АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (М. ШЕЛЕР, А. ГЕЛЕН, Г. ПЛЕССНЕР И ДР.)

Читайте также:
  1. III.I. ПОНЯТИЯ «КАРТИНА МИРА» И «ПАРАДИГМА». ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНЫ МИРА.
  2. Аксиология, философская антропология, социальная философия. Их возникновение и развитие.
  3. Антропология
  4. Антропология мальчишества
  5. АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  6. Антропология религии
  7. Антропология Фейербаха
  8. Антропология фейербаха.
  9. Белорусская философская и общественно-политическая мысль.
  10. Бессознательное как философская проблема.
  11. Билет № 20 Философская система Гегеля.
  12. Бытие как философская категория.

Философская антропология- раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека. Термин «философская антропология» закреплен за современной философской школой, основными представителями которой были немецкие философы М. Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер и др.

«Философская антропология - это базисная наука о сущности и сущностном строении человека» (М.Шелер)

Сущностью человека является «антропологический дуализм духа и жизни». Жизнь является общим для человека и остального органического мира. В ходе эволюции органического мира происходит становление, и эволюция психического начала: ощущения, инстинкты, ассоциативная память, практический интеллект. Поэтому естественный человек при рождении, в принципе, не отличается от животного. Но между человеком и остальным животным миром имеется сущностное различие – это различие обусловлено наличием у человека духа. Базисной характеристикой человеческого духа является «открытость миру», т.е. человек преодолевает ограничения среды, выходит в открытый мир, осознает качественное бытие предметов в их объективном бытии. Важнейшие компоненты человеческого духа: способность к интеллектуальному познанию мира и эмоционально-чувственное отношение к миру (любовь). Человеческий дух носит личностный характер. Личность- это сущностно-необходимая и единственная форма существования духа.

А.Гелен обращает внимание на биологическую неприспособленность и недостаточность человека (тело человека не имеет защиты от погоды, от врагов, острота чувств уступает остроте чувств и силе животных), и чтобы выжить, человек вынужден стать «действующим существом» (совершать действия, создавать орудия труда, выращивать себе письма и др.) Главный принцип существования человека – «принцип освобождения от бремени» - процесс преодоления физических ограничений своего тела, создания вспомогательных культурных средств, обеспечивающих выживание, существование человека. Результатом этого процесса является становление человека как культурного существа, а в основе культуры («второй природы человека») лежит духовное начало.

Г.Плесснер считает, что человек отличается от животных «эксцентрической позицией», т.е. человек способен отделять свое «Я» от своего физического существования, способен осознавать свою духовную неповторимость, осознавать себя как личность. Эксцентрическая позиция задает:

· структуру внутреннего мира человека;

· основные способы реализации человеческого существования, формы отношения человека к бытию, базовые антропологические законы жизни человека:

1 закон: «Человек должен сам себя сделать тем, что он есть». (Человек может жить, только сам, управляя своей жизнью. Это управление он осуществляет на основе создания второй природы – культурного творчества).

2 закон: «Познавательное отношение человека к миру опосредовано его «Я», поэтому человек обладает дистанцией по отношению к миру» (Эмоциональное отношение человека к миру наиболее ярко реализуется в таких формах самовыражения человека как смех и плач, которые возникают, когда человек сталкивается с необъяснимыми ситуациями, на которые неизвестно как надо реагировать. Смех и плач представляют собой проявление физико-духовной сущности человека, в которых физическая реакция теснейшим образом сочетается с духовной основой внутреннего мира личности).

3 закон: «Закон утопического места – закон неукоренности человека в бытии, его неуверенности, сомнения, который побуждает человека на бесконечные поиски устойчивого бытия». Неукоренность человека в бытии порождает тревогу, осознание случайности и ничтожности своего существования, поиски такой основы мира, которая не подвержена случайности, является абсолютным бытием, Богом. Религиозность человека выступает как поиск защиты и стабильности в Боге, но утопическое место человека, постоянное сомнение и неуверенность распространяются и на идею Бога: человек сомневается и в существовании Бога. Человеку не надо обладать знанием, лишенным сомнения. Он обречен на бесконечные поиски устойчивого бытия, истинных знаний.

Вопросы:

1. Дайте краткую характеристику объективистской концепции человека?

2. Дайте краткую характеристику субъективистской концепции человека?

3. Определение «Философской антропологии»?

4. Назовите представителей философской школы, за которой был закреплен термин «философская антропология»?

 

Список литературы:

Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1995. – 511с.

Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840с.

Хапчаев И.А. Основы философии. – Пятигорск, 1997. – 294с.

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)