|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Другиим городом — Ореховцем,
Третьиим городом — Крестьяновцем. (Вольга и Микула, стб. 10) Начало строфемы отмечено повествовательной интонацией, обычной для русской речи при рассказывании, интонация выражена инверсией: «Жаловал... дядюшка // Ласковый Владимир стольнокиевский» (не «Дядюшка жаловал» и пр.). Завершают строфему три стиха с последовательным перечислением городов; стихи построены одинаково, это — своего рода синтаксический параллелизм. Показательно, что Рябинин умел перестраивать строфемы, например, делил фразу на два предложения — соответственно изменялись границы строфемы. В варианте, опубликованном А. Ф. Гильфердингом, стихи образовали две строфемы: Был у него родный дядюшка, Славный князь Владимир стольнокиевской; Жаловал его трёма городама всё крестьянамы: Первыим городом Гурчовцем, Другим городом Ореховцем, Третьим городом Крестьяновцем. (Вольга и Микула, стб. 436) Первая строфема начинается с инверсионного оборота: «Был... дядюшка // Славный князь...» и пр. Вторая — с подобного же оборота: «Жаловал его...» и т. д. Первую строфему заканчивает сообщение о дядюшке, что это именно стольнокиевский князь Владимир. Вторую строфему, как и в варианте из сборника П. Н. Рыбникова, завершает перечисление, какие города получил Вольга. Песенно-эпическое повествование разворачивается через переход от строфемы к строфеме — и для былины как стилевой системы показательно, что при некотором разнообразии строфемы имеют много общего между собой, обнаруживают повторяемость и единство в построении. Вот образцы других строфем: Говорил Вольга таковы слова: — Бог теби помочь оратаюшко, А орать да пахать да крестьяновати, С края в край бороздки пометывати! (Там же, стб. 436) У П. Н. Рыбникова — аналогичная строфема, но второй стих слегка изменен: «Божья ти помочь, оратаюшко!» Кроме того, строфема дополнена стихом в полном соответствии с предыдущими: «Коренья, каменья вывертывати!» Начальный стих строфемы, как обычно, отмечен присутствием инверсированного оборота «Говорил Вольга...» с присоединением специфического оборота «таковы слова». Так начинаются и другие строфемы — всегда появляется неизменное: «Говорил Вольга таковы слова» или «Говорил оратай таковы слова». Завершающие строфему стихи сближены между собой рифмоидами-созвучиями: «крестьяновати», «пометывати», «вывертывати», а в начало стихов вынесены парные словосочетания: «А орать да пахать», «С края в край», «Коренья, каменья». Внутри строфем наиболее заметным элементом связи является повторение понятия, важного для певца. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |