АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этап 2. Создание команд

Читайте также:
  1. Внешняя политика в царствование Александра III, создание франко-русского союза
  2. Вопрос 20. Создание специальных образовательных учреждений в дореволюционной России
  3. Г. ноябрь Создание партии «Союз 17 октября».
  4. Глава VIII. СОЗДАНИЕ ИМИДЖА
  5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В РОССИИ.СОЗДАНИЕ СССР
  6. Екатерина Великая и Потемкин в истории Украины-Руси. Создание Новороссии и укрепление Малороссии
  7. Жизнь и церковная деятельность святого Саввы Сербского. Создание автокефальной Сербской Церкви. Провозглашение Сербского патриаршества.
  8. Завершающий этап формирования ЕВС. Создание евро
  9. ЗАДАНИЕ 11. Создание графических изображений
  10. Интерфейс программы Еxcel. Ввод и редактирование данных. Создание таблиц. Простейшие приемы работы в Excel.
  11. Казахстан в послевоенные годы (1946-1953 гг.). Создание на территории Казахстана ядерных полигонов.
  12. Комплектування команд. Підведення підсумків гри.

Ведущий: Вы познакомились с теми образами, которые возникли у других участников. Я прошу всех еще раз по кругу назвать своих героев – уже безо всяких объяснений. Каждому из вас нужно выбрать среди них одного, который, как вам кажется, чем-то похож на вашего персонажа. Не надо пока называть этого героя, просто подумайте и сделайте свой выбор. А теперь выберете еще одного героя, похожего на вашего. Пусть он под номером два в списке героев, у которых, по вашему мнению, есть сходство с вашим персонажем. Ну и добавьте в этот список еще одного героя – под номером три…Сейчас вам станет понятно, зачем нужно было выбирать трех персонажей. Подойдите к тому участнику, чей герой в вашем мысленном списке оказался первым. Если этот участник выбрал не вашего, а какого-то другого героя, то подойдите к участнику, чей персонаж у вас оказался вторым. Если и в этом случае выбор оказался не взаимным, то у вас есть в запасе третий персонаж.

В результате предложенной процедуры участники разбиваются на пары. В ситуации, когда участников нечетное количество, можно образовать одну тройку. Если кому-то пары так и не досталось, то ведущий вынужден создать пару сам.

Ведущий: Вам дается пять минут на то, чтобы обсудить в парах, что же все-таки является похожим у ваших персонажей. Сформулируйте главное, что вас объединяет, в коротком девизе, афоризме, образе или метафоре.

Участники предлагают свои формулировки, после чего ведущий просит выбрать другую пару – по аналогии с предыдущей процедурой, - чьи девизы (афоризмы, образы, метафоры) опять-таки чем-то сходны с их собственными. Снова необходимо отразить сходство героев в четверках в виде метафоры. Затем участники точно таким же образом объединяются в восьмерки и формулируют окончательный вариант метафоры, объединяющей их героев. В случае небольшого количества участников можно остановиться на работе в четверках.

Ведущий: Удивительно: на каждом следующем этапе метафорические образы, предлагаемые вами, становились все более обобщенными, емкими, глубокими, я бы даже сказал – архетиптческими. Действительно: «волшебная вода», «цветочные часы феи», «волшебная палочка» - сколько красоты и тайны прячется за этими словосочетаниями! Как хочется узнать поподробней о загадках этих чудесных образов! Поэтому я предлагаю вам... сочинить сказку, названием и соответственно - основной темой которой служил бы найденный вами метафорический образ, а героями - те сказочные персонажи, которые явились вам во время первого упражнения.

Этап 3. Сочинение сказок.
Насочинение сказок в командах надо выделить не менее тридцати минут: это процесс очень простой. Сочинить сказку в одиночку порой оказывается значительно легче, чем в большой команде, когда необходимо учесть не просто мнение каждого, но и отразить сущность выбранных сказочных героев.
По окончании отведенного времени каждая команда представляет свою сказку другим.


Ведущий: Мы поочередно выслушаем сказку каждой группы. Когда отзвучат последние слова сказки, у команд-слушательниц будет три волшебных минуты, чтобы показать иллюстрацию к сказке. Вы можете выбрать любой момент из сказки своих товарищей и невербально в течение несколько секунд представить «живую картинку».


В качестве примера приведем сказку, созданную во время тренинга по сказкотерапии психологами Волгограда. Героями, объединившимися в одну группу, оказались Коза (из сказки «Волк и семеро козлят»), Винни Пух, Красная Шапочка и Мамонт.


Сказка о волшебной воде
Далеко-далеко, там, куда не могут добраться даже сны, расположилась страна Люизоя. В ней мирно жили люди и животные благодаря волшебным свойствам воды в роднике, питающем колодец у дома мамы Козы и ее козлят. Этот родник давал начало всем водам Люизои. Тот, кто хотя бы раз пробовал эту воду, становился добрым и терпеливым, трудолюбивым и сильным, выносливым и способным добиться поставленной цели. Благодаря волшебной воде в Люизое были богатые урожаи, а в семьях рождалось много детишек. Из всех ближних стран приезжали в Люизою за волшебной водой...
Но вот однажды в страну проник Волк. Он был настолько злым, что даже волшебная вода ему не помогала, и от этого он становился еще злее. Да-да это был тот самый Волк, который хотел съесть семерых козлят. Коза расправилась с ним, набив его ненасытное брюхо камнями и сбросив в колодец. Откуда ей было знать, что, падал, Волк разобьется на мелкие части, и камни завалят волшебный родник?

С того времени воды в Люизое становилось все меньше и меньше. Жители стали ссориться, лениться, терять силы и болеть. Когда они поняли, что им грозит гибель, собрались они на совет и решили послать Винни Пуха на поиски волшебной воды. Он любил путешествовать и умел приобретать друзей. Но для путешествия нужны были силы, а где их взять, если вода в стране кончается и ее едва хватит, чтобы дождаться возвращения Винни? Тут Красная Шапочка и вспомнила, что ее бабушка все запасает впрок, на всякий случай, значит, и воды она запасла. Девочка вызвалась проводить Винни Пуха до дома бабушки, чтобы он мог восстановить силы перед дорогой.
Они добрались до бабушки. Винни достаточно подкрепился, и ‚Красная Шапочка проводила его через лес. Здесь, на границе леса и поля, они и встретили Мамонта с маленьким человеческим детенышем. Они рассказали Мамонту о своей беде. Тот выслушал и сказал, что мог бы помочь им, но ему нужно сначала пристроить малыша, по‚терявшего родителей, в добрые руки. Красная Шапочка обрадовалась,
она давно хотела братика. В доме бабушки им будет хорошо, и они дождутся возвращения Винни Пуха. Простившись с девочкой и малышом, Пух забрался на Мамонта и оправился в путь. Они шли так долго, что стали терять счет дням. И вот, наконец, показался родной Мамонту полюс. Не теряя времени, Мамонт нашел волшебный айсберг и, усадив на него медвежонка, так уперся в него, что айсберг сдвинулся с места. Скользя, он плавился от соприкосновения с землей, из-под него бежали ручьи, и от этого он
двигался еще быстрее.
«Торопись! Ты должен успеть добраться до волшебного колодца прежде, чем льдина достигнет величины арбуза. Иначе она не сумеет пробудить родник, ведь ей предстоит пробить слой камней.», - сказал на прощание Мамонт. Мишка правил льдиной, сидя на ней, пока она была большой. Она перемещалась с огромной скоростью и таяла, наполняя по пути все водоемы. Вскоре на горизонте показалось то место, где они расстались с Красной Шапочкой. Какова же была радость Винни, когда он увидел девочку! Оказывается, она ежедневно ‚приходила сюда в надежде встретить медвежонка. Винни Пух видел, как быстро уменьшается ледяная глыба, а до колодца было еще далеко. Он пересказал Красной Шапочке слова Мамонта. Девочка предложила обратиться за советом к бабушке, и они направились к ее домику. Теперь уже нельзя было ехать на льдине, и они решили ее катить впереди себя.

 

Бабушка встретила их на пороге. Узнав, чем опечалены медвежонок и внучка, она принесла корзину с опилками, обваляла в опилках тающую льдину и подала ее путешественникам. «Теперь вы успеете донести льдину до колодца», — сказала она. Пух и Шапочка взяли корзину и побежали по тропинке к дому Козы.
Вот и волшебный колодец. Они сбросили в него льдину, и как только она коснулась дна, колодец доверху наполнился волшебной водой. Родник ожил и вместе с ним в Люизою вернулся мир и достаток.


В принципе на этом можно завершить упражнение и перейти к обсуждению. Однако если ведущий хочет помочь участникам пройти еще несколько шагов навстречу себе, то можно перейти к следующему этапу. При этом следует отдавать себе отчет, что описываемые ниже процедуры могут оказаться трудны для участников и требуют от ведущего достаточно высокой квалификации.


Этап 4. Поиск антигероя.
Ведущий:
Спасибо вам за чудесные сказки. Без сомнения, сейчас произошло чудо. Ведь еще тридцать минут назад у человечества было на несколько сказок меньше, чем сейчас! Но не будем почивать на лаврах, радуясь заслуженному сказочному успеху. Давайте поработаем дальше. Возьмите, пожалуйста, пустой листок и положите перед собой горизонтально. Разделите поверхность листа на две части вертикальной чертой. В верхней части получившегося левого столбца напишите имя выбранного вами на первом этапе нашей игры сказочного персонажа. А теперь запишите в этом столбце пять-семь качеств характера, которыми обладает этот герой. Именно ваш герой, а не классический персонаж известной сказки.


Ведущему необходимо дать участникам достаточное время для этой работы. Можно обратить внимание участников группы, что чем больше качеств зафиксировано, тем лучше.


Ведущий:
На вашем листе остался пустым правый столбец. В нем я прошу записать такие качества, которые, по вашему мнению, являются в чем-то противоположными названным. Подчеркиваю: это необязательно должны быть явные антонимы. Они должны быть именно противоположными — на уровне ваших ощущений и понимания обозначенных качеств... А теперь, когда эти качества записаны, подумайте: есть ли такие сказочные герои, которые обладают именно такими качествами — теми, что записаны в правом столбце?

Если кто-либо из участников затрудняется в нахождении соответствующего героя, следует вынести этот вопрос на обсуждение группы. Как правило, в результате совместных поисков нужный персонаж оказывается найденным. Таким образом, у каждого участника есть два персонажа, оказавшихся противоположными друг другу.


Этап 5. Образ антигероя.
Ведущий:
Мы с вами очень много времени уделили проработке образа вашего сказочного героя, первым появившегося в вашей личной Сказочной Стране. Но ведь и этот возникший только что персонаж нуждается не в меньшем внимании с вашей стороны. Япредлагаю немного поработать и с ним. Для этого я прошу вас сесть поудобней, расслабиться и как можно ярче представить себе этого персонажа. Глаза можно закрыть, а можно и не закрывать... Обратите внимание на все детали внешнего облика вашего героя. Он движется или неподвижен? Что он делает? Какие чувства отражены в его облике? На каком фоне вы его видите? В какой обстановке? Есть ли кто-то еще рядом с ним? Насколько ярка и отчетлива возникшая картинка?
А теперь откройте глаза - те, у кого они были закрыты. Вернемся сюда, в нашу комнату. Можно потянуться... Вы только что видели своего нового персонажа. Давайте попробуем вжиться в этот образ. Сядьте на стуле так, как мог бы сидеть этот герой... Займите позу, наиболее характерную для него... Сделайте какой-либо жест, который мог бы сделать он... Встаньте, пройдитесь внутри круга так, как ходит этот персонаж... Остановитесь, обратитесь к тому человеку, с которым вы оказались рядом, скажите ему что-нибудь, что мог бы сказать ваш герой... Пройдите дальше... Еще раз скажите новому встреченному человеку что-либо от имени этого персонажа... Снова сделайте несколько шагов и снова - теперь уже в последний раз — выскажетесь так, как говорил бы ваш персонаж...


Ведущий должен внимательно слить за происходящим, при необходимости помогать участникам, испытывающим затруднения, не теряя при этом контроля за всей группой и выдерживая необходимый темп.


Ведущий: давайте встанем в круг. Отделите от себя выбранного персонажа. Представьте, что он стоит сейчас перед вами. Он вас видит и слышит. Вы можете сказать ему все, что посчитаете нужным. Если не захотите говорить - не надо. Итак, кто готов сказать что-нибудь своему персонажу?


Не следует поочередно передавать слово по кругу. Пусть начнут говорить те, кто окажется готовым к этому непростому монологу (может быть, диалогу). Важно, чтобы слова звучали вслух. И не имеет особого значения, что не все участники помнят, к какому именно персонажу обращается человек. Главное - смысл сказанного. (Любопытно, что чаще всего звучат прямые советы и рекомендации...)
После того как выскажутся все желающие, ведущий предлагает занять места в кругу для поведения итогов игры и общего обсуждения.
Представляется важным затронуть следующие вопросы:
Что вам было особенно трудно выполнять в течение нашей игры?
Что далось легко?
Какие чувства вы испытывали по отношению к герою, появившемуся вначале?
Что значит для вас этот герой?
Удовлетворены ли вы сказкой, которую создали в своей команде?
Как протекал этот творческий процесс?
Какие чувства вызвал у вас персонаж, появившийся на последнем этапе?
Насколько сложно было вам вжиться в образ этого персонажа?
Что вы при этом чувствовали?
Что значит для вас этот персонаж?
Изменилось ли ваше отношение к этому герою?
Что вам дала проведенная в группе работа?
Возможно, что в процессе тренинга еще не раз придется возвращаться к этим персонажам - герою и антигерою. Некоторым участникам наверняка еще захочется встретиться с ними снова и поговорить. Это неудивительно: многие участники сами признаются в том, что в этих сказочных персонажах они увидели себя...


Любимые и нелюбимые сказки
В психологических тренингах оказалось весьма продуктивным использование приемов работы с любимыми и нелюбимыми сказками. Продуктивным прежде всего в плане творческого переосмысления участниками не только своих отношений к героям сказки, но порой и актуально существующих отношений с реальными людьми. Кроме того, описанная ниже игра работает на сплочение группы, на развитие творческого воображения участников, на формирование навыков эффективной коммуникации, на развитие эмпатии.
Вообще говоря, это даже не отдельное упражнение, а система процедур, полностью занимающая трехчасовое занятие.


Этап 1 — разогрев. После традиционных ритуалов приветствия ведущий разбивает группу на несколько подгрупп по четыре человека. Им дается задание невербально инсценировать какую-нибудь общеизвестную сказку или отрывок из нее — так, чтобы остальные участники могли узнать сказку. Время на подготовку — пять минут. Этого оказывается вполне достаточно. Опыт показывает, что есть определенные сказки, дружно инсценируемые чуть ли не всеми подгруппами. Чтобы исключить малоинтересные повторения, можно предупредить участников не брать для показа «Репку» (именно эта сказка встречается чаще всего, видимо, в связи с легкостью инсценировки).


Этап 2 — любимая сказка. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает всем назвать свою любимую детскую сказку. Сообщения участников фиксируются на доске или планшете. Следует заметить,
что довольно часто кто-нибудь из участников уточняет — идет ли речь о сказке, которая нравилась в детстве, или о той, которая нравится сейчас? Думается, что для «чистоты» упражнения лучше называть именно сказки своего детства. Бывает, что участникам трудно вспомнить названия сказок или вспоминается не одна какая-то сказка, а сборник. В таких случаях можно записать, например, так: «татарские народные сказки» или «сборник английских сказок». Не возбраняется называние двух и более сказок.


Этап 3— нелюбимая сказка. После того как список любимых сказок исчерпывается, ведущий обращается к участникам с просьбой вспомнить такую сказку из детства, которая по каким-то причинам не нравилась. Хотя некоторым участникам оказывается чрезвычайно трудно вспомнить нелюбимую сказку (они полагают, что в детстве им нравились абсолютно все сказки), большинство людей с готовностью называют такие сказки — порой значительно активней, чем в случае любимых. Последний факт наводит на размышления о необходимости специальной психологической работы с нелюбимыми сказками. Если влияние любимых сказок детства на проблемы, актуализировавшиеся во взрослом возрасте, на развитие личности и в целом на формирование жизненного сценария довольно подробно описано в специальной литературе (см. работы Э.Берна, Х.Дикманна и других), то значение нелюбимых сказок для психического развития изучено пока явно недостаточно.
Список нелюбимых, не нравящихся участникам сказок желательно фиксировать на том же листе планшета (или на доске) напротив первого списка, Эти списки могут быть разделены вертикальной чертой. Так удобней сравнивать наборы сказок.


Этап 4 — анализ причин любви-нелюбви к некоторым сказкам. Ведущий организует обсуждение, предлагая участникам тренинга следующие вопросы:
1. Почему вам нравится именно эта сказка?
2.Что в ней казалось вам особенно привлекательным?
3. Примерно в каком возрасте вы познакомились с этой сказкой?
4. Перечитывали ли вы эту сказку, став старше?
5.Изменилось ли ваше отношение к сказке с возрастом?
Аналогичный набор вопросов задается и при обсуждении нелюбимых сказок; разница, как вполне очевидно, состоит только в добавлении частицы «не» в первом вопросе и замене слова «привлекательным» на слово «отталкивающим» во втором. Любопытно, что среди причин привлекательности сказок называются яркость возникавших образов, позитивная эмоциональная насыщенность, увлекательность сюжета, красота иллюстраций в книжке и т.п., а причинами нелюбви к определенным сказкам являются пугающие образы, трагичность событий, нарушения нравственных норм героями и «плохой» конец сказочной истории.
Ведущий предлагает проанализировать оба списка с новой точки зрения: учесть, каково соотношение в каждом наборе авторских и народных сказок. Вот тут-то и открывается самое любопытное: в первом списке (любимых сказок) авторские и народные сказки встречаются в отношении примерно «пятьдесят на пятьдесят», иногда авторских чуть больше, но не намного. А вот в списке нелюбимых сказок практически всегда лидируют авторские (в одной из недавних тренинговых групп среди нелюбимых не было названо ни одной народной сказки!). Статистика, собранная за несколько лет использования этой процедуры, убедительно подтверждает эту закономерность.
Следовательно, обсуждение полученных результатов выходит в новую плоскость анализа, который позволяет прийти к важному выводу: существуют какие-то особенности народных сказок, которые удивительным образом резонируют с душевным миром человека. Этих особенностей оказываются лишены некоторые из авторских сказок. Кроме того, в последних порой слишком выпукло отражается именно «авторская» личность, которую далеко не всегда можно считать полностью здоровой. Возможно, что как раз невротичность личности автора, проявляющаяся в отдельных сказках, и отталкивает нас. Среди нелюбимых сказок почти постоянно безусловное первенство держат сказки Г. -Х.Андерсена (здесь называют чаще всего «Девочку со спичками», «Дюймовочку», «Русалочку»). Чрезвычайно редко в списке нелюбимых можно встретить сказки А.С.Пушкина. Не называются также сказки братьев Гримм.


Этап 5 постановка «любимой-нелю6имой» сказки. Почти всегда обнаруживается сказка, которая попадает в оба списка. Вот с ней-то и предстоит дальнейшая работа. Если никаких совпадений в списках нет (в моей практике такого ни разу не случалось) или совпадений оказалось несколько, то ведущий может предложить участникам группы сказку по своему усмотрению.
В ситуации наличия сказки, оказавшейся любимой одним участником и нелюбимой другим, ведущий объявляет их двоих руководителями, имеющими право набрать свои команды. Они получают право по очереди называть имя человека, которого они берут в свою команду. Можно поступить и иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. Ему самому дается право выбора команды.
Ведущий предлагает командам выбрать из сказки сценку или ряд сцен по своему усмотрению и подготовить маленький драматический спектакль. Главное условие — чтобы в спектакле были заняты все участники команды. Время на подготовку спектакля — не менее получаса. Конечно, каждой «труппе» нужно предоставить отдельное помещение для репетиции.
По истечении отведенного времени команды поочередно представляют подготовленные спектакли.


Этап 6— углубленный анализ из ролей. Часто участники думают, что постановка спектаклей было главным заданием и основным действием на занятии. Однако это не так. Именно углубленный анализ из ролей является самым важным этапом занятия, именно здесь порой происходят в полном смысле этого слова катарсический прорыв и инсайт. Как же разворачивается этот этап?
Ведущий просит участников не выходить из ролей и оставаться в них до того момента, когда будет сказано иноё. «Актеры» располагаются по кругу, но находясь в «своей труппе». Ведущий предупреждает, что он будет задавать вопросы, а тот человек, к которому будет обращен вопрос, должен отвечать так, как, по его мнению, ответил бы его герой — то есть от лица персонажа. Начинать представляется целесообразным с того персонажа, который появился на сцене первым. Переход к другому персонажу диктуется логикой разговора. После общения с персонажем одной сказке ведущий может сразу обратиться к его аналогу из другой сказки, предложив ему либо те же самые вопросы, либо сформулировав новые.
Каковы же вопросы ведущего, в чем их основная цель?
Для иллюстрации приведем некоторые из вопросов, заданных Мачехе из сказки Ш. Перро «Золушка»:
1. Давно ли вы вышли замуж за Дровосека?
2. Что вас заставило сделать это?
З. Как вы относитесь к своему мужу? Не могли бы вы описать его характер?
4. Не могли бы вы объяснить причины вашего неприязненного отношения к Золушке?
5.Чем в себе вы гордитесь?
б. Есть ли у вас мечта? В чем она состоит?
7. Как вы видите свое будущее? Чего вы добиваетесь?
Перечисленные вопросы позволяют увидеть, что они имеют в большинстве случаев «открытый» характер, то есть дают возможность свободного фантазирования и погружения в исполняемую роль. Исполнитель этой роли и другие участники начинают все глубже понимать этого человека — Мачеху и видеть в ней не просто бездушный схематичный портрет злобной и глупой бабы, а живого человека, порой страдающего, скрывающего свои чувства, имеющего свой, может быть, неординарный взгляд на мир. В одной из групп в процессе подобной беседы вдруг проступил образ женщины, любящей Золушку больше, чем своих дочерей, восхищающейся ее умом и красотой, но рабски выполняющей свои материнские обязанности, тщательно пряча свои подлинные переживания, поскольку она служит принципу.
Такие трактовки становятся настоящим откровением для участников. Привычные с детства персонажи оборачиваются совершенно неожиданными сторонами, поступки получают иную оценку, возникает подлинное понимание и сопереживание.
Кроме того, не следует забывать, что ни распределение ролей в труппе ни трактовка исполняемой роли не являются лишь случайностью. В каждой роли исполнитель отражает — хотя бы частично — самого себя. Иногда анализ из ролей явно позволяет обнаружить проблемы и болевые точки самого исполнителя.
Ведущий должен поговорить с каждым персонажем, даже с самым незначительным — с тыквой, превратившейся в карету, с Мышами, ставшими лошадьми. Ведь чем меньше обозначен персонаж в сказке, тем больше возможностей у «актера» внести в роль собственное содержание.
Анализ из ролей может занять примерно час.


Этап 7 — деролинг. Деролинг — психодраматическая процедура «снятия» роли. Эмоциональное погружение в роль на предыдущих двух этапах может быть настолько велико, что «актеров» требуется «вернуть» в самих себя. Обычно для этого достаточно каждому исполнителю произнести ритуальную фразу «Я не (имя персонажа), я — (собственное имя)».


Этап 8— анализ «от себя». На этом этапе каждый из участников рассказывает о своих переживаниях, возникших во время исполнения роли и анализа из ролей, о появившихся мыслях. Самое главное здесь — дать возможность каждому полностью высказаться.
Такая работа вызывает стремление перечитать сказки, переосмыслить их содержание. Часто на следующем занятии происходит возвращение к событиям предыдущего. Участники высказывают желание сообщить о том, как эта процедура повлияла на их поведение.


Деревья-Характеры из волшебного леса
Вначале «Сказка о Деревьях-Характерах» использовалась только в работе с младшими школьниками — она, собственно, и написана была для них. Но оказалось, что сказка интересна и старшеклассникам, и даже взрослым людям, Возможно, это связано с тем, что она носит медитативный характер. Построенное на основе этой сказки упражнение, которое описано ниже, можно использовать как в рамках сказкотерапевтического и метафорического тренинга, так и в других видах тренингов, в процессе которых естественными являются методики арт-терапии и образной терапии. От ведущего требуется владение умениями проведения техник визуализации и соблюдение при этом правил психологической безопасности. Первый этап упражнения проводите; на фоне релаксационной музыки.


Цели:
• развитие навыков рефлексии и метафорического мышления;
• помощь подросткам в осознании черт собственного характера;
• тренировка умения расслабляться и снимать напряжение;
• развитие креативности.
Размер группы: от 6 до 12 человек.
Ресурсы: магнитофон, кассета с релаксационной музыкой, листы для рисования (по числу участников), краски или фломастеры (по числу участников).
Время: не менее полутора часов.

ход упражнения

Этап 1

Ведущий: Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это совсем необязательно. Я прошу вас только представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку...


Звучит «Сказка о Деревьях-Характерах» (см. приложение к упражнению). Когда сказка завершается, ведущий просит участников группы использовать свое воображение и — раз уж в волшебный лес попасть нельзя! — самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней. Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать, покинув круг.
Время на рисование - не меньше двадцати минут. За три-четыре минуты до завершения отведенного времени ведущий объявляет:

- Изображение вашего дерева-Характера уже почти завершено. Но у меня есть к вам еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом - скажем, в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корней вашего дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но необязательно - вполне возможно, что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько. Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите... Придумайте имя этому существу или этим существам.
Спустя несколько минут ведущий просит тех участников, кто уже закончил рисование, вернуться в крут со своим рисунком. Постепенное заполнение круга людьми информирует излишне увлеченных «художников» о необходимости завершения рисования.


Этап 2
Ведущий:
Посмотрите на рисунки других участников и выберитетот рисунок, который, как вам кажется, чем-то похож на ваш. Расскажите, в чем вы видите это сходство. Прошу вас не пытаться интерпретировать чужие рисунки или ставить какие-то диагнозы. Просто посмотрите и сделайте выбор. Если у вас будет такое желание, вы можете дать комментарии к своему рисунку.


Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. У каждого есть право неотвечать на вопросы, Участники — те, кто захочет, — комментируют своирисунки и рассказываютоб ощущениях, возникших по ходувыполнения этапов упражнения — во время слушания сказки и во время рисования. Чрезвычайноинтересны пояснения, которые участники будут делать по поводу существ, появившихся на рисунках с Деревьями-Характерами.


Этап З
Дальнейшая работа будет связана как раз с этими существами. Ее можно организовать по-разному в зависимости от количества участников группы. В небольшой по объему группе участникам предлагается сочинить общую сказку, в которой действовали бы только что придуманные персонажи. Сам процесс сочинения также может быть построен разными способами: можно придумать сюжет исходя из особенностей возникших героев, а можно начать сочинять сказку по кругу, поочередно вводи персонажей. Если группа достаточно многочисленна (более восьми человек), то имеет смысл разбить ее на подгруппы по четыре-шесть человек и предложить не просто сочинить сказку, но и инсценировать ее. Время на работу - не менее тридцати минут.


Этап 4
После того как участники расскажут сочиненную сказку или представят свои «мини-спектакли», организуется обсуждение. Во всех случаях стоит обсудить следующие вопросы:
Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами существа?
Как проявили себя эти существа в созданных вами сказках?
В чем состояла их роль и значение в этих сказках?
Как вы можете охарактеризовать эти существа?
Какими качествами они обладают?
Трудно ли вам было объединить своих существ в едином сюжете сказки?
Как вы справились с этими трудностями?
Какие чувства испытываете сейчас?
Возможна и иная организация обсуждения, которая приемлема именно на сказкотерапевтическом тренинге. Обсуждение строится по следующей схеме анализа сказки (эта схема должна быть уже известна участникам группы):
1. Основная тема (темы).
2. Главный герой (его личностные качества и основные мотивы).
3. Отношения между главным героем и другими персонажами.
4. События сказки.
5. Трудности, которые приходится преодолевать главному герою.
б. Средства совладания с трудностями.
7. Имеющиеся ресурсы.
8. Недостающие ресурсы.
9. Актуализированные в сказке чувства.
10. Образы и символы сказки.

И в том, и в другом случае ведущему следует помнить о наличии проекций в образах сказочных персонажей, которые практически всегда дают о себе знать.

Приложение к упражнению «Деревья-Характеры из волшебного леса»


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)