|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Выразительные средства композицииПропорции и пропорциональность. Пропорции в художественном произведении – это соотношения величин его элементов, а также отдельных элементов композиции со всем произведением в целом. Соблюдаемые пропорции – это один из самых важных правил композиционного построения. Выверенность пропорций гармонизирует композицию, создает благоприятное соотношение целого и частей. Различают пропорции арифметические (рациональные) и геометрические (иррациональные). Арифметические пропорции – это пропорции, основанные на отношениях величин, выраженных целыми числами (2:3; 3:4; 5:6). Рациональные соотношения предполагают наличие модуля, который укладывается в величине целое число раз. Иррациональные пропорции основаны на геометрических закономерностях их построения. Примером иррационального соотношения является «золотое сечение». Пропорциональные величины зависят друг от друга. С увеличением одной из них в несколько раз соответственно во столько же раз увеличивается и другая, иначе произойдет нарушение пропорций. Масштаб и масштабность. Пропорции неразрывно связаны с масштабом. Понятие масштаба и масштабности используют, если нужно дать характеристику соразмерности, целого и отдельных его частей. В буквальном значении масштаб – это отношение размера изображения на картине или чертеже к его действительному размеру в натуре. Масштабность – соразмерность формы и ее элементов по отношению к человеку, окружающему пространству и другим формам. Каждый предмет имеет свою величину, однако далеко не всегда можно говорить о его масштабности, соразмерности по отношению к человеку. Масштабность является качественной характеристикой, особенно в объемных и объемно-пространственных композициях. Как средство композиции ее следует использовать достаточно свободно, руководствуясь соображениями художественной выразительности. Ритм и метр. Важным средством приведения разнообразных форм и их элементов к гармоническому единству и упорядоченности их расположения является ритм. Главный признак ритма – это повторяемость, закономерное чередование сопоставляемых элементов и интервалов между ними. Ритм присущ различным явлениям и формам природы: смене времен года, дня и ночи, расположению листьев на ветке дерева, полос и пятен в окраске животных и т.п. Он существует во всех произведениях искусства: музыке (сочетание звуков), поэзии (чередование рифм), архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (разнообразное повторение и чередование форм на плоскости или в пространстве). Ритмические повторы могут быть равномерными, убывающими или нарастающими. В соответствии с этим повторяемость элементов может быть статичная (метрическая) и динамическая (подвижная, развивающаяся). Метрический порядок в композиции осуществляется по принципу одинаковости – это простейшее проявление ритма. Ряд, в котором один и тот же элемент повторяется с одним и тем же интервалом, называется простым (например, рисунок ткани в горох или равномерную клетку). Сложные метрические ряды делятся на три группы: а) чередование разных по цвету или форме элементов с одинаковыми интервалами (рис. 4); б) чередование равных элементов с неравными интервалами между ними (рис. 5); в) чередование неравных элементов с разными интервалами (рис. 6). Метрическое чередование элементов придает композиции устойчивость и уравновешенность. При наличии нескольких метрических рядов композиция становится выразительной и насыщенной. Ясность композиции достигается также дополнением и поддержкой главных элементов второстепенными, четким контрастным противопоставлением одной группы элементов другой. Если рассматривать метрический ряд в перспективном сокращении, то он будет восприниматься как динамический, т.к. размеры элементов и расстояний между ними будут последовательно уменьшаться. В отличие от метрического ряда, который строится по принципу одинаковости, ритмический (динамический) ряд строится по принципу разнообразия. Ритм – это изменение метра, его пульс. Он характеризуется более сложными неравномерными пропорциональными изменениями. Динамический ряд может быть образован сочетанием метрических повторов (рис. 7). Примером ритмического повтора может служить фасад готического собора, для композиции которого характерно нарастание сложности его конструкции и декора снизу вверх (рис. 8). Ритм в динамическом ряду может проявляться в следующих видах (рис. 9): а) изменяется величина чередующихся элементов при сохранении интервалов между ними; б) сохраняется величина чередующихся элементов при изменении интервалов между ними; в) изменяется величина элементов и интервалов между ними. По способу организации элементов ритм может приобретать различные направления: вертикальное, горизонтальное, диагональное, радиально-лучевое и т.д. Равновесие, симметрия, асимметрия. Композиционная целостность достигается тогда, когда в композиции предусмотрено равновесие, т.е. такое состояние формы, при котором все элементы и части сбалансированы между собой. Композиционное равновесие находится в прямой зависимости от распределения основных масс формы относительно ее центра и связано с организацией пространства внутри силуэта с пропорциями, с цветовым и тональным решением. Сбалансированная композиция вызывает ощущение целостности, уверенности и устойчивости. Любое нарушение равновесия может привести к дисгармонии. Равновесие присуще многим объектам окружающего мира. Достижению художественного равновесия статичных и динамичных композиций способствуют такие средства выразительности, как симметрия и асимметрия. Слово «симметрия» в переводе с греческого означает соразмерность. В основе строения многих природных форм лежит принцип симметрии (рис. 10). В природе существует два вида симметрии: центрально-осевая (бабочка, птица, человек и т.д.) и радиалъно-лучевая (осевая) — цветок ромашки, подсолнечник, гриб, дерево. Плоскости симметрии растущих цветов, грибов, деревьев ориентированы всегда вертикально. Плоскость симметрии — это такая плоскость, которая делит форму на две зеркально равные части. Характерной разновидностью симметрии является винтовая, возникающая как результат вращательного движения точки или линии вокруг оси и одновременного движения вдоль нее. Асимметрия применяется обычно для подчеркивания динамичности композиционного решения. Главное условие целостности асимметричной формы — это ее композиционная уравновешенность. Симметрия и асимметрия — два начала, организующие форму. Симметрия воспринимается как проявление покоя, строгой закономерности, даже некоторой скованности. Асимметрия — проявление движения, свободы. Если симметричная форма воспринимается сразу, то асимметричная — более плавно и постепенно. Выбор того или иного вида равновесия в композиции зависит от поставленных художником задач, когда особое значение приобретает взаимодействие содержания, характера материала и психологических особенностей восприятия. (Рис. 10 – Симметрия природных форм (а) и в предметном мире (б)). Контраст, нюанс, тождество. Элементы композиции могут согласовываться между собой по принципу контраста, нюанса и подобия. Контрасты делают композиционные акценты более очевидными, содействуют обострению восприятия целого. Как композиционное средство контраст используют при создании мажорных композиций, когда нужно подчеркнуть различие элементов и форм, сделать их единство более напряженным, впечатляющим. Если в композиции имеется полное сходство элементов по размерам, форме и другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве (подобии). Здесь элемент композиции повторяется в различных вариациях. Нюанс — это очень тонкое переходное состояние в светотеневых, цветовых или пластических отношениях. Само слово «нюанс» означает отклонение, едва заметный переход. В нюансовых отношениях различия незначительны, сходство выражено даже сильнее, чем различие. Если контраст — это резкий переход, то нюанс — это передача легких оттенков тончайших отношений между размерами, цветом, тоном и т.д. В одной композиции могут одновременно присутствовать и контраст, и нюанс. Например, если нужно выделить композиционный центр и подчинить ему остальные элементы композиции. Главный элемент должен вступить в контрастные отношения с второстепенными, которые в свою очередь могут находиться между собой в нюансовых отношениях. Динамичность и статичность. Динамическая композиция — это композиция, в которой обязательно присутствуют развитие, изменение, движение. Это движение, конечно, не физическое, а зрительное. Рассматривая динамическую композицию, зритель воспринимает элементы в определенном порядке, в той последовательности, которую задает художник. С помощью средств, создающих динамику, выделяется главное в композиции — композиционный центр. Статичность — качество, противоположное динамике, это ярко выраженное состояние покоя, равновесия, устойчивости во всем строе композиции. Статичная композиция всегда имеет явный центр, как бы ось, вокруг которой организуются другие элементы. Одним из важнейших композиционных и художественно-выразительных средств в декоративной композиции является и цвет. Об этом средстве более подробно вы узнаете в процессе изучения дисциплины «Живопись с основами цветоведения». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |