|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Первыим городом — Гурчевцом,
А у ратоя кобылка она рысью идёт, А Вольгин-тот конь да поскакиваёт, А у ратоя кобылка грудью16 пошла, Так Вольгин-тот конь оставается. (Там же) Вольга издали стал махать Микуле «колпаком»: «Стой-ко, постой, да оратаюшко!» Вольга хвалит Микулину кобылку. Однако пахарь дал Вольге понять, что тот не знает ее настоящей цены. Вольга сказал, что дал бы за кобылку пятьсот рублей, а Микула заметил, что отдал эти деньги, когда еще взял кобылку «с-под матушки», прибавя: — Этая кобылка конем бы была, Этой бы кобылки и сметы нет. (Там же, стб. 439) Преисполненный самого глубокого уважения к оратаю, Вольга спрашивает: — Ай же ты оратай оратаюшко! Как-то тобя да именём зовут, Как звеличают по отечеству? (Там же) По имени и отчеству звали только господ и достойных людей. Микула ответил Вольге затейливо — и открывается весь замысел песенно-эпического рассказа, его пафос. —Ай же Вольга ты Святославгович! Ржи напашу, в скирды складу, В скирды складу да домой выволочу, Домой выволочу, дома вымолочу, Драни на деру да то я пива наварю, Пива наварю, мужичков напою, Станут мужички меня покликивати: «Ай ты молодой Микулушка Селянинович!» (Там же) Это величание — в былине оказалась полностью развита мысль о крестьянском достоинстве пахаря, его превосходстве над дружиной и над самим Вольгой. Последовательное противопоставление пахаря и воинов во главе с князем проведено через весь эпический рассказ. Композиция пронизана антитезой. Главной мыслью былины определяется характер изображения персонажей. Обдуманно подаются образнотематические детали. Певец не скрывал, чью сторону держит. Упоминание кленовой сошки (в некоторых вариантах она «красного дерева»), шелковых гужей, подробный рассказ о соловой кобылке, да и самый портрет пахаря, его облик и одежда, включение величальных мотивов в завершающие стихи — все характеризует былину как цельное художественное творение. Наблюдаются соответствие эпизодов друг другу, их взаимная дополняемость. Внутренняя упорядоченность частей, их связь между собой указывают — перед нами идейно-художественная система. Системность наблюдается во всей стилевой структуре былинного рассказа. Отметим главное. Былина состоит из образно-повествовательных строфем: это неравные группы стихов, объединенные между собой собственным строением. Строфема совпадает с предложением-фразой. В варианте, опубликованном П. Н. Рыбниковым17, говорится: Жаловал его родный дядюшка, Ласковый Владимир стольнокиевский Тремя городамы со крестьянамы: Первыим городом — Гурчевцом, Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |