|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИНСТРУМЕНТЫКисти бывают круглые и плоские по форме и мягкие или жесткие по качеству волоса. Размеры кистей обозначаются номерами на их черенках. Мягкие кисти делаются из волоса белки, куницы или колонка. Сейчас мягкие кисти начали изготовлять из ушного волоса домашних животных. По форме они обычно круглые. У хорошей, мягкой кисти волос должен естественно образовывать острый кончик. Кисть с подрезанным волосом для работы не годится. При выборе мягкой круглой кисти надо обратить внимание на то, чтобы конец ее не раздваивался и волос был собран компактно; чтобы определить качество кисти, сжимают двумя пальцами ее волосяную часть: если она примет веерообразную форму, то кисть пригодна для работы. Можно смочить кисти водой и встряхнуть. У хорошей кисти после легкого встряхивания образуется острый конец. Жесткие кисти делаются из свиной щетины, конского волоса или искусственного синтетического волокна. Ту или иную кисть выбирают в зависимости от характера работы и вида краски. При работе акварелью, анилиновыми красками или тушью пользуются мягкими кистями (рис. 1110, а). Наиболее употребительны № 6—8. Для масляных красок эти кисти непригодны. Колонковая кисть универсальна, она упруга и эластична и может быть использована в работе как водяными, так и масляными красками, особенно для отделочных работ в масляной живописи (орнамент и др.). Для шрифтовых работ, выполняемых маслом на фанере, стекле, металле, применяют специальные колонковые кисти — шлипперы. Длина волоса у них в 8—10 раз больше толщины кисти у основания (рис. 110, б). Щетинные кисти используют в работе маслом, а также гуашью и клеевыми красками (рис. 110, в). Для тонирования больших поверхностей применяют широкие плоские кисти — флейцы (рис. 110, г). Щетинные флейцы используются также при грунтовке основания. Чтобы сохранить кисти в хорошем состоянии, за ними необходим тщательный уход. После работы кисти следует вымыть. После акварельных, гуашевых или клеевых красок кисти моют в обычной воде, после масляных красок — сначала в керосине, а затем в теплой мыльной воде. Вода не должна быть горячей, так как клей, скрепляющий кисть, может раствориться, кисть распадется. Промывая кисти, нужно следить за тем, чтобы краска не оставалась в месте соединения щетины с металлической гильзой. Если кисти долгое время не будут использоваться, круглые можно смочить слабым раствором растительного клея (вишневого, сливочного), придав им нужную форму, а плоские — смочить водой и завернуть в бумагу. Хранить кисти лучше всего в вертикальном положении черенками вниз. Мягкие кисти не следует оставлять в воде, так как волос от этого сгибается и такой кистью трудно работать. Линейки удобно иметь различной длины — 25, 50, 100 см (обычные чертежные) и одну более длинную самодельную, на которую наносят деления, соответствующие ширине букв наиболее употребительных шрифтов и расстоянию между ними. Очень удобна масштабная линейка из прозрачного целлулоида — сквозь нее видны ранее проведенные линии, что облегчает работу. Угольники применяются при проведении линий и вычерчивании прямых углов. Время от времени угольники следует проверять, так как под действием тепла или сырости они могут рассохнуться или перекоситься. Чтобы проверить прямой угол, угольник прикладывают к линейке под прямым углом и проводят вертикальную линию, а затем переворачивают его на другую сторону и снова проводят вертикальную линию. Если обе линии совпадут, угольник в порядке. Правильность угольника можно проверить и с помощью транспортира. Рейсшина — это линейка длиной 100—150 см с направляющей планкой, расположенной под углом 90°. Во время работы планка скользит по краю стола или чертежной доски. Рейсшину используют для нанесения длинных параллельных линий. Лекала для проведения кривых линий бывают деревянные или пластмассовые, различных размеров и рисунков. Все перечисленные инструменты следует содержать в чистоте. Если линейки, угольники, лекала загрязнились, их нужно вымыть в теплой мыльной воде, после чего тщательно вытереть. Деревянные линейки, угольники, лекала недопустимо хранить длительное время на солнце, так как они могут покоробиться и прийти в негодность. Не следует использовать деревянные линейки при резке бумаги, картона перочинным ножом или бритвой, так как линейки могут испортиться (получаются зазубрины). Рекомендуется применять для этого металлическую линейку. Предварительно ее надо тщательно вытереть бумагой или сухой тряпочкой, потому что поверхность линейки окисляется и может испачкать бумагу. Нормограф — прозрачная линейка с прямоугольными отверстиями, соответствующими пропорциями внешних очертаний букв. Нормограф применяется при выполнении мелких шрифтов. Циркуль лучше всего использовать универсальный, а не обычный ученический. Если нужно провести окружность радиусом 10—15 мм, ножки циркуля просто раздвигают на нужную ширину. При вычерчивании большей окружности циркуль перестраивают — держатель карандаша ставят вертикально к бумаге. Когда раствора циркуля не хватает, применяют удлинитель. Рейсфедер используют для проведения линий различной толщины. Им можно вычерчивать контуры букв для последующей заливки, писать мелкий шрифт. При работе рейсфедером оба его кончика должны соприкасаться с бумагой одинаково. Чтобы тушь не затекала под линейку, рейсфедер следует слегка наклонять. Концы рейсфедера от длительной работы стираются. Чтобы удлинить срок его службы, следует менять положение рейсфедера при работе, поворачивая инструмент гайкой винта регулятора к себе и от себя. Плакатные перья применяют для написания шрифтов. Ширина пишущей части плакатных перьев колеблется от 2 до 20 мм. Продаются они наборами по 7—8 штук. Плакатное перо вставляют в обычную ученическую ручку, писать можно тушью, гуашью, иногда чернилами. Удобно писать плакатным пером по линейке. Линейка должна иметь специальную подкладку, чтобы тушь или краска не подтекала под нее. Плакатными перьями выполняют как мелкие шрифтовые работы (заголовки в стенной газете, различные надписи в диаграммах и т.д.), так и крупные (лозунги, «Молнии» и др.). Для небольших шрифтовых работ применяют перья «рэдис» с круглым расширением на конце. Ширина пишущей части этих перьев колеблется от 0,5 до 3 мм. Они снабжены специальной металлической пластинкой, удерживающей тушь. Для выполнения шрифта размером до 10 мм используют также различные канцелярские и чертежные перья. Плакатные перья можно изготовить самим. Для этого из кусочка жести вырезают по нужной форме заготовку, сгибают ее, на месте сгиба делают прорезь, а края шлифуют напильником. Верхнюю часть пера обжимают на гвозде, чтобы его можно было вставить в ученическую ручку. Пишут тексты и палочками из бука, березы или самшита. Для этого ровный сухой кусочек древесины длиной 15— 20 см закругляют и один из его концов обрабатывают в форме лопаточки нужной ширины. При письме палочками используют различные водяные краски и тушь. Стеклянные чертежные трубочки используют для шрифтовых работ. Диаметр пишущей части трубочек колеблется от 0,5 до 2,5 мм, пишут тушью, темперой. Тонкий конец трубочки удобнее загнуть под углом примерно 45°. Для этого его держат в пламени спиртовки или свечи и нагревают докрасна, а затем осторожно загибают пинцетом; самые тонкие трубочки загибаются сами, как только достаточно нагреются. Стеклянными трубочками пишут от руки и при помощи нормографа. В первом случае изгиб должен быть небольшой и находиться почти у основания. Во втором случае угол изгиба делается более острым, в пяти-шести миллиметрах от конца трубочки. Трубочками пользуются и не загибая тонкого конца. В таком случае их держат вертикально, как рейсфедер. Не рекомендуется наполнять трубочку большим количеством краски или туши, так как линия при этом получается неравномерной. Закончив линию, трубочку нужно быстро отнять от бумаги, чтобы не получилась клякса. Рапидограф — очень удобный и портативный прибор для графических и шрифтовых работ. По внешнему виду и устройству он напоминает автоматическую ручку со стержневым пером. Состоит из корпуса, узла набора туши, чертежного узла и колпака с головкой и держателем. Для работы рапидографом черную тушь смешивают с черными чернилами в пропорции 2:1. Толщина вычерчиваемых линий: 0,3; 0,5; 0,8 мм. Фломастер напоминает шариковую ручку, но вместо металлического или пластмассового стержня, наполненного заправочной пастой, здесь помещен стержень из пористого волокнистого материала, пропитанный специальным составом. Толщина стержня бывает от 2 до 10 мм. Состав, которым заправляется фломастер, может быть самых различных цветов. Некоторые виды фломастеров заправляются чернилами «Радуга». Фломастер очень удобен в работе, особенно когда необходимо быстро выполнить какой-нибудь текст, не требующий предварительного расчета, эскиз, карикатуру для сатирического листка и другие рисунки. Карандаши бывают твердые и мягкие. Они имеют соответствующую маркировку: твердые — 2Т, ЗТ, 4Т, ВТ, 5Т, 6Т или Н, 2Н, ЗН и т.д. (цифры обозначают степень твердости: чем больше цифра, тем тверже карандаш); мягкие — М, 2М, ЗМ, 4М, 5М, 6М или В, 2В, ЗВ и т. д. (цифры обозначают степень мягкости: чем больше цифра, тем мягче карандаш); промежуточные — ТМ или НВ. Твердые карандаши чаще применяются в черчении, мягкие — при разметке текста, орнамента, при выполнении рисунка и др. Цветными карандашами выполняют небольшие работы — диаграммы, схемы и др. Продаются они набором в 6, 12, 24 и более цветов. Карандаши для работы нужно хорошо затачивать. В полевых условиях при оформлении «Молний», «Боевых листков» широкое применение могут найти цветные цанговые карандаши, которые не требуют заточки. Резинки. Карандаш стирают мягкой резинкой, краску или тушь — твердой, так называемой чернильной. Чтобы резинка стала мягче, ее кладут на двое суток в керосин, а потом два часа кипятят в воде. Если рисунок делается под акварель, то стирать карандаш надо после раскраски, так как в противном случае волокна бумаги могут нарушиться и краска плохо ляжет на бумагу. Технология оформительских работ требует наличия ряда приспособлений: планшетов, сеток для «набрызга», валиков, трафаретов, шаблонов, штампов и др. Их чаще всего изготавливают сами клубные работники. Планшет (рамочный) — фанерная или тонкая деревянная прямоугольная доска с наклеенной на нее бумагой, на которой удобно работать акварелью и другими красками. Большие планшеты (размером 80x60 и больше) изготовляются на деревянных подрамниках. Бумагу наклеивают на доску следующим образом. Лист берут немного больше, чем доска (на 2—3 см с каждой стороны), кладут его на ровную чистую поверхность и сильно смачивают водой с лицевой стороны плоской кистью или ватным тампоном (кусочек ваты, туго завязанный в марлю), затем снимают излишек воды и натягивают бумагу, разравнивая обеими руками от центра к краям. Затем края листа загибают и приклеивают к доске, смазанной с торцовой или обратной стороны клеем средней густоты (смазывают два раза: заранее, чтобы клей слегка впитался в дерево, и перед тем, как наклеивать бумагу). Места наклейки приглаживают, лист закрепляют кнопками. По окончании работы бумагу срезают. Планшет с туго натянутой бумагой нельзя хранить в жарком сухом помещении: пересыхая, бумага может лопнуть. Сетка для «набрызга» (рис. 111) делается следующим образом: из фанеры вырезают одинаковые рамки с рукоятками, между ними прокладывают металлическую сетку с ячейками до 1 мм и скрепляют рамки гвоздиками (можно натянуть сетку и на проволочный каркас). По сетке проводят кистью или зубной щеткой, смоченной в жидкой краске. Чтобы брызги были мельче и распределялись равномерно, краску набирают на кисть в небольшом количестве. Сетку делают прямоугольной формы с рабочим полем 12x18 см. Для разбрызгивания пользуются и пульверизатором. Валик ВХО (поролоновый) предназначен для нанесения краски на поверхность бумаги, картона, ткани. Используются различные краски: гуашь, водоэмульсионная, масляная. Нельзя применять нитрокраски и нитрокрасители. Подготавливается краска нужной густоты на стекле или пластмассе, набирается на валик накатом. Лишняя краска снимается прокатыванием по бумаге или картону. Затем приступают к работе. После ее окончания валик необходимо тщательно вымыть. Краска на водной основе смывается теплой мыльной водой, масляная — керосином, скипидаром или уайт-спиритом. Выпускаются валики различных размеров: № 1, 2, 3. Трафарет делают из плотной бумаги или картона, предварительно промасленного олифой, чтобы он не размок от краски. Рисунок для трафарета наносят на лист бумаги или картона и вырезают по контуру. Жидкую краску на трафарет наносят пульверизатором или через сетку, густую — вертикально поставленной торцевой кистью или ватным тампоном. Шаблон и зготавливают следующим образом: из плотной чертежной бумаги или тонкого картона вырезают силуэт декоративной детали, который накладывают на бумагу или ткань и обводят карандашом, мелом или углем. Получившийся рисунок раскрашивают. Если используют способ забрызгивания, рисунок, закрытый шаблоном, останется незакрашенным, окрасится только фон. Штамп вырезают на резине. Можно использовать большие куски резины с гладкой плоскостью, резинки для карандаша или чернил, пробки. Кроме того, приготавливают пропитанную соответствующей краской штемпельную подушку. Трафареты, шаблоны и штампы облегчают и ускоряют работу по изготовлению орнамента, повторяющихся декоративных деталей. Вопросы для самопроверки: 1. Какие материалы служат основанием для художественно-оформительских работ? 2. Назовите известные вам виды красок. Какими свойствами они отличаются? 3. Почему гуашь считается одним из основных материалов, используемых художниками-оформителями? 4. Для какой цели служит грунт? ОРНАМЕНТ — художественное украшение, узор, характеризующийся ритмичным расположением элементов.Обычно он состоит из ритмично повторяющихся одинаковых по рисунку частей (мотивов), называемых раппортом.Появился орнамент в глубокой древности. Люди украшали им одежду, утварь, дома. Каждая историческая эпоха, каждый народ вносили всегда что-то своеобразное в орнамент. Мотивы орнамента чрезвычайно разнообразны, они отражают природу, в окружении которой живет данный народ, образы народных сказок и легенд и др. В узорах народов, живущих на юге, преобладают цветы, такие южные плоды, как гранат, виноград. В узорах, созданных народами Севера и средней полосы, часто встречаются ягоды и листья рябины, клюквы, ветки и шишки. Для казахского и киргизского узоров характерно изображение рогов барана, для узбекского — цветов и листьев хлопка. По характеру композиции орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, заполняющим поверхность. Оформляя, например, информационный плакат о выставке прикладного искусства в клубе, можно на нем расположить ленточный орнамент по вертикали или горизонтали в зависимости от композиционного решения. По мотивам, которые используются в орнаменте, его принято делить на геометрический (состоит из разного рода линий, кругов, многогранников, звезд и др.); растительный, стилизующий листья, плоды, цветы и др.; животный, стилизующий изображения животных. Используются в качестве мотивов и фигуры людей, и оружие, и эмблемы, и многое другое. Умея хорошо рисовать, обладая опытом выполнения орнаментов, можно попробовать создавать свободно трактованные орнаменты. В этом виде орнаментов вместо точного повторения раппорта даются его варианты. Причем принцип ритмичного повторения сохраняется за счет повторяющихся изгибов линий, отдельных декоративных деталей (стилизованных растений, животных). Орнамент широко применяется при оформлении средств наглядной пропаганды и агитации (в плакатах, выставочных стендах, стенной печати и др.). Орнамент должен соответствовать содержанию оформляемых средств наглядной пропаганды и агитации. Так, например, оформляя зрительный зал клуба к смотру художественной самодеятельности, можно использовать орнамент, заимствованный из народных вышивок. Способов выполнения орнаментов существует несколько. Один из них — срисовывание. Используется он обычно, когда нужно скопировать народный или интересный геометрический орнамент, состоящий из линий и геометрических фигур, или какой-либо другой. Узор орнамента, как правило, построен симметрично. Для того чтобы правильно срисовать его, предварительно проводят вспомогательные линии: ось симметрии, горизонтали, вертикали. Эти линии помогут определить точно место противолежащих частей орнамента и скопировать его (рис. 112). Другой способ — составление узора из элементов, зарисованных с натуры (листьев, колосьев, ягод и др.). Знакомство с лучшими образцами народных и так называемых классических орнаментов (их можно найти в специальных книгах и альбомах, посвященных истории искусства и др.), наблюдения над природой помогут при самостоятельном составлении орнаментов. Здесь потребуется, кроме того, творческий подход и хороший художественный вкус. При выполнении нового узора следует продумать, как этот узор будет дополнять, раскрывать содержание выполняемой работы, насколько он соответствует общему композиционному замыслу. Чтобы ускорить работу по выполнению орнамента, употребляют трафареты, шаблоны, штампы. Для многокрасочных (в два-три цвета) орнаментов изготовляется несколько трафаретов с отдельными деталями узоров. Вопросы для самопроверки: 1. Какие вы знаете виды орнаментов? 2. Что следует учитывать при выборе узора орнамента? 3. Приведите примеры использования орнамента при оформлении различных видов средств наглядности.
2. Выполнение росписи рисунков различного композиционного решения по эскизам. Прямые и обратные трафареты. Аэрография – 8+4 часа. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |