АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения

Читайте также:
  1. Apгументация как логико-коммуникативный процесс. Понятие научной аргументации.
  2. B) социально-стратификационная структура
  3. I. Понятие и значение охраны труда
  4. I. Понятие общества.
  5. II. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАТИКИ – ИНФОРМАЦИЯ
  6. II. Понятие социального действования
  7. III. СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИХОДА
  8. MathCad: понятие массива, создание векторов и матриц.
  9. V2: Вспомогательные исторические дисциплины
  10. VI. Рыночный механизм. Структура рынка. Типы конкурентных рынков
  11. VIII. Формирование и структура характера
  12. А. Лінійна організаційна структура

ФИЛОСОФИЯ

Методические рекомендации

для студентов, обучающихся по российским образовательным программам

Часть I

 

Могилев 2014

УДК 1

ББК 87

Ф 54

 

Рекомендовано к опубликованию

Центром менеджмента образовательной деятельности

ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»

 

Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «14» апреля 2014 г., протокол № 4

 

Составитель ст. препод. Д. М. Попелышко

 

Рецензент канд. филос. наук, доц. Г.А. Макаревич

 

Методические рекомендации составлены в соответствии с проблематикой новой типовой учебной программой по философии. Рекомендуются для самостоятельной работы студентов.

 

Учебное издание

 

ФИЛОСОФИЯ Часть I

 

Ответственный за выпуск Н. Н. Алексейчикова

Технический редактор Е. А Толковская

Компьютерная вёрстка Н. П. Полевничая

 

 

Подписано в печать. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Печать трафаретная. Усл.-печ. л.. Уч.-изд. л. Тираж 56 экз. Заказ №

 

 

Издатель и полиграфическое исполнение:

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет»

Свидетельство о государственной регистрации издателя, изготовителя,

распространителя печатных изданий

№ 1/156 от 24.01.2014 г.

пр. Мира, 43, 212000, г. Могилев,

 

© ГУ ВПО «Белорусско-Российский

университет», 2014

 

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения

Мировоззрение – это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места человека в нем.

Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек», это воззрение именно человека на мир. Человеку необходимы самые общие представления о мире, его возникновении, закономерностях развития, соотнесенности своего личностного бытия с мировым целым, с системой ценностей, чтобы определить свое место в мире, смысл своего бытия в нем, опереться на соответствующие убеждения. Все эти вопросы составляют стержень любого мировоззрения.

Выделяют следующие ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание».

Мироощущение – первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда он дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный человеческий опыт.

Мировосприятие – вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве его сторон, давать ему определенную интерпретацию. Оно может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретизированных.

Миропонимание – высшая ступень, развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире, своем месте в нем.

Используя различные подходы к выделению форм мировоззрения и учитывая историко-генетическую связь между отдельными видами мировоззрения, можно выделить следующие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, натуралистическое (научное), философское.

Мифологическое мировоззрение возникло как система неразделенного (синкретического) представления человека о мире и своем месте в нем выполняло следующие функции: обобщающую - базируется на чувственных представлениях и лишено опосредований; объясняющую. Объяснение вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении, здесь аккумулировался опыт человечества, достигнутые знания. Исследуя миф, человек лучше осознает свое детство и может лучше разглядеть будущее; моделирующую. Все происходящее в мифе приобретает характер образца, модели для воспроизведения; регулирующую - в мифах не только выражалась совокупность достигнутых знаний, но и утверждалась определенная, принятая в данном обществе система ценностей, норм поведения.

Главный признак религиозного мировоззрениявера в сверхъестественное. По своему характеру религии классового общества – это первоначально племенные, а в дальнейшем национально-государственные (таковы, например, существующие и ныне конфуцианство, синтоизм, иудаизм, индуизм). На более поздней стадии исторического развития появляются мировые или наднациональные религии – буддизм (VI - V вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Они объединяют людей общей верой независимо от их этнических, языковых и политических связей.

Сущность религиозного мировоззрения в том, что в данном духовном феномене ядром является религиозная вера, чувства, настроения, система религиозных ценностей и убеждений. Кроме этих мировоззренческих, духовных компонентов, религия предполагает соответствующее поведение, специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов (одного или нескольких), священного, т.е. той или иной разновидности сверхъестественного.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)