|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Золотое сечение
Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что существуют правила, которым подчиняется человеческое восприятие. К примеру, независимо от размера и формата холста картины имеют определенные точки, приковывающие взгляд, — это так называемые зрительные центры. Психофизическое восприятие человека таково, что изображение, размещенное с учетом данных точек, выглядит законченным, правильным, гармоничным. Таких точек всего четыре, и находятся они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев холста. Если нужно обратить внимание зрителя на тот или иной элемент изображения, достаточно совместить его с одним из зрительных центров. Современные фотокамеры, например цифровая зеркальная камера Canon EOS 20D, упрощают задачу построения правильной композиции, автоматически фокусируя кадр в соответствии с правилом золотого сечения. Правило золотого сечения, или правило Леонардо, наверняка известно всем без исключения современным дизайнерам, фотографам, иллюстраторам (рис. 133). Более того, чаще всего они даже не задумываются о том, что применяют в своей работе правила классической композиции: большинство используют зрительные центры абсолютно автоматически, подчиняясь лишь собственному вкусу и чувству гармонии. Некоторые рекламисты ошибочно полагают, что в рекламе правила классической композиции неприменимы, что реклама — индустрия современная и дерзкая, где не место шаблонам, стандартам и правилам, что реклама — это бизнес: ее задача — не радовать глаз, а продавать. Все это верно, и слепо выполнять правила композиции, забывая о поставленных целях и особенностях аудитории, для которой реклама предназначена, мягко говоря, неразумно. Однако раз за разом изобретать велосипед — занятие тоже неблагодарное. Посмотрите на образцы самой удачной с коммерческой точки зрения, самой «продающей» рекламы. Что вы видите? То же золотое сечение, то же равновесие, тот же ритм, тот же контраст… Правила классической композиции — это не аксиомы построения рекламных изображений, это скорее признак грамотности и хорошего вкуса в рекламе. В мировой практике предостаточно примеров как удачной, так и ничем не примечательной, заурядной, бесполезной рекламы. Тот, кто ценит собственное время и силы, наверняка предпочтет учиться на ошибках, а лучше — на успехах других. Правило золотого сечения со временем было упрощено в крайне популярное сегодня правило «одной трети». Согласно этому правилу формат картины, фотоснимка или любого другого изображения условно делится на девять равных частей, при чем точки пересечения — и есть четыре зрительных центра. Любуясь произведениями художников-классиков, задумывались ли вы о золотом сечении? Присмотревшись повнимательнее, вы увидите, что оно соблюдается в полотнах Репина, Левитана, Шишкина, Куинджи и многих других мастеров (рис. 134 - Соблюдение правила «одной трети» в полотнах выдающихся художников). Однако едва ли зрители замечали пропорции золотого сечения на снимках фотографов-профессионалов (рис. 3) и уж тем более на рекламных полосах в журналах или на уличных рекламных плакатах (рис. 135 - Соблюдение правила «одной трети» в работах современных фотографов (источник — www.agfa.com)). Вообще говоря, человек не склонен рассматривать рекламу, если он, конечно, не ищет чего-то конкретного или не является представителем рекламной индустрии. Читая, скажем, журнал, человек лишь бегло просматривает рекламные полосы, а то и вовсе старается поскорее их перелистнуть. Тем не менее опытные рекламисты знают, как уловить его мимолетный взгляд и использовать его по максимуму. Обратите внимание на рекламу сигарет Davidoff (рис. 136). Мы устроены так, что в рекламном объявлении наш взгляд моментально выхватывает заголовок. Рекламисты, работающие с брендом Davidoff, учли эту особенность: они намеренно расположили слоган четко по линии, рассекающей рекламное изображение по правилу «одной трети». Взгляд мужчины, рекламирующего бренд, выглядит особенно выразительно в немалой степени благодаря тому, что снимок выполнен и расположен в соответствии с правилами классической композиции. Один из зрительных центров заставляет нас сконцентрироваться на упаковке продукта и запомнить ее. Другой пример — образец рекламы бренда Marlboro (рис. 137). Успешность рекламных изображений этой торговой марки по большому счету обусловлена талантливо выполненными фотоснимками. Вспомним о золотом сечении. Соблюдено ли оно? Стадо лошадей на бескрайних просторах, символизирующее свободу, игра света и тени на траве, слоган и изображение пачки — все расположено в соответствии с золотым сечением, все вызывает ощущение спокойствия, гармонии, красоты. Расположение элементов рекламного изображения в соответствии с правилом золотого сечения позволяет рекламистам сделать акцент на первостепенные детали, вывести на передний план то, что должно доминировать. К тому же гармонично построенное изображение наверняка вызовет положительные эмоции у потребителя, чего и добивается рекламист. Правилу золотого сечения подчиняется и сама природа. Обращали ли вы когда-нибудь внимание на скромное растение цикорий? Оно выбрасывает отросток от основного стебля, на котором образовывается листок. Отросток, в свою очередь, делает выброс, но уже более короткий, и снова образовывается листок. Следующий выброс оказывается короче предыдущего и т.д. Этому правилу соответствуют также фигуры животных и человека. Нельзя сказать, что в рекламе правило золотого сечения является заповедью, которой создатели рекламных изображений придерживаются в любой ситуации, при любой поставленной задаче. Присутствие в изображении четко выраженных горизонталей и вертикалей, делящих формат на равные части по правилу «третей», создают ощущение уравновешенности, покоя, стабильности. Если же стоит задача отразить динамику, развитие, то схема композиции, построенная в строгом соответствии с золотым сечением, перестает быть эффективной и рекламист, не задумываясь, отходит от нее. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |