|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ставропольского государственного музея-заповедникаС тех пор как люди стали осознавать себя членами определенной общности – клана, рода – они ощутили потребность в символах, которые могли бы отличать их от других. Предшественники современных знамен появились еще в древнем мире, с началом эпохи крупных сражений, для того чтобы воинам было проще искать своих среди больших масс людей. Определенные знаки имели также более мелкие воинские соединения: когорты, манипулы и т. д. Эти знаки назывались в Древнем Риме vexillum – знамя, использовавшееся римскими легионами. Отсюда берет свое название вексиллология – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов и знамен (поскольку флаги и знамена являются знаками разного порядка, вексиллологию иногда подразделяют на «флаговедение» и «знаменоведение»). Флаг – изделие массового потребления. Обычно изготавливается в одностороннем (однослойном) варианте. Знамя (древнерусское – стяг, хоругвь, прапор) – разновидность флага, единичное флажное изделие. Владельцем знамени может быть определенная группа людей (например, знамя полка). Как правило, знамя изготавливается из дорогостоящих материалов и богато украшается вышивкой, бахромой, кистями, лентами. Необходимо выделить знамённый комплекс – совокупность полотнища знамени, его конструктивных и декоративных элементов, в состав которого входят: – полотнище – основная часть знамени, полотнище знамени изготавливается из двух отрезов ткани, сшиваемых по периметру; – бахрома – декоративный элемент полотнища; – древко – мачта для крепления полотнища, как правило, изготовленная из дерева; – знамённые гвозди – специальные гвозди, служащие для закрепления полотнища на древке; – запас – часть полотнища, обёрнутая вокруг древка и предназначенная для крепления к последнему; – навершие – элемент, крепящийся на вершине древка. Обычно это металлическая фигура в виде наконечника копья либо шар. Навершие крепится к древку с помощью трубки, в ней же крепятся шнуры с кистями и ленты (с памятными надписями или орденские); – скоба – элемент, крепящийся на древке ниже знамени. Это металлическое кольцо, на котором традиционно гравируют памятные надписи (в Российской Армии — краткую историю воинской части); – подток – это опора для знамени, выполненная из твердого материала; – предохранительный чехол знамени; – панталер – перевязь через плечо знаменосца, предназначенная для ношения знамени. Интерес к вексиллологии появился в Америке и Европе в 1960-х годах. Широкой популяризации вексиллологии послужили книги американского флаговеда Уитни Смита, которые были переведены почти на все европейские языки. В СССР в конце 1960-х годов тоже возрос интерес к флагам. Были изданы первые русские книги о флагах: «Флаги государств мира» К. Иванова, книга К. Мамаева «Флаги рассказывают». Появились и энтузиасты вексиллологии: М. Ревнивцев, В. Курасов, А. Басов и другие. Изначально знаменем являлся сакральный символ племени или группы родов, который лег в основу общеславянской геральдики. Но прежде чем прочно обосноваться в гербах, этот знаменный символ был призван стяжать, т. е. снискать, приобрести или добыть небесное заступничество всем, кто следовал за ним. Отсюда и возникло название прикрепленного к древку матерчатого полотнища со священным изображением на нем – стяг. После крещения древнерусские стяги стали священными в полном смысле этого слова – их полотнища украсились образами Нерукотворенного Спаса, Богородицы, архангелов и херувимов. Тогда же одной из основных знаменных фигур стал христианский крест, тематика которого в различных модификациях используется и поныне. Такие стяги освящались наравне с иконами, перед ними служились молебны, а «чермные» – багряно-красные стяги Дмитрия Донского и Ивана Грозного стали общерусскими святынями. Отсюда поговорки: «Сбережешь знамя – сбережешь честь», «Сам погибай, а знамя спасай!» и т. п. Знамя также ассоциировалось с русской душой: «Где знамя – там и душа». Ввиду того, что гербовая символика любого государства всегда древнее символики знамен, цвета, входящие в состав национального флага, непременно заимствуются из государственного герба. Так, у российского флага существовала своя символика цветов. Черный цвет – это цвет русского двуглавого орла, символ державности вообще, государственной стабильности и крепости. Золотой (желтый) некогда был цветом знамени Византии, воспринятого Иваном III, и выступал символом преемственности и сохранения в чистоте православной веры. Белый – цвет Георгия Победоносца – служит символом великой, бескорыстной жертвенности за Отечество. До конца XVIII века знамена выдавались на время. При воцарении нового императора они уничтожались, а вместо них выдавались знамена нового образца. С начала XIX века знамена начали храниться в полках, а затем в музеях. В торжественных случаях старые знамена выносили в строй. Коллекция знамен в фондах Ставропольского государственного музея-заповедника насчитывает 169 предметов основного фонда, четыре знамени научно-вспомогательного фонда и одно знамя, находящееся на временном хранении. Данную коллекцию знамен можно разделить на несколько групп. 1. Военные знамена дореволюционного периода. Сюда мы отнесем трофейное знамя периода Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. На знамени надпись на турецком языке: «НЕТ БОГА, КРОМЕ БОГА. МУХАМЕД – ПОСЛАННИК БОГА» (оф. 13563). А также знамена – военные трофеи (франц. trophеe, от греч. trоpaion – памятник обращения врагов в бегство, то есть памятник победы). 2. Военные знамена советского периода. В основном фонде Ставропольского государственного музея-заповедника хранятся два боевых знамени 53-й кавалерийской дивизии (оф. 4168). 53-я кавдивизия была сформирована в июле 1941 г. в городе Ворошиловске (Ставрополе). Ставропольская дивизия была объединена с 50-й кавдивизией, сформированной на Кубани, в конную группу под командованием Л. М. Доватора. За отличные боевые действия, отвагу и храбрость в боях дивизия 26 ноября 1941 г. получила звание гвардейской и переименована в Четвертую гвардейскую кавалерийскую дивизию. Полку было вручено Гвардейское знамя, в связи с чем было принято решение вернуть на Ставрополье старое знамя 53-й кавалерийской дивизии. Решением бюро крайкома партии и исполкомом краевого Совета депутатов от 7 января 1945 г. знамя сделали переходящим. Оно переходило из рук в руки до конца Великой Отечественной войны, затем было передано в музей на вечное хранение. В научно-вспомогательном фонде хранится знамя 317-й стрелковой будапештской краснознаменной дивизии – новодел (нвф. 8343), изготовленное в 1993 г. по просьбе ветеранов 317-й стрелковой дивизии, в честь 50-летия освобождения г. Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков. В научно-вспомогательном фонде музея также хранится Знамя Победы (новодел) (нвф. 9560), которое выносится ежегодно во время парада 9 мая. Знаменем Победы является штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водруженный 1 мая 1945 года на здании рейхстага в городе Берлине. Знамя Победы является официальным символом победы советского народа и его Вооруженных Сил над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, государственной реликвией России. Федеральным законом от 25 апреля 2007 г. в целях увековечения народного подвига в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, в ознаменование заслуг воинов советских Вооруженных Сил перед Отечеством и в знак благодарности потомков победителям фашистских захватчиков установлен статус Знамени Победы, правовые основы его хранения и использования. 3. Памятные и переходящие красные знамена советского периода. Данная группа самая многочисленная и насчитывает около 160 знамен, ее можно разделить на несколько подгрупп: знамена, вручаемые за высокие достижения в развитии промышленности, сельского хозяйства, культуре; знамена пионерских и молодежных организаций; памятные знамена дружественных стран. Красные знамена переходящие – одна из форм поощрения победителей в социалистическом соревновании. Переходящие красные знамена Совета Министров СССР, Центрального комитета профсоюзов были учреждены для коллективов предприятий – участников Всесоюзного социалистического соревнования. В основном фонде Ставропольского государственного музея-заповедника хранятся различные переходящие красные знамена, выполненные из бархата или атласа, с характерной советской символикой (элементы флага, герба СССР, изображение В. И. Ленина). Среди них знамена: - «Победителю в социалистическом соревновании», врученное в 1968 году коллективу Ставропольского государственного объединенного краеведческого музея им. Г. К. Праве Управлением культуры Ставропольского крайисполкома (оф. 26221); - коллективу автотранспортного предприятия «Победителю в краевом социалистическом соревновании», 1980-е гг. (оф. 28173); - за увеличение производства и расширение ассортимента товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения (оф. 28174) и многие другие. В 1950-е гг. были учреждены переходящие красные знамена для поощрения колхозов, совхозов, районов, областей, краев, автономных и союзных республик – победителей во Всесоюзном социалистическом соревновании в сельском хозяйстве. В фондах музея-заповедника имеются такие знамена. Среди них знамена: - Крайкома КПСС и Крайисполкома району-победителю в социалистическом соревновании за высокие показатели в развитии птицеводства в 1955 г. (оф. 13841); - Крайкома КПСС и Крайисполкома колхозу-победителю в социалистическом соревновании за увеличение производства молока (оф. 13839); - Народного комиссариата земледелия победителю во Всесоюзном социалистическом соревновании машино-тракторных станций (оф. 13819) и др. Памятными и переходящими красными знаменами награждали также молодежные организации СССР, участвовавшие в социалистических соревнованиях. Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (ВЛКСМ) – массовая общественно-политическая организация советской молодежи. В фондах музея хранится знамя первой советской молодежной организации – Российского Коммунистического Союза Молодежи (РКСМ), созданной на 1-м Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи 29 октября 1918 г. В июле 1924 г. РКСМ было присвоено имя В. И. Ленина – Российский Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (РЛКСМ). В связи с образованием Союза ССР (1922 г.) комсомол в марте 1926 г. был переименован во Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (ВЛКСМ). В годы первых пятилеток (1928 – 1940) комсомольцы Ставрополья принимали активное участие в строительстве Невинномысского канала, фабрик и заводов, в развитии сельского хозяйства и т.д. В фондах музея хранятся переходящие и памятные знамена: - знамя переходящее Ставропольского крайкома ВЛКСМ – победителю социалистического соревнования (оф. 28908/13); - знамена районных комсомольских организаций Ставропольского края (Апанасенковского, Георгиевского районов), Ленинского района г. Ставрополя и др. Отдельно следует выделить памятные знамена, вручавшиеся промышленным предприятиям, колхозам и совхозам Ставропольского края делегатами дружественных стран: памятные знамя чехословацкой делегации, посетившей Шерстомойную фабрику в г. Невинномысске в 1957 г. (оф. 14246); памятное знамя Чехословакии, полученное в 1960 г. коллективом Георгиевского арматурного завода (оф. 14736) и др. 4. Военные знамена современного периода. В фонды Ставропольского государственного музея-заповедника были переданы четыре знамени Терского казачьего войска. Следует сказать, что первые конкретные действия в деле возрождения казачества стали предприниматься непосредственно на местах в конце 1980-х гг. Ядром Терского казачьего войска стало сформированное в конце 1990-х гг. Ставропольское казачье войско, а в г. Ставрополе городское общество казаков – Ставропольская станица. Знамя Ставропольской станицы (оф. 35560) в музей передал ее глава А. Ф. Зорин. Знамя 1-й отдельной казачьей мотострелковой роты (оф. 34287) было передано в музей в 2003 г. В. Ф. Чеботаревым, атаманом Ставропольского окружного казачьего общества, в связи с расформированием этого воинского подразделения. Знамя является реликвией, связанной с историей казачьего военного объединения, принимавшего участие в чеченских событиях конца XX века. В 1998 г. атаманом Ставропольского округа Терского казачьего войска был избран Василий Павлович Бондарев. За время работы Бондарева в чине окружного атамана произошел ряд позитивных перемен, большое внимание уделялось работе с молодежью, возрождению казачьих традиций. Бондарев передал в фонды музея-заповедника штандарт Терского казачьего войска (оф. 35388), штандарт атамана Терского казачьего войска (оф. 35389). 5. Знамена современного периода. На временном хранении в фондах музея находится Штандарт губернатора Ставропольского края. В 1990-е гг. был возрожден институт губернаторства. Губернатор – высшее должностное лицо края, которое обеспечивает соблюдение на территории края Конституции РФ и Устава Ставропольского края. Так же как и Президент РФ, губернатор Ставропольского края имеет свои особые знаки: Штандарт губернатора и нагрудный знак. Штандарт – маленькое знамя нашего края, размещается всегда там, где находится глава края. Он был утвержден Государственной думой Ставропольского края в 1996 г., тогда же был утвержден и нагрудный знак губернатора. Штандарт передается во время торжественной церемонии вступления в должность губернатора. 29 октября 2009 г. на заседании Государственной думы Ставропольского края был принят закон «О символах власти Губернатора Ставропольского края», который упорядочивает их использование, закрепляет законодательно их описание и образцы. Использование этих символов осуществляется исключительно губернатором края.
Использованная литература и источники 1. Бауэр В., Дюмотц И. Энциклопедия символов. – М., 1995. 2. Большая Советская Энциклопедия/ Под ред. Б.А. Введенского. – М., 1952. – Т. 8, 17. 3. Губенко О.В. Терское казачье войско в XV – XXI вв. – Ессентуки, 2007. 4. Иллюстрированный энциклопедический словарь / Под ред. А.П. Горкина, В.И. Бородулина и др. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 1995. 5. Котлярова Т.А. Флаги бывают разными // Альманах. – 2005. – № 2. 6. Лысенко Н. Н. Русская государственная символика. – Л., 1987. 7. Терское казачество. – Ставрополь, 2001. 8. Часовые Отечества: из истории российского казачества. – СПб., 2006. 9. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Под ред. В.Л. Телицына. – М., 1999. 10. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – СПб., 1894. – Т. 24. 11. Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. – М.: ТЕРРА, 2001. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |