АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПИТАНИЕ ХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ

Читайте также:
  1. I. Порядок медицинского отбора и направления на санаторно-курортное лечение взрослых больных (кроме больных туберкулезом)
  2. V. Полный опросник для больных неврозами по э. Берну (в модификации м. Е. Литвака)
  3. Адаптивное физическое воспитание как наука и учебная дисциплина
  4. В журнале движения больных отделения отмечаются сведения о движении больных: число выбывших и поступивших.
  5. Важной заботой ухаживающего за больным предупредить эту возможность. Больных с риском легочных осложнений лучше укладывать на функциональную кровать.
  6. ВНУТРИВЕННОЕ ПИТАНИЕ ПРИ ОЖОГОВОЙ БОЛЕЗНИ
  7. Внутриутробное обучение воспитание, развитие по Шичиде
  8. Вопрос 45. Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых)
  9. Вопрос 62. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями слуха
  10. ВОСПИТАНИЕ // НОВАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  11. Воспитание в античные времена
  12. Воспитание в детских объединениях и организациях

От состояния питания человека как проявления одной из важ­ных сторон трофического гомеостаза зависит качество его жизни в обычной обстановке. Именно состояние питания во многом опре­деляет способность пациента более «подготовленным» переносить болезни и критические состояния в связи с травмой, системной инфекцией, хирургической операцией и пр., с меньшими функцио­нальными потерями и более полной реабилитацией. Можно утверждать, что это определяется не только отсутствием пищи. Нередко в процессе лечения больной не может есть, не хочет есть или не должен есть через рот обычную пищу, а если и ест, то ест явно недостаточно или неадекватно потребностям своего организма в питательных суб­стратах, так называемых нутриентах. Это неизбежно приводит к го­лоданию и должно служить основанием для искусственного, иногда даже принудительного питания.

Искусственное питание, как и естественное, должно решать в принципе три задачи. Во-первых, поддерживать водно-электролит­ный баланс организма, несмотря как на физиологические почечные и неощутимые потери воды и электролитов, так и на патологичес­кие потери. Не менее важным является энергетическое и особенно пластическое обеспечение питаемого соответственно уровню мета­болизма на данном этапе питания. Все эти задачи взаимосвязаны, и при выборе нутриентов для искусственного питания обязательно следует учитывать такие взаимосвязи.

Энергопотребность конкретного пациента зависит: от его воз­раста (у детей она всегда выше), активной массы тела (значение имеет только количество мягких тканей без жира, и у худых паци­ентов энергопотребность больше), степени истощения (у истощен­ных — меньше), выраженности лихорадки, постагрессивной реак­ции и ее фазы. В связи с этим можно представить возможные варианты в каждом клиническом случае.

Организм человека обладает определенными запасами всех пи­тательных веществ и поэтому может переносить депривацию (огра­ничение поступления их с пищевыми субстратами) и даже полное голодание. Одних питательных веществ хватает на несколько недель (белки, жиры, микроэлементы), других — на несколько часов. По мере сохранения депривации или при усиленном расходовании происходит уменьшение запасов питательных веществ. Глюкоза является необходимым субстратом для обменных процессов голов­ного мозга и эритроцитов и в начале депривации поступает из печеночных депо в виде гликогена. Эти депо истощились бы за 24 ч голодания, если бы глюкоза не могла образовываться из гликогена мышц, правда, через образование лактата и пирувата. Именно в таком виде они перемещаются в паренхиму печени, где функцио­нально необходимая организму глюкоза образуется в цикле Кребса.

После значительного расходования мышечных гликогеновых депо единственным путем образования глюкозы оказывается глюконеогенез из аминокислот, которые поступают во внутреннюю среду организма при катаболизме вначале лабильных белков. Метаболизация жировых резервов организма сопровождается образованием кетоновых тел (через бетаоксимасляную кислоту), которые могут обеспечить энергетику мышц и печени, необходимую для поддер­жания функционирования цикла Кребса. При избытке кетоновых тел во внутренней среде метаболизм головного мозга, печени и мышечной ткани адаптируется к этим субстратам, что снижает их потребность в глюкозе. Это способствует уменьшению гликонеогенеза и, следовательно, потерь азота таким организмом.

Постагрессивная нейроэндокринная реакция изменяет эти соот­ношения. Существует разница между перераспределением пита­тельных веществ в организме при постагрессивной реакции и при «простом» голодании.

По мере удлинения периода голодания запасы белка все же истощаются. В частности, в отношении структурного белка наибо­лее уязвимыми становятся желудок и тонкая кишка, поджелудочная железа и печень, что приводит прежде всего к снижению секретор­ной и ферментативной активности этих органов. Последующая кишечная недостаточность может стать причиной низкого усвоения питательных субстратов, как только обычное естественное питание станет возможным. Экскреторная активность поджелудочной желе­зы при этом возрастает настолько, что запускаются процессы де­струкции панкреацитов с развитием «деструктивного панкреатита голодавших».

Однако если организм человека в процессе голодания может использовать более 90% запасов жира, то только 20—30% белковых запасов могут утилизироваться для эндогенного покрытия энерге­тических и пластических потребностей. Дальнейшее белковое исто­щение приводит к смерти. Вначале сокращается мышечная масса и используются белки плазмы и висцеральные белки, затем наруша­ется белковое обеспечение адаптации.

Исследования отечественных и зарубежных специалистов позво­лили выдвинуть три основных принципа искусственного питания:

— своевременность начала проведения, ибо предупредить ка­хексию гораздо легче, чем ее лечить;

— оптимальность срока проведения означает, что проводить искусственное питание следует до момента стабилизации основных параметров трофического статуса: метаболических, антропометри­ческих, иммунных;

— адекватность искусственного питания в отношении как необ­ходимых норм энергетического и пластического обеспечения, так и его качества по содержанию незаменимых и заменимых нутриентов, и не только энергодающих нутриентов, но и пластических факторов, в частности незаменимых аминокислот, незаменимых жирных кислот, электролитов, микроэлементов и витаминов.

Долгое время показанием для искусственного питания являлась невозможность адекватного питания через рот из-за функциональ­ного или органического нарушения поступления обычной пищи по пищеварительному тракту (опухоль, воспаление, последствия пов­реждения). Это явилось основой для разработки зондового, чрезжелудочного искусственного питания, в основу которого были положены питательные смеси на основе натуральных продуктов. Обеспечение такого питания решалось в направлении формирова­ния хирургического доступа, обеспечивающего введение таких сме­сей в обход пораженного отдела пищеварительного тракта (рот, глотка, пищевод).

В хирургическом лечении болезней органов желудочно-кишечного тракта такая проблема стоит особенно остро: пациенты поступают для оперативного вмешательства уже истощенными. Около 50% хирургических больных подпадает под разработанные ВОЗ критерии белково-энергетической недостаточности. Операция, являясь мощным стрессорным фактором, вызывает катаболическую реакцию, значительно увеличивая потери белка и энергии у пациентов. Результаты, многократно подтверждающие приведенные факты, упоминаются в большинстве публикаций, посвященных вопросам искусственного питания. К настоящему моменту собраны исчерпывающие доказательства необходимости раннего и адекватного питания у больных в экстренной и плановой хирургии.

Известно два вида искусственного питания: парентеральное питание (ПЭП) и энтеральное зондовое питание (ЭЗП). Их нельзя противопоставлять, нельзя назвать один подход "лучшим", а другой - "худшим". Как не противоречат друг другу подходы "больному органу - покой" и ранняя дозированная функциональная нагрузка, стремление протезировать отсутствующий орган или функцию и реабилитировать, "воспитать" заново функцию, находящуюся в состоянии глубокого угнетения, так мирятся, сочетаются и дополняют друг друга парентеральное и энтеральное питание. Задача ЭЗП определяют как обеспечение организма больного достаточным количеством воды, энергетических, пластических и каталитических факторов для текущих потребностей и компенсацию их дефицитов, сложившихся к началу искусственного питания; показание к проведению ЭЗП - как несоответствие потребностей организма в энергетических, пластических и каталитических факторах возможностям поступления таких факторов через рот (естественным путем). Условием возможности проведения ЭЗП считают анатомическую целостность, проходимость и функциональную полноценность желудочно-кишечного тракта от места стояния дистального конца зонда (места введения пищи) до аборального конца кишечной трубки. Во-вторых, ЭЗП - это способ стимуляции моторной функции кишки созданием "внутрипросветного груза", поддержания питания кишечного эпителия из просвета кишки, сохранения нормального бактериального пейзажа желудочно-кишечного тракта. Даже если организм в целом получает очень мало выгоды от неполноценного переваривания и всасывания питательных веществ, то есть вместо "питания" выходит одно только "кормление", ЭЗП все же полезно. Меру этой пользы определяет правильно выбранная тактика. Учитывая большую интенсивность потерь белка и энергии, ЭЗП большинство авторов начинает как можно раньше, в пределах первых суток после плановых и большинства экстренных хирургических вмешательств. После плановых операций на органах верхнего этажа брюшной полости ЭЗП, по нашему опыту, можно начинать даже на операционном столе после формирования анастомозов. Своевременным следует считать и начало питания немедленно после перевода в палату. Это не дает развиться парезу кишечника и устраняет "газовый" период после операции. При ургентной хирургической патологии функция кишечника обычно уже нарушена в той или иной мере к началу оперативного вмешательства, поэтому требуется некоторый период подготовки. При наличии у больного пареза или паралича кишечника любой этиологии зонд, установленный не выше нижне-горизонтальной ветви двенадцатиперстной кишки (или ниже дистального анастомоза при его наличии), вначале используется в режиме декомпрессии. Следует учитывать, что при повышении давления в просвете кишки до 40 мм рт.ст. прекращается всасывание газа. Это ведет к быстрому дальнейшему росту давления. При достижении давления в просвете кишки, равного артериальному диастолическому, прекращается всасывание жидкости. В то же время секреция жидкости в кишку сохраняется. Таким образом формируется известное "третье пространство" жидкости. На этом этапе требуется инфузионная терапия под тщательным контролем центрального венозного давления, диуреза, концентрационных показателей крови, электролитемии. Дренирование через зонд снижает и уравнивает давление в просвете кишки с атмосферным за счет выделения вначале газа, а затем - жидкости. Улучшается кровоснабжение кишечной стенки, при достаточном обезболивании и приемлемом уровне объема циркулирующей крови восстанавливается механическая функция кишки, а позднее - всасывающая и переваривающая ее функции. Признаком создания приемлемых условий для начала использования энтерального пути введения является прекращение отделения жидкости и газа из зонда. Начинают с введения мономерных электролитных смесей, затем переходят к введению полисубстратных смесей.

До сих пор достаточно сложным этапом подготовки смеси из натуральных продуктов является ее предварительная ферментация. Этот этап необходим для истинного еюнального питания у пациентов после длительного полного или неполного голода. Кишка теряет присущие ей рельеф и ферментный набор уже через 3 суток полного голода, тогда как тренировочный режим ЭЗП может занимать 1-4 суток.Технологическое удобство, доказанная "дружественность" стандартных диет по отношению к желудочно-кишечному тракту позволяет сделать ЭЗП у пациентов хирургического профиля более удобным, а значит, более своевременным, эффективным и непременным компонентом лечения.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)