АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мишель Фуко: исторический дискурс как форма дискурса власти

Читайте также:
  1. Bending strain (майысу деформациясы)
  2. bending strain (майысу деформациясы)
  3. CASE-технология создания информационных систем
  4. I. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ
  5. I. Исторический очерк
  6. I. Определите, какое из этих высказываний несет психологическую информацию.
  7. I. Основная форма: помешательство.
  8. I. При каких условиях эта психологическая информация может стать психодиагностической?
  9. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  10. II. Лжедмитрий I: путь к власти, восхождение на российский престол и крах (1605-1606).
  11. II. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАТИКИ – ИНФОРМАЦИЯ
  12. II. Соціальні відносини як форма прояву соціальних взаємодій.

«ПОРЯДОК ДИСКУРСА» («Ordre du discourse». P., 1971; рус, пер. в сборнике: Фуко М. Воля к истине:По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996. С. 47—96) — инаугурационная речь французскогофилософа и историка науки Мишеля Фуко, произнесенная 2.12.1970 и ознаменовавшая его вступление вдолжность профессора кафедры истории мысли в Коллеж де Франс. В ней содержится новая программаисследований, сформулированная Фуко как раз на переломе между периодом «археологии знания» (1960-е) и периодом генеалогии «власти-знания» (1970-е).

Отправным пунктом рассуждения служит внутренне противоречивая очевидность: для западнойкультуры характерна одновременно логофилия (подчеркнутая любовь к слову) и логофобия — страх передтой непредсказуемой силой, которая таится в произносимом слове, в массе сказанных вещей и самихвысказываниях как о событиях, нарушающих привычные формы мысли и бытия. Дискурсы, по Фуко, — этосовокупность речевых практик данного общества в данном историческом контексте; это социальные способырасчленения мира, которые мы навязываем вещам. Это — не нейтральная среда: дискурс необуздан,нескончаем, наделен собственной властью; он порождается социальными порядками, но может импротивостоять. А потому общество устанавливает особые процедуры контроля — прежде всего в техобластях дискурса, где задействованы власть и желание.

Это, прежде всего, механизмы запрета: говорить можно не все, не обо всем, не всем и не всегда (всеэто, в свою очередь, определяет табу на объекты, ритуалы обстоятельств, привилегии тех или иных группговорящих субъектов). В некоторых исторических ситуациях в дело вступают и более общие процедуры,напр. расчленение и отторжение: так, в истории европейской культуры безумие было отторгнуто от разума истало восприниматься либо как нечто социально незначимое, либо, напротив, как нечто сверхзначимое(пророческое). Даже в самой фундаментальной оппозиции истинности и ложности можно увидетьопределенные механизмы сортировки дискурсов, а также определенные формы «воли к истине». Этиформы определяются социальными институтами — особыми практиками, системой педагогики,издательского дела, организации библиотек, построения научного сообщества и проч.

В осмыслении дискурса аналитик призван отказаться от традиционных опор мысли, таких какосновоположный субъект или изначальный опыт, от таких понятий, как автор или дисциплина: они несамодостаточны, но определяются игрой дискурсов. Стало быть, нет смысла искать за внешней сторонойдискурсов скрытое ядро истины: отвергая как механическую причинность, так и идеальную необходимость,исследователь изучает констелляции событий, которые складываются на пересечениях дискурсов в тех илииных конкретных обстоятельствах. Среди примеров, интересующих Фуко, — участие медицинского,психиатрического, социологического дискурсов в уголовных (психиатрических) экспертизах или жеформирование отношения к сексуальности на пересечении литературного, религиозного, этического,биологического, медицинского и ряда других дискурсов. Программа Фуко предлагает изучать те или иныесрезы истории как образцы разных форм «воли к знанию»: это ритуалы доказательства во временаСократа и Платона, процедуры наблюдения и установления фактов в 16— 17 вв., момент рождениясовременной науки в индустриальном обществе начала 19 в. и др.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)