|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Становление политической науки в ХХ векеСовременная политическая наука в своем развитии прошла три этапа:Первый этап (конец XIX - конец 40-х гг. XX вв.) характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ. В этот период увидели свет:- теория заинтересованных групп (А. Бентли); теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето);- социологическая теория государства (М. Вебер); - теория олигархизации власти (Р. Михельс);- психологическая теория власти (Г. Лассуэл).Второй этап (конец 40-х - вторая половина 70-х гг. XX в.) характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства.Результатом деятельности ученых в ходе этого этапа стали:- новая теория демократии (И. Шумпетер); - плюралистическая теория демократии (Р. Даль);- теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер);- концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж. Катона, У. Ростоу, О. Тоффлер).Третий этап (середина 70-х гг. XX в. - н.в.) характерен разработкой и развитием новых парадигм политической науки.В этот период были разработаны:- футурологическая концепция единого мирового государства (С. Кларк, К. Сон);- концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, З. Бжезинский); - концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда);- концепция национального интереса (Г. Моргентау);- теория элитарной демократии; силовая концепция власти.В современной зарубежной политологии выделяются следующие основные школы:- англо-американская - разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С. Липсет, К. Райт, С. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартари, Р. Дарендорф); - французская - занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон); - немецкая - занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г. Майер, И. Флетчер); - польская - проводит исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е. Вятр, Т. Бодио, А. Боднар, К. Опалэк, Ф. Рышка). Русская общественно-политическая мысль как оригинальное образование мировой политической науки в своем развитии прошла пять этапов. На ХХ век приходятся четвертый и пятый этапы. Четвертый этап (октябрь 1917 г. - начало 90-х гг. ХХ в.), коммунистический. После революции октября 1917 года и установления советской власти в России российская политическая наука развивалась только в одном направлении - теории марксизм-ленинизм. Наиболее видными мыслителями этого этапа были В. Ленин, И. Сталин и др. Политическая наука превратилась в наукообразный официоз, идеологическое обеспечение политики ВКП(б) - КПСС. В рамках научного коммунизма рассматривались некоторые вопросы политической теории, но споры носили в основном схоластический и ограниченный классовый характер. Пятый этап (начало 90-х годов XX-го века). Этап ознаменован началом в России своеобразного ренессанса классической и неоклассической политической мысли. Таким образом, на всех этапах российской истории политических учений каждая из политических доктрин несла на себе четкий отпечаток конкретно-исторических условий страны и эпохи, политических симпатий и антипатий автора доктрины и его единомышленников. Поэтому содержавшиеся в доктринах конкретные политические программы были преходящими и в новых исторических условиях сменялись другими политическими требованиями, ориентированными на новые идеалы
6. Власть как общественное явление. Специфика политической власти, её сущность и содержание. Власть - это фундаментальное начало жизни общества и человека. Жизнедеятельность общества предполагает управление им, так как иначе неизбежен хаос и распад социальной системы. Большинство учёных подчёркивают естественный характер власти. Одни видят причину этого в изначальном стремлении человека к власти. Другие отмечают, что она является выражением объективной необходимости в организации, саморегуляции и сохранении целостности любой социальной системы, так как в ней всегда существуют разные интересы. Власть не исчезает никогда, на может передаваться, отниматься, преобразовываться. Власть обладает ещё такой особенностью, как конкретно-историческая естественность, что проявляется через многообразие конституирования и развития.Сущность властных отношений заключается в том, что это отношения субординации, отношения приказов и подчинения. Воля, навязывание воли выступают в качестве передаточного механизма в осуществлении власти. По классическому определению Макса Вебера, власть представляет собой “любую возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чём такая возможность основывается”. В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность и многоаспектность этого явления.Телеологические определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов.Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются.Психологические интерпретации власти пытаются раскрыть её истоки, коренящиеся в сознании людей. Одно из важнейших направлений этого рода - психоанализ. Он объясняет стремление к власти и особенно обладание ею как своеобразную субъективную компенсацию физической или духовной неполноценности. В целом психологический подход позволяет выявить механизмы мотивации власти как отношения командования - подчинения. Системный подход рассматривает власть как свойство политической системы, связанное с достижением её общих целей, связанное с организацией. Некоторые представители системного подхода трактуют власть как средство социального общения, которое позволяет регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества.Структурно-функциональные интерпретации рассматривают власть как способ самоорганизации человеческой общности, основанной на целесообразности разделения функций управления и исполнения.Реляционистские определения рассматривают власть как отношения между двумя партнёрами, или агентами, один из которых оказывает определяющее влияние на другого. Т.о., власть - это реальная возможность тех или иных социальных сил или личностей осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личностям.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |