АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теоретические модели истории развития общества

Читайте также:
  1. AuamocTukaДиагностика психического развития детей 3—7 лет
  2. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  3. BRP открывает новый виток инновационного развития с выпуском платформы Ski-Doo REV
  4. Can-Am-2015: новые модели квадроциклов Outlander L и возвращение Outlander 800R Xmr
  5. F8 Нарушения психологического развития
  6. I. Итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2007-2011 годы
  7. I. Понятие общества.
  8. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  9. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  10. III. Методологические основы истории
  11. III. Характерные черты экономического развития страны
  12. III. Цели и задачи социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы)

Общество как подсистема объективной реальности изучается социальной философией. Философско-теоретический анализ предполагает исследование общества как сложной системы «человек — общество». Основанием этой системы являются общие законы структуры, функционирования, развития общества, его движущих сил. Задача социальной философии — выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы, дать анализ общественной сущности человека.

 

Рассмотрение сущности социальных явлений, причин и основ развития общества, его движущих сил занимали существенное место в истории социально-философской мысли. Социальные аспекты ярко представлены в философии древнего мира. В восточной философии — это проблема человека и общечеловеческих ценностей, добродетелей, проблема закона, народа и правителя.

 

В античной философии социальная философия содержит более широкий спектр проблем. В древнегреческой философии и прежде всего в учениях ее крупнейших представителей Демокрита (ок. 460 до н.э.), Платона (427 — 347 до н.э.) и Аристотеля (384 — 322 до н.э.) рассматривались разнообразные проблемы общественной жизни — возникновения общества, разделения труда, сословий, рабства, имущественного деления общества, интересов, власти, войны и мира, но центральное место занимали вопросы этики и государства.

 

Философия Нового времени и эпохи Просвещения содержит ряд ценных социальных концепций, среди которых особое место принадлежит концепциям “естественного права” и “общественного договора” английских философов Т. Гоббса (1588 — 1679) и Д. Локка (1632 — 1704), французского философа Ж.-Ж. Руссо (1712 — 1778). Ж.- Ж. Руссо принадлежат также идеи о диалектическом характере развития истории, сочетании прогресса и регресса в общественном развитии, о частной собственности как причине общественного неравенства и возникновения государства. А. Сен-Симон (1760 - 1825), представитель утопического социализма 18 в., отстаивал мысль, что общественная система — целостный, закономерно развивающийся организм, основу которого составляет так называемая «индустрия», под которой подразумевалась экономическая деятельность людей и соответствующие ей формы собственности и общественные классы.

 

Многоплановый анализ общества предпринят представителем немецкой философии Г. Гегелем (1770 — 1831): структура общества, сущность труда, мораль, семья, общности, народ, гражданское общество, система общественного управления, формы государственного устройства, общественное и индивидуальное сознание, всемирно- исторический процесс и его объективный характер, свобода человека и ее реализация.

 

В XIX — XX вв. социальная проблематика представлена прежде всего в работах французского философа и социолога О. Конта (1798 — 1857), который рассматривал общество как целостный социальный организм, разработал и применил понятия “социальна статика” и “социальная динамика” для характеристики структуры общества и механизма его функционирования и развития, исследовал проблему закономерного и прогрессивного развития общества и его основы.

 

Основные модели общества: идеалистическая, натуралистическая, материалистическая, факторная (плюралистическая).

 

Идеалистическая модель социальной реальности, ее исходные принципы. Приоритет сознания по отношению к другим сторонам человеческой деятельности. Причины господства данной модели в истории философии (до середины XIX в.) Реальные основания идеалистической интерпретации общества. Отрицание закономерного характера функционирования и развития общества. Решение проблемы движущих сил истории и ее идеалистическая трактовка. Роль идеалистической модели в философском осмыслении общества.

 

Натуралистическая модель анализа социальных явлений. Детерминирующаяся (определяющаяся) роль природной среды в понимании сущности общества как исходный принцип данной модели. Сущность геополитики как реакционной философско-социологической доктрины. Современные теории общественного развития, которые отводят первостепенное значение природной среде. Сильные и слабые стороны натуралистической модели в исследовании социальных явлений.

 

Материалистическая модель общества как распространение материализма на область социальных явлений. Определяющая роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Содержание категорий «общественное бытие», «общественное сознание», их взаимосвязь, роль в социальном познании. Аргументация первичности и определяющей роли общественного бытия. Относительный характер различий материального и идеального в обществе. Абсолютное значение этого различия только в рамках основного вопроса философии. Несостоятельность вульгарно-материалистической интерпретации материалистического понимания общества.

 

^ Плюралистическая (факторная) модель анализа общества как взаимодействия различных социальных явлений, отрицание единого детерминирующего фактора.

 

Цивилизационная концепция общественного развития. Типологическая схема А. Тойнби. Дискуссионный характер понятия «цивилизация» в современном обществознании. Существенные черты, характерные для цивилизаций. Цивилизация как собственно социальная организация общества, фундаментом которой является общественное богатство в единстве материальных и духовных ценностей. Цивилизация и культура, их соотношение и различие. Критерий развития цивилизации. Типы цивилизаций: космогенная, техногенная, антропогенная (информационное общество), их отличительные особенности.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)