|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 2.2 Выполнение шрифтовых работ1. Шрифт как особый вид графического искусства. История латинского и русского шрифта – 6+3 часа. Термин "шрифт" имеет несколько значений: 1. Совокупность букв, цифр и знаков определенного рисунка (стиля) и размера (кегля), служащая техническим средством воспроизведения речи. 2. Комплект знаков для набора любого типа, например литер для типографского набора, символов в шрифтовом файле для компьютерного набора и т.д. 3. Рисунок (конфигурация) букв, цифр и знаков. Исходя из выше сказанного, шрифт - особый род графического искусства, средство общения и передачи информации. Шрифты применяют в самых разнообразных областях науки, техники, архитектуры, дизайна. Ими пишут буквы, цифры, условные знаки и другие графические символы. Без использования шрифта было бы невозможно издавать книги (в том числе и электронные), плакаты, рекламу, чертежи, научную и техническую документацию и многое другое. Есть шрифты: типографские, архитектурные, чертежные и другие. Каждому виду графической деятельности свойственны определенные шрифты. Их авторами являются художники-шрифтовики и художники-графики. Каждый вид шрифта имеет свой рисунок, свою структуру и конструкцию, которые подчиняются своим геометрическим и зрительно-эмоциональным законам (правилам). Разработкой шрифта занимается графический дизайн. Шрифт является тем самым посредником между автором и читателем, благодаря которому до нас доходят идеи, мысли автора, да и вся информация, заключенная в книге, журнале, газете. Таким образом, шрифт — это большая и очень важная область графического искусства. От рисунка каждой отдельной буквы, из которых складывается слово, строка, страница, от ее красоты, ясности, конструктивной точности зависит и удобство и легкость чтения, а значит, и восприятие текста. Поэтому так много внимания уделяли разработке рисунков шрифтов крупнейшие художники прошлого и настоящего (Леонардо да Винчи, А. Дюрер и многие другие). Конечно же, шрифт не принадлежит только книге или другой печатной продукции. Он и на плакате, без него невозможна афиша, реклама, вывеска. Каждая область применения шрифта предъявляет к нему свои особые, специфические требования, которые обязательно должен учитывать художник в своей работе над ним. Поговорка "По одежке встречают, по уму провожают" справедлива и для текстовых документов. Только в этом случае "одежка" — это оформление текста. Казалось бы, что может быть проще, чем текст, напечатанный на листе или выведенный на экране компьютера? Однако восприятие текстовой информации в огромной степени зависит от того, как она представлена. Пространство страницы — это произведение графического дизайна. "Буквы, слова и массивы текста безупречно и удобочитаемо располагаются на пространстве страницы, в то же время, это движущиеся фигуры на сцене листа, где типографика превращается в своего рода театр со своими действующими лицами" (А. Фрутингер). Взяв в руки рекламную листовку, раскрыв буклет или взглянув на плакат, Вы получите первое впечатление о них, даже не читая текст. Внешний вид документа должен соответствовать содержанию, создавать определенный образ. Огромную роль в дизайне страницы играет шрифт. Письменность, как и речь — средство общения людей. Она служит для передачи мысли на расстояние и для закрепления ее во времени. При этом, слова доносят информацию, а их графическое оформление усиливает или ослабляет смысл, так же, например, как в зависимости от интонации меняется смысл фразы. Техническим средством воспроизведения речи служит шрифт (нем. schrift — письмо). Термин "шрифт" имеет несколько значений: 1. Совокупность букв, цифр и знаков определенного рисунка (стиля) и размера, служащая техническим средством воспроизведения речи. 2. Комплект текстовых знаков для набора, например литер для типографского набора. 3. Рисунок (конфигурация) букв, цифр и знаков. Дизайн шрифтов — особый вид графики, подчиняющийся общим для всех видов изобразительного искусства закономерностям, требующий знания этих законов и правил и умения применять их на практике. Для шрифта очень важен рисунок каждого знака, сочетаемость отдельных пар букв, внешний вид текстовых блоков, композиция страниц. Как и к любому другому объекту дизайна, к шрифту предъявляются не только эстетические, но и функциональные требования: узнаваемость букв, различимость отдельных символов и слов, удобочитаемость всего текстового документа. Есть несколько характеристик шрифтов: - кегль шрифта (размер шрифта – высота в типографских пунктах прямоугольника, в который может быть вписан любой знак алфавита данного размера с учетом верхнего и нижнего просвета): текстовые (до 12 пунктов), титульные (более 12 пунктов). - гарнитура шрифта (комплект шрифтов одинакового рисунка, но различного начертания и размера). Имеют условные названия: литературная, обыкновенная, плакатная и др. - начертание шрифтов (насыщенность и толщина штрихов, высота знаков и характер заполнения): светлые, полужирные и жирные. - наклон основных шрифтов (отклонение основных штрихов от вертикального положения): прямые, курсивные. - размер шрифта (в нормальных шрифтах отношение ширины очка к высоте составляет приблизительно 3:4. в узких – 1:2, в широких – 1:1): сверхузкие, узкие, нормальные, широкие и сверхширокие. - характер заполнения штрихов: шрифт нормальный, контурный, выворотный, оттененный, штрихованный и др. Требования к шрифтам: Правильное использование шрифта играет важную роль. Шрифт должен быть не только красивым. Но и экономичным, что характеризуется емкостью и определяется средним количеством знаков, которые могут разместиться в строке, в полосе. Производственно-технико-технологические требования к шрифтам - это точность вопроизведения графики шрифта в разных видах печати - высокой, глубокой, плоской, механическая прочность и линйеная точность шрифта как элемента печатной формы при получении оттисков в печатной машине. Под гигиеническими требованиями к шрифту понимается его удобочитаемость. исследования показали, что важно подбирать правильно и длину строки и размеры пробелов между словами. Так, например, для детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимы четкие, простые по рисунку шрифты 12-16 пунктов, для взрослого читателя - шрифты 8-10 пунктов, в справочных изданиях - кегль шрифта может быть снижен. Некоторые шрифты, конечно, настолько универсальны, чтоподходят практически для любой задачи. У других более ограниченное применение. Но все шрифты имеют свою специфику, отличающую их друг от друга. Относительно восприятия трудно рекомендовать что-либо конкретное. История шрифта, его эстетика, "настроение" текста, возраст и социальный статус аудитории, вкус дизайнера - всё может влиять на выбор шрифта. Однако есть и некоторые закономерности. Так, результаты исследований показали: - текст, набранный прописными буквами, замедляет скорость чтения, а кроме того, занимает больше места, порой на 50 процентов; - курсив читать труднее, чем прямое начертание; - очень короткие строки, так же как и очень длинные, читать труднее. Создание шрифта — искусство и наука одновременно. В соответствии с требованиями времени и новыми технологиями, шрифты постоянно видоизменяются, появляются новые начертания, новые стилевые решения. Каждый период развития человечества как в зеркале отражается в эволюции шрифта. Очень важен правильный выбор шрифта. Требованиям удобочитаемости хорошо удовлетворяют гарнитуры различных графических типов, построенные на классической основе. Здесь значение имеет и выбор начертания, и кегль, и контрастность и ширина буквы, и размер внутрибуквенного очка. Рисунок любого шрифта отражает некоторые особенности графики письменности и самые общие черты искусства того времени, когда шрифт был создан. Видоизменяясь и, может быть, совершенствуясь с течением времени, приспосабливаясь к другим эпохам, стилям, вкусам, шрифт, однако же, сохраняет свои основные особенности. Все основные гарнитуры, которыми мы пользуемся до сих пор, были разработаны сравнительно недавно, в середине-конце 19 века или в советское время. Большинство компьютерных гарнитур представляет собой классические полиграфические шрифты, переведенные (не без потерь) в электронную форму. Письменность, как и звуковая речь, является средством общения между людьми и служит для передачи мысли на расстояние и закрепления ее во времени. Письменность является частью общей культуры данного народа и частью истории мировой письменности и мировой культуры. История мировой письменности знает четыре основных вида письма: - пиктографическое (картинное) – самое древнее письмо в виде наскальных рисунков первобытных людей; - идеографическое (иероглифическое) – письмо эры ранней государственности и возникновения торговли (Египет, Китай). Знаки идеографического письма – идеограммы (иероглифы) – представляют собой, как правило, отдельные слова или даже полные понятия; - слоговое (один письменный знак – слог) – письмо некоторых народов Индии; в Японии оно применялось наряду с китайскими иероглифами; - буквенно-звуковое (фонематическое) – письмо, выражающее фонематический состав языка. Фонемы обозначают отдельные звуки речи и в зависимости от произношения могут варьироваться (сравните: мел – мель). Это означает, что фонематический состав языка количественно отличается от фонографического состава, т.е. алфавита. Наше письмо не может передать все звуковые нюансы языка и призвано лишь дифференцировать (различать) слова. Так, например, русский алфавит имеет 33 знака, тогда как фонематический строй языка состоит из 39 фонем. Буквенно-звуковая система письма – основа письма многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение в фонографическом составе их алфавитов. Так, в латинском алфавите 23 знака, в итальянском – 21, чешском – 38, армянском – 39 и т.д. Современный алфавит имеет двухвариантное графематическое выражение: - I вариант (самый древний) – МАЮСКУЛЬНЫЙ (от лат. несколько больший) – в виде прописных (заглавных) букв; - II вариант (более поздний) – МИНУСКУЛЬНЫЙ (от лат. очень маленький) – в виде строчных букв. Этапы развития графики алфавитов можно представить как движение маюскульного письма к минускулу и далее к печатным (типографическим) рисункам шрифтов. Типографические шрифты вобрали в себя все достижения искусства рукописного, рисованного и гравированного шрифтов. В практике художников различных профилей принято классифицировать современные шрифты по группам в исторической последовательности на примере создания типографических шрифтов, начиная с эпохи Возрождения. Классификация шрифтов в исторической последовательности удобна для восприятия, и уже в процессе изучения тех или иных исторических стилей письма и типов шрифта становится понятной природа возникновения всех графических особенностей, впоследствии закрепленных в рисунках типографских шрифтов. Поэтому методологически обоснованнее изучать шрифты в такой последовательности. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |