АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социокультурные характеристики человеческого бытия. Деятельность как сущностная характеристика человека

Читайте также:
  1. I и II ополчения на Руси. Деятельность К. Минина и Д. Пожарского. Окончание Смуты.
  2. I. СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
  3. I. Схема характеристики.
  4. III.2. Преступление: общая характеристика
  5. IV Деятельность в области таможенного дела
  6. XV. 1. Загальна характеристика електрохімічних процесів
  7. А выходные характеристики системы являются зависимыми (эндогенными) переменными и в векторной форме имеют вид
  8. А) Статическая вольт-амперная характеристика
  9. А. Понятие и общая характеристика рентных договоров
  10. Автобіографія. Резюме. Характеристика. Рекомендаційний лист
  11. Активные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
  12. Акустические колебания, их классификация, характеристики, вредное влияние на организм человека, нормирование.

Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные

времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному. Смысл жизни не дан человеку извне. Каждому человеку он

открывается по-разному. Найти смысл жизни – единый и общий – для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с

общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое – надежды каждой данной эпохи. Смысл жизни – это

самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, на которые человек

ориентируется в своей жизни. И он может меняться в зависимости и от исторических условий существования человека, и от его возрастных особенностей. В истории философии можно выделить следующие

основные концепции смысла жизни:

1.Гедонизм – жить, значит наслаждаться;

2.Аскетизм – жизнь – это отречение от мира ради близости к богу, которому как духовному бытию можно «подойти» только будучи самому максимально духовным и свободным от грехов мира; 3. Этика долга – жизнь – это самопожертвование ради высоких

идеалов (служение Родине, семье, долгу, любви, счастью других людейи т.д.)

4. Утилитаризм – жить – значит извлекать из всего и всех пользу, видеть в другом человеке не самоценную личность, а средство

удовлетворения своих устремлений и потребностей; 5. Эвдемонизм – жизнь – понимается как стремление к счастью

как подлинному назначению человека

6. Прагматизм – цель оправдывает любые средства ее достижения. Все живые существа являются активными, они движутся и

взаимодействуют с окружающей средой. В своей жизнедеятельности животные приспосабливаются к окружающей среде. Человек же не только приспосабливается к среде, но и активно преобразует ее. В

современном мире человек во многом живет уже в искусственной среде, которая создана им самим. Помимо этого он совершает многие виды действий, которые выходят далеко за круг его непосредственных

биологических потребностей. Все это говорит о том, сколь важное значение имеет деятельность человека. Деятельность – это специфическая человеческая форма

акт ивности по отношению к окружающей природе, другим людям и обществу, посредством которой человек целесообразно преобразует окружение в своих интересах. Существуют разные классификации

деятельности, ее подразделяют на материальную и интеллектуальную,

трудовую и нетрудовую (например, игра – это свободная от утилитарных потребностей деятельность человека), на рутинную и

творческую. Функции деятельности также многообразны. Посредством деятельности:

- человек обеспечивает себя средствами существования – пищей, одеждой, жильем и т.п. – это хозяйственная, экономическая деятельность; - посредством взаимодействия и общения с другими людьми человек производит различные социальные связи, можно сказать, производит и изменяет общество – это социальная деятельность;

- своей деятельностью люди преобразуют природу и творят мир культуры – «вторую природу». Структура деятельности. Всем формам деятельности присуща некоторая общая структура. В ней различаются, прежде всего, субъект и объект деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что она направлена. Объектом деятельности могут

быть материальные вещи или процессы, другие люди или социальные группы. Например, для политика объектом может быть все общество определенной страны.

Во всякой деятельности ставится цель достичь определенного результата с помощью выбранных субъектом средств. Цель – это вырабатываемый в сознании образ будущего результата, на достижение

которого направлена деятельность.Например, в голове художника, прежде чем он начнет писать картину, должен быть ее предварительный образ. В соответствии с целью выбираются и средства деятельности.

Целесообразная деятельность также разбивается на отдельные действия,

которые являются этапами общей программы деятельности. Потребности и мотивы деятельности – это то, что побуждает

человека к деятельности. Человеку для нормальной жизни требуется удовлетворение многочисленных потребностей. Потребность – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития его личности. Мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с этими потребностями. Существуют разные классификации потребностей. Обычно их

разделяют на материальные, социальные и духовные, соответственно трем основным сторонам человека как биосоциального и духовного существа. Американский психолог А. Маслоу предложил различать

первичные и вторичные потребности. К первичным относятся6 физиологические потребности: в воспроизводстве рода, пище, одежде, жилище, отдыхе и т.д..; потребности в безопасности и стабильности существования (Маслоу назвал их «экзистенциальными» - от латинского

слова, означающего существование): устойчивости условий жизни, в гарантии занятости и доходов, уверенности в завтрашнем дне. Вторичные, более высокие потребности, включают в себя: социальные:

потребность в общении с другими людьми, в дружбе, во внимании к себе и т.п.; престижные: в уважении и признании со стороны других, в достижении высокого социального статуса; духовные: потребность в самовыражении, в творчестве, в самореализации. При этом Маслоу считал, что человек переходит к более высоким

потребностям, когда более-менее удовлетворяются его первичные и

более простые потребности. Для понимания общественной жизни важным является вопрос о социальной деятельности, о различных видах социальных действий.

Известную типологию социальных действий разработал немецкий социолог Макс Вебер. Он выделил четыре их основных типа.

1.Целерациональное действие, которое совершается при ясном и рациональном обдумывании целей и средств их достижения.

Примерами таких действий могут быть действия предпринимателя или

ученого-исследователя. 2. Ценностно-рациональное действие – это также рационально обдуманное действие. Но главное в нем не достижение результата, а

убежденность в необходимости выполнения долга, стремление к идеалу, к высшей ценности (религиозной, нравственной и т.п.). Это можно назвать самоценным действием. Например, когда капитан последним

покидает тонущий корабль, он совершает такое действие, руководствуясь не чувством самосохранения, а чувством долга. 3. Традиционное действие, которое совершается по привычке, по обычаю, по ритуалу. Это, например, приемы труда крестьян или

ремесленников в средневековом обществе, которые передавались по традиции и не менялись веками. 4. Аффективное действие, которое совершается под влиянием

сильных аффектов и чувств и не сопровождается трезвым, рациональным расчетом. М.Вебер доказывал, что по мере исторического развития обществ

в их возрастает доля целерациональной деятельности. Этот тип деятельности становится все более распространенным в экономике, политике, в управлении и даже в семейной жизни. Происходит то, что

М.Вебер называл «рационализацией мира».

Учитывая все сказанное, можно сделать вывод, что жизнь человека фактически есть его деятельность, что по своей природе человек есть деятельное существо, поскольку посредством деятельности он творит условия своей жизни и мир культуры, создает самого себя и свое

сознание.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)