|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Р.Дж. Коллингвуд, «Идея истории»
«ИДЕЯ ИСТОРИИ» — работа английского историка и философа-неогегельянца Р. Дж. Коллингвуда,впервые вышедшая в 1946. В ней Коллингвуд изложил свою концепцию критической философии истории.Он формулирует тезис о «сближении» в историческом исследовании философии и истории как формпознавательной деятельности, что и составляет «идею истории»; излагает развитие «идеи истории» какпоследовательное развертывание античной, христианской и новой историографии; рассматривает рядлогико-методологических и эпистемологических проблем познания истории. Коллингвуд считает, что развитие форм историографии подчиняется постепенной трансформации«абсолютных предпосылок» исторического мышления. Они формируются как общие и очевидные принципыорганизации и изложения исторического материала, причем часто не осознаются историком.Их анализосуществляет философ. Изменение предпосылок происходит в результате «напряжения» внутри ихструктуры. Наличие такой структуры свидетельствует об «автономии» истории, т.е. о противоположности ееестественным наукам. Развитие «идеи истории» результируется в достижении этой «автономии».Коллингвуд исходит из следующих положений. 1. Есть природный процесс как последовательность событий(термины тел и движения — внешнее) и есть исторический процесс как последовательность действийчеловека в прошлом (термины мысли — внутреннее). В действиях есть внешняя и внутренняя стороны, ноисторик исследует внутреннюю, поэтому история есть история мысли. Дело историков — проникать вовнутренний мир исторических агентов, действия которых они изучают; рассмотрение внешней стороныдействия только подтверждает результат исследования историка. 2. Этот внутренний мир как объектисторического познания дан познающему субъекту в воображении (концепция «априорного воображения»как воображения того, что нельзя представить, но что обязательно имеет место). Воображение создаетисторические конструкции и является средством исторической критики, что делает историю своеобразнойкомбинацией искусства и науки, «чем-то третьим». 3. Существует аналогия между юридическими иисторическими методами исследования и доказательства: для того и другого не существует готовыхисточников, а только определенное множество свидетельств, нуждающихся в интерпретации. Последняявозможна на основе правильно примененной логики вопросов и ответов. Общепринятая аристотелевскаямодель логики, основанная на абсолютизации и абстрагировании методов доказательств, принятых вантичной математике, не соответствует сегодняшнему уровню развития научного знания. Не существуетединой логики доказательств и рассуждений, а есть особая логика вопросов и ответов, продиктованнаяконкретными и уникальными историческими проблемными ситуациями. Проблема — основная единицалогического рассмотрения, и она не существует в неизменном виде, а подвержена конкретно-историческимизменениям. Чтобы понять ответ — действие (мысль), — историку необходимо правильно реконструироватьвопрос, выстроить логику постановки вопроса. На понимании этого и основана научная история, в отличиеот «истории ножниц и клея». 4. Прошлое познается в результате «пере-игрывания» или «воспроизведения» (опыта, мыслей исторического деятеля) в сознании историка. Познание акта мысли другого означает ееповторение в себе, и это повторение является интегральной частью исторического познания. Причемвоспроизводится не единичный мыслительный акт со своим специфическим контекстом, а то общее, что унего есть с другими актами мысли, что и дает картину истории. Мысль субъективно-объективна по своейприроде; ее субъективность заключена в ее контекстуальности, а объективность — в способностиукорениться в чужом сознании так, что чужие идеи становятся органической частью душевной жизниисторика. Эти стороны мысли нераздельны и делают возможным историческое познание, чьим объектомстановится мышление. Историческое знание есть воспроизведение опыта прошлого в сознаниисовременного мыслителя. 5. Предметом истории является любой рефлективный и целесообразный актмысли, понимаемый как целенаправленное действие людей. 6. Соотношения истории и свободы естьрациональное разрешение человеком обстоятельств своей исторической ситуации, в которой он полагаетсебя находящимся. 7. Исторический прогресс создает сама историческая мысль благодаря тому, что опытпрошлого живет в сознании историка и воспроизводится в развитии. Коллингвуд считает, что в результате всех этих обстоятельств история приобрела статус научнойдисциплины. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |