|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Античная философия и круг ее проблемФилософия Древнего Рима объединяется с древнегреческой под общим названием "античная философия". Античная философия в своем развитии прошла четыре основных этапа (это одна из наиболее распространенных периодизаций этого периода): досократический - зарождение и формирование философии; классический (сократический) - зрелость и расцвет; эллинистический – закат; римский - период упадка и гибели античной философии. Представители первого периода: милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); атомисты (Демокрит, Левкипп); элейская школа; Гераклит Эфесский и пр. Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму. Представители сократического этапа: софисты, Сократ, Платон, Аристотель. Философы этого периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже "досократиков": меньше уделяли внимания поиску первоначала; выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего; допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса; положили начало спору между материализмом и идеализмом; проявили интерес к проблеме человека, общества, государства; от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному; внесли вклад в развитие логики. Для эллинистического периода характерно: распространение антиобщественной философии киников; зарождение стоического направления философии; деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; философия Эпикура и пр. Отличительные черты эллинистической философии: кризис античных моральных и философских ценностей; снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним; отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам; поиск физической и духовной опоры в самом себе; стремление к отрешению от действительности. Наиболее известными философами римского периода я влялись: Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане. Для философии римского периода было характерно: взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий; фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну — античную философию; влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.); небольшое внимание к проблемам окружающей природы; повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства; расцвет эстетики; расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности; преобладание идеализма над материализмом; все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов; повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни; рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей; постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию. Каждый из вышеописаных периодов имеет свои отличительные черты, но в целом античная философия имеет следующие особенности: античная философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом; стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира); на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека); не допускалось существование богов; древнегреческие боги были частью природы и близки людям; человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы; были заложены два направления в философии — идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое. В античной философии в соответствии с пониманием Космоса понимается и природа человека. Человек – микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разума человека, его мышления). В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и Космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и Космосом. С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро - результат знаний, Зло – результат незнаний. Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |