АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия

Читайте также:
  1. I. Понятие общества.
  2. I. Феномен стадности
  3. II. Глава о духовной практике
  4. II.12.4.Феноменология
  5. II.2. Классическая греческая философия.
  6. II.8. Немецкая классическая философия.
  7. III. ВНЕТЕЛЕСНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ; ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
  8. V2: Вспомогательные исторические дисциплины
  9. XVIII век: противоречивость модернизации российского государства-общества.
  10. А. Натурфилософия.
  11. Аксиологический статус науки в системе культуры. Критерии разграничения научного и вненаучного знания.
  12. Аксиология, философская антропология, социальная философия. Их возникновение и развитие.

Мировоззрение – опред. система наиболее общих взглядов человека на мир, себя самого, на цели и пути историч.развития.

Имеет следующие структурные изменения:

1. Теоретико-познавательный компонент. Представляет собой единство повседневных, научных, проф. и др. знаний, из кот. слагается конкретно научная или универсальная картина мира.

2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, нормы, верования.

3. Эмоц.-волевой. Мировоззрение – не только совокуп.знаний и убеждений, но и система эмоц. отношения к миру (разума и сердца). Перевод знаний на уровень доброй воли. Практически действенный компонент. Мировоз.считается сформированным, когда выступает как руководство к действию.

По характеру формирования и по способу функционир.мировоззрения разделяют на след. уровни:

1. Житейско-практич.уровень. Житейская философия. Осн. на личном опыте и воспитании. Разные факторы влияют на развитие: религия, среда, традиции, обычаи, уровень личной культуры. Характериз. стихийностью, бессистемностью и узостью суждений. Очень часто и функционир. на основе слухов, домыслов и индивид. характеристик.

2. Теоретич. уровень. Системность, направленность, объективность, показательность, понятийность.

Историч. типы мировоззрения. Миф, религия, философия.

Миф – историч. первый тип, свойственно ранне классовому обществу, к первобытным людям. Отлич. след. чертами:

1. Антропоморфизм. Проявляется в одухотворении явлений природу, наделение природы телесными человеч.свойствами.

2. Синкретизм. Переводится как «соединение». Нет деления на отрасли. Миф пытается объяснить абсолютно всё. Включает в себя элементы религии, рацион.знания, искусство, систему ценностей.

3. Символизм. Проявляется в неразделении сущности и явления вещи, а так же слова. Внешне сходное предстаёт как тождественное, поэтому конкретные предметы, конкретные явления, не утрачивая своей конкретности, становятся знаками других предметов и явлений, то есть символично их заменяет.

4. Генетизм (от слова генезис – рождение, происхождение). Для мифа объяснение вещи означает рассказ о происхождении вещи. Во всех мифах рассказ об устройстве мира выглядит как рассказ о его происхождении. Мифология – целостное миропонимание, в кот. различные представления увязаны в единую образную картину мира, кот.сочетает фантазию, реальность, естественное и сверхъестественное, мысль, эмоцию и веру. Миф – первое издание умственного словаря человечества.

Религия. Религиозное мировоззрение обладает опред. сходствами с мифом. Но особенное – догматизм, то есть, возникнув, религия оставляет опред.представление на протяжении многих веков. Центр. место в любом религ. течении – образ или идея Бога. Бог – первооснова, первоначало. В религии – у Бога создающее, творящие первоначало с т. зр. верующего человека. Всё существующее зависит от желания и воли Бога. Всем правит Мир. Доминир. духовного над телесным (отличие от мифа). Культовые обряды – молитвы, жертвы. Это способ освоение действит-ти через её удвоение – земная (естественная) и небесная (сверхъестественная). Укрепляла новые общественные отношения, формировала гос-ва.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)