АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. I. СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
  3. II частина. Проблема спеціальних здібностей у сучасній диференційній психології
  4. II. Мыслить относительно.
  5. II. Проблема возникновения науки
  6. II. Проблема источника и метода познания.
  7. III. Методологические основы истории
  8. III. Проблема субстанции.
  9. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  10. III.4.1. Научные революции в истории естествознания
  11. IV. Проблема соціальної справедливості і соціальних гарантій.
  12. IV. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА

Вопрос «Что такое Человек?» является поистине вечным: он проходит через всю историю человечества. И сегодня, когда человек достаточно глубоко проник во многие тайны мироздания, истоки его собственного бытия продолжают оставаться загадкой.

Проблема человека в философии - это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и чем он может быть, может ли он стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь и т.д.

Человеческая проблематика чрезвычайно многоаспектна. Это и проблема соотношения телесного и духовного, биологического и социального в человеке, и проблема смысла его бытия, проблема отчуждения личности, а также ее свободы и самореализации, стимулов и мотивов поведения, выбора поступков, целей и средств деятельности и т.д. Эти вопросы издавна волновали людей. Уже в самых ранних письменных источниках сохранились свидетельства самопознания человека, попыток сопоставления и противопоставления своего бытия миру, попыток понять свою природу и возможности. Иными словами, вопрос о человеке и смысле его бытия имеет длительную философскую традицию.

Достоевский писал: "Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время". Ф. Энгельс считал, что все проблемы жизни можно будет решить только тогда, когда мы всесторонне познаем человека, и предлагал пути достижения этого. "Человек, - писал он, - должен лишь познать самого себя, сделать себя самого мерилом всех жизненных отношений, дать ему оценку сообразно своей сущности, устроить мир истинно по-человечески, согласно требований своей природы, - и тогда загадка нашего времени будет им разрешена". И. Т. Фролов даёт такое определение человека: "Человек - это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле: это биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда; это существо, обладающее членораздельной речью и сознанием".

 

Специфику человека лучше всего можно выявить на фоне той среды, из которой выделился человек. Это значит, что специфика человека лучше всего проявляется на фоне животного мира. На фоне животного мира и в отличие ото всех животных человек видится нами как существо, которому присущи следующие три отличительных признака: сознание и самосознание, общественная жизнь и труд. Человек - единственное в мире существо, животное, которому присуще сознание. Последнее существует благодаря членораздельной речи. Речь же проявляет себя в "движении слов". В словах происходит осознание человеком самого себя и окружающей действительности. Слова становятся первичными ячейками и носителями духовной жизни человека. Материализация слов в виде звуков (естественная речь) или изображений, знаков (искусственная речь) разрешает людям обмениваться между собой содержанием своей внутренней жизни. В структуре специфики человека неотъемлемое место принадлежит Труду. Английский классик политической экономии А. Смит (1723-1790), ученик Д. Юма и предшественник К.Маркса в вопросах политической экономии, определял человека, как животное, изготовляющее орудия труда; а шире - животное трудящееся.

В специфике человека труд имеет определяющее значение. Благодаря эволюции человек выделился, вышел, из животного мира, а благодаря труду он выделился, вышел, из природы! В соответствии со своим пониманием и возможностями человек своим трудом воздействует на природу и приспосабливает природу к себе, преобразует природу - и таким образом живёт уже не в природе, а во "второй природе".

2. Эволюция философских представлений о человеке и основные концепции человека.

Концепции человека делятся на две группы: объективистские и субъективистские.

Объективистские концепции рассматривают человека как существо, находящееся в существенной зависимости от объективных сфер и принципов космоса, природы, общества, исторической необходимости, мирового разума – или Бога.

Субъективистские концепции рассматривают человека как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер природы, и поэтому бытие мира и человека познается из самого человека, из субъективного «Я», через глубинные сферы внутренней индивидуальной жизни человека.

Крайности объективного и субъективного подходов преодолеваются в синтетической концепции человека: «философской антропологии», марксистской философии. Почти с самого момента возникновения философской мысли человек становится одной из центральных ее проблем. Каждый из периодов философии дополняет и расширяет представления о сущности человека, ориентируясь на новые исторические и культурные события.

 

Эволюция философских представлений о человеке имеет следующий вид:

1. Античная философия – здесь сформировались две основных концепции сущности человека:

1) Человек есть существо разумное, т.е. сущностью человека является наличие разума.

Разум понимался в античной философии в двояком смысле:

• Во-первых, как способность человека отражать реальность в абстрактных понятиях и совершать с ними различные логические операции.

• Во-вторых, как способность человека контролировать и упорядочивать собственную физиологическую и психическую сферу жизни при помощи определенных этических и эстетических идеалов, т.е. разум несет в себе не только познавательную, но и этическую и эстетическую функции.

2) Человек есть существо социальное, общественное (Аристотель), т.е. человек ест продукт общества и изначально содержит в себе потребность в сосуществовании с другими, т.к. лишь при помощи «других» он может приобрести культурные и общественные способности, а также удовлетворить свои различные потребности.

2. Средние века – под влиянием христианства здесь складывается представление о человеке как об уникальной и свободной духовной сущности, характеризующейся не столько наличием разума, сколько способностью осуществления свободного выбора в отношении добра или зла. Средневековое мировоззрение абсолютизировало разрыв между «земным» и «небесным», а соответственно между духовным и плотским в человеке. Хотя античное сознание также фиксировало определенные противоречия между разумом и телом, но в общем, за редким исключением, греки считали, что в земной жизни возможно достижение подлинно гармоничного существования через следование принципу меры, золотой середины.

3. Возрождение и Новое время – основным достижением в осмыслении человека заключалось в создании представления о нем как о рациональном и творческом индивиде, основой существования которого является активное преобразование внешней реальности в соответствии с собственными потребностями и целями. Если античное сознание являлось космоцентричным, а средневековое – теоцентричным, то Возрождение и Новое время создают анропоцентричное мировоззрение, ставящее активного индивида в качестве центра мироздания, а все остальное осмысливающее как вторичное и подчиненное человеку. Антропоцентрическая модель понимания человека и мира стала основой развития западноевропейского капитализма, который приобрел глобальную тенденцию в XX – XXI вв. Вместе с тем в современной философии данная модель подверглась существенной критике, т.к. абсолютизация человека и человеческих интересов привела к разрушению и опустошению природы, а также к дегуманизации человеческих отношений, к деградации нравственных и эстетических ценностей.


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)