АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наука о воспитании

Читайте также:
  1. I.1.6. Философия и наука
  2. III. НАУКА И КУЛЬТУРА
  3. IX.1. Что такое наука?
  4. IX.2.Наука как особый вид деятельности
  5. IX.9.Наука и религия
  6. Адаптивное физическое воспитание как наука и учебная дисциплина
  7. Александрийская наука
  8. Античная наука
  9. АРАБОЯЗЫЧНАЯ НАУКА
  10. Биология – наука о жизни
  11. Биотехнология как наука может рассматриваться в двух временных и сущностных измерениях: современном и традиционном, классическом.
  12. Биофизика – как наука. Практические задачи. Методы исследования

расчет будет выглядеть так: при длине листа, допустим, 140 см длина строки может быть около 120 см, так как на левое и правое боковые поля надо оставить по 10 см.

Во второй, наиболее длинной, строке 5 + 1 + 1 + 1 + 10 = 18 букв.

На одну букву с междубуквенным просветом приходится 120 : 18 = 6,6 см. На букву придется ¾ от 6,6 см – 5 см, на междубуквенный просвет – ¼ от 6,6 см – 2 см.

Широкие буквы увеличивают на ширину междубуквенного просвета (5 + 2 = 7 см). За счет этого увеличения и возникает погрешность в размещении, но она обычно бывает небольшой, так как широких букв тексте встречается мало.

При большом количестве широких букв эту погрешность можно устранить, уменьшая пробелы между словами.

В первую очередь размещают длинную строку.

Короткие строки, если текст пишется одним и тем же шрифтом, размещают, ориентируясь на длинную строку.

2. Способ подбора ширины буквы. Ширину буквы и пробела выбирают на глаз, не забывая о широких буквах, затем умножением выбранных размеров на число букв и пробелов в строке определяют ширину строки.

Если длина строки оказывается неподходящей, несколько изменяют выбранные размеры и вновь определяют длину строки. Когда подобрана подходящая ширина букв и пробелов, размещают и пишут текст.

3. При симметричном размещении текста некоторый навык и не обязательное соблюдение определенных размеров полей позволяют писать от середины в обе стороны. Для этого после разбивки текста на строки определяют середину каждой строки, затем подсчитывают допустимую шину буквы, подбирают нужное плакатное перо и пишут от средней линии листа в обе стороны. При этом середину строки нужно разместить на средней линии листа.

4. Можно выразить длину строки в плакатных перьях, считая, что для буквы потребуется пространство, равное ширине четырех (3 + 1) перьев, а для широкой буквы – шести (5 + 1) перьев (для упрощенного рубленого шрифта). Определив ширину плакатного пера, можно писать пером или такой же ширины щетинной плоской кистью, делая внутрибуквенные и междубуквенные пробелы, равные ширине пера.

Написав половину текста, надо проверить, совпадает ли конец половины текста с серединой плаката. При совпадении можно продолжать работу.



Если текст «вылез» за середину листа или не дошел до нее, то на оставшейся половине за счет пробелов делают «вгонку» или «разгонку» текста, причем, написав еще половину оставшейся части, проверяют себя вновь таким же образом.

 

4. Различное написание шрифтов и их влияние на реализацию рекламной идеи – 6+3 часа. (Рис. 55 – 63).

Органическая связь рисунка букв с содержанием текста, образность шрифта.

Шрифт, являясь элементом художественного оформления, своим рисунком и самой композицией должен вызывать у зрителя ощущение точного соответствия буквенной пластической формы содержанию текста.

Так, шрифтовой политический плакат преимущественно выполняется различными гарнитурами рубленых шрифтов.

Во-первых, рубленый шрифт простотой графических форм, удобочитаемостью наиболее полно отвечает цели политического плаката.

Во-вторых, рубленый шрифт по образному строю соответствует современности так же, как классицистическая антиква соответствовала ХIХ веку, ренессанс-антиква – эпохе Возрождения. Недаром рубленый шрифт называют шрифтом века.

В зависимости от того, какой текст «иллюстрирует» шрифт, он может быть спокойным или напряженным, динамичным или статичным, монументальным или декоративным, строгим или веселым, может иметь исторические или национальные черты и т.д. На рисунке 55 видно, что каждая строка имеет свой художественный облик и, помимо смысловой нагрузки, несет в себе образность, способствующую эмоциональному зрительному восприятию и позволяющую видеть за этим не просто надпись.

Шрифты двух примеров (рис. 55) отличаются индивидуальностью рисунка. Образность их заключается в том, что человек, еще не прочитав надпись, уже понимает, о чем пойдет речь: так, первая надпись подсказывает, что тема здесь историческая, и именно о древней истории, искусстве или культуре столицы нашей Родины Москвы; вторая воскрешает в памяти первые годы Советской власти, те годы, когда художники искали соответствующие бурному, динамичному времени формы в искусстве. Искусство всех времен несло в себе печать своей эпохи. В этом смысле шрифт не являлся исключением и как особый род графического искусства претерпевал в своем развитии стилевые изменения. Художник, думая об образности шрифта, должен учитывать эти стили.

Современные шрифты строятся на лучших образцах исторических стилей с учетом сегодняшних эстетических требований. Так, третья надпись, выполненная шрифтом типа ренессанс-антиква, который, в свою очередь, представляет собой обработку римских капиталов, образно говорят о возрожденных гуманистических традициях в графике букв. Начиная с 30-х годов в нашей стране непрерывно ведется большая работа по созданию новых рисунков шрифтов на основе антиквы. Шрифты антиквенных групп монументальны, торжественны, отличаются предельной ясностью, чистотой и дифференцированностью графических форм. Поэтому их следует применять в особо важных, торжественно-праздничных и мемориальных работах.

Той же цели могут служить шрифты других групп: типа гротеск (рубленые), антиква-гротеск, ленточной антиквы, точное, те из них, которые по пропорциям, соотношению штрихов, светлоте приближаются к классическим образцам антиквы.

Говоря об образности других шрифтов, например брусковых, необходимо отметить группу, близкую к антикве, - типа кларендон. Эта группа – подвид египетского (брускового) шрифта. По классификации типографских шрифтов, принятой в СССР, эта группа выделена в самостоятельную и называется группй новых малоконтрастных шрифтов (гарнитуры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная и др.).

Или вот другой подвид египетского шрифта – итальянский (рис. 57). Его форма при первом же взгляде вызывает ассоциации с революционными событиями. А это происходит потому, что итальянский шрифт в ту пору пользовался популярностью и широко применялся в качестве титульного шрифта в книгах, афишах, плакатах, рекламе, о чем можем судить по дошедшим до нас экземплярам или по историческим фотодокументам. О некоторых рисованных шрифтах начала ХХ века можно составить представление по фирменным заголовкам центральных газет (рис. 58), которые несут в себе черты тех лет.

Наиболее выразительными по образности являются рисованные шрифты, свободные, кистевые, которые выполняются с учетом лучших характеристик современных шрифтов или пишутся свободно, от руки. Такая группа шрифтов строится на зрительно активных приемах художественными средствами, стимулирующими те или иные эмоции человека графикой букв, ритмом, композицией, цветом, фактурой.

Шрифтовые надписи с эмоциональными свойствами находят применение в плакатах, лозунгах, призывах, в заголовках стендов, витрин и т.д.

Шрифты с рациональными свойствами – для текстов, - напротив, должны быть унифицированными, иметь современный рисунок, обладать хорошей читаемостью, лаконичностью графики, простотой исполнения.

Логическая связь рисунка букв с техникой их исполнения.

В зависимости от техники исполнения следует различать следующие основные виды шрифта (Рис. 60-61).

Рукописный шрифт, выполняемый от руки на разнообразных материалах (плакатными перьями, деревянными палочками, кистями – на бумаге водяными красками; различными кистями – на ткани, грунтованной фанере, жести и др. материалах водоэмульсионными, масляными и нитрокрасками). Данные шрифты наименее трудоемки и находят самое широкое применение в изобразительных средствах пропаганды (рекламе, выставках и др.). Пишутся они без предварительной прорисовки сразу тем или иным инструментом.

Рисованныйшрифт в отличие от рукописного выполняется не за один прием определенным инструментом, а последовательно, с привлечением разного рода инструментов (обычно отрисовывается прежде контур букв, который затем заполняется краской). Трафаретные шрифты также относятся к рисованным.

Рукописный шрифт самый распространенный и доступный вид. Преимущественном его является скорость написания. Рисунок шрифта логично связан с тем или иным рукописным инструментом. Соотношение основных и дополнительных штрихов как бы вытекает из-под пера или кисти, воспроизводя буквы с определенным внутренним ритмическим строем, зависящим всецело от постоянства угла письма.

Ширококонечные перья (например, плакатные), как и плоские тупоконечные кисти, могут сообщать шрифту самое разнообразное начертание. По методу письма ширококонечным инструментом могут выполняться шрифты не только мелкие и не только на бумаге.

Выполнение «неправильных» элементов требует изменения положения инструмента с целью сохранения привычного чередования штрихов. Такая техника, с изменением положения руки, называется техникой рисования ширококонечными инструментами и применяется при выполнении вариантов шрифтов типа гротеск, брусковых и др.

Зная графические признаки того или иного шрифта, можно, пользуясь ширококонечными инструментами, выполнить шрифт любой группы. Причем не следует опасаться наклонов в концевых элементах, едва заметных надломов в округлых штрихах. Напротив, все эти следы, специфические для ширококонечных инструментов, придают шрифту своеобразие почерка, свободу и непринужденность исполнения, столь необходимые качества для шрифтового искусства. В крайнем случае, все шероховатости, оставленные инструментом, можно сровнять остроконечным пером, кистью или уголком того же инструмента.

Трудность такой работы заключается в овладении практическим мастерством, в соблюдении конструктивных и ритмических связей («гарнитурность») шрифта, в даровитости самого исполнителя.

Рисованные шрифты строятся на тех же конструктивных схемам, что и рукописные. Отличительной особенностью рисованных шрифтов является более тщательная прорисовка форм букв с учетом всего того, чего не может дать рукописный инструмент, - графичности, геометрической точности.

Эти же особенности свойственны и рельефно-объемным шрифтам, отличающимися, помимо материала, своей фактурой, обогащенной игрой света и тени (Рис. 62).

Итак, каждый вид шрифта в зависимости от исполнения получает свой рисунок, присущий только ему «почерк». И поэтому нет необходимости рисовать чертежными инструментами «под перо», пером «под кисть» и т.д. Характер рисунка букв зависит не столько от инструмента, которым он выполняется, сколько от исполнителя, в руках которого инструмент лишь средство для художественного выражения своего замысла.

Существует ряд условий правильного использования возможностей ритма.

I. Создание ритма с помощью геометрической и оптической пропорциональности элементов самих букв. На ритм в буквах влияют следующие факторы:

а)Характер контура букв, форма их рисунка. Буквы, превращенные в геометрически вычерченные прямоугольники, подобны повторению одного и того же звука в музыке, вызывают чувство монотонности. Упрощенный ритм таких букв делает весь текст вялым, пассивным, утомительным для глаза. Такое впечатление может производить малоконтрастный узкий гротеск (Рис. 68); из исторических стилей письма – готическая текстура: в уставном древнерусском письме также преобладает простой ритм за счет большого числа вертикальных прямолинейных штрихов. Многосложнее и богаче ритм антиквы и построенных на ее основе других видов шрифтов, в которых ярко выражены индивидуальность букв, их дифференцированность.

б)Пропорциональное соотношение ширины и высоты букв (Рис. 69). Желание построить все буквы алфавита в прямоугольниках с одним и тем же пропорциональным соотношением сторон с целью придания единообразия чаще всего оборачивается однообразием. Ритм таких букв получается монотонным. Следует всегда помнить о том, что буквы в алфавите не равны и не должны быть равны по ширине, т.к. это противоречит исторически сложившимся формам. Поэтому в любой гарнитуре мы видим наличие нормальных букв, таких, как Н, более широких, многоэлементных – Ж, М, Ш – и более узких, таких, как В, Е, Г. По этой причине нет никакой необходимости искусственно втискивать разные буквы в одинаковые по ширине прямоугольники. У букв с классическими пропорциями ритм относительно спокойный благодаря устойчивости и равновесию всех элементов. У широких и сверхшироких ритм направлен по горизонтали, у узких – по вертикали. Изменяя пропорциональное соотношение ширины и высоты букв, оформитель может придавать шрифту самую разнообразную ритмическую направленность, добиваясь определенной выразительности шрифтовой композиции.

в)Соотношение основных и дополнительных штрихов (Рис. 70-71). Контраст штрихов создает реально ощутимую «цветность» элементов букв из-за различной их насыщенности. Шрифт, как правило, выполняется на плоскости, ей же должен соответствовать и плоскостной характер букв. Дело в том, что контраст штрихов у различных букв зрительно вызывает ощущение наклонов и поворотов в элементах вправо и влево, на зрителя и от него. Равновесие цветности шрифта означает такое равновесие насыщенности элементов букв краской, при котором по возможности обеспечивается зрительное восприятие ничем не нарушаемой плоскости.

В шрифтах антиквенных групп максимальная цветность падает на основные штрихи. Цветность ослабевает в дополнительных и соединительных штрихах. И чем больше контраст штрихов, тем более явно нарушается плоскостность букв. На примере букв ленточной антиквы с различным контрастом штрихов можно видеть, как левый дополнительный штрих уходит вглубь листа, за плоскость, так же и сами буквы, обуживаясь кверху, «падают» от зрителя. Достаточно немного насытить краской, утолщить книзу дополнительные штрихи, как они встанут в общую плоскость. Приостановить «падение» буквы от зрителя можно и срезав острый угол.

Равновесие цветности в буквах (Рис. 72) зависит от цветности основных прямолинейных (to), округлых (to', to'') и наклонных (tо.н.) штрихов. Максимальная толщина наплывов в округлых элементах должна быть несколько большей, чем у прямых, потому что цветность прямолинейного штриха количественно больше, т.к. приходится на всю длину штриха; округлый же элемент в контрастных буквах имеет максимум цветности на небольшом отрезке и по мере того, как он становится тоньше, теряет ее. Толщина основного вертикального штриха чуть больше толщины основного наклонного (to>to.н.). Существуют и другие нюансы в рисовании шрифта.

Надо помнить о том, что прямая одной и той же толщины в вертикальном, горизонтальном и наклонном положении воспринимается неодинаковой по толщине. В равных по толщине шрифтах типа рубленых, брусковых или антиква-гротеск левонаклонные штрихи должны быть несколько тоньше правонаклонных, горизонтальные – тоньше вертикальных и наклонных, вертикальные – толще наклонных и горизонтальных.

В жирных рубленых шрифтах надо слегка обуживать штрихи, приводя их к трапециевидной форме, т.к. в местах соединения штрихов образуются слишком перенасыщенные пятна.

г) Характер засечек (серифов) и концевых элементов (Рис. 73-76).

Наличие засечек и их форма – один из признаков, определяющих ту или иную гарнитуру шрифта. Они оказывают большое влияние на ритм шрифта.

Впервые появившись в римском капитальном письме, засечки накрепко связали шрифты в линейно-пространственном строе с плоскостью, будь то на странице книги или на детали архитектуры.

Засечки оформляют основные и дополнительные штрихи и некоторые концевые элементы букв, подобно базам и капителям колонны, придают буквам завершенную устойчивую форму.

В основном симметрично расположенные по отношению к основным штрихам, они держат букву между двумя линейками, четко ограничивая ее высоту. Однако они достаточно подвижны и могут влиять на внутренний ритм букв.

Засечки шрифтов на основе антиквы обеспечивают симметричным буквам относительную статичность и устойчивость.

Симметрия – это наиболее привычная форма равновесия. Но наш алфавит состоит не только из одних симметричных графем. Буквы алфавита делятся на симметричные и асимметричные (это деление условно, потому что симметрия в них относительная и зависит от рисунка букв).

Симметричные буквы: А, Д, Ж, Л, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш, Щ, Ц.

Асимметричные буквы, открытые и направленные вправо: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ь, Ъ, Ю, Ю.

Асимметричные буквы, открытые и направленные влево: З, У, Ч, Э, Я.

На условия симметричности и направленности в буквах влияют рисунок засечек и концевых элементов, их форма и цветность. Так, если в шрифтах типа старинной антиквы засечки имеют плавные скругления в местах соединения со штрихами, обладают достаточной цветностью и хорошо держат букву на плоскости, то в шрифтах типа новой антиквы таких скруглений нет.

В целях улучшения равновесия элементов в буквах с большим контрастом штрихов можно изменять форму засечек (треугольная, треугольно-вогнутая и круглая формы) в местах соединения с дополнительными штрихами. Необходимо только, чтобы выбранная форма нашла себе соответствие в других буквах, строящихся на одной конструктивной основе.

Направленность асимметричных букв можно регулировать, изменяя характер засе­чек и концевых элементов, для придания равновесия оптическим полям всех букв и знаков, входящих в шрифтовую компози­цию.

Первые три буквы имеют заметно боль­шую направленность вправо. Вертикальные засечки и засечки, направленные внутрь буквы, зрительно сокращают направлен­ность.

Очень важен принцип идентичности кон­цевых элементов в буквах и знаках в преде­лах одной гарнитуры. Соблюдение этого принципа придает определенной гарнитуре графическое единство, что также существен­но влияет на общий ритм.

Иногда, чтобы отличить буквы от цифр, как, например, в брусковом шрифте, конце­вым элементам придают круглое заверше­ние. Однако в этом случае округления кон­цевых элементов должны найти себе соответ­ствие в строчных знаках. Круглые концевые элементы встречаются в отдельных гарни­турах как в строчных, так и в прописных буквах.

Рассмотренная взаимосвязь букв, созда­ваемая формами засечек и концевых элемен­тов, в основном и составляет предмет раз­думий в творчестве рисовальщика шрифта. Неизменными остаются графемы, то есть «скелет» букв и других знаков алфавита, а «одежду» для них, рисунок, пропорции, равновесие элементов создает художник.

И далее, посредством ритмического, об­разного и колористического строя шрифто­вой композиции достигается необходимая выразительная форма для текста определен­ного содержания.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)