|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Направленность исторического процессаЛюди всегда задумывались над смыслом собственной жизни, хотели понять, для чего они живут, каковы сущность и ценность их деятельности. В то же время были философы, которые стремились объяснить смысл исторического процесса, его направленность, ответить на вопросы о том, куда идет человечество и как оно развивается. Бытие людей и бытие истории взаимосвязаны, и поэтому нельзя дать ответ на вопрос о смысле жизни, не выяснив смысла истории. В советской философской и исторической литературе крайне мало уделялось внимания вопросам смысла и направленности исторического процесса. Причины такого пренебрежения скорее имели идеологический характер: раз в западной философии истории эти проблемы находились в центре внимания, то отсюда делали вывод, что они являются псевдопроблемами. Тем не менее некоторые исследователи касались вопросов смысла истории, но интерпретировали их по-разному. Так, Н.И. Конрад в проблематику смысла истории включает вопросы единства мировой истории, гуманизма и познания. А основным в осмыслении человеческой истории он считает направленность исторического процесса, для выяснения которой необходим анализ всей мировой истории. Весьма плодотворной представляется мысль Конрада о том, что, рефлексируя над историческим процессом, человек стремится к тому, чтобы познать не только внешний мир, но и себя в этом мире. Он хочет познать природу, исследовать ее законы и использовать их в своей деятельности,. Одновременно он-хочет изучать и отношения людей, складывающиеся в процессе совместного-производства. Наконец, он хочет знать свое место в обществе, свои возможности саморазвития и самосовершенствования. Поэтому проблема человека должна занимать важное место в исследованиях смысла истории. По мнению В.А. Дьякова, «смысл истории составляют объективные закономерно-сти, присущие процессу развития человеческого общества»151. В.А. Дьяков ограничился этой единственной- фразой, а между тем надо было-бы глубже раскрыть содержание смысла истории, ибо если понятие смысла истории полностью совпадает с понятием закономерностей развития общества, то нет необходимости ставить вопросы о смысле исторического процесса. Некоторые исследователи смысл истории сводят к взаимодействию природы и общества, другие — к социальному прогрессу и т.д. Но различные толкования смысла истории не противоречат друг другу. Они, скорее, дополняют друг друга. Прежде всего отметим, что понятие смысла истории и понятие смысла жизни тесно связаны между собой. В чем смысл жизни человека? Для чего он живет? Эти вопросы издавна волновали людей. Одни философы, например, проповедовали гедонизм, считали, что главное в жизни — наслаждение. Другие же считали, что главное не наслаждение, не богатство, а знание. Споры философов вылились в вопрос: «Иметь или быть»? Иметь означает обладание определенными предметами, а бьггь — обогащение своего субъективного мира. Человек живет для того, чтобы не только иметь, но и быть. Человек — единственное существо, которое обладает внутренним (субъективным) миром. Если человек занимается только тем, что он удовлетворяет свои лишь материальные потребности, все время какие-то предметы приобретает, постоянно накапливает деньги и совершенно игнорирует духовные потребности, то такой человек ведет не человеческий, а растительный образ жизни. Смысл жизни такого человека ограничивается биологическим обменом. Подлинный смысл жизни состоит, во-первых, в том, чтобы постоянно обогащать свой внутренний мира достижениями науки, техники, литературы, искусства и т.д. Во- вторых, самому создавать материальные и духовные ценности, быть полезным людям, быть порядочным, честным, искренним, защищать обездоленных и униженных, бороться против подлости и трусости, против тех, кто мешает личному -и общественному благу. Конечно, могут сказать, что все это проповедь морали. Может быть, но ведь моралью обладает только человек, и если он соблюдает эти моральные принципы, то тем самым придает настоящий смысл своей жизни. Исторический процесс — это совокупность всех общественных отношений, в которых находится человек. Он живет, работает, создает материальные и духовные ценности. Поэтому смысл истории предполагает анализ этих отношений под углом зрения их изменения и развития. Проблематика смысла истории охватывает деятельность людей, творящих собственную историю и интересующихся направленностью ее развития. Раскрытие смысла истории означает раскрытие имманентной логики исторического процесса. Кроме того, понятие смысла истории предполагает чувство социальной ответственности каждого члена общества, необходимость осознания своего места и своей роли в данных обстоятельствах, общность переживания за будущее человечества. Безусловно, при анализе направленности исторического процесса нельзя игнорировать вопросы исторического познания, так как этот процесс непрерывен, в нем прошлое и настоящее неразрывно связаны, и адекватное знание о настоящем можно получить лишь при учете опыта прошлых поколений. Таким образом, спектр проблем, охваченных понятием смысла истории, довольно широк. Главное же при изучении смысла истории — это выяснение направленности развития общества, анализ тех вопросов, от которых зависит судьба мировой цивилизации. И всякий раз осмысление истории происходит в связи с возникновением труднейших и сложнейших проблем в ходе развития человеческого общества. Так, в эпоху Возрождения осмысление исторического процесса происходило через призму человека, его места в историческом, поле. В Новое время смысл истории рассматривается через рациональное объяснение развития социума по восходящей линии. Философия истории этой эпохи, как правило, движима духом романтизма и верой в неограниченный прогресс человечества. В настоящее время анализ смысла истории связан с изучением планетарного мышления, с универсализацией ценностей, с решением глобальных проблем современности. IJ > Мы живем в сложную* трудную, полную противоречий эпоху. Эта эпоха, можно сказать, представляет собой переломній этап в истории человечества,, когда встал.вопрос о будущем земной, цивилизации, когда свободный человек ощущает свою несвободу от природных и. социальных сил, когда сознание его разорвано и потеряны идеалы. Поэтому в наше время вопросы о смысле истории, о ее направленности и имманентной логике, о роли познания прошлого и самосознания народов, являющихся одновременно и актерами, и зрителями собственной истории, которую они творят и которая вместе с тем развивается часто» независимо от них, снова приобрели актуальность и злободневность. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |