев; г- прием оформления поворота дорожки путем посадки низких кустарников и их обрезки и формирования; д – профиль живой изгороди; е – размещение одиночных экземпляров

 

Формовочная обрезку кустарников производят с целью создания искусственной формы куста, поддерживание этой формы в заданных параметрах, усиление роста боко­вых побегов. Необходим учет биологии роста и развития растений. У ви­дов, цветочные почки которых закладываются с осени на побегах прошло­го года, следует проводить обрезку отцветших побегов на половину их длины. А прореживание нецветущих побегов у этих видов можно прово­дить весной.

Целый ряд видов образует цветочные почки на побегах текущего го­да, в первой половине лета. Такие кустарники обрезают поздно осенью или ранней весной, до начала сокодвижения (рис. 14). [23]

Рис. 14. Способы формирования свободно растущих кустарников:

а – когда должны быть освещены нижние ветви – правильная обрезка; б,в – нижние ветви затенены и развиваются слабо, куст оголяется, теряет декоративность – обрезка неправильная

 

К раннецветущим кустарникам относятся:

сирень обыкновенная и сирень персидская, ломонос горный и альпий­ский, карагана, барбарис обыкновенный, барбарис Тунберга, магония падуболистная, боярышники, ракитник пурпуровый, лох, облепиха, жимоло­сти, смородина золотистая и альпийская, роза ругоза, калина-гордовина, крушина, спирея (раннецветущие виды) и др.

К видам, цветущим в летний период или в конце лета, относятся:

ракитник (большинство видов), чубушники, бирючина, лапчатка, пузыреплодник, дёрен белый и красный; спиреи японская, Дугласа, иволистная и др.

Обрезка проводится на одном уровне от поверхности земли, с боковых участков, придавая кусту необходимый профиль. Побеги обрезают на 1/2…1/3 величины прироста в первый год и на 2/3 - на второй и последующие годы. [23]

"Живые изгороди" из кустарников в молодом возрасте обрезают (стригут) 1-2 раза за период вегетации. При наступлении полного развития кустов периодичность обрезки увеличивают до 4-6 раз (у медленно растущих - до 3 раз). Первая обрезка проводится в марте - апреле, до распуска­ния почек; последующие - по мере потери четкости поперечного профиля (рис. 15). Свободно растущие живые изгороди в систематической обрезке не нуждаются: у растений вырезают только старые ветви, загущающие куст. [23]

Рис. 15. Схема формирования живых изгородей:

а – обрезка растений, развивающих сплошное облиствление: 1 – короткая обрезка после посадки; 2 – первая формовочная обрезка на следующий год после посадки; 3 – вторая формовочная обрезка через 2 года после посадки; 4 – третья формовочная обрезка по заданному профилю; б – формовочная обрезка по заданным параметрам

 

Солитеры. Это отдельно растущие одиночные экземпляры деревьев и кустарников, отличающиеся особо декоративной кроной,окраской листвы, цветков или плодов, мощ­ным ростом и др. Они привлекают особое внимание, часто явля­ются центром композиции. [13]

Выбор породы, используемой в качестве солитера, зависит от точки восприятия. Если солитер расположен на переднем плане и рассчитан на близкое рассмотрение, то большое значение при­обретают детали — форма и окраска листьев, цветков, плодов. В таких случаях рекомендуется использовать невысокие деревья с живописной формой кроны или красиво и обильно цветущие кустарники. [13]

Высокие деревья хорошо воспринимаются с большого расстояния. Из хвойных в качестве одиночных растений могут быть рекомендованы: ель колючая и ее формы (серебристая), листвен­ница сибирская, ель европейская, можжевельник обыкновенный и виргинский, туя восточная и ее декоративные формы. [13]

При размещении солитеров необходимо также учитывать фон, на котором они будут восприниматься. Небольшие солитеры про­ектируют на зеленый фон газона, на открытое пространство. Для более крупных экземпляров хорошим фоном служат группы со­седних насаждений. Хорошо смотрится дерево-солитер, окружен­ное невысоким кустарником, форма и окраска которого подчер­кивают фактуру и цвет ствола и кроны солитера. Например, сте­лющийся можжевельник казацкий, окружающий основание ство­ла березы, ярко подчеркивает своей плотной темно-зеленой хвоей белизну ее ствола, ажурность кроны и светло-зеленую окраску листвы. [13]

Причем, помимо этих традиционных способов посадки деревьев, современный ландшаф­тный дизайн включает создание композиции со свободным расположением растительного ма­териала в плане, в том числе с организацией веерных рядов деревьев или посадкой их контурами геометрических фигур. Подобное размещение растительности в пешеходном пространстве позволяет не только влиять на такие качества, как прерывистость, масштабность, геометричность, но и создавать опреде­ленные фокусные точки, способствующие ин­дивидуализации фрагментов городской среды (рис. 16). Взаимодействие архитектурных объектов и растительности предполагает их композицион­ную и функциональную увязку, в результате которой характер использования прилегающих к зданиям пространств выявляется в контурах посадок растительного материала. [15]

 

Рис. 16. Приемы использования различных видов кустарников в ландшафтном дизайне пешеходных пространств

Учет основных направлений движения лю­дей в пешеходных пространствах необходим при выборе структуры каркаса из растительности, разграничивающего или объединяющего отдель­ные фрагменты городской среды, при этом весь контур растительного материала должен обла­дать выгодным визуальным раскрытием из мно­гих точек. Реагируя на конфигурацию и масштаб открытого пространства, размещение деревьев помогает закрепить основные композиционные оси, обозначить границы и расставить необхо­димые силуэтные или цветовые акценты. [15]

Рядовые посадки растительности, обладая легко читаемой геометричностью линий, по­зволяют не только разделить открытое про­странство на участки различного назначения или подчеркнуть его протяженный характер, но и дают возможность использовать интервалы между отдельными деревьями для организации мест отдыха. Во избежание монотонности подобных посадок вдоль пешеходных пространств целесообразно применение современных приемов композиции растительности с использованием нарастающего интервала между деревьями или с создание смысловых пауз, позволяющих выделить в ближайшем окружении определенные архитектурные или природ­ные доминанты. При этом пауза в рядовой по­садке обретает не меньшую композиционную роль, чем сам ряд деревьев. [15]

Соображениями обеспечения устойчивости растительности городской среды определяется применение групп деревьев (по 4 — 6) в виде модулей с переменным или одинаковым шагом. Этот прием размещения растительного материала представляет также особый интерес с точки зрения создания выразительного си­луэта природных компонентов в городских от­крытых пространствах. [15]

Обращение к цветущим (фруктовым) де­ревьям в городской среде позволяет существенно влиять на внешний облик пешеходных про­странств, внося в них по принципу контраста интенсивно окрашенные, яркие акценты. Ис­ходя из композиционных соображений, при­менение подобных акцентов наиболее целесо­образно в узлах пересечения основных пеше­ходных потоков — на подходах к наиболее зна­чимым общественным зданиям, на пути к ос­тановкам транспорта. [15]

Использование современной технологии ве­черней подсветки деревьев, включая размеще­ние встроенных в поверхность земли светиль­ников, способствует сохранению пластической выразительности и колористического разнооб­разия растительности в темное время суток.

Принцип создания иерархии "ячеек" с по­мощью растительного материала относится к числу основных в ландшафтном дизайне го­родских открытых пространств. Домини­рующая роль деревьев в формировании силуэтного и пластического разнообразияподобных "ячеек" дополняемся не менее важным значение кустарников и почвопокровных растений в обеспечении динамичного характера нижних ярусов пешеходных пространств. В частности разграничение "ячеек" живой изгоро­дью позволяет внесли различные геометричес­кие очертания (циркульные, прямолинейные волнообразные и др.) в каждую из них, а почвопокровные растения дают возможность уси­лить композиционное разнообразие отдельных фрагментом городской среды (рис. 17). [15]

Рис. 17. Многоуровневый каркас из растительности в городском транзитном пространстве:

а – структурные элементы трех уровней каркаса (деревья, кустарники, почвопокровные растения); б – традиционный прием размещения древесной растительности в транзитном пространстве; в – вариант сочетания основных элементов каркаса растительности в пешеходном пространстве; г – прием ландшафтного дизайна транзитного пространства со свободным расположением растительного материала

 

Цветочное оформление также строит композицию бульвара (рис. 18). Объектом зеленого строительства, в который выходит цветочное оформление как основной элемент, является цветник. Цветники могут иметь различные сочетания декоративных растений в зависимости от назначения и месторасположения. Богатое и эффектное цветочное оформление должны иметь наиболее часто посещаемые места. [15]

В композициях регулярного стиля цветочное оформление выполняют с учетом требований пропорции и симметрии, ограниченные правильными геометрическими фигурами: кругом, овалом, квадратом, прямоугольником, многоугольником. Регулярные цветники применяют при украшении важных объектов. К элементам цветочного оформления регулярного стиля относятся клумбы, рабатки, бордюры, партеры. [19]

Рис. 18. Приемы использования почвопокровных растений и цветов в ландшафтном дизайне пешеходных пространств

 

Клумба представляет собой ограниченный геометрически правильными очертаниями участок, украшенный однолетними цветами. Располагают его в центре композиции. Фоном могут служить газон и пешеходные дорожки. Центр клумбы поднимается на 50…60 см, края – на 8…10 см над окружающей территорией. Клумба окаймляется дерном или бортовым камнем. Различают клумбы ковровые и цветочные: ковровые состоят из лиственно-декоративных растений, которые стелются по земле; цветочные создаются из крупных цветущих растений с таким расчетом, чтобы на клумбе были всегда цветущие цветы. Арабеска – разновидность клумбы усложненной формы. Вычурный контур арабески может быть похож на цветы, листья, животных или иметь абстрактную форму. [19]

Рабатки – это длинные гряды вдоль границ газонов и сооружений, оформленные цветущими или декоративными растениями. Размеры рабаток колеблются: по ширине от 0,5 до 4 м, по длине от 2 до нескольких сотен метров.

Бордюры окаймляют отдельные части цветника, декоративно-лиственные однолетние и многолетние композиции по контуру, вдоль дорожек, рабаток, газона, аллей. Их ширина составляет 10…40 см. Бордюры придают композициям законченный вид. [19]

Партер может включать в себя все вышеперечисленные устройства с применением цветочниц, ваз, газонов, садовой скульптуры, лестниц, террас, бассейнов, фонтанов. Партеры являются наиболее парадной формой цветочного оформления, применяются в узловой части композиции бульвара. [19]

Композиции естественного стиля отличаются свободой планировочных решений. Этот стиль создает впечатление природного ландшафта и допускает большое разнообразие форм, красок и сочетаний. Ландшафтный тип садово-парковых композиций применяется чаще регулярного, так как он дешевле в устройстве и уходе. Для него характерны одиночные посадки, группы, миксбордеры, ландшафтные цветники, каменные участки, рокарии. [19]

Одиночными посадками могут быть крупные цветы, представленные в единичном экземпляре (пион, роза, георгин и др.)

Группы создаются из цветов одного или нескольких видов. Группы значительных размеров именуются массивами.

Миксбордеры (смешанные бордюры) представляют собой цветочные опушки или ленты на газонах, у зданий с особым подбором ассортимента цветов. Цветение миксбордера не должно прерываться с весны до осени, что достигается посадкой цветов разного периода цветения. [19]

Ландшафтные цветники (рокарии) содержат все вышеназванные садово-парковые устройства, расположенные в свободном порядке на фоне газона, кустарника, деревьев, водоемов. Рокарии выглядят особенно живописно. Для их устройства применяют спокойный рельеф, так и склоны, камни, валуны, разнообразные растения в композициях, водные устройства с текущей или стоячей водой. Каменистый сад может быть выполнен в виде искусственной каменной гори – альпинария. Растения подбирают стелящиеся, ковровые, однолетние, многолетние и кустарники. [19]

Достижение максимальной выразительнос­ти всех элементов пространственного каркаса растительности и обеспечение их композицион­ной целостности, наряду с гармоничным взаи­модействием с ближайшим окружением, состав­ляет одну из главных задач ландшафтного ди­зайна пешеходных пространств города.Геомет­рический рисунок расположения кустарников и почвопокровных растений позволяет, даже оперируя минимальным набором видов расти­тельности, добиваться наибольшего разнообра­зия их композиций. [15]

Динамичность конфигурации растительно­го материала связывается, в первую очередь, с использованием S-образных кривых, более точно известных как cyma recta и cyma reversa. Контуры растительности, следуя очерта­ниям этих кривых, создают эффект движения в пространстве и обладают множеством точек выгодного визуального восприятия. Различныевиды кустарников, включая цветущие, наи­более подходят для закрепления в городской среде характерной геометрии природных форм. Причем наряду с использованием криволиней­ных посадок, не менее выразительными явля­ются рядовые посадки формованного кустарника (рис. 19). [15]

Рис. 19. Приемы размещения кустарников и почвопокровных растений в композиции пешеходных пространств

а – увязка линии посадки кустарника и контура почвопокровных растений с очертаниями S–образных кривых; б – прием ландшафтного дизайна пешеходных пространств с динамичной конфигурацией посадок кустарника и почвопокровных растений

Применение живых изгородей нетрадиционного типас силуэтными профилированиемверхнего контура растительности расширяет набор пластических средств достижения выразительности нижнего яруса транзитных пространств города. Сочетание стриженного и свободно растущего кустарника в одной композициипозволяет раскрыть декоративнее возможности каждого из элементов. Очертания растительного материала могут способствовать выявлению точек изменения направления движения, фиксировать входные пространства или подчеркнуть перепады рельефа. Во всех случа­ях декоративные особенности конкретного вида растительности позволяют максимально раз­нообразить городскую среду, связывая каж­дый из фрагментов пространства города с ха­рактерным рисунком природных материалов. Наложение геометрического рисунка конту­ров кустарника на слой акцентирующих почвопокровных растений относится к одному из наи­более распространенных приемов современного ландшафтного дизайна.Заполняя отдельные участки поверхности между полосами транзит­ного движения и линиями посадок кустарни­ка, почвопокровные растения не только спо­собствуют лучшему выявлению очертаний бо­лее высокой растительности, но и могут каче­ственно изменять текстуру и колористку са­мой поверхности земли. [15]

Почвопокровные растения, обладая малой высотой (150 - 300 мм), в то же время могут выступать в качестве барьера от вандализма перед другими, более выразительными элемен­тами ландшафтных композиций на городских улицах и площадях. Эти же растения позволя­ют достаточно эффективно разграничивать от­дельные участки пешеходных пространств в случае различного характера их функциональ­ного использования. В сочетании с цветочным оформлением городских открытых пространств почвопокровные растения составляют важное средство достижения колористического разно­образия среды. [15]

 

3.3. Использование малых архитектурных форм и сооружений

 

К числуэлементов ландшафта, оказываю­щие влияние на эстетику бульварных пространств и непосредственно формирующих представление об уровне комфортности для человека, относятся малые архитектурные формы и парковые сооружения. [15]

Обычно на бульварах размещают немногие сооружения: при незначительной ширине бульвара перечень их ограничивается сооружениями утилитарного характера. На более широких бульварах, кроме того размещают декоративные сооружения. [20]

С частью из них человек соприкасается непосредственно (включая ска­мьи, лестницы, игровые устройства для детей), другие способствуют улучшению условий использования парков (светильники), третьи вносят существенное разнообразие в композицию садово-паркового ландшафта (декоративные ограждения, водные устройства). [15]

Малые архитектурные формы классифицируются на следующие типы (или категории):

- декоративные МАФ - скульптура, фонтаны, вазы, декоративные водоёмы, декоративные стенки и др.;

- утилитарного характера МАФ; кним относятся пандусы, лестницы, подпорные стенки, торговые киоски, скамейки, ограды и др.

Малые формы утилитарного характера должны быть выполнены в соответствии с ландшафтно-архитектурными и эстетическими требованиями, предъявляемыми к объекту озеленения, из прочных материалов, отличающихся высокой степенью устойчивости к воздеиствию факторов внешней среды. [23]

Все МАФ по способам изготовления подразделяются на две крупные группы:

1) МАФ изготовления по специально разработанным и индивидуальным проектам;

2) МАФ изготовления по типовым проектам из типовых элементов и конструкций.

МАФ из типовых элементов широко применимы на бульварах. В настоящее время проектными организациями выпущен в свет ряд альбомов типового оборудования для объектов озеленения. Существует целый ряд специаль­ных конструкторских бюро и производственных фирм, занимающихся производством, сборкой МАФ из типовых элементов, а также их установ­кой на объектах по разработанному проекту. [23]


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.)