АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия марксизма, ее основные идеи и роль в развитии социально-критической философии

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  3. I. Философия жизни.
  4. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  5. I.1.4. Философия в первом приближении
  6. I.1.5. Философия как теория и
  7. I.1.6. Философия и наука
  8. I.1.8. Философия и ценности.
  9. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  10. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  11. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  12. II. Основные задачи и функции

Одним из наиболее значимых, влиятельных и получивших широкую известность последствий эволюции классической фило­софской мысли стала марксистская философия.

В силу того, что марксизм превратился в идеологическое оружие мощного политического движения, а в нашей стране по­лучил даже статус официального государственного символа веры, вокруг понятия марксистской философии возникло множество мифов, ложных стереотипов, которые до сих пор весьма распро­странены и являются препятствием для объективного подхода к этому явлению мировой философской мысли. Кроме того, всякая попытка подвергнуть критике марксизм неизбежно вызывает со стороны коммунистов обвинения в защите интересов эксплуата­торов. Попробуем все же сохранить объективность и попытаться понять с какими достижениями мысли связана марксистская фи­лософия, и какие трудности и противоречия ей присущи.

Прежде всего необходимо определить философские источни­ки, из которых возникало это учение.

Ленин в статье "Три источника и три составные части мар­ксизма" то ли ради стройное] и схемы и популярности изложения, толи по каким-то другим причинам каждой составной части мар­ксизма — философии, политической экономии и социализму со­поставил свой исючник. На долю философии досталась немецкая классическая философия. На самом деле, если говорить о маркси­стской философии, то 'зги источники гораздо более разнообразны. Среди них, прежде всего, стоит выделить английский сенсуализм (особенно Локка). Именно оттуда был взят на вооружение прин­цип отражения как главный (и фактически единственный в мар­ксизме) принцип гносеологии. От. учения о душе как tabula rasa тянется нить к одному ич фундаментальных положений марксист­ского социализма — о всесилии воздействия среды на человека, а сем самым к идее переустройства всею общественного устройст­ва и самого человека (если вы хотите, чтобы люди были "хоро­шими", создайте соответствующие, т.е. "хорошие" общественные порядки).

Не менее, а. пожалуй, более значимым источником марксизма явился французский материализм XV111 века. Именно от него по­лучил марксизм в наследство безмерную преданность материа­лизму: бесспорно, чю основополагающим принципом философ­ствования в марксизме является признание того. что единственной субстанцией (т.е. основой и сущностью мира) явля­ется материя, которая вечна, несогворима и неуничтожима.

От французских материалисшв идет и безоговорочная при­верженность атеизму и неприкрытая ненависть к религии. По-видимому, именно от них же в марксизм перекочевала идея о том. что критерием нравственности является благо большинства, идея, которая является весьма двусмысленной и даже опасной, так как делает возможным нравственное оправдание всего, что считается необходимым в интересах угого самого большинства (как бы ею не назвать —народ, нация, рабочий класс, правоверные и т.д.).

Весьма большую роль в духовном развитии Маркса и '.Энгель­са сыграл немецкий трансцендентальный идеализм. Нельзя забы­вать, что Кант, которого они вслед за Гегелем подвергали крити­ке, весьма ярко подчеркнул значение идеи о примате практического разума перед теоретическим. Чувствуется и влия­ние идей Фихте: субъект не вещь, а активный деятель, история человечества может быть разделена на предысторию и подлинную историю, когда люди начнут сознательно пересоздавать свою об­щественную среду на принципах, диктуемых разумом, а приход этого времени означает скачок человечества из царства необхо­димости в царство свободы. Идея триады (правда, может быть больше через Гегеля, чем Фихте) также произвела на основопо­ложников марксизма впечатление. Однако наибольший вклад в формирование их взглядов из всех представителей трансценден­тального идеализма принадлежит Гегелю. Он обосновывал один из важнейших принципов, лежащих в основе марксизма: развитие истории есть реализация необходимости. В марксизме он превра­тился в твердое убеждение в то. что в истории человечества суще­ствуют законы, действующие с такой же неизбежностью, что и те законы, которые открывает в природе естествознание. Отсюда яс­но, что если эти законы познать, то их можно использовать для сознательного и целенаправленного переустройства общества. Выла заимствована и гегелевская идея о том. что объективный и необходимый ход истории не подлежит моральной оценке, и. сле­довательно, в нем может быть оправдано то, что в соответствии с общепринятыми в общежитии людей нравственными представле­ниями осуждается, когда речь идет о взаимоотношении лично­стей. Анализ содержания ранних работ Маркса показывает, что гегелевская категория отчуждения была сознательно использова­на им для обоснования необходимости борьбы с существующими социально-экономическими порядками. Но, пожалуй, поистине неоценимую услугу Марксу и Энгельсу оказала гегелевская сис­тема, претендовавшая на то, что, будучи обобщением истории всей предшествующей духовной жизни человечества, она в сжа-юм в иле представляла логику исторического процесса в целом. Именно эта логика в переработанном виде обернулась тем. что в рамках марксизма получило название материалистической диа­лектики. Наконец, как признавался сам Эшельс. огромное влия­ние на нею и Маркса окашл Фейербах своей критикой трансцен­дентального идеализма и религии.

Нельзя так же пройти мимо того факта, что заметное влияние на Энгельса, а именно ему принадлежит заслуга создания фило­софской системы в марксизме, оказали некоторые идеи позити­визма (в дальнейшем мы постараемся проиллюстрировав это ут­верждение конкретными примерами).

В целом же можно сказать, что марксизм как философское учение, несмотря на всю критику предшествующей философии и претензию на совершение в философии революционного перево­рота (кстати говоря, такую же претензию выдвигали и основатели позитивизма и "философии жизни"), в общем и целом продолжил и развил вторую европейскую форму рационализма и довел ее до логического конца. В этом деле он. пожалуй, превзошел даже Ге­геля, Последний, объявив существующий мир разумным, тем не менее, не отрицал существование в нем зла. Маркс же обещал идеальное общество без недостатков.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)