|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Величина междустрочных расстоянийСредняя величина междустрочных расстояний, отвечающая принципу удобочитаемости, для композиций из прописных букв составляет 0,5 ÷ l,5 высоты буквы; из строчных — не менее двух высот строчной буквы без учета выносных элементов (чтобы не случалось наложений нижних и верхних выносных элементов). Отличительными признаками строчных букв являются измененные у некоторых из них графические формы и наличие выносных элементов. Таких букв в нашем алфавите немного: а, б, е, р, у, ф. Остальные представляют собой уменьшенные (но не прямо пропорционально) прописные формы. Сравнивая строчные шрифты русского алфавита и латинского, в котором строчные буквы значительно отличаются от прописных, мы обнаружим заметную разницу в ритмике строк, образуемых одними и другими буквами. Ритм, создаваемый русскими буквами, как строчными, так, впрочем, и прописными, проще за счет преобладания прямолинейных элементов, недостаточного количества строчных букв с выносными элементами. Такова специфика графики русских букв, слагавшейся исторически. И тем не менее при сравнении ритмического строя, создаваемого строчными буквами, прямыми или наклонными, с нашим курсивом, близким рукописным формам, найдем, что строчные знаки и русского алфавита могут быть в значительной степени дифференцированными и имеют достаточно букв с выносными элементами. Примером могут служить великолепные образцы каллиграфических шрифтов или чуть более строгие курсивы. В настоящее время мы все чаще встречаем строчные: в, д, з с выносными элементами. Вполне возможно, что время пополнит их состав. Думая о ритме в композиции, состоящей из строчных букв, художник обязан думать и о влиянии на него выносных элементов. Если текст длинен, следует прибегать к нормальным междустрочным расстояниям. В коротких надписях, в том случае, когда им желательно придать выразительный характер, возможно и сближенное расположение строк, и даже слитное. Подобная «вязь» надписи отличается особой декоративностью, вызывая ассоциативное восприятие, связанное с народным прикладным искусством, вышивкой на ткани, на знаменах и т. д. Небольшая потеря удобочитаемости тут вполне допустима, ибо компенсируется другими достоинствами — выразительной декоративностью шрифтовой композиции. Таким же образом могут компоноваться любые типы шрифтов. Все зависит от содержания «иллюстрируемой» шрифтом надписи и от цели, которую ставит перед собой художник. На междустрочные расстояния оказывает существенное влияние смысловая акцентировка. В нашем примере надпись «Социалистические обязательства» (Рис. 84) и воспринимается как единое понятие: эта пара слов неразрывна. Мы даже сокращенно не говорим «обязательства», а, как правило, «соцобязательства». Поэтому и возникает желание спаять, связать их графически. Не нужно понимать так, будто традиционное решение такой надписи «отменяется». Пример сближенной компоновки строк лишь один из примеров работы мысли художника, развития ассоциативного мышления, напоминание о том, что надписи такого рода должны иметь осмысленную образную нагрузку. И в этом случае помогает не только рисунок шрифта, но и ритмический строй композиции, который зависит от элементов букв, от межбуквенных пробелов, от междустрочных расстояний, от смысловой акцентировки слов в надписи. В данном примере единым рисунком букв, одинаковой высотой их, сближением всех частей акцентирована вся надпись, так как она едина по смыслу. Развивая мысль дальше, можно внести поправку, в композиции нижняя строка короче и зрительно слегка уходит на второй план. Слитное расположение в какой-то мере удерживает ее в плоскости. Но убедительнее это будет выглядеть, если ее либо чуть укрупнить, либо отличить более насыщенным, но близким по тону цветом, чтобы надпись не разрезалась пополам. Предлагаемые методические рекомендации, безусловно, не исчерпывают всего многообразия приемов работы. Следует, прежде всего, рассчитывать на проявление инициативы в творчестве, в поисках новых выразительных шрифтовых решений. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |