АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История дизайна. Теория композиции. Текст Квасова А.С

Читайте также:
  1. Aufgabe 2. Изучите образцы грамматического разбора простых предложений.Выберите из текста и разберите 3 простых предложения.
  2. ERG – теория Альдерфера
  3. I. Перевести текст. 1 страница
  4. I. Перевести текст. 10 страница
  5. I. Перевести текст. 11 страница
  6. I. Перевести текст. 2 страница
  7. I. Перевести текст. 3 страница
  8. I. Перевести текст. 4 страница
  9. I. Перевести текст. 5 страница
  10. I. Перевести текст. 6 страница
  11. I. Перевести текст. 7 страница
  12. I. Перевести текст. 8 страница

Основной_закономерностъю художественного конструирования является нерушимое единство_художественно-выразительной_формы_и_практического назначения, построение_вещей_в_строгом_соответствии со свойствами и возможностями материала, и технологией производства.
Изделия массового спроса, как и всякий продукт человеческого труда, всегда связаны с характером жизни людей, с их бытом, поэтому они должны меняться в той мере, в какой меняется эта жизнь и этот быт.
Если в прошлом столетии в основу конструирования изделий было положено стремление к импозантности, пышности (Рис.1), то в основу проектирования изделий в наши дни должно быть положено стремление к удобству, целесообразности и простоте (Рис.2). Ведь в наше время изменились и способы производства и условия жизни людей. 3 отличие от старых кустарных способов производства современная техника позволяет не только создавать очень целесообразные и экономичные образцы, но и до бесконечности варьировать их. Так, современная мебельная промышленность научилась конструировать так называемую "секционную мебель", которая позволяет из небольшого количества стандартных щитов, полок, ящиков, дверей и т.д. строить различные объемы шкафов, секретеров и многие другие виды оборудования интерьера с широким использованием новых материалов (Рис.4). Таким образом, современное машинное производство позволяет достичь невиданного единства и целостности окружающей нас предметной среды, слив в одно целое форму и функцию, форму и материал, форму и технологию.

Выяснив специфику художественного творчества, перейдем непосредственно к рассмотрению особенностей создания промышленных изделий.

До сих пор существует мнение, что хороший художник может иллюстрировать книги, выполнить монументальную роспись на стенах нового Дворца культуры или завода и осуществить художественно-конструкторскую разработку машины. Действительно, можно привести немало примеров, когда талантливый художник-конструктор способен работать в области станковой живописи или графики. Но вместе с тем, как бы ни был талантлив живописец или график без специальной инженерной подготовки, без знания современного производства, технологии и основ экономики и инженерной психологии он не сможет успешно работать в качестве художника-конструктора.

Обычной подготовкой художников-конструкторов в вузах страны сейчас уже не удовлетворить тот колоссальный спрос, который существует во всех областях промышленного производства. При этом если учесть то необходимое время, которое требуется каждому молодому дизайнеру, чтобы освоиться со спецификой той области производства, в которую он попадает со студенческой скамьи, то становится очевидной необходимость более четкой специализации художественно-конструкторских кадров по отдельным отраслям промышленности или видам товаров народного потребления. Такая специализация, по-нашему мнению, поможет художнику-конструктору не только глубже понять объективные тенденции формообразования изделий той или иной области индустрии, но и более профессионально влиять на повышение их качества.

Необходимость специализации художника-конструктора в определенной технической области подтверждается даже при самом беглом знакомстве с его практической деятельностью. Например, специфика работы художников-конструкторов в автомобилестроении существенно отличается от художественного конструирования металлорежущих станков, а художественно-конструкторская разработка шахтного оборудования во многом решает иные задачи, в отличие от работы над изделиями широкого потребления.

Так, например, при художественно конструировании литьевых машин для переработки пластмасс утилитарные ж эстетические критерии носят объективный характер. Здесь в первую очередь преследуется цель - создать лаконичные выразительные формы, органически отвечающие основным тенденциям технического прогресса. А художник-конструктор, работающий над изделиями широкого потребления, в не меньшей степени должен учитывать и субъективные факторы, такие, как вкус потребителей, требования моды и т.д.

Вместе с тем, несмотря на существенные специфические различия в деятельности художников-конструкторов по отдельным отраслям промышленности, в их работе есть очень много общего. И что самое главное, общим является цель художественного конструирования - обеспечить удобство пользования предметом, предусмотреть максимальное соответствие условиям эксплуатации, создать гармонически целостную, эстетически совершенную форму. Общей специфической особенностью художественного творчества является способность художника-конструктора совмещать конструктивное мышление с чувством пространства формы и цвета. Таким образом, форма промышленного изделия, ее целесообразность и красота, ее связь с человеком и материальной средой - главный объект работы художника-конструктора, причем, термин "форма" понимается в неразрывном единстве с содержанием. Исходя из этой общей цели, художники-конструкторы в своей творческой практике поэтапно решают художественно-конструкторские задачи в процессе создания промышленных изделий.

Этапы художественного конструирования промышленных изделий
За последнее время, как в отечественной, так и в зарубежной литературе появилось немало работ о процессе дизайнерского проектирования промышленных изделий (2,4,7,8,12). Большинство авторов в основном излагают одни и те же принципы дизайнерского проектирования, только в различной последовательности. Все принципы художественного конструирования, опубликованные в нашей современной литературе направлены на гармонию человека и предметной среды - это является основной задачей, которой подчинены все стороны дизайнерского творчества.

В целом, по нашему мнению, процесс художественного конструирования промышленных изделий можно разделить на четыре основных этапа.

Первый этап - исследовательский. Он начинается со времени получения технического задания. Это задание должно содержать следующее: функциональное назначение и условия эксплуатации проектируемого изделия, технические данные (основные габариты, конструктивно-технологическое решение).

Художник-конструктор анализирует техническое задание, оценивает объект проектирования во всей совокупности его функциональных элементов. При этом он пользуется данными, полученными от инженеров-конструкторов, технологов, экономистов, психологов и т.д.
При создании нового вида промышленных изделий для определения принципов их компоновки следует изучить образцы аналогичных изделий (в натуральных условиях или по литературным источникам). Поэтому на исследовательском этапе проводится сбор материала (на основе как отечественной, так и зарубежной информации), его глубокий анализ. Анализ должен включать в себя изучение технических характеристик изделий, экономических и социологических факторов, данных рекламы, тенденций развития художественного конструирования и т.д.; при этом информационные данные об изделиях - литература, фотоснимки, проспекты, технико-конструктивные характеристики г т.п. привлекают для сравнения при разработке и обоснования собственных вариантов художественно-конструкторского решения.

Таким образом, исследовательский этап образует основу процесса дизайнерского проектирования, в ходе которого главную цель художника-конструктора составляет форма изделия, ее связь с функцией и конструкцией, ее приспособление к человеку и к материальной среде, в которой изделию предстоит функционировать. Второй - поисковый этап в свою очередь состоит из нескольких стадий работы. На первой из них приступают к разработке художественно-конструкторского предложения. В это же время инженер-конструктор, с которым дизайнер работает в тесном контакте, составляет эскизный проект. При разработке художественно-конструкторского предложения дизайнер с помощью эскизов (графических и объемных) находит принципиальное художественно-конструкторское решение. На этом этапе художнику-конструктору приходится, как правило, давать насколько предложений по компоновке и формообразованию изделия. Рациональных вариантов компоновки может получиться большое количество. Поэтому следует внимательно проанализировать возможные решения и выбрать из них наиболее оптимальный вариант.
На третьем проектном этапе в определенном масштабе выполняются чертежи в ортогональных и перспективных проекциях. Такие чертежи дают наглядное представление о проектируемом изделии.

Практика доказывает, что в поиске художественно-композиционного решения промышленных изделий большую пользу оказывают объемные средства - макетирование. Если проектируемое изделие имеет большие габариты, то сначала макеты желательно выполнять в небольшом масштабе, с конкретизацией проработки формы изделий масштаб их увеличивается. Поисковые макеты можно выполнять в различных материалах: в глине, пластилине, гипсе, дереве, картоне, пенопласте, бумаге и т.д. В каждом конкретном случае следует подбирать наиболее подходящие материалы для макетирования, чтобы наиболее успешно найти объемно-композиционное решение изделия. Наилучший результат в поиске художественно-конструкторского решения промышленных изделий получается при одновременном сочетании графических и объемных средств. Поисковый макет очень полезен, он позволяет художнику-конструктору и инженеру наглядно оценивать целесообразность формы изделия относительно его конструкции и контакта с человеком. По этому же макету очень удобно разрабатывать чертежи изделия и выбирать технологию для последующего производства.

Обычно проектный этап заканчивается составлением аннотации или пояснительной записки, в которых кратко формулируется принятое художественно-конструктивное решение, технологические особенности и экономические показатели изделия.
Затем в процессе художественного конструирования наступает четвертый этап рабочего проектирования - изготовление рабочей модели изделия, выполнение технорабочего проекта (чертежи общего вида изделия, его конструкции, шаблонов) и составление технологических карт на изготовление изделия по операциям.

Для более наглядного изображения разрабатываемого изделия чертежи выполняются как в ортогональных проекциях, так и в перспективных. Для передачи большей объемной выразительности изделия в чертежах строят тени; для того, чтобы дать более полное представление о форме, фактуре и цветном решении, применяют отмывку и покраску.
Кроме графических средств, как уже говорилось выше, существуют объемные средства (макеты и модели). Во время изготовления объемной поисковой модели на помощь художнику- конструктору приходит скульптор-модельщик. Для работы над макетом скульптору-модельщику требуется множество различных приспособлений, инструментов и самых разнообразных материалов. Здесь и разметочная плита, на которой создается макет, наборы слесарных и столярных инструментов, приспособление для подогрева пластилина, различные материалы - бумага, пенопласт, клей, шпаклевка и т.д. Лучше всего, разумеется, делать объемный макет в натуральную величину, Но это не всегда возможно, например, из-за больших размеров изделия. В этом случае макет выполняется в определенном масштабе.

Если четвертый этап завершается изготовлением экспериментального образца, то при этом обязателен авторский надзор проектировщиков изделия.

И только после испытания этого образца, после внесения корректив выполняются все рабочие чертежи изделия, необходимые для внедрения его в массовое или серийное производство.Рассмотренная стадийность процесса художественного конструирования промышленных изделий применяется и в зарубежной практике и, конечно, не является стабильной, она может варьироваться в зависимости от характера и сложности проектируемых предметов.

Одна из важнейших предпосылок успеха художественно-конструкторских разработок промышленных изделий - овладение средствами и принципами построения красивой и выразительной формы изделий. Комплексом таких средств располагает учение, о композиции. Глубокое знание принципов и закономерностей композиции способствует успешной проектной работе, помогает художникам-конструкторам в поисках оптимального решения функциональных, технических и идейно-художественных задач. Недооценка функциональной и конструкторской логики строения изделий, излишнее увлечение декоративными средствами наносят ущерб качеству изделий.

Таким образом, чтобы правильно решить художественно-конструкторские задачи при проектировании промышленных изделий, необходимо, в первую очередь, располагать максимально возможной информацией о функциональном назначении изделия и условиях его эксплуатации.

Располагая этими данными, художник-конструктор может разумно осуществить предварительный выбор группы пригодных для известных условий эксплуатации материалов, оценить их свойства, произвести при необходимости экспериментальные исследования, окончательно выбрать материал и определить конструкцию. Далее следует учесть технологические факторы с тем, чтобы выбрать наиболее оптимальный метод изготовления промышленного изделия. В этой связи заслуживает внимания пример из зарубежной практики художественного конструирования, когда для сбора требуемой информации используют специальный контрольный лист (табл.1) с помощью которого проектировщик может учесть при конструировании все основные требования, предъявляемые к изделию. Контрольный лист представляет собой характеристику будущего изделия. Использование такого контрольного листа помогает проектировщику наиболее оптимально решать художественно-конструкторские задачи.

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТАЛИ
Наименование Номер чертежа Изготовитель
Условия нагружения Условия эксплуатации
Тип Окружающая среда
Величина и точка приложения
(указать на чертеже) Температура
Атмосферные условия.
Скорость (удар, усталость). Электрические свойства.
Допустимая деформация... Проницаемость
Другие факторы Другие требования...

Внешний вид Экономические требования
Требования к виду и форме.. Стоимость существующей детали

цвет Используемый материал.
Отделка
Другие требования Объем производства
Амортизационный период для
оснастки
Другая информация

Таким образом, успех работы художника-конструктора в значительной степени зависит от уровня его профессиональной подготовки. Как ухе говорилось выше, помимо профессиональной художественной подготовки, художник-конструктор должен обладать инженерными знаниями, он должен хорошо знать экономику, глубоко разбираться в физиологических, психологических и эстетических потребностях человека, которому предназначаются художественно-конструкторские разработки.
Композиция, важнейшие средства и принципы гармонизации промышленных изделий

Композиция есть искусство группировать элементы и свойства конструируемого предмета, с целью достижения его целостной и выразительной формы. Конструируя предмет, художник-конструктор наделяет его функциональным, техническим и эстетическим содержанием - красотой, гармонией, соразмерностью частей и объемов целого. Красивый предмет обладает характерным для него строением композиции, т.е. травильным сгармонированным соотношением всех элементов, определенной направленностью формирования всех объемов частей и детали. При этом следует отметить, что форма одного и того же предмета пластически может быть решена по-разному, С этой целью рассмотрим конкретный пример.

На рис.4-5 приведены два телефонных аппарата, выполненные из пластмассы. Оба аппарата состоят из одних и тех же функционально необходимых деталей: корпуса, трубки, номерного диска. Однако не трудно заметить, что каждому из них при функциональном аналогичном назначении присущ свой особый строй композиции. Различие этих аппаратов в форме деталей и в их пропорциях. Композиция одного аппарата (рис.4) в целом проста и строга: форма прямоугольна, строгая уравновешенность формы проявляется в основных членениях, пропорциях, в строении деталей. Композиция другого аппарата отличается подчеркнутой динамикой и округлостью форм (рис.5).

Предметам различного назначения свойственная специфическая гармония форм, слагаемая разнообразными системами взаимосвязи приемов композиции. Специфична композиция средств производства (станки, машины, приборы и т.д.), средств транспорта (автомобили, самолеты, суда), предметов быта (мебель, посуда, пылесосы и т.д.), элементов и средств визуальных коммуникаций (реклама, упаковка), одежды, тканей, сувениров и др.

На композицию предметов существенно влияет соотношение функциональных, эстетических и технико-экономических требований. Удобство пользования и красота формы - важнейшие критерии оптимальной композиции промышленных изделий, предназначенных непосредственно удовлетворять материальные и духовные потребности человека.
Мы уже отмечали выше, что одна из важнейших предпосылок успеха художественно-конструкторских разработок изделий - это овладение средствами и принципами построения красивой и выразительной формы изделий.

К основным средствам композиции относятся: пропорция, ритм, статичность и динамичность, симметричность и асимметричность. Также объемно-пространственная структура, тектоника, масштабность, фактура, цвет. Глубокое знание принципов и закономерностей композиции способствует успешной проектной работе, помогает художникам-конструкторам в поисках оптимального решения функциональных, технических и идейно-художественных задач.
Средства композиции сложились в результате длительной практической деятельности человека и одновременно абстрагирующей работы его сознания. Исторический характер использования средств композиции заключается в том, что они уточняются и корректируются в ходе производственной и художественной практики. Приемы использования закономерностей композиции меняются вместе с развитием науки и техники, изменением социальной направленности творчества, специфики отражаемых художником идей и т.п.

Взаимопроникновение закономерностей науки и художественного творчества в процессе формообразования изделий промышленного производства требует от художника широты взглядов и разносторонних знаний, охватывающих различные отрасли науки.

Художник-конструктор должен знать методику анализа: типологического, функционального, экономического, визуального, психофизиологического, он должен хорошо владеть методикой синтеза в творческом процессе, приемами и средствами гармонизации формы изделий и их комплексов, интеграцией аналитических элементов и, наконец, методикой модельного проектирования. Опираясь на законы психофизиологии, художник часто вскрывает естественные природные и логические закономерности системы человек - "машина", помогает коллективу конструкторов устранить нерациональные связи между человеком, предметом и окружающей средой.
Участвуя в проектировании промышленных изделий, художник-конструктор должен правильно уловить внутренние, часто противоречивые, взаимосвязи утилитарных, технических и эстетических требований. Способности сочетать научно-логическое (присущее инженеру) и художественно-образное (свойственное художнику) мышление позволяет художнику-конструктору формировать оптимальную для данных конкретных условий композицию бытовых и производственных комплексов.
Какова же специфика тех элементов, средств и приемов композиции, которыми должен оперировать художник-конструктор, чтобы создавать целостные по замыслу и гармоничные по форме предметы и их комплексы? Мы уже говорили о том, что из
арсенала элементов и категорий композиции, прежде всего, выделяются пропорции и ритм, статичность и динамичность, симметричность и асимметрия, объем и пространство, тектоника, масштабность, нюанс и контраст, цвет и фактура.
Пропорции - важнейшее средство гармонизации промышленных изделий. Древнейшие данные о законах пропорций были обнаружены в гробнице пирамиды близ Мемфиса, построенной примерно за 3000 лет до н.э. До нас дошли каноны пропорций времен египетских фараонов, каноны Древней Греции и Древнего Рима. Представляют большой интерес исследования пропорций, содержащиеся в книгах Витрувия, Леонардо да Винчи, Альберти, Палладио, Месселя, Карбюзье, Брунова и многих других исследователей.
Античная архитектура оставила человечеству замечательные примеры использования пропорционирования для достижения органического единства утилитарных, технических и художественных факторов, единства пользы, прочности и красоты.
Написано много книг о пропорциях в архитектуре, но проблема пропорционирования изделий промышленного производства не нашла еще широкого освещения в нашей печати. Пропорционирование изделий промышленного производства нельзя сводить к механическому заимствованию классических приемов пропорционирования в архитектуре, удачно, по нашему мнению, рассмотрено пропорционирование промышленных изделий в работе Ю.С. Сомова "Композиция в технике". В данной работе Ю.Сомов пишет: "Различия методов пропорционирования в технике и архитектуре определяются прежде всего разной степенью обусловленности формы конструкцией. Если в классической архитектуре заранее разработанная система пропорций иногда могла служить своего рода основой композиции сооружения и, следовательно, во многом предопределяла его конструкцию, то в технике это почти невозможно. Немыслимо пропорционировать станок раньше, чем определится его кинематика и хотя бы в общем виде будет выбрана силовая схема. Ведь без этого вообще нельзя подойти к форме станка". Далее автор выделяет два основных подхода к пропорционированию промышленного изделия. Первый строится на относительной свободе проектировщика в выборе пропорций, когда он может задавать пропорции, идя от формы к конструкции, например при проектировании мебели, некоторых бытовых приборов, оборудования и т.п. Иного подхода требуют изделия со сложной объёмно-пространственной структурой, размерные отношения которых определяются конструкцией. Здесь художник-конструктор, работая в тесном контакте с инженером, должен вовремя корректировать пропорциональный строй как формы в целом, так и отдельных ее элементов.
Пропорции промышленных изделий должны быть связаны с размерами человека и особенностями зрительного восприятия формы. Чтобы хорошо служить человеку, вещи должны быть ему соразмерны. В этой связи уместно напомнить формулу философа Древней Греции Протагора: "Человек - есть мера (критерий) всех вещей".
Части человеческого тела некогда являлись основой всех измерений. Мера длины в Древнем Египте, Греции, Риме - фут (ступня). Основной мерой длины на Руси была сажень (малая, мерная, прямая, великая, косая, морская, сажень без чети) - единица, связанная с ростом человека.
При композиции форм могут быть применены принципы одинаковости (отрезков, плоскостей, объемов, фигур), подобия и разнообразия. Каждый принцип используется в отдельности или в сочетании с другим.
В практике художественного конструирования часто пользуются приемом модуля - условной единицей измерения, служащей координацией размеров.
При проектировании промышленных изделий и некоторых видов оборудования принят модуль по метрической системе: основной М=10 см, укрупненный 2М = 20 см, ЗМ = 30 см и производственный, дробный 1/2 М = 50 мм.
Построение формы промышленных изделий по модульной системе - это технический прием, в котором оперируют только соизмеримыми величинами. При более сложных взаимосвязях в композиции пользуются и несоизмеримыми величинами. Гармоничные соотношения в размерах находят с помощью математических расчетов или геометрического построения, которые часто выполняют на основе пропорций с линейным и объемным выражением.
Пропорциональное соответствие линейных элементов показано на рис. 6а, а пропорциональное подобие фигур на рис. 6б и выражено пропорцией простейшего вида А:В= а: в.
На рис.7 показаны подобные элементы, размеры которых увеличиваются в арифметической (рис. 6а) и геометрической (рис. 6б) прогрессиях. В первом случае отношение сторон будет равно: Н1 - Н2 = Н2 - Н3 = Н3 - Н4.
во втором:
Н1/Н2 = Н2/Н3 = Н3/Н4
Части могут относиться к целому или друг к другу в следующих пропорциях: части целого равны (симметрия и статичность изображения);
части целого соотносятся по золотому сечению (симметрия и динамичность изображения). Золотое сечение было известно еще художникам и зодчим античности.
Золотое сечение (гармоничное деление, деление в крайнем среднем отношении) - это деление отрезка на две части, при котором большая его часть является средней пропорциональной между всем отрезком и меньшей частью (рис.8), т.е. а/х = х/(а-х).
Чтобы найти X, возьмем квадратное уравнение х2 + ах – а2 =0, решение которого дает X = а (5 - I)/2 = 0,62а.
Это значит, что части золотого сечения составляют приблизительно 62 и 38% всего отрезка. Золотое сечение слагается из двух величин, образующих пропорцию вида
а:в = в:(а-в).
Геометрически золотое сечение отрезка строится так (рис.9). Из точки В восстанавливают перпендикуляр к АВ, откладывают на нем отрезок ВС = ½ АВ; соединяют точки А и С, откладывают СД = ВС и АЕ = АД.
Получается пропорция АВ: АЕ = АЕ: ЕВ, которая и будет пропорцией золотого сечения.
Отличительный признак золотого сечения состоит в том, что сумма двух величин относится к большей величине в той же пропорции, т.е. (а+в):а = а: в; отношение золотого сечения составляет также отношение меньшей величины к их разности,
как показано в первом случае.
В целых числах золотое сечение выражается как 3:5, 5:8, 8:13, 13:21, приближаясь к более точному его отношению по мере возрастания чисел отношения.
Исключительное место в системах пропорционирования занимает ряд, составленный из корней натуральных чисел: 2, 3, 5, который поражал исследователей своим закономерным проявлением в период архитектуре и предметном мире. Многие известные специалисты, в том числе Жолтовский, Хэмбидж, Цейзинг рассматривают золотое сечение как закономерность органического роста, что, в свою очередь подтверждается измерениями различных природных форм, произведенными за последнее время (рис. 9а).
На сочетании отношений золотого сечения создавались античные предметы быта. Пропорции золотого сечения используются и в современной художественной практике. При проектировании промышленных изделий в пропорциях золотого сечения художники-конструкторы часто используют пропорциональный циркуль. Он делится на две части и закрепляется подвижным шарниром. Если шарнир закрепить строго на 1/2 длины циркуля, то размеры с обеих сторон при любом растворе будут всегда равны (рис.10), т.е. а=в и с=д. Если шарнир закрепить в точке неравных величин, то расстояния между его концами будут неравные, но пропорциональные друг другу (рис. 10б), т.е. а: в=с: д.
Исходя из нужной пропорциональности, шарнир закрепляют в определенной точке. На рис.10в показан пропорциональный циркуль, закрепленный в золотом сечении.
Пропорции должны быть связаны с размерами человека и особенностями зрительного восприятия формы. Чтобы хорошо служить человеку, вещи должны быть ему соразмерны.
Ритм- это равномерное чередование тех или иных элементов. Характерными признаками ритма промышленных изделий являются: повторение элементов формы и интервалов между ними, объединяемых по сходным признакам (равенство, нюансные и контрастные отношения). Эти признаки обусловлены функциональной и конструктивной структурой предмета.
Простейшую закономерность, на основе которой строится повторение форм и интервалов, представляет собой равенство форм и интервалов. Такой порядок расположения элементов формы называется метрическим. Метрический строй композиции определяется в большинстве случаев функциональными особенностями предмета, например, многократной повторяемостью его функциональной части.
Последовательно закономерное изменение (возрастание или убывание) элементов форм или интервалов характеризует ритмический порядок построения предмета. Он характерен для динамической композиции. Например, скоростные средства транспорта (самолеты, электровозы, автомобили и т.д.).
Ритмическая композиция возникает, когда чередование размера или фигуры дано не менее трех раз. При двух фигурах ритма не бывает.
Элементами ритма определяются эстетические свойства ритмических рядов, которые могут быть контрастно или нюансной убывающими и нарастающими, способными придать композиции большее или меньшее "движение".
Ритмические ряды находятся в неразрывном единстве с пропорциональным строем предмета. Взаимосвязь ритмических акцентов и интервалов осуществляется с помощью определенных пропорциональных систем. Арифметические (модульные) пропорции более свойственны метрическим рядам, геометрические - ритмическим.
Метр и ритм могут одновременно сочетаться в предмете. Из бесконечного многообразия метроритмических рядов художник-конструктор выбирает те, которые отвечают сущности предметов, ансамблю предметов и окружающей среды, придавая им статическое или динамическое выражение.
Рассмотрим закономерности статичности и динамичности на простейших примерах. Фигура, имеющая центр или ось симметрии, всегда статична относительно них (рис.II). Шaр, куб и параллелепипед статичны во всех направлениях. Фигура конуса статична относительно оси симметрии, а вдоль нее она динамична, так как по оси происходит асимметричное изменение формы, дающее направленность всей фигуре.
Динамичность можно создать и в статичной по форме фигуре с помощью членения ее в определенном убывающем или возрастающем ритме.
На рис. 12а прямоугольная фигура решена статично (членения выполнены с равным ритмом); в варианте "б" та же фигура имеет направленность влево за счет учащения ритма членений; в варианте "в" - к оси симметрии. Чем резче, контрастней разница между членениями, тем больше впечатление направленности.
При решении художественно-конструкторских задач ритмическое развитие промышленных форм можно показать на следующих примерах. На рис. 13 изображен радиоприемник. Его форма решена статично; лицевая панель имеет фронтальную композицию, плоскость панели расчленена на горизонтали с равным ритмом и
интервалами, это усиливает впечатление фронтальности и статичности.
В движущихся предметах (автомобилях, судах, самолетах, ракетах и др.) ярко проявляется единый, текущий, непрерывно изменяющийся пропорциональный ритм, не имеющий фиксированных точек перехода. Этот ритм способствовал появлению динамической, скользящей в пространстве формы (рис.14).
Ритм в произведениях искусства помогает раскрытию содержания, способствует ясности, четкости и стройности композиции. Он делает произведение более цельным, законченным, выразительным.
В процессе длительной творческой практики и одновременно абстрагирующей работы человеческого сознания были выработаны группы закономерностей, связанные асимметричным и асимметричным строением объектов природы, мира предметов, произведений искусства и архитектуры.
Симметрия и асимметрия помогают достигать художественного равновесия статичных и динамичных композиций. Закономерности симметрии и асимметрии предметов формировались в неразрывном единстве с приемами целесообразностей организации процессов человеческой жизни. Когда же единство формы и функции предмета нарушается, симметрия и асимметрия нередко превращаются в формалистическое средство композиции. Именно поэтому так важно рассмотреть принципы построения симметричных и асимметричных композиций ж дать игл правильное определение.
Закономерности симметрии и асимметрии устанавливают определенный порядок размещения форм, связанный с функциональными и конструктивными особенностями предмета, а также с его значением в комплекте других предметов и в архитектурной среде. Этот порядок должен быть не только целесообразным, но и эстетически осмысленным.
Симметрия с давних пор считалась одним из важных условий красоты формы. Изучение археологических памятников показывает, что человек уже на заре своей культуры имел представление о симметрии, по ее законам строил свои сооружения, изготовлял предметы быта, выполнял рисунки. Применение симметрии в первобытном производстве определялось не только требованиями практического использования тех или иных предметов, но в известной мере и эстетическими мотивами.
Симметричным называется предмет, состоящий из геометрически или физически относительно равных частей, расположенных в определенном порядке. В изделиях человека и природных объектах (кристаллы, растения, животные) симметрия никогда не отличается абсолютной точностью.
Классификация основных типов симметрии предопределяет геометрическое равенство - либо совместимое (конгруэнтность), либо зеркальное.
Наиболее простой вид симметрии - зеркальная - основывается на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой, как предмет и его отражение в зеркале (рис. 15а).
Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии и обозначается символом (от французского miroir - зеркало).
Другой тип симметрии - осевая симметрия обусловлена конгруэнтностью, достигаемой путем вращения фигуры относительно оси симметрии, т.е. линии, при повороте, вокруг которого фигура может неоднократно совмещаться сама с собой (рис. 15б). Число совпадений фигуры при полном обороте (360°) называется порядком оси, угол поворота каждого смещения фигуры - элементарным углом поворота.
Характерная разновидность симметрии - винтовая - получается в результате вращательного движения точки или линии вокруг неподвижной оси с постоянной угловой скоростью и одновременным поступательным перемещением вдоль этой оси также с постоянной скоростью (рис. 15в).
В изделиях промышленного производства широко распространена зеркальная симметрия. По ее законам строятся многие предметы быта, галантерейные и хозяйственные изделия, канцелярские товары и др.
Реже встречается осевая симметрия; она характерна для центричных композиций, например, некоторых типов осветитиль-ной арматуры, сосудов, картофелечисток, стиральных машин и так далее. Винтовая симметрия обычно применяется в элементах различного рода машин, станков, самолетов, пароходов.
Закономерности построения асимметричных предметов и их комплексов связаны, прежде всего, с физическим равновесием частей, обеспечивающих их правильное функционирование и художественную цель.
Равновесие асимметричных предметов или их групп достигается различными способами в зависимости от совокупности требований, предъявляемых к этим предметам. Построение асимметричного предмета или комплекса предметов определяется конкретными условиями их формирования: спецификой назначения, окружающей средой и многими другими обстоятельствами.
Все это обусловливает местоположение и характер взаимосвязи различных частей предмета и ансамбля предметов.
Единство композиции симметричного и асимметричного предмета (ансамбля) достигается, прежде всего, согласованием всех его элементов, определенной их направленностью и подчиненностью масс, объемов, частей и деталей предмета главному в функциональном и композиционном отношении компоненту. Направленность симметричной композиции обеспечивается довольно просто. При зеркальной симметрии она основывается на одинаковом для обеих половин предмета движении к плоскости симметрии. При осевой симметрии это движение направлено главным образом к геометрическому центру предмета.
В асимметричных предметах движение к главному в функциональном и композиционном отношении элементу формы определяется более сложными закономерностями.
В композиции предмета или ансамбля могут одновременно сочетаться закономерности симметрии и асимметрии. Чистую симметрию можно увидеть в неорганической природе, в геометрии и среди плоских изделий (например, в геометрическом орнаменте тканей или ковров, отделочных пластиков и др.). Все же, что растет, развивается в природе или функционирует, действует в предметном мире, строится одновременно на основе закономерностей симметрии и асимметрии.
Расположение плоскости и оси симметрии во многих предметах следует направлению силы тяжести; вместе с тем вертикальное направление силы тяжести предопределяет различие весовых характеристик, выражающееся в асимметричном строении верхней и нижней части предмета.
В статических объектах ось или плоскость симметрии является одновременно главной осью композиции. Во внешней форме движущихся предметов много общего с формой животных, птиц, рыб. Самолеты, суда, автомобили и т.д., как правило, симметричны; главная ось их композиции подчинена направлению движения, которое обусловливает асимметрию боковых сторон предмета
и диктует динамичную направленность композиции в целом, а также определенную систему взаимосвязи всех средств композиции. Статичность и динамичность как средства композиция будут рассмотрены ниже.
При проектировании средств производства (станки, приборы, инструменты и др.) и производственной среды главная задача композиции - обеспечение экономически и технически целесообразного технологического процесса и наилучших условий труда. В этом случае взаимосвязь элементов среды определяется требованиями технологии производства, эргономики, спецификой и конструктивной схемы. Все это обусловливает преобладание закономерностей асимметричной композиции. Здесь особенно ясно выступает формула: "человек - вещь - среда" или "человек - машина - производственная среда", которая проявляется в строении отдельных предметов. Характерный пример такой композиций - модель швейной машины. Асимметричная форма машины обеспечивает оптимальное расположение ее основных частей и удобство эксплуатации. С точки зрения эстетики и эргономики примечательны асимметричные формы ручек приборов и инструментов (рис. 16-17). Так, например, пластмассовая ручка электроутюга удобна и красива. Она способствует значительному ослаблению напряженности руки при работе. Терморегуляторы контрастно выделяются на черном фоне и не допускают перегрева утюга.
Симметричные и асимметричные предметы и их комплексы имеют по существу безграничное число вариантов построения. Они слагаются с помощью всего арсенала и приемов композиции, которые представляют собой взаимосвязанный комплекс закономерностей строения формы. Вместе с тем каждая из категорий композиции отражает лишь одну сторону общей взаимосвязи частей предмета, одну сторону строя его форм, обобщает существенные признаки, устойчивые закономерности, присущие строению предметов различного назначения. Специфика каждого средства композиции вытекает из природы отдельных свойств и качеств предмета.
При проектировании и анализе изделий и их комплексов необходимо прежде всего рассматривать первичные функционально обусловленные элементы композиции - объем и пространство.
В основу характеристики объемно-пространственной структуры предметов могут быть положены особенности взаимосвязи объема и пространства.
Отдельную группу составляют предметы с функционирующим внутренним пространством, предназначенным для нужд человека, хранения или перевозки грузов и т.п. Наиболее развита объемно-пространственная структура такого типа у автомобилей, судов, самолетов, вагонов, различных типов зданий и сооружений. Ограниченное материальной оболочкой пространство приобретает в данном случае самостоятельную, а иногда ведущую композиционную роль.
К этой же разновидности относится объёмно-пространственная структура встроенного оборудования, шкафов, различных емкостей и т.п., оболочка которых ограничивает цельное и чаще всего относительно небольшое пространство, предназначенное для предметов быта, для сыпучих и жидких продуктов и т.д.
Специфична объемно-пространственная структура многих * предметов различного назначения, имеющих цельный объем, лишенный свободного пространства. В их числе, например, бытовые приборы, счетные машины, инструменты. В этом случае объем предмета становится ведущим элементов композиции, нередко имеющим сложную структуру, которую слагают рабочие механизмы, органы управления, обслуживания и др. При определении габаритов объема и основных пространственных характеристик таких предметов учитываются, с одной стороны, их внутренняя конструктивно-техническая организация (функционирующие механизмы и т.п.), а с другой - требования соответствия Форм условиям эксплуатации и ее гармонического единства с окружающей средой.
Особую группу составляют промышленные изделия с переменной объемно-пространственной структурой, изменения которой вызваны различными функциональными движениями. К таким изделиям относятся строительные машины, комбайны различного назначения, некоторые виды приборов.
Создавая трехмерный предмет, художник-конструктор оперирует не только линиями и плоскостями, но и, что особенно важно, объемами и пространствами. Объемная форма обладает определенной массой, которая выступает как элемент выражения работы конструкции. Уже одно это требует от художника-конструктора знания свойств материала, умения согласовать пространственную форму с материалами, из которых она выполняется, и методами их обработки. Умение пользоваться механическими, физическими и декоративными свойствами материалов имеет исключительно важное значение.
Характеристика массы предмета (тяжелый, легкий) может быть лучше всего выражена соотношением его несущих и несомых элементов. Несущие элементы должны быть сильными, несомые - легкими. У художника-конструктора есть средства, чтобы показать, как предмет в целом и его отдельные детали оказывают сопротивление опрокидыванию, сжатию, изгибу и т.д.
Когда - то или иной предмет необходимо укрепить, нужно давать больше материальности, массы, плотности, т.е. ферма предмета должна быть более цельной, не раздробленной с небольшим количеством теней. И, наоборот, когда форму предмета необходимо облегчить, следует давать меньше материального, больше воздуха и теней.
Ответ на вопрос, каким образом материально-техническая природа предмета выражается в его художественной форме, дает очень важная категория композиции - тектоника.
Тектонические закономерности проявляются в форме предметов всегда конкретно в зависимости от функциональных, конструктивных и эстетических требований, Они выступают в определенных видах взаимосвязи конструкции, материала и формы, в соотношениях различно работающих, в том числе несущих и несомых частей, в особенностях их пластической обработки. Вместе с тем, существуют общие закономерности тектоники, связанные с особенностями функционирования неподвижных и движущихся предметов, на строение которых влияет законы статики и динамики.
В общей форме и детальной обработке статичных предметов прежде всего отражается их устойчивость, весомость, материальность, прочность, способность надежно служить человеку.
Специфика тектоники многих движущихся тел обусловлена тем, что равновесие и устойчивое положение в движении обеспечиваются часто особенностью их формы, которая определяется характером напряжений, возникающих в конструкции, и сопротивлением среды, например, совокупности гидромеханических, аэро-или гидродинамических сил.
Проблемы формирования объемно-пространственной структуры, тектоники изделий, их гармонизации, с одной стороны, изучение принципов и приемов художественного конструирования, применение технических средств проектирования (чертежей, рисунков, моделей), с другой - представляют собой первоочередные направления для научной разработки. Совокупность всех этих вопросов может быть отнесена к так называемой теории художественного конструирования, которая должна раскрыть приемы и методы проектирования промышленных изделий в рамках задач технической эстетики.
Масштабность. Под масштабностью понимается выразительность величины формы промышленного изделия по отношению к человеку. Отношение величины элементов формы ко всей форме - один из определяющих моментов выявления масштабности. С масштабностью связано зрительное восприятие равновесия и устойчивости форм промышленных изделий.
Масштабностью могут обладать как крупные (большие), так и мелкие (малые) изделия. Следует особенно подчеркнуть зависимость масштабности от физической величины целого: большое и малое изделия, расчлененные на одинаковое Количество частей, будут иметь разное масштабное выражение.
Большую роль в достижении правильной масштабности изделий промышленного производства играют детали, размер которых обусловлен техническими и эргономическими требованиями. Подобные детали носят название "указателей масштабности". Таковы, например, ручки управления приборами, клавиши, отметчики цифр, указательные лампочки и др. (рис.18). "Указатели" помогают отчетливо представить себе размер изделий и их элементов и оценить, на основании отношения их друг к другу, степень значительности масштабности, для того, чтобы выявить характер масштабности изделия нужно найти не только соответствующую величину, но и соответствующую форму его членений.
Существенное значение для выявления масштабности имеет соразмерность формы по отношению к окружающей среде и к другим формам. На масштабность формы оказывают влияние так называемые зрительные иллюзии (оптический обман), вызываемые определенными законами ощущения и восприятия.
Художник-конструктор в процессе проектирования изделия должен учитывать эти особенности зрительного восприятия и вносить в форму соответствующие поправки, называемые оптическими коррективами.
Корректировка формы вызывается оптико-геометрическими иллюзиями: переоценкой вертикальных размеров по сравнению с горизонтальными. Так, вертикальная форма кажется зрительно длиннее равной ей горизонтальной, равные, но различно расчлененные пространства производят впечатление неодинаковых (рис. 19а).
Ряд иллюзорных восприятий обусловливается общепсихологическим законом контраста, согласно которому предмет и каждая его часть воспринимаются в известном соотношении с окружающие ми элементами (рис. 19б).
Приведенные примеры оптических иллюзий, возникающих при восприятии различных фигур и предметов, свидетельствуют о необходимости корректировки формы, ее размеров и очертаний с целью добиться ее масштабности, зрительно правильного построения всех ее частей и элементов.
Чтобы лучше выразить масштабность предмета, нужно соблюдать закономерности построения его формы. В практике художественного конструирования существует такая закономерность: небольшие предметы должны иметь относительно крупные детали, а большие - относительно мелкие. Примеров может служить современный микроскоп, характер масштабности которого определяется степенью расчлененности, деталировкой формы, элементами управления (рис. 20).
Таким образом, масштабность промышленных изделий образуется на основе взаимодействия сложноподчиненных связей, при помощи которых определяется отношение целого и его частей друг к другу, к окружающей среде и к человеку.
Можно выделить три формы масштабных связей, создающих масштабность промышленных изделий. Первая форма - отношение элементов к целому и друг к другу; вторая - отношение изделия к предметной и природной среде, к размерам окружения; третья форма - отношение величины изделия и его элементов к человеку. Совокупность этих связей и создает масштабный строй того или иного промышленного изделия. Только при условии полной взаимосогласованности всех масштабных связей возникает гармонический масштабный строй. При нарушении хотя бы одного условия изделие окажется не масштабным. В этом и заключается сложность правильного выражения масштабности промышленных изделий.
Нюанс и контраст. Отношения, приближающиеся к повторению равных величин, а также сопоставление близких состояний свойств объемных элементов формы называется нюанса ми. В нюансных отношениях сходство (повторяемость) выражено сильнее, чем различие; сходством и обусловливается связь объемных величин при нюансных отношениях.
Если в отношениях пространственных величин активно выражено различие, неравенство и противопоставление, то их называют контрастными. Примерами контраста пространственных форм являются сопоставления массивного и пространственного, вертикали и горизонтали, кривой и плоской поверхности, близости и удаления и т.д. При формообразовании промышленных изделий могут быть использованы одновременно и нюансные и контрастные соотношения.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)