АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Другиим городом — Ореховцем,

Читайте также:
  1. Первыим городом — Гурчевцом,

Третьиим городом — Крестьяновцем.

(Вольга и Микула, стб. 10)

Начало строфемы отмечено повествовательной интонацией, обычной для русской речи при рассказывании, интонация выраже­на инверсией: «Жаловал... дядюшка // Ласковый Владимир стольно­киевский» (не «Дядюшка жаловал» и пр.). Завершают строфему три


стиха с последовательным перечислением городов; стихи построены одинаково, это — своего рода синтаксический параллелизм.

Показательно, что Рябинин умел перестраивать строфемы, например, делил фразу на два предложения — соответственно изменялись границы строфемы. В варианте, опубликованном А. Ф. Гильфердингом, стихи образовали две строфемы:

Был у него родный дядюшка,

Славный князь Владимир стольнокиевской;

Жаловал его трёма городама всё крестьянамы:

Первыим городом Гурчовцем,

Другим городом Ореховцем,

Третьим городом Крестьяновцем.

(Вольга и Микула, стб. 436)

Первая строфема начинается с инверсионного оборота: «Был... дядюшка // Славный князь...» и пр. Вторая — с подобного же обо­рота: «Жаловал его...» и т. д. Первую строфему заканчивает со­общение о дядюшке, что это именно стольнокиевский князь Вла­димир. Вторую строфему, как и в варианте из сборника П. Н. Рыб­никова, завершает перечисление, какие города получил Вольга.

Песенно-эпическое повествование разворачивается через пе­реход от строфемы к строфеме — и для былины как стилевой системы показательно, что при некотором разнообразии строфе­мы имеют много общего между собой, обнаруживают повторяе­мость и единство в построении.

Вот образцы других строфем:

Говорил Вольга таковы слова:

Бог теби помочь оратаюшко,

А орать да пахать да крестьяновати,

С края в край бороздки пометывати!

(Там же, стб. 436)

У П. Н. Рыбникова — аналогичная строфема, но второй стих слегка изменен: «Божья ти помочь, оратаюшко!» Кроме того, строфема дополнена стихом в полном соответствии с преды­дущими: «Коренья, каменья вывертывати!»

Начальный стих строфемы, как обычно, отмечен присутстви­ем инверсированного оборота «Говорил Вольга...» с присоединени­ем специфического оборота «таковы слова». Так начинаются и дру­гие строфемы — всегда появляется неизменное: «Говорил Вольга таковы слова» или «Говорил оратай таковы слова». Завершающие


строфему стихи сближены между собой рифмоидами-созвучиями: «крестьяновати», «пометывати», «вывертывати», а в начало стихов вынесены парные словосочетания: «А орать да пахать», «С края в край», «Коренья, каменья».

Внутри строфем наиболее заметным элементом связи являет­ся повторение понятия, важного для певца.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)