|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Темы рефератов. 1 Этическая философия Сократа1 Этическая философия Сократа. 2 Идеализм Платона. Место Платона в истории философии. 3 Философское учение Аристотеля. Исторические этапы развития средневековой философии. Проблема соотношение разума и веры (А. Августин). Проблема универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм) Средневековое философское мышление – это специфический тип теоретизирования. Прежде всего, речь идет о тесной взаимосвязи философии с религией. В этом смысле средневековое мышление в целом теоцентрично (греч. Theos – Бог), то есть все и вся в данной культуре соотносилось с понятием Бога. Направленное внимание человека на Бога хорошо выражала формула Августина «верую, чтобы понимать» и «понимаю, чтобы верить». Основополагающими принципами средневековой философии были провиденциализм (от латинского «providential» – провидение; истолкование истории и политики как осуществления божественного плана); креационизм (творение мира по Слову из ничего); традиционализм; опора на авторитеты. В силу того, что человек трактовался как сотворенный по образу и подобию Бога и наделенный способностью к разумному причащению Богу, он впервые рассматривается как личность, деятельность которой основана на свободе воли. Вся история средневековой христианской мысли большинством медиевистов подразделяется на два этапа: период патристики и схоластики. Важной проблемой в период патристики стало решение проблемы взаимоотношения мышления (cogito), разума и христианского вероучения, т.е. проблема веры и знания, религии и науки (под науками в то время понималась философия). Эти два вида духовной и интеллектуальной деятельности должны были определиться по отношению друг к другу. Среди представителей патристики в целом преобладала определенная общая позиция, согласно которой в процессе познания вера обладает преимуществом. Но в ее рамках существовало несколько на первый взгляд, разных подходов. Согласно одному из них, веранезависима от разума и в этом смысле возможна по отношению к разуму на бессмысленные (абсурдные) утверждения. Выражением данного отношения к этой проблеме стала знаменитая фраза «credo quia absurdum» (верую, потому что абсурдно), которая приписана была Тертуллиану. Другой подход состоял в том, что вера обладает приоритетом в том смысле, что именно благодаря ей становится возможным мышление: отсюда и новая формула «credo ut intelligam» (верую, чтобы понять). Это означает, что без веры люди слепы по отношению к важнейшим аспектам его жизни. Августин и его последователи придерживались этого подхода. Собственно теоретической проблемой схоластической философии стала проблема универсалий. Эта проблема общего и единичного, которая и сегодня является столь же актуальной, как и в период средневековья. В средние века спор о том, что чему предшествует – общее единичному или наоборот – выражался в двух крайностях: реализм и номинализм. Крайний реализм часто характеризовался словами «universalia ante res», то есть универсалии существуют реально и до вещей, независимо от них, так как все вещи, включая человеческие создания сотворены Богом из его мыслей (универсалий). Например, универсалия «любовь» существует независимо от того, понимают ли люди, что такое любовь. Кроме того, любая конкретная любовь есть проявление любви как таковой, то есть понятие «любовь» является идеалом реально существующим по отношению к любому виду конкретной любви. Противоположной точки зрения придерживались так называемые «номиналисты». Номиналисты утверждали, что универсалии не существуют реально, а являются только именами (лат. Nomina). Средневековой номинализм обычно выражался словами «universalia post res» (универсалии после вещей). Другими словами, мы вначале знакомимся с единичными конкретными вещами, а затем обозначаем их общим именем (универсалией). Например, раньше всего существовали конкретные дома, а слово «дом» – лишь имя. Реализм господствовал в ранней средневековой философии (Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский), который сменился умеренным реализмом в период расцвета Средневековья в лице Фомы Аквинского. Однако в позднее Средневековье на первое место выдвинулись номиналисты (Оккам). Точку зрения концептуализма выражал Пьер Абеляр.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |