|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Подготовительная к школе группаВ восприятии художественных произведений дети дошкольного возраста проходят длительный путь — от безотчетного эмоционального отклика до понимания зависимости средств художественной выразительности от содержания произведения. Такое понимание в самой элементарной форме доступно детям старшего дошкольного возраста. «Программа воспитания в детском саду» ставит задачи: «Воспитывать у детей любовь к книге художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (улавливать звучность музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность чтения. Чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений»1. В подготовительной к школе группе решение этих задач должно быть близко к завершению. В старшем, дошкольном возрасте воспитывается способность наслаждаться художественным образом, словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости в образности. Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности — словесном творчестве. Но для того чтобы достичь этого, необходимо проводить такой анализ литературных произведений, ври котором дети научатся различать литературные жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, взаимосвязь содержания в художественной формы. Однако в педагогической практике нередко встречается односторонний подход к детской литературе, использование лишь познавательной стороны художественных произведений и полное игнорирование их эстетической функции. Воспитатели обращают внимание на усвоение содержания, произведения или моральных назиданий, из него вытекающих, и, как правило, забывают об эстетическом воздействии на маленького слушателя. Совершенно справедливо сказал об этом С. Я. Маршак: «Очень мешает нам в работе отношение педагогов. Почти всегда они оценивают произведение только со стороны темы. Требуют, чтобы весь текст, асе слова и обороты речи были понятны ребенку, а это чаще всего ведет к зализанности и приглаженности, к вытравливанию личности писателя из произведения... Надо же узнавать новые слова и новый, непривычный склад речи. Пусть люди с юности приучаются к тому, что художественные образы не л етят сами, как гоголевские галушки в рот, а иногда требуют от читателя сосредоточенного внимания и активности». На каждом занятии подготовительной к школе группы должны ставиться разнообразные задачи по развитию речи. Каждое занятие должно развивать поэтический слух детей, умение связно, грамматически правильно и образно выражать мысли при ответах на вопросы воспитателя, умение владеть и пользоваться синонимическим богатством родного языка. При первом чтении произведения основная задача воспитателя — довести до слушателей художественное произведение в целостности как произведение искусства. При вторичном ознакомлении с литературным произведением анализ его можно провести более углубленно, обращая внимание и на средства художественной выразительности. Вопросы, задаваемые детям после чтения литературного произведения, зависят от его жанра, тематики и от задач, которые ставит воспитатель. Вопросы по содержанию рассказа, сказки, направленные на выяснение основного смысла и нравственной сущности произведения, могут задаваться в самой разнообразной форме: о чем говорится в этом стихотворении (сказке, рассказе)? Что нового иинтересного узнали вы из прослушанного рассказа? Что тыможешь рассказать о герое сказки? Какой он? Как ты оцениваешь поступок того или иного действующего лица? Какое главное событиеэтого рассказа? Что произошло с его героями? За что ты полюбил героев данного произведения? И т.п. Вопросы, выясняющие понимание детьми средств художественной выразительности, также разнообразны: как автор описывает березу? Какая она? Какие слова и выражения из этой сказки тебе больше всего запомнились и понравились? С чем автор сравнивает снег в своем стихотворении? Какими словами автор назвал в сказке зверей и почему? Ит. п. Эти вопросы вызывают в сознании ребенка различные ассоциативные связи, Отвечая на вопросы, он ярче представляет себе художественный образ описываемого явления. Такое обращение к образу, проникновение в него обеспечивает углубленное понимание содержания произведения, его нравственной сущности и одновременно осознание средств художественной выразительности. Раскрывая передребенком художественную ткань произведения, особенности художественней речи, мыобеспечиваем не одностороннее (только познавательное), а целостное восприятие произведения в единстве его содержания и художественной формы. Для углубления восприятия литературных произведений необходимо, давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение и подбор рифмы к заданному слову. Только тогда, когда дети сами овладеют способом выражения в слове определенного художественного содержания, они смогут более глубоко осознать различные художественные средства. Конечно, и старшим дошкольникам недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение элементарными средствами выразительности вполне отвечает их возможностям. Никаких логических определений и терминов детям не дается, вся работа по выполнению творческих заданий проводится в практическом плане. Известно, что самыми распространенными изобразительными средствами языка являются тропы, приемы изменения основного значения слова, помогающие автору по-новому показать самые обычные предметы (хотя далеко не всегда художественная речь бывает украшена тропами, так как это не обязательный ее признак). Тропы бытуют в общенародной речи, и возможности создавать их, т. е. комбинировать слова, создавать новые сочетания слов, безграничны. Простейшие виды тропов могут быть доступны пониманию дошкольников. Тропы расширяют границы употребления слов, так как используют множество вторичных оттенков, усиливают эмоциональную окраску речи и углубляют представления о том или ином явлении. Одним из простейших видов тропов является сравнение, когда одно явление или понятие проясняется путем сопоставления его с другим. Сравнение обычно соединяется союзами как, как будто, словно, точно и т. д., но может быть и без союза. Среди средств художественной выразительности сравнение является основным, и из него вырастают другие виды тропов (метафора, метонимия). Изучать все эти виды тропов дети будут в школе, но начинаем знакомить мы их с этими средствами уже в детском саду. Конечно, дети еще не осознают эти средства, не знают их названий, но практически они уже готовы к их пониманию. Думается, что работа над таким художественным приемом, как сравнение, в методике ознакомления детей с литературным произведением должна стать одним из центральных звеньев. Великолепным образцом употребления сравнений в художественной речи являются малые формы фольклора. Мы читаем детям потешки и песенки не для развлечения, а для того, чтобы развить их эстетическое восприятие. В младшей группе заучивается много потешек, а в старшем дошкольном возрасте эти малые формы фольклора можно использовать как прекрасный образец такого средства художественной выразительности, как сравнение: У вас доченька в дому, что оладышек в меду, Что оладышек в меду, сладко яблочко в саду. Примеров таких сравнений можно привести много. Если сначала обратить внимание ребенка на сравнения в литературном произведении, а затем привлечь к самостоятельному, придумыванию сравнений, это повлияет на эстетическое развитие и подготовит к более глубокому восприятию средств художественной выразительности в литературных произведениях. Такие задания на придумывание сравнений, эпитетов помогают детям почувствовать и понять, как эти средства превращают языковой материал из непоэтического в поэтический. Общепризнано, что синонимические возможности русского языка исключительно велики. Ознакомление с синонимическим богатством русского языка открывает перед дошкольниками путь к сознательному совершенствованию речи, особенно в самостоятельной словесной деятельности. Когда ребенок почувствует многообразие значений слова, многообразие оттенков значений, он будет выбирать наиболее удачное слово или словосочетание для точного и яркого выражения своей мысли. Например, воспитатель дает детям задание: «Подберите слово, близкое к слову веселый. Какими еще словами можно сказать про веселого человека, какой он?» (Радостный, счастливый, оживленный, улыбающийся.) Такое же задание предлагается на другие слова: холодный (студеный, ледяной, морозный, вьюжный, метельный), умный (толковый, мудрый, сообразительный) и т. п. Тем же целям служит и ознакомление с антонимами, которые помогают уяснить противоположное значение слова (веселый — грустный, печальный; холодный — теплый, горячий) и т. п. Такие противопоставления могут быть связаны с пониманием времени, пространства, качеств и свойств человека, явлений природы. Знакомство с антонимами и подбор их дают понимание эмоциональной контрастности слов. Такой прием, как изменение слова, помогает детям уловить тонкости смысловых нюансов (ручей — гремучий, прозрачный; ручеек — маленький, звонкий; ручеечек — крошечный, веселый) и т. п. Воспитатель, предлагая детям подобрать рифму к заданному слову, не ставит своей задачей научить их сочинять стихи. Здесь задача иная — дать ребенку почувствовать звуковое богатство слов, их ритм, музыкальность, созвучие. Выполнение самостоятельных заданий по поиску нужных слов постоянно поддерживает у детей интерес к слову, показывает, как много граней может быть у одного и того же слова. В дальнейшем эта работа может вызвать стремление к сочинению собственных сказок, рассказов, стихов. А словесное творчество будет помогать углубленному восприятию литературных произведений. Для того чтобы представить структуру занятия, включающего анализ литературного произведения и выполнение творческих заданий, приведем в качестве примера занятие по разучиванию стихотворения С. Есенина «Береза». Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. Язык этого произведения необычайно выразителен, насыщен образными средствами: сравнениями («принакрылась снегом, точно серебром»), эпитетами («на пушистых ветках») и т. п. Задачи занятия — помочь детям почувствовать образный язык стихотворения, вызвать эмоциональный отклик на него, привлечь к выполнению творческих заданий — самим придумать, с чем можно сравнить снег, и подобрать эпитеты к словам синее, береза, лес. Большое значение имеют чувственно-наглядный опыт ребенка, подготовка его к восприятию литературного произведения, воспитание образного видения мира. Поэтому хорошо обратить внимание детей на березу, осыпанную снегом, чтобы они увидели и пушистые ветки, и снежную бахрому. И если у этой березы дети услышат чарующие строчки есенинского стихотворения, они глубоко поймут красоту произведения. Можно накануне рассмотреть репродукцию картины К. Юока «Зима» и обратить внимание детей на красоту изображенных на ней берез, покрытых снегом. На занятии воспитатель выразительно читает стихотворение. Затеи он спрашивает: «О какой березе говорится в стихотворений С. Есенина?» Подняли руки многие. Алеша. О белой березоньке, как она серебром покрылась. Воспитатель. Чей вам понравилось это стихотворение? Саша. Оно рассказывается очень нежно. Воспитатель. Почему это произведение называется стихотворением? Оля. Оно складное и очень похоже на песню. Воспитатель. Дети, подумайте, с чем автор сравнивает снег. Андрей. С белой бахромой.,Это есть такие пушистые кисточки на скатерти. Миша. Автор сравнивает снег с серебром, потому что он белый и блестит, как серебро. Воспитатель. Какие слова и выражения вам особенно запомнились и понравились? Алеша. Мне понравилось, как снег горит золотым огнем. Воспитатель. Почему он горит? Разве снег может гореть? Алеша (улыбается). Нет, он не горит. Он просто сверкает на солнце. Андрей. Он горит от заката солнца. Ведь заря красной бывает, и снег Воспитатель читает стихотворение еще раз, а затем спрашивает, кто из детей запомнил его. Ира, а за ней Настя читают стихотворение нежно и выразительно. Воспитатель. Вспомните, какие стихотворения о зиме других поэтов вы знаете. С чем сравнивается снег? Аня (прочитав стихотворение И. Сурикова «Зима»). Автор сравнивает снег с белой пеленою. Воспитатель. А теперь вы подумайте, с чем можно сравнить снег. Ира. С белым одеялом, которое закрывало всю землю. Оля; Снег можно сравнить с хрусталем. Он блестит на солнце, как хрусталь. Миша. Снег белый ипушистый, как вата. Воспитатель. А сейчас придумайте определение к слову снег. Как можно сказать, какой он? Руки поднимают почти все. Дети. Про снег можно сказать, что он блестящий, хрустящий, искрящийся, серебристый, сверкающий, легкий... Воспитатель. Придумайте определение к другому слову — к слову береза. Вспомните, какая бывает береза. Ответы детей. Пушистая, кудрявая, белоствольная, стройная; желтая — это осенью; снежная, грустная — это зимой. Воспитатель. Придумайте определение к слову лес и подумайте, где его можно употребить, в каком рассказе, сказке или стихотворении. Саша. Желтый лес — так можно в рассказе про осень сказать. Андрей. Белый лес —так можно сказать в рассказе или стихотворении про зимний лес, когда снегу на деревьях много. Аня. О зимнем лесе можно сказать — голый лес. Так можно и про осенний лес сказать. Сережа. Красный лес, когда листья красные бывают, или зимой при закате солнца красный лес бывает. Настя. Когда мы будем рассказывать сказку, можно сказать — дремучий лес. Подводя итоги занятия, педагог говорит: «Очень интересные слова вы подобрали. Их можно встретить и в рассказе, и в сказке, и в стихотворении. Не забывайте эти слова, когда вы сами будете придумывать сказки или рассказы». Приведенный пример показывает, что дети успешно справились не только с анализом стихотворения, но и с выполнением творческих заданий. Анализ стихотворения не снизил целостности эмоционального восприятия стихотворения, а усилил его, помог лучше выполнить задания, глубже осознать образность многих слов и выражений. На занятии дети придумывали образные определения. При этом им предлагалось не просто придумать определение, но и подумать, где его можно употребить: в рассказе (каком?), сказке или стихотворении. Ответы детей свидетельствуют о развитии их поэтического слуха. Например, образное определение голый лес они предлагали использовать в рассказе о зиме или поздней осени. Определение красный лес ассоциировалось с закатом солнца, значит, слово вызвало художественный образ. Дети, с которыми ведется углубленная работа по ознакомлению со средствами художественной выразительности литературных произведений, хорошо запоминают эти произведения. Теперь рассмотрим задачи и методику проведения занятий но ознакомлению детей подготовительной к школе группы с основными жанрами художественной литературы. На занятиях по разучиванию стихотворений ставятся задачи: научить детей видеть единство содержания стихотворения и его художественной формы, замечать образные слова и выражения, чувствовать музыкальность, ритм и рифму стихотворной речи. Так, на каждом занятии осуществляется обучение детей умению выделять художественные средства в стихотворных произведениях и, кроме того, закрепляются в самостоятельной детской деятельности знания, полученные на занятии, т. е. осуществляется активное развитие поэтического слуха. При ознакомлении с жанром рассказа надо объяснить, что рассказы повествуют о каком-нибудь событии или случае из жизни, что рассказы бывают разные: о людях и природе, смешные и грустные, короткие и длинные. После чтения рассказа нужно спросить детей, что им прочитали (сказку, стихотворение или рассказ), почему они думают, что это рассказ, а не сказка или стихотворение. Затем задаются вопросы, выясняющие понимание детьми основного смысла рассказа, моральных поступков героев, обращается внимание на художественную форму рассказа (как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какими словами характеризует героя и т., п.). Занятия по чтению рассказов хорошо связать с выполнением творческих заданий на подбор синонимов и антонимов к заданному слову, которое можно взять из текста рассказа. Для этой же цели (подбора синонимов и антонимов) можно использовать и стихотворения. Например, стихотворение М Щеловановой «Утро». — Какое сегодня утро?— Сегодня не будет солнца, — Сегодня плохое утро, Сегодня не будет солнца, Сегодня скучное утро, Сегодня будет хмурый, И, кажется, будет дождь. Серый, пасмурный день. — Почему же плохое утро?— Почему же не будет солнца? — Сегодня хорошее утро, Наверное, будет солнце, Сегодня веселое утро, Обязательно будет солнце И тучи уходят прочь. И прохладная синяя тень. Можно дать такие вопросы и задания: о чем говорится в этом стихотворении? Какими словами говорит автор о пасмурном утре (хмурое утро, дождливое утро), какими — о солнечном? (Веселое утро, тучи уходят прочь.) Текст этого стихотворения легко запоминается. Можно вызвать двух детей, один будет спрашивать, другой отвечать (обратить внимание на интонацию, с которой дети говорят о хмуром утре и солнечном дне). Предложить детям задание: как можно по-другому сказать о хмуром утре? (Серое, невеселое, скучное, тоскливое.) А как можно по-другому сказать о солнечном утре? (Веселое, радостное, голубое, безоблачное, счастливое.) Давая задания', воспитатель интонацией выделяет слова хмурое и солнечное. Такие упражнения закрепляют знания о художественном слове, расширяют словарный запас, дают возможность ярче почувствовать образ описываемого. Дети видят, как по-разному можно сказать об одном и том же явлении. На занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты), учить понимать отличие сказки от рассказа. Эти задачи могут решаться на каждом занятии по чтению или рассказыванию сказки, но особенно полезно доставить их. при чтении авторских сказок, когда детям можно предложить самим определить жанр произведения. Например, после чтения сказки П. Бажова «Серебряное копытце» или сказки М. Горького «Воробьишко» спросить, что прочитано — рассказ, сказка или стихотворение. Дети начинают рассуждать, что в названных произведениях звери и животные разговаривают, а это случается только в сказках, стало быть, прочитанное произведение — сказка. Так в самой элементарной форме дошкольники начинают понимать специфические особенности жанров. Они уже могут объяснить, чем рассказ отличается от сказки, в чем отличие прозы от ритмически организованной речи. Так, в результате обучения элементарному анализу особенностей художественного текста формируется осознание формы литературного произведения, целостное его восприятие в единства содержания и формы, совершенствуется речь (словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность). Но не всегда дети используют полученные знания и умения в собственной деятельности. Они замечают образные слова, сравнения, эпитеты в литературном произведении, но сами применить их не могут. Выполнение творческих заданий, т. е. систематические упражнения, помогает им использовать эти знания в своей речи и в самостоятельной деятельности — творческом рассказывании. Творческие задания оказывают большое влияние на развитие и обогащение словаря — дети начинают свободно оперировать синонимами, употребляя эти слова уместно, понимая их значение. Систематическая работа по развитию поэтического слуха приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих произведений в самых разных жанрах и на самые разные темы. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывание сказок и рассказов. Приведем примеры некоторых детских сочинений. Елочка и тюльпан (сказка Юры П.) Жила-была елочка — голубая елочка. А под ней вырос красивый тюльпан. Он раскрыл свои нежные лепесточки и сказал елочке: «Давай дружить» Белочка согласилась и подняла повыше свои веточки, чтобы не уколоть друга. Одуванчик (рассказ Саши И.) На лесной опушке вырос одуванчик. Его желтые друзья, пока они не были в белом пуху, пришли к нему на день рождения. Он праздновал, потому что у него появился белый пух. Белый одуванчик кружился в серединке, а его желтые друзья танцевали вокруг него. Весна (стихотворение Насти. М.) Вишенка-красавица, как девица, стоит, И веточками нежными ветер шелестит. Душистые подснежники давно уж расцвели, И вишни белоснежные в саду стоят белы! При целенаправленной работе возможно у каждого ребенка развить поэтический слух. Это воспитывает внимание к слову, его значению, эмоциональной окраске, точность словоупотребления, критическое отношение к отбору слов. Эти стихи можно использовать и на специальных занятиях по ознакомлению детей со словом, и на других занятиях по развитию речи. Из книги А. Шибаева «Точка, точка, запятая» (М., 1970) можно использовать стихотворения, помещенные в разделе «Волшебные слова». Есть волшебные слова: Чуть кивну-кивну-кивну, Скажешь слово —Мчатся внуки-внуки! Слышишь два. Зверек, зверек, куда бежишь,— У меня,— промолвил дед,— Как звать тебя, малышка? Ни забот, ни горя нет.— Бегу в камыш-камышЗахочу — отдохну, камыш. Есть моложе руки:. Я — мышка-мышка-мышка. Читая эти стихи, двойные слова нужно произносить без пауз, несколько подчеркивая слоги, особенно ударный (ка-мыш-ка-мыш-ка-щыш, мыш-ка-мыш-ка-мыш-ка и т. п.). Прочтя стихотворение, воспитатель спрашивает детей, какие два похожих по звучанию слова они слышали. Можно давать и другое задание — по типу «подскажи словечко». В этом случае стихотворение читается не до конца: — Бегу в камыш-камыш-камыш. Я -... Детей спрашивают, как можно закончить стихотворение, какое слово повторить несколько раз. Эти стихи полезны еще и тем, что учат вслушиваться в звучание слова. Педагог дает детям и такие задания, выполняя которые они сами вспоминают и произносят различные слова: «Скажи какое-нибудь слово. Какие слова ты знаешь? Я скажу одно слово, а ты в ответ скажешь какое-нибудь другое» и т. п. Подобные упражнения способствуют тому, что дошкольники на основе остенсивных определений (о них было сказано в первой главе) усваивают элементарное, пока еще очень приблизительное значение слова слово. Однако даже это уже облегчает воспитателю проведение словарной работы, так как упрощает «деловое общение» с детьми, повышает действенность методических приемов, позволяет более точно формулировать задания, направленные 'на ознакомление дошкольников с речью как языковой действительностью, со словом как основной единицей речи. Важно раскрыть перед детьми слово как смысловую единицу, показав, что оно имеет смысл, обозначает какой-то предмет, явление, действие, качество. Педагог говорит: «Я сейчас произнесу слово, а вы скажете, что оно значит, как вы его понимаете. Слушайте: мяч... Что означает это слово?» Дети отвечают: «Это игрушка»; «Мяч прыгает»; «Мячом дети играют» и т. п. Конечно, они не могут дать определение, которое приводится в толковых словарях («сплошной или полый внутри шар из упругого материала, при падении отскакивает от твердой поверхности»), но это и не нужно. Главное в том, что дети понимают слово. Воспитатель специально это подчеркивает: «Правильно, вы хорошо понимаете, что значит слово мяч, какое значение, смысл оно имеет». Слова значит, значение, смысл интонационно выделяются. Далее педагог произносит какое-нибудь звукосочетание (ыл, ра, рум и т. п.), спрашивает, понятно ли, что оно значит, какое имеет значение, смысл. И после ответов детей поясняет: «Это не слово, это просто звуки, которые ничего не значат, не имеют смысла. Каждое слово имеет значение, смысл». Затем можно прочесть детям стихотворение И. Токмаковой «Плим»: Ложка — это ложка. А я придумал слово, Ложкой суп едят. Смешное слово — плим. Кошка — это кошка. Я повторяю снова — У кошки семь котят. Плим, плим, плим... Тряпка — это тряпка, Вот прыгает и скачет — Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим, Шапка — это шапка. И ничего не значит Оделся и пошел. Плим, плим, плим. Для чего следует знакомить дошкольников с тем, что всякое слово имеет значение, демонстрировать, наглядно показывать его осмысленность, обучать их понимать (хотя бы в самой простой форме) значение слов значит, значение, смысл? Это необходимо не только для углубления представлений детей о слове, но и для того, чтобы воспитатель мог включать эти слова в формулировки заданий при работе над смысловой стороной слова, например в упражнениях с синонимами и антонимами («Подбери слова, близкие по смыслу к слову бежать. Найди, вспомни слово, противоположное по значению слову легкий»), а также с многозначными словами. Даже элементарное понимание детьми значений слов смысл, значение в сочетании с пониманием (тоже элементарным) того, что слова звучат похоже или по-разному, существенно расширяет возможности воспитателя в осуществлении задач словарной работы. Становится, например, возможным эффективно знакомить старших дошкольников не только с синонимами и антонимами, но и с омонимами — словами, одинаковыми по звучанию, но различными по значению (коса — коса — коса), и с паронимами — словами, подобными по звучанию, но не тождественными по значению (зубатый — зубастый, понятный — понятливый). Задания на словообразование (заяц — зайчик — зайчонок — зайчишка, бежать — убежать — прибежать — добежать, помогать — помощник и т. п.)", имея главной целью обогащение и активизацию словаря, также способствуют уяснению детьми значения слова слово. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.) |