|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Цветовая гармония в шрифтовой работеГармоничное цветовое решение неразрывно связано с вопросом повышения художественного уровня всех форм наглядной агитации и пропаганды. Цвет играет огромную роль не только с эстетической точки зрения, но и, как было сказано, воздействует на зрителя своими физическими и психосубъективными качествами. К этому можно добавить, что к физическим качествам относится и свойство цвета фона (светлых тонов) оптически удалять и облегчать предмет — носитель шрифта или приближать и утяжелять его (цвета темных тонов). Психосубъективный аспект состоит в том, что цвет, оказывая влияние на общее психическое состояние человека, может вызвать различное настроение: спокойное или раздраженное, мажорное (радостное) или минорное (тоскливое), может повышать или понижать наше внимание, способствовать раскрытию образности шрифтовой композиции. Установлено также, что одни цвета воздействуют на психику человека возбуждающе: красный, оранжевый, желтый — так называемые теплые цвета — расширяют зрачки, даже учащают пульс и утомляют глаза; другие, холодные цвета (зеленый, голубой, синий), наоборот, снижают утомление, успокаивают зрение. Художник должен учитывать эти особенности в своей практической деятельности. Художник-оформитель выполняет работу, предназначаемую для вполне определенных мест в интерьере или экстерьере. Поэтому эстетические аспекты выбора цвета представляются ему в связи с решением либо комплексов наглядной агитации, либо отдельных шрифтовых плакатов в зависимости от окружающей среды. Гармонию цветового решения можно считать достигнутой в том случае, когда: цвет шрифта и цвет фона обеспечивает четкое и удобное восприятие текста; общее цветовое решение способствует эмоциональному выражению и раскрытию содержания; цветовое решение находится в гармоничном единстве с окружением и отвечает чувству эстетического удовлетворения. Следует особо сказать об идеологическом обосновании выбора цвета (Рис. 85). Всем понятно значение для нас красного цвета. Красный цвет — символ революционной борьбы, военно-патриотического и трудового героизма советского народа, цвет государственного флага. Идеологически обосновано широкое применение красного цвета в праздничном оформлении и в плакатах на политические темы (в отличие от производственных и информационных, в которых могут применяться любые цвета, гармоничные окружению). Невысокий коэффициент отражения не позволяет считать его отвечающим нормальным, в обычном смысле, условиям зрительного восприятия. В ряду колористических сочетаний, обеспечивающих четкость шрифта, красный цвет занимает среднее положение и хорошо «работает» в контрасте с желтым, охристым, белым, иногда с черным. В некоторых политических плакатах с революционной или военной тематикой сочетание красного с черным сообщает зрительную напряженность, передавая драматизм событий того времени. Однако количество красного и черного должно так соотноситься, чтобы не создавалось траурного впечатления (этого не произойдет, если не применять черных рамок или кантов). Часто спектральный красный цвет применяется в нюансном сочетании с оттенками красного: красно-белого, красно-оранжевого и красно-коричневого. Красный цвет влияет на общее психическое состояние человека возбуждающе. Вы, должно быть, замечали, что в дни празднеств, особенно на улицах в красном убранстве, когда видишь движущиеся транспаранты в колоннах демонстрантов, колышущиеся знамена, испытываешь необычайное, возвышенно-приподнятое и вместе с тем взволнованное состояние. Среди многих слагаемых такого настроения существенное значение имеет... красный цвет! Несмотря на некоторое несоответствие требованиям нормы, предъявляемым к цвету в шрифтовой работе, а именно определенным физическим и психологическим качествам, красный цвет остается незаменимым в идеологическом и эмоциональном плане, активно воздействуя на зрителя броскостью, способностью остановить, заранее ориентировать зрителя на прочтение важной темы. В зависимости от предназначенного места и условий окружения в политическом оформлении рекомендуется применять различные оттенки красного цвета: темные и насыщенные — в экстерьере, светлые и менее насыщенные — в интерьере. Оптически первые выступают вперед, что важно для открытого пространства, особенность вторых — зрительно отступать назад — должна учитываться в плакатах, предназначенных для помещений. Разрабатывая художественное оформление комплексов наглядной агитации, художник с помощью красного цвета организует так называемый зрительный центр, выделяя главное в целом оформлении, будь то знамена, вымпелы, фон для скульптурного портрета В. И. Ленина или злободневные призывы и лозунги. Соподчиненные элементы оформления также могут иметь вкрапления красного цвета или его оттенков. Такие красные пятна в виде отдельных плоскостей, заголовков, рубрик, буквиц, согласуясь со зрительным центром, позволяют создать продуманный замкнутый колористический строй всего оформления. Политические шрифтовые композиции, раскрывающие тему международной деятельности КПСС и Советского государства (например, Программа мира), могут иметь иное цветовое решение - в бело-голубом и синем ключе (основные цвета, принятые для Организации Объединенных Наций). Разнообразная цветовая палитра, тональность и насыщенность цвета, фактура — все, чем владеет художник, создавая то или иное оформление, требует от него большого вкуса, такта и учета физического и психологического воздействия цвета на человека. Безусловно, все эти вопросы не должны решаться изолированно от комплексного цветового решения наглядной агитации в интерьерах или природном окружении. Единая цветовая схема для комплексного оформления заключается в использовании определенного цветового ключа, гармоничных нюансных или контрастных цветовых сочетаний. Такие сочетания составляют ряды цвета. Ряды цвета могут быть развернуты по трем основным направлениям: 1. Ряд серых ахроматических тонов (от белого к черному). 2. Ряд хроматических цветов (цвета спектра): в теплой гамме (желтый — оранжевый — красный с их промежуточными оттенками); в холодной гамме (зеленый — синий — фиолетовый с их промежуточными оттенками); в пределах двух дополнительных цветов (синий — оранжевый; зеленый — красный; фиолетовый — желтый или их промежуточных состояний). 3. Ряды от хроматических (спектральных) к ахроматическим цветам (например, от красного к белому, от красного к серому и от красного к черному). Понимание цветовых характеристик помогает правильно обращаться с цветом. Тон — светлостный фактор — степень светлоты или темноты цвета относительно бело-черной шкалы, (светлые или темные тона, тона средней насыщенности). Насыщенность — яркостный фактор, указывающий на силу или интенсивность цвета (например, бледно-красный, ярко-красный, темно-красный). Оттенки — промежуточные состояния основных цветов. При выборе цвета для фона и шрифта в экстерьерных работах наиболее важными факторами являются характеристики отражения и поглощения света, которые способствуют наилучшему зрительному восприятию всей информативной части в условиях естественного (дневного) или искусственного (вечернего) освещения, а также в условиях той или иной архитектурной ситуации или природного окружения. Понятно, что каждый конкретный случай требует индивидуального подхода к цветовому решению комплексов наглядной агитации в экстерьере. Поэтому затруднительно давать на этот счет какие бы то ни было рекомендации. Использование цветовой схемы для наглядной агитации в интерьерах должно основываться на тех же физических, психологических и эстетических факторах. Надо помнить, что светлые оттенки всех цветов уменьшают поглощение света, улучшают условия зрительного восприятия, поэтому наибольшие коэффициенты отражения требуются для фона планшетов, входящих в наглядный комплекс, равно как и для потолков помещений. Несколько меньшие — для открытых конструкций стендов, а также стен, панелей, драпировок, полов и оборудования. Решение комплексов в едином цветовом ключе подразумевает использование совместимых групп цветов, чтобы ничто не выпадало из общего гармоничного цветового строя. В условиях общего освещения (естественного или электрического) наиболее благоприятны цвета бледных, пастельных оттенков, позволяющие создать впечатление большего объема помещений, в которых человеку приходится долго пребывать. Светлый фон планшетов отвечает той же цели и, кроме того, обеспечивает надлежащий контраст со шрифтом. Иное дело — решение выставочных помещений или музейных экспозиций, где возможно путем цветовых контрастов, применения специально направленного света заставить работать на зрителя исключительно средства художественного оформления, оставляя в тени все, что могло бы мешать сосредоточению человека. Такой «декорационный» прием в оформлении позволяет достигнуть максимального эффекта в концентрации зрительного внимания. Как видно из таблицы «Примерная совместимость групп цветов», фон планшетов, входящих в комплекс, белый или слегка погашенный, но в том же цветовом ключе. Шрифт основных текстов и заголовков и другие изобразительные элементы рекомендуется выполнять по принципу контрастной гармонии цветом темных тонов или черной краской. Использование красного цвета в качестве рубрик, заголовков, буквиц требует гармоничного тонального и яркостного изменения в разных ситуациях. В первом варианте — красный с коричневым оттенком, во втором — охристо-красный, в третьем — светло-красный; в четвертом — краплак красный светлый и, наконец, в последнем — светло-красный. Эти сочетания также не единственны и предлагаются в качестве одного из примеров гармонизации цветов. Выбор цветового решения зависит и от условий освещения. Так, цвета, выбранные при освещении лампой накаливания, оказываются иными при люминесцентном освещении или естественном дневном. Правильный выбор сочетания цветов может быть сделан при учете естественных и искусственных условий освещения. Выполняя оформление в расчете только на дневное освещение, мы невольно повергаем их в «слепоту» в вечернее время. Да и днем в помещениях наибольшее освещение приходится на рабочую зону; оформление же, находясь вне ее, может теряться и оставаться незамеченным. Использование специально направленного освещения может способствовать активизации наглядной агитации. В рабочие часы система такого подсвета отключается и таким образом оформление нивелируется в объеме помещения. А в нужное время — в перерывах, до начала и перед окончанием работы — вся наглядная агитация сразу или попеременно приводится в рабочее состояние. Это одна из форм динамизации средств наглядной агитации. Другая возможная форма — специальный подсвет, который посредством автоматически сменяемых цветных фильтров может придавать оформлению различные цветовые оттенки. Такой подсвет особенно эффективен для праздничного оформления, хотя специальная подсветка желательна, особенно в вечернее время, и для постоянных средств наглядной агитации. 'Возможны и иные формы: например, плакаты в виде крупноформатных диапозитивов, размещенных на стене или над пролетом цеха; световая газета, все шире входящая в нашу повседневную жизнь. Конструкции могут быть не только привычно плоскими на стене, но и объемными в пространстве, не только статичными, но и динамичными, вращающимися и т.д. Понятно, что такие формы наглядной агитации требуют материальных затрат. Однако высокая эффективность и продолжительный срок службы целиком окупают эти затраты. Достаточно разработать конструкции, имеющие специальные пазы для смены предварительно заготовленных для этой цели шрифтовых «литер», как разрешится и проблема оперативного обновления содержания.
Таблица «Примерная совместимость групп цветов»
Таблица «Коэффициент отражения некоторых красок, фона планшетов (бумаги) и деревянной облицовки» (из справочника по инженерной психологии)
5. Технология шрифтовых работ. Изготовление простых шаблонов, трафаретов оригинальных шрифтов и декоративных элементов. Выполнение художественных надписей. Геометрическая пропорциональность букв. Равновесие оптических полей межбуквенных пробелов – 8+4 часа. Методы построения рисованных шрифтов. Существуют различные методы геометрического построения шрифтов. Наиболее широко в практике распространен метод построения по модульной сетке. Простейшим примером его является построение по клеткам (рис. 64а). Прямоугольник с отношением сторон 3:5 делится на 3 клетки по ширине и на 5 по высоте. Построенные в таком прямоугольнике буквы имеют внутрибуквенный просвет, равный толщине основного штриха. Обычно округленные элементы букв в этом примере выпрямлены. Шрифт типа рубленого, прямоугольного вида, узкий, жирный, с простым ритмическим строем. При построении по модульной сетке (рис. 64б) за модуль принимается толщина основного штриха. Стороны прямоугольника с выбранным пропорциональным отношением всегда кратны модулю. Прямоугольник, разбитый на модульную сетку, служит основой построения разнообразных шрифтов. На рис. 64а показывается, как находить по модулю и модульной сетке пропорции букв, места соединения штрихов, центры дуг и окружностей. К методу построения по модульной сетке относится и метод вписывания букв в квадрат. Особенностью его является то, что пропорции букв определяются не пропорциями квадрат, а лишь относительно него. Квадрат может и не расчерчиваться на сетку, а лишь иметь в качестве дополнительных построений оси, диагонали и окружности, достаточные для выполнения по ним всех элементов букв. Полиграммы – это конструктивные схемы гарнитуры шрифта, по основным буквам которой находятся пропорции и строятся все элементы остальных букв гарнитуры: - по прописной букве «Н» строятся буквы И, П, Ц, варианты Д, Л, М, У, частично буквы Б, В, Е, К, Р, Ю, Я; - по прописной букве «О» строятся буквы С, Э, Ю, вариант Ф, частично З; - по прописной букве «А» - варианты букв Д, Л, М, частично Х, У; - по букве «Е» строятся Г, Т; - по букве «В» - З, Ы, Ъ, элементы Ф, Я; - по букве «К» - Ж; - буквы Д, К, М, Х, У часто имеют индивидуальный рисунок и влияют на некоторые элементы других букв (Д - Ц, Д - Л, К – Ж - Я); - по строчной букве «н» строятся буквы а, в, г, д, и, к, л, п, т, ч, ц, ь, я; - по строчной букве «о» - б, е, а, р, с, ф, э,ю. На рис. 65 показано деление гарнитуры шрифта по принципу одинарных и сдвоенных графических схем. Первая группа сдвоенных шрифтов строится путем поворота буквы вправо и влево от воображаемой оси. Вторая группа строится путем соединения двух различных букв. Буквы Ш, Щ, Ю, иногда Ж, могут быть уже на счет сокращения соединительного штриха, а не механически сдвоенными; буквы М, Ф могут иметь индивидуальный рисунок, как одинарные. При выполнении шрифтовых работ необходимо учитывать эти конструктивные связи. На рис. 66 показана последовательность построения надписи по основным элементам, которая включает в себя: 1) деление верхней и нижней линии строки на ширину букв, входящих в надпись, и скорректированную величину межбуквенных пробелов; 2) деление строки по высоте на толщину горизонтальных дополнительных штрихов, в том числе и по средней линии; 3) деление самих букв по ширине на толщину основных и дополнительных штрихов и на величину внутрибуквенного просвета; 4) нахождение центров дуг и округлений, мест соединений штрихов, засечек и концевых элементов; 5) уточнение контура рисунка букв; 6) заливка краской. Выполнение надписи по полиграмме ( Рис. 65). Этот способ особенно выгоден, когда в надписи присутствуют одни и те же буквы или повторяющиеся элементы, имеющие кривые линии, трудные для построения циркулем. Построенные один раз на миллиметровке, они просто копируются с необходимыми межбуквенными пробелами на кальке, передвигаемой по полиграмме. Полиграмма может состоять из большого количества знаков и применяться для выполнения многострочных текстов. Полученный таким образом чистовой эскиз с кальки может быть перенесен тем или иным способом на любой материал. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |