|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Становление философии в культурах древнего ВостокаЗарождение философской мысли началось в середине первого тысячелетия до н. э. Рождение было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание. Культурно-историческими предпосылками зарождения философии были: общественное разделение труда (отделение умственного труда от физического, социализация различных видов умственной деятельности); развитие городов, ремесленнической деятельности, которая была связана с городом, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания, фортификация требовали развития конкретных знаний; накопление и рост научных знаний. Мифологическое мировоззрение, мифологическая мировоззренческая установка не позволяли получить эффективные конкретные знания. Поэтому возникает потребность в возникновении принципиально иной мировоззренческой установки. Возникает философия. Восточная философская мысль во многом сходна с античной, однако для нее не характерен полный отказ от мифологической картины мира. В отличие от западной (античной) философии общая картина мира в восточной философии выстраивается не на уровне рациональной ступени познания. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, но напротив, развивает, усложняет, легализует их, привлекая для этого логический аппарат. Философия Китая. Самая ранняя и наиболее распространенная и по сей день классификация направлений китайской философии представлена в трактате «О шести школах» историка Сыма Таня (II в. до н. э.). Сыма Тань выделяет в китайской традиции следующие течения: школа Темного и Светлого начала (Инь-ян цзя); школа Пути (Даодэ цзя); школа конфуцианских ученых (Жу цзя); школа Закона (Фа цзя); школа Мо Ди (Мо цзя); школа Имен (Мин цзя). Истоком китайского философствования является школа Инь-ян. Учение о том, что все космические события вытекают из взаимодействия универсальных мироустроительных сил инь (женское, мягкое, темное) и ян (мужское, твердое, светлое), базируется на древнейшем тексте китайской культуры И цзин (Книга (канон) перемен). Даосизм как философская система формируется в III-II вв. до н.э. К основоположникам даосской философии относят Ле-цзы (III в. до н. э.) и Лю Аня (II вв. до н.э.), соединивших идеи Лао - цзы, Чжуан - цзы и школы инь - ян Основным трактатом даосизма является написанная полулегендарным философом Лао-цзы книга Дао дэ цзин (ок. V-III вв. до н. э.). Она содержит «учение о правильном пути и добродетели». Основной категорией даосизма является дао. Дао — это субстанциональная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия космоса, общества, человека. Дао — это способ развертывания в первоэлементы цикличности бытия. Дао — это вселенная, где все уравновешено, в ней нет жизни и смерти, она не имеет границ и разделений. Лишь эгоизм и незнание могут породить у человека заблуждение о существовании самосущих единичных вещей, считал философ Чжуан-цзы, чьи взгляды излагаются в одноименном трактате IV—III вв. до н.э. В дао все объединено в нечленимое целое. Человеческая жизнь также рассматривается как часть космического пути природы. Преодоление иллюзии «собственного Я», слияние с космическим потоком дао дает мудрому бессмертие. При жизни человеку следует придерживаться доктрины «не - деяния» (у-вэй). «Не-деяние» понимается в даосизме не как бездействие, но как отсутствие произвольной целеполагающей активности. Деятельность человека должна согласовываться с естественной спонтанностью миропорядка. Конфуцианство восходит к учению Конфуция (551-479 гг. до н. э.), который видел свою задачу в сохранении традиции старого предания. Конфуций не писал трактатов. Его идеи были позднее собраны его учениками в книге Лунь Юй (Беседы и суждения). Основная тема философствования Конфуция — отношения человека, семьи и государства. Управление государством виделось ему подобным управлению семьей и описывалось в семейно-родственных категориях (государь — «отец и мать народа», «государство — единая семья»), а социальные связи отождествлялись с межличностными. Конкретному человеку Конфуций предписывает стремление к идеалу «благородного мужа» (цзюнь цзы), признаками которого является обладание следующими основными качествами: человечностью (жэнь), порядочностью (сяо), знанием приличий (ли), мудростью (и), лояльностью (чжи). Проявить их можно лишь в отношениях с другими людьми. Становление конфуцианства как государственной идеологии происходит в постоянных дискуссиях с представителями школы фа, так называемыми «законниками» (легистами). Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Приблизительная датировка самых древних частей ведического корпуса восходит к середине II тыс. до н. э. Веды представляют собой сборники разнородных текстов — фрагменты древних мифов и мистерий, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами). В конце II тыс. до н. э. к ним добавились истолковывающие тексты (смрити — запомненное): брахманы; араньяки; упанишады. Брахманы должны были объяснить смысл и цель жертв, а также правильное применение формул. Араньяки, поучения для лесных отшельников, непосредственно примыкали к брахманам. Упанишады представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания. Уже в Упанишадах формируются основные темы индийской философии: идея единства полагания Брахмана и Атмана и учение о карме и перерождении. Ряд гимнов Упанишад повествует о всемогущем, бесконечном, вечном, непостижимом, самодовлеющем божестве. Все боги — лишь его проявления. Он — творец, хранитель и разрушитель всего сущего, бестелесный Брахман. Проявлением Брахмана является и Атман — внутреннее бессмертное Я мира. Брахман — это Атман, Атман — это Брахман. С VI в. до н. э. начинается время классических философских систем. Принято различать ортодоксальные (или брахманические) системы мысли, которые признают авторитет Вед как Откровение, и неортодоксальные системы, который отрицают единственность авторитета ведических текстов. К неортодоксальным системам (настика) причисляют буддизм и джайнизм. Шесть наиболее влиятельных классическихортодоксальных систем, называемых астика, — это ньяйя и вайшешика, санкхья и йога, веданта и миманса. Шесть школ образуют три пары так называемых саманатантра, т. е. «дружественных» учений, признающих и дополняющих основные положения друг друга. Учение джайнизма было основано Вардхаманой (599—527 гг. до н. э.), носившим титулы Махавиры (великого героя) и Джины (победителя). Джайнизм зародился в русле шраманской (от санскр. шрамана — «аскет», «подвижник») традиции, полемизировавшей с ортодоксальным ведизмом. Доктрина джайнизма развивает ряд идей Упанишад. Так, концепция о перерождении души приводит джайнов к выводу о существовании души у всего, что существует в мире: животных и насекомых, растений и листьев. Джива — отдельныедуши, которые от природы способны к совершенству, и аджива (пространство, эфир, материя) являются основными составными частями мира. Благой целью является освобождение души и достижение статуса совершенного. Для этого душа должна освободиться от кармы, отсекая «липкую карму» с помощью добродетельной жизни и изгоняя, в конечном итоге, всю наличную карму аскетическими практиками. Философия буддизма восходит к учению Сиддхартхи Гаутамы из сословия кшатриев (воинов), клана Шакьев и формируется как рефлексия на совокупность философско-этических положений, высказанных им. Сам Будда категорической считал лишь одну истину: мир устроен так, что человек в нем — страдающее существо. Следовательно, все, что нужно знать о существовании мира и человека — это, что они основаны на страдании. Страдание — конечная реальность существования. Основа буддийского вероучения — четыре «благородные истины». Первая, «истина страдания», — истина об универсальности страдания, пронизывающего все телесно-душевное бытие человека. Страдание обусловлено желанием: желанием наслаждения, желанием существования и желанием гибели. Это и есть вторая истина, «истина возникновения страдания». Цепочка зависимых перерождений — сансара — определяется кармой. Человек, беспрерывно улучшая карму, может прервать цепочку перерождений и достичь освобождения от страданий — нирваны. Об этом говорит третья истина («истина прекращения страдания»): страдание можно прекратить, отказавшись и освободившись от желания. Четвертая истина, «истина пути» — путь к прекращению страданий восьмеричен. Восемь этапов ведут от осознания иллюзорности собственного «Я» через милосердные деяния и совершенствование в нравственности к медитации, позволяющей достичь состояния просветления (бодхи), которое приводит к нирване. Ньяйя («вхождение в предмет») — философская школа, основанная брахманом Гаутамой ок. III в. до н.э. — сходна с западной логикой. Ньяйя изучала механизм познания и определяла правила ведения дискуссии, что делало знание ее принципов обязательным для всякого, занимавшегося систематическим философствованием. Она исходит из принципиальной познаваемости мира и рассматривает всякое знание как раскрытие реальности. По природе своей человек способен воспринимать объекты, сравнивать их между собой и делать выводы из сходства. Познание может быть правильным и неправильным. Задача ньяйя — ответить на вопрос о том, как достичь правильного познания. Вайшешика («философия различий»), созданная Канадой (III в. до н.э.), — система, родственная ньяйя. Ее основная тема — классификация и характеристика рассматриваемых объектов. Различая объективно существующие предметы, вайшешика разделяет их на категории и подробно характеризует каждую из них. Основателем школы с анкхья считается Капила (ок. VII в. до н.э.). Его идеи были систематизированы в Санкхьяправакана Сутре. Санкхья исходит из посылки о существовании в мире двух вечных принципов: пуруша — начала, подобного духу, — и пракрити, материи. Пуруша обладает сознанием, но полностью пассивен, и сам по себе не в состоянии создать ничего, в то время как пракрити — активна. Однако это действующее начало лишено сознания. Только из взаимодействия обоих первоначал возникает мир. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |