АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

конструирование алгоритмов и технологий направленного воздействия на политический процесс

Читайте также:
  1. Apгументация как логико-коммуникативный процесс. Понятие научной аргументации.
  2. I Раздел 1. Международные яиившжоши. «пююеям как процесс...
  3. I. Спортивная тренировка как многолетний процесс.
  4. OLE-технологий
  5. VII. По степени завершенности процесса воздействия на объекты защиты
  6. XII. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ АЛГОРИТМОВ
  7. Адиабатический процесс.
  8. Адиабатический процесс. Политропный процесс
  9. Адиабатический процесс. Уравнение адиабаты (Пуассона). Коэффициент Пуассона.
  10. Адиабатный процесс. Политропный процесс.
  11. Активность и степень воздействия на другие государственные орга-
  12. Алгоритмическое конструирование.

СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ – направление в политологии, с позиций которого исследуются политические системы. С точки зрения структурного функционализма, любая политическая система состоит из структур, выполняющих определенные функции. Под структурами понимаются политические организации или институты. Структуры состоят из совокупности взаимосвязанных ролей (например: депутат — это политическая роль, а парламент — политическая структура). Под функциями понимается всякая периодическая деятельность или совокупность наблюдаемых взаимодействий. Основными функциями политической системы являются: 1) артикуляция и агрегирование интересов, 2) рекрутация, 3) социализация, 4) выработка и принятие решений, 5) исполнение решений и контроль. Первые три функции осуществляются такими структурами, как партии, группы интересов, лоббистские группировки; последующие — бюрократией, судами, контролирующими структурами. В различных политических системах одни и те же функции могут исполняться различными структурами. Так, напр., функции артикуляции и агрегирования интересов в совре­менных демократических системах будут выполняться партиями, группами интересов, парламентами; в традиционных же системах функции могут выполняться бюрократией, корпоративными структурами, кланами, клиентелами и т.п.

СУБКУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ – совокупность политических ориентаций, отличающихся от доминирующих политических ценностей. Носителем политической субкультуры может быть та или иная общность: элита, маргинальные слои, этнические группы, молодежь и др. Любая политическая культура состоит из субкультур. Так, например, Д. Элазар выделяет в американской политической культуре три основные субкультуры: моралистскую, индивидуалистическую и традиционалистскую. В моралистской культуре преобладают нравственные требования к политическим деятелям. Ее носители — наследники пуританских традиций Старого Света. Индивидуалистическая субкультура делает акцент на ограничение сферы деятельности государства, автономию личности, правах и свободах личности. В рамках этой субкультуры политика рассматривается как разновидность бизнеса, в котором каждый участник преследует свои интересы. Традиционалистская субкультура в большей степени распространена на Юге США. Ха­рактерными чертами этой субкультуры являются ориентации на личные, дружеские связи, клановость и корпоративизм. По характеру взаимоотношений между субкультурами выделяют интегративную и фрагментарную политическую культуру.

СУБЛИМАЦИЯ (от лат. sublimare - возвышать, возносить) – в политике процесс переориентации, переключения энергии, направленности деятельности тех или иных политических ли­деров с удовлетворения посредством высокой политической активности собственных узкокорыстных интересов, вызванных стремлением улучшить свое благосостояние, материальное или общественное положение, на нравственно возвышенную, свя­занную только с интересами общества или группы альтруистскую по своему характеру деятельность, не дающую никаких личных выгод и сопряженную с самоограничением или даже самопожертвованием.

СУБСИДИАРНОСТЬ – передача властных полномочий с более высокого на менее высокие уровни государственного управления; принцип, согласно которому решения должны приниматься на максимально низком уровне.

СУБЪЕКТ ВЛАСТИ – активная сторона политического действия, носитель и источник политической деятельности. Признаками субъекта власти являются принятие решений, влияние на процесс выработки и принятия решений, осуществление деятельности по реализации решений и контроль за их реализацией. Субъектами политики могут быть как социальные общности, ассоциации, группы интересов, политические лидеры, так и политические институты (парламент, правительство, президент, суд, партии, корпорации и др.).

СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ – административно-территориальное образование, часть федеративного государства, обладающая ограниченными политическими правомочиями. Как правило, С.Ф. может иметь свою конституцию (соответствующую требованиям и нормам федеральной конституции), законодательные и исполнительные органы власти. Совокупность прав, находящихся в ведении субъекта Федерации определяется федеральной конституцией или отдельным договором с федеральными органами власти. В состав Российской Федерации входит 89 субъектов.

СУВЕРЕНИТЕТ (< франц. souverainete верховная власть) – независимость и верховенство государственной власти. Понятие «С.» было введено в политическую науку франц. юристом Ж. Боденом, который определял С. как полную и независимую власть государства. С. проявляется в издании и изменении законов, ведении войны и установлении мира, осуществлении правосудия и др. В Новое Время учение о суверенитете было развито Т. Гоббсом и Ж.Ж. Руссо. Последний связывал идею суверенитета с выражением общей народной воли и, таким образом, носителем суверенитета оказывался народ. В современной политической науке под суверенитетом понимается способность государства в установленных пределах осуществлять свои функции.

СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА – сущностным признаком, отличающим государство от других политических организаций, является его суверенность (фр. "souverainete" – верховная власть). Суверенитет государства означает верховенство и независимость его власти.

Это предполагает:

безусловное распространение государственной власти на всю территорию страны в рамках государственной границы;

распространение власти государства на все население, обладающее устойчивой юридической связью с ним (в виде гражданства или подданства);

прерогатива государства на осуществление властных полномочий в юридической, общеобязательной форме (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);

монопольное право государство на использование насильственных средств принуждения (в том числе, в деятельности таких специфических органов, как армия, полиция, органы безопасности, тюрьмы);

осуществление государством сборов налогов, эмиссии; единство и неделимость государственной территории, ее неприкосновенность;

невмешательство во внутренние дела государства.

СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДА И НАЦИИ – основополагающий принцип демократической государственности. Он противостоит представлению о высшем, сакральном происхождении государственной власти – т.е. о суверенитете Бога, обеспечивающим неприкосновенность и неотчуждаемость власти государя, принимающего сан монарха при восхождении на престол. Идея народного суверенитета опирается на представление народа в качестве верховного (изначального) источника государственной власти. Идеологически принцип народного суверенитета означает и верховенство народа в решении коренных вопросов своей жизни, в том числе выбора формы правления, общественного строя, основных направлений внутренней и внешней политики. Однако реальный порядок осуществление народом своих суверенных прав зависит от существующей в государстве той или иной формы демократии (прямой или представительной), от степени распространения на весь народ статуса гражданства, в том числе избирательного права, свободы слова, возможности участия в политическом процессе.

 

Суверенитет нации является правовым принципом, предполагающим полновластие нации (в этническом смысле этого термина). В соответствии с принципом суверенитета каждая нация: обладает правом свободного выбора форм своей жизни, в том числе и государственности. Это означает право нации на политическое самоопределение вплоть до отделения и образования собственного государства.

Принцип национального суверенитета подчеркивает роль нации как важнейшего конституирующего элемента государственности. Однако при прямом прочтении он вступает в противоречие с принципом неприкосновенности, целостности государственной территории – второго конституирующего элемента. Эта проблема решается современным международным и конституционным правом, как правило, в пользу принципа целостности государственной территории. Право нации на самоопределение находит свою реализацию в иных формах (территориальной автономии, культурной автономии и т.д.) Но возможны и исключения – например, в случае распада или образования федеративных государств.

«СУВЕРЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ» – (понятие, впервые использованное В. Ю. Сурковым 22 февраля 2006 года в программной речи перед партийным активом Единой России) – образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими.

Другое определение "суверенной демократии" дает ведущий аналитик движения «Наши» - Виталий Трофимов, определяющий "суверенную демократию" как одна из форм нелиберальной эгалитарной демократии, где политическая, экономическая и общественная свобода отдельного человека ограничивается интересами общества, прежде всего, сохранением государственного суверенитета. Комплексная характеристика суверенной демократии дана Д. И. Орловым ("Политическая доктрина суверенной демократии", "Известия", 30.11.2006). При этом в начале 2005 Орлов предложил формулу "демократия своего пути". Впоследствии к термину «суверенная демократия» неоднократно обращались в публичных выступлениях С. Б. Иванов, В. В. Путин, Б. В. Грызлов. Конкретные приоритеты и ориентиры суверенной демократии получили отражение в концепции План Путина

 

 

Т

ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ – временное измерение политики, демонстрирующее особый тип про­тяженности существования ее институтов, взаимоотношений правя­щей и оппозиционной элит, индивидуальных и групповых акторов (субъектов), государственных и международных организаций.

ТЕОКРАТИЯ (< греч. theos бог и kratos власть) – форма правления, при которой высшая государственная власть осуществляется духовенством. Достаточно часто при теократии монарх одновременно является главой церкви. Примером современной теократии являются Саудовская Аравия, Исламская Республика Иран.

ТЕОРИЯ ПЛЕБИСЦИТАРНОЙ ДЕМОКРАТИИ (< лат. plebiscitum решение народа). Основателем данной теории считается М. Вебер. Немецкий политолог считал, что с развитием партий меняется характер политического представительства и политическая организация власти. Политическое влияние приобретают лица, контролирующие партийный аппарат — «машину» — и находящиеся вне парламента. Используя находящийся под контролем партийных лидеров партийный аппарат, можно в обход парламента прийти к власти. Плебисцит рассматривается как источник легитимности «вождя нации», в задачу которого входит обеспечение национальной политической интеграции и контроль над всеми государственными органами влас­ти. В центре «плебисцитарной вождистской демократии» — харизматический лидер, избранный прямым голосованием народа и имеющий возможность действовать через голову парламента. Одновременно лидер несет политическую ответственность перед избирателями, которые делегируют ему полномочия контроля за бюрократией. Таким образом, народу и отдельным индивидам в теории плебисцитарной демократии отводится роль пассивного участника политического процесса, преимущественно на выборах. Вебер полагал, что харизматический лидер, стоящий вне классов и социальных групп, имея независимый от бюрократии источник легитимизации своей власти и не будучи интегрирован в бюрократическую иерархическую структуру, смог бы объединить вокруг себя нацию и защитить индивида перед лицом наступления всевластия бюрократии и «социалистического коллективизма». Идеальной моделью плебисцитарной демократии многие политологи считают политическую систему во Франции, созданную Ш. де Голлем.

ТЕОРИЯ ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ (< лат. plural множество) — концепция, согласно которой политический процесс представляет собой борьбу множества социальных, профессиональных, религиозных, местных, национальных или др. группировок, каждая из которых обладает своими собственными специфическими интересами. Эти группировки представлены различного рода группами интересов, между которыми возникает соперничество. На государство возлагается роль арбитра и примирителя конфликтующих интересов. Процесс принятия решений представляет собой выбор некоторого «среднего пути», который не сводится к какому-либо одному интересу. Таким образом, обеспечивается равновесие социальных и политических сил, обеспечиваются гарантии от монополизации власти.

ТЕОРИИ ЭЛИТ В. ПАРЕТО, Г. МОСКА, Р. МИХЕЛЬСАВ. Парето определял элиту как группу, состоящую из людей, являющихся наиболее продуктивными или наиболее способными, имеющими наивысшие показатели в определенной сфере деятельности. Он разработал теорию циркуляции элит. Любая элита, по его мнению, со временем ухудшает свой состав, теряет мобильность, динамизм, первоначальные качества и постепенно, будучи замкнутой, вырождается. Социальное равновесие требует, чтобы в господствующую элиту постоянно кооптировались личности неэлитарного происхождения "элитарными качествами" и устранялись из нее личности с качествами неэлитарными. Но этого не происходит, поскольку господствующие элиты охраняют свои привилегии, стараются передать их по наследству. Одновременно растет контрэлита, готовая вытеснить властвующую элиту и самой стать господствующей. Со временем, когда наступает процесс ухудшения состава правящей элиты происходит количественный рост контрэлиты, который приобретает широкие масштабы, контрэлита при поддержке масс (или даже без нее) свергает власть прежней элиты и устанавливает свое господство. История воспринимается как смена социальных циклов. "Циркуляция элит" осуществляется с помощью насильственных методов, свержений, революций, которые, по мнению Парето, в целом полезны для общества.

Г. Моска, в свою очередь, считал, что политика есть сфера борьбы двух противоположных классов: властвующего меньшинства (элиты) и подвластного большинства (массы, народа). Он определял элиту как "класс, который правит", или как класс людей, которые выполняют все политические функции и монополизируют власть, тогда как другой класс состоит из тех, кем управляют и кого контролируют. При этом используют способы более или менее легальные, более или менее произвольные и насильственные, но которые обеспечивают первому классу материальные возможности для существования, жизненно необходимы средства для функционирования политического организма.

Значительный вклад в теорию элит внес немецкий политолог Р. Михельс. Исследуя социальные отношения, он пришел к выводу о невозможности прямой демократии, прямого господства масс. Для выражения интересов, принятия и реализации решений требуются особые организации (партии, профсоюзы и т.п.). Функционирование же организаций протекает по особым законам. Развитие любого института связано с формирование иерархичности и особого управленческого слоя. Со временем этот слой монополизирует власть, отрывается от масс, превращаясь в олигархию, заботящуюся лишь о сохранении своего положения. Эту тенденцию Михельс назвал "железным законом олигархии", подчеркивая тем самым неизбежность формирования управленческого слоя со своими специфическими интересами в любой организации, в любом обществе.

ТЕХНОКРАТИЯ (от греч. techne - мастерство, ремесло) – политическая власть ученых, инженеров, технических специалистов, менеджеров – 1) широко распространенная в индустриально развитых странах Запада точка зрения, со­гласно которой по мере развития общества политическая власть все в большей и большей степени переходит в руки технократов, которые только и призваны (могут) рационально руководить обществом, так как вооружены необходимыми техническими знаниями и управляют главной сферой совре­менного общества-материально-производственной (инду­стрией), без которой современное общество существовать не может и от которой зависит процветание нации; 2) реально, существующая прослойка высших функционеров производства и управления, входящих в правящую элиту господствующих классов современных обществ; 3) политический режим, прак­тически реализовавший принципы концепции технократиче­ского общества.

В зарубежной литературе концепцию Т. как определенного типа политической власти наиболее полно рассматривали в своих работах Т. Веблен, А. Берл, А. Фрит, Дж. Гелбрейт

ТИМОКРАТИЯ (от греч. timo - цена, честь) – 1) вариант олигархии в Древней Греции и Риме, означающий сосредото­чение государственной власти в руках привилегированного меньшинства, обладающего высоким имущественным цен­зом; 2) собственно правящая богатейшая прослойка обще­ства.

Как термин Т. встречается в трудах Платона, Аристотеля, Ксенофонта. Часто понятие Т. отождествляется с плутокра­тией.

ТИРАНИЯ – 1) жесткое деспотическое правление; 2) гнет, насилие, произвол; 3) в Древней Греции - единоличное прав­ление тирана.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia – терпение) – один из основных принципов существования плюрализма, поддержа­ния политической стабильности и диалога демократически ориентированных общностей, заключающийся в терпимом и спокойном, уважительном отношении к противоположному или не совпадающему образу жизни, миропониманию, поведению, обычаям, мнениям, идеям, чувствам и верованиям.

Принцип Т. по своему характеру не является ни всеобъем­лющим, ни универсальным, так как в реальной жизни, как: правило, не распространяется на политические силы, пропо­ведующие насилие, человеконенавистничество, агрессию, анти­государственность и другие общественные идеи. Его реальное применение всегда обусловлено характером политического режима, политической культурой общества, соотношением политических сил в государстве, традициями и обычаями того или иного народа.

ТОРИЗМ – идеологическое течение в рамках консерватизма, для которого характерно особое почитание традиции, социальной иерархии, принципов долга и философии «органического» развития общества.

ТОТАЛИТАРИЗМ (< лат. totalis весь, целый, полный) – политический режим, при котором государство стремится к полному, всеохватывающему контролю за всеми сторонами общественной жизни. Т. — разновидность диктатуры. Термин «Т.» впервые был введен в политический лексикон лидером итал. фашистов Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики своего движения и режима. В 1929 г. газета «Тайме» употребила понятие «Т.» для характеристики режима, сложившегося в Советском Союзе. После Второй мировой войны тоталитарными стали называть режимы, существовавшие в фашистской Германии, СССР, странах «победившего социализма». Классическими считаются признаки, выделенные К. Фридрихом и 3. Бжезинским (1956): 1) официальная идеология, отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества; 2) монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером; 3) система террористического полицейского контроля; 4) партийный контроль над всеми средствами массовой информации; 5) всеобъемлющий контроль над вооруженными силами; 6) централизованный контроль за экономикой и система бюрократического управления экономической деятельностью. Т. отличается от других диктатур наиболее высокой степенью регламентации и контроля. По существу он стирает грань между государством и обществом, между политическим и социальным, между общественным и частным. Различают правый и левый Т. Первый существовал в фашистской Германии, второй — в коммунистических странах. Т. — это «реакция» общества на кризисы периода индустриализации, ускоренную модернизацию, форсированное, догоняющее развитие. В такие периоды общество испытывает сильные перегрузки: разрушаются традиционные структуры, у человека рождается чувство потерянности и одиночества, требующее консолидации на новой основе. В условиях возникновения «массового производства» и «массового человека» особую роль в процессе консолидации играет идеология. Т. весьма устойчивый политический режим, однако его стабильность постепенно разрушается из-за низкой степени адаптации к новым требованиям, неразвитости процессов артикуляции и агрегирования интересов.

ТРАЙБАЛИЗМ – групповое поведение, характеризуемое внутренней замкнутостью и исключительностью, обычно сопровождаемое враждебностью по отношению к другим группам.

ТЭТЧЕРИЗМ – идеология, сочетающая идеалы свободного рынка, но сильного правительства, выдвинутая Маргарет Тэтчер; по сути, британский вариант политической философии «новых правых».

 

 

У

 

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — форма государственного устройства, административно-территориальные образования которой не имеют политической самостоятельности. Для унитарного государства характерны следующие черты:

1) единая конституция, действующая на всей территории страны;

2) единая система высших государственных органов власти, юрисдикция которых распространяется на всю территорию;

3) единая правовая система;

4) подчинение муниципальных органов власти общегосударственным.

Унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. К первым относятся Великобрита­ния, Дания, Швеция; ко вторым – Франция, Италия, Испания. В отличие от централизованных, в де­централизованных унитарных государствах регионы обладают автономией и могут даже иметь свои законодательные и исполнительные органы. Такая разновидность унитарного государства в последнее время получила название регионализм.

УТИЛИТАРИЗМ – этическое учение, согласно которому удовольствие или счастье являются «благом», а страдание и несчастье — «злом», а, следовательно, основной целью общества является принцип «наибольшего счастья для наибольшего числа людей».

УТОПИЗМ – стиль философствования, отрицающий существующее общественное устройство и противопоставляющий ей некий образ совершенного будущего.

УТОПИЯ – букв. «нигде» или «благая земля»; идеальное или совершенное общество.

Ф

ФАШИЗМ (< итал. fascio связка, пучок, объединение)— политический режим, отличающийся крайним этатизмом и национализмом. Ф. является одной из разновидностей диктатуры. Впервые фашистский режим возник в Италии в период правления Б. Муссолини. Лидер итал. фашистов следующим образом сформулировал кредо своего движения: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства». В его партийных работах и программах подчеркивалась необходимость господства только одной идеологии, позитивная роль насилия и страсти к покорению. Фашистскими можно также назвать режимы, сформировавшиеся в 30-х гг. в Испании и Германии, в 40—50-х в Аргентине, в 60-х гг. в Греции. Американский политолог X. Линц предлагает разделять Ф. на «тоталитарный» (Италия, Германия) и «подражательный» (Испания, Португалия, Румыния). Согласно его концепции, Ф. не получил полного развития в тех странах, где реакционные группы опирались на армию, бюрократию и монархию. Большинство исследователей фашизма признают, что его возникновение связано с разрушением традиционных устоев и укладов, неспособности элит найти новые адекватные формы интеграции масс. С. Роккан подчеркивает, что сфера распространения фашизма во многом совпадает с зоной бывших империй. По его мнению, Ф. — это отрицательная реакция общества на разрушающуюся или отсутствующую национальную идентичность. С точки зрения сторонников марксизма, возникновение фашизма связано с противоречиями империалистичес­кой стадии капитализма. Его социальную основу составляют представители крупного капитала, крупная промышленная буржуазия. В концептуальных рамках других подходов подчеркивается антиолигархическая и антикапиталистическая (наряду с антикоммунистической) направленность фашизма. Ф. Бауэр считает, что в фашизме проявился антагонизм средних классов по отношению к элите, их «бунт» против ущемления собственных интересов в период индустриализации. С. Липсет предлагает во многом схожую концепцию, согласно которой социальной базой фашизма является экстремистская часть среднего класса.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – представительный и законодательный орган власти Российской Феде­рации. Ф.С. состоит из двух палат: верхней – Совета Федерации и нижней — Государственной Думы.

ФЕДЕРАЦИЯ (< лат. foederatio союз, объединение) – форма государственного устройства, при которой входящие в состав административно-территориальные образования (субъекты Федерации) обладают ограниченной юридической и политической самостоятельностью. Характерными чертами федерации являются: 1) наличие конституции союза и субъектов Федерации; 2) верховенство союзной конституции и общефедерального законодательства; 3) существование федеративного гражданства и гражданства субъектов Федерации; 4) наличие законодательных, исполнительных и судебных органов власти на уровне субъектов Федерации; 5) право представительных органов субъектов Федерации принимать законодательные акты в пределах установленных полномочий и компетенции. В современном мире насчитывается 21 федеративное государство: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Поморские Острова, Малайзия, Мексика, Нигерия, ОАЭ, Пакистан, Россия, США, Танзания, ФРГ, Швейцария, Союзная Республика Югославия. В XIX в. федерации утвердились в Швейцарии, США, странах Латинской Америки. После Второй мировой войны федеральным стало государственное устройство некоторых государств Азии и Африки. В политической науке дискуссионным остается вопрос о субъекте суверенитета в федеративном государстве. Согласно одному подходу, суверенитетом обладает только федерация в целом (Г. Еллинек, П. Лабланд, В. Уиллоуби). Согласно другому — носителями суверенитета являются субъекты Федерации (М. Зейдель, Д. Кальгун). Сторонники компромиссного подхода считают, что суверенитет делится между федерацией и ее субъектами, что, в свою очередь, выражается в разделении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Чаще всего такое разделение фиксируется и отражается в Конституции. Часть полномочий делегируется и находится в ведении общефедеральных органов власти, часть — в ведении субъектов Федерации и еще одна часть — в совместном ведении. Федеративные государства подразделяются на этнические и анэтнические. В этнических федерациях население национально неоднородно (Канада, Россия) и субъекты образуются по национальному признаку. В анэтнических федерациях население либо этнически едино (Австрия, ФРГ), либо тяготеет к однородности (Австралия, США). По правовому статусу субъектов федерации подразделяются на симметричные (Чехословакия до 1993 г.), в которых права и представительство субъектов Федерации в высших органах власти одинаковы, и асимметричные, в которых существует неравенство субъектов либо в правах, либо в представительстве. Большинство федераций, в том числе и Россия, относятся к асимметричному типу.

ФЕМИНИЗМ – идеологическое движение, видящее в качестве своей основной задачи повышение роли женщин в обществе и, в большинстве случаев, равенство полов.

ФИЛОСОФИЯ «ПАРТИЙНОЙ МАШИНЫ» – способ ведения политики, при котором партийные «боссы» контролируют массовую организацию, прибегая к патронажу и распределению привилегий.

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА – политика правительства по налогообложению и общественным расходам, направленная на повышение совокупного спроса.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА – административно-территориальная организация государства, а также система взаимоотношений центральных и региональных органов власти. Обычно выделяют три формы государственного устройства: унитарную, федерацию и конфедерацию.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ – структура высших государственных органов власти. Ф.П. характеризуется порядком формирования высших органов власти, а также распределением между ними функций и полномочий. Выделяются две основные формы правления: монархия и республика.

ФРАКЦИЯ – составная часть более крупного объединения, чаще всего – политической партии; фракции формируются на основе общих позиций или идеологических склонностей.

ФУКУЯМА (Fukuyama) Френсис (род. 1952) – американский политолог, профессор университета Дж. Мэйсона. Автор известной статьи «Конец истории?», созданной на ее основе монографии «Конец истории и последний человек», а также работ «Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния», «Великое крушение» и др. Фукуяма считает, что закончилась долгая эпоха конфликтов, борьбы, войн и революций под знаменами различных идеологий и мир признал либеральную демократию в качестве «окончательной формы правления». С крушением коммунизма либеральная демократия остается единственным принципом политической организации, как во внутриполитических делах общества, так и на международной арене.

Однако прошло совсем немного времени после выхода книги Фукуямы, как разразились этнические и религиозные войны на Балканах, в бывших союзных республиках, активизировался исламский фундаментализм.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА (от лат. functio - исполнение, осуще­ствление) – роль, которую выполняет государство как основ­ной институт политической системы общества. Основные функции современного государства подразделяются на внут­ренние и внешние. К внутренним функциям относятся: защита существующего способа производства, экономической, поли­тической и социальной системы; управление экономикой, регу­лирование хозяйственной деятельности; охрана общественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социаль­ных отношений; культурно-воспитательная, идеологическая деятельность и т. п. Внешние функции включают: защиту интересов данного государства на международной арене (политическая, экономическая, дипломатическая, идеологиче­ская, военная и др.); развитие добрососедских отношений и взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами; участие в международном разделении труда.

Х

ХАНТИНГТОН Самуэль (р. в1927г.) – американский политолог, специалист в области сравнительной политологии (компаративистики) и транзитологии (раздела политологии, изучающего переход от авторитаризма к демократии). Xантигтон рассматривает переход к демократии во многих странах в конце 1970-1980-х гг. как глобальный процесс демократизации

В книге «Третья волна: Демократизация в конце XX столетия» Хантигтон вводит термины «волны демократизации», «третья волна». Волны демократизации, на его взгляд, пришлись на 1828–1926; 1943–1962; третья началась с 1975 года. Она прошла над миром, не затронув только жесткие авторитарные и тоталитарные режимы. Благодаря 3-ей волне в большинстве стран мира появились такие типичные для демократии институты как парламенты, выборы, активные предвыборные кампании, активное общественное мнение и др.

При этом американский политолог не исключает возможности для некоторых государств отката назад к авторитарным режимам, но общий ход эволюции заключается, по его мысли, в неизменном увеличении стран, избравших и вставших окончательно на путь демократии.

«Демократизация и безопасность в Восточной Европе» (1990):

Насколько успешными будут попытки восточноевропейских обществ построить стабильные либерально-демократические системы правления, зависит от шести факторов.

1. Как долго страна имела либерально-демократическое правительство в ранние периоды своей истории. (У Албании самая неблагоприятная ситуация).

2. Уровень достигнутого страной экономического развития. (В фаворитах – Венгрия и Чехия).

3. Насколько эффективным было государство при прежнем коммунистическом режиме.

4. Сила и широта социальных и политических организаций, сумевших сохранить независимость от коммунистов.

5. Насколько велики будут возможности новых правительств в проведении политики радикальных реформ.

6. Степень враждебности между регионами, классами, этносами. Результатом таких противоречий явился распад Югославии.

«Столкновение цивилизаций и становление мирового порядка» (1996):

Выдвинут спорный тезис о том, что столкновение между главными мировыми цивилизациями (богатства и бедности) в ХХ1в. приведет к войне и распаду мирового порядка.

ХАРИЗМА (< греч. charisma божественный дар) — экстраординарная способность, свойство, качество индивида, выделяющее его среди остальных и, что самое главное, не столь приобретенное им, сколько дарованное ему природой. Богом, судьбой. Харизматический тип господства впервые был описан Р. Зомом в работе, посвященной анализу церковного права древнехристианских общин. Понятие «X.» играет важнейшую роль в социологии М. Вебера. Если для Р. Зома X. — это мистический дар религиозного пророка, то для М. Вебера — сверхъестественные свойства личности, позволяющие ей подчинить себе массы. X., по Веберу, обладают герои, великие полководцы, маги, пророки, выдающиеся политики, основатели мировых религий — Будда, Иисус Христос, Магомет, великие завоеватели — Александр Македонский, Цезарь, Наполеон. Харизматический лидер современности, согласно Веберу, это политик-демагог, который любыми путями добивается доверия масс, указывая им цели действия. Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса. Он способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, которые приписывают им необыкновенные свойства. При этом вождями могут быть пророки или герои, волшебники или демагоги, врачи или шарлатаны и даже предводители бандитских шаек. Вождь-харизматик всегда стремится подорвать основы существующего порядка и отличается политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу», существовавшую в традиционном типе обществ и способную внести изменения в лишенную динамизма структуру этих обществ. Источником личной преданности харизматическому лидеру является не традиция и не признание формального права вождя, а эмоционально окрашенная вера в его харизму и преданность ей. Такая вера — основа легитимности лидера-харизматика. Именно поэтому он должен постоянно заботиться о сохранении своей харизмы и доказывать ее существование. Для поддержания харизмы необходимы регулярные «великие» деяния вождя, приносящие крупный успех, победу, эпохальные и «судьбоносные» решения и т.п. Как только они иссякают, так сразу же исчезает вера в его необыкновенные качества, а следовательно, разрушается и ос­нова харизматического господства. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в тра­диционное или бюрократическое, происходит «рутинизация харизмы». В последние десятилетия в политической науке возрождается интерес к концепции харизмы. Современный ученый А.М. Гантер выделяет шесть основных характеристик, присущих харизматическому лидеру:

1) «обмен энергией» или умение воздействовать на людей эмоционально, способность заряжать энергией окружающих;

2) «завораживающая внешность» или образ, вызывающий симпатию у массы;

3) «хорошие риторические способности и некоторый артистизм» или выдающиеся коммуникативные способности, искусство и дар увлекать своими выступления­ми большие скопления людей;

4) «положительное восприятие восхищения своей персоной» или состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества;

5) «независимость характера», проявляющаяся в способности полагаться только на себя;

6) «достойная и уверенная манера держаться» или имидж сильного человека, способного добиваться великих целей.

«ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» – период соперничества между Западом во главе с США и Востоком во главе с СССР, продолжавшийся с 1945 г. до распада социалистической системы в 1989—19991 гг.

ХУНТА (< лат. junta собрание, объединение) — 1) органы местного самоуправления в Испании, Италии, а также в некоторых государствах Латинской Америки; 2) группа военных, захватившая власть в результате государственного переворота.

Ц

ЦЕНЗУРА – надзор за печатью, другими средствами массовой информации или способами выражения мнений; подавление свободы слова.

ЦЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ – 1) высшие принципы, обеспечивающие согласие в обществе или социальных группах по основным проблемам и целям; 2) верования и представления о желательном и наилучшем типе политической системы, политических целях и средствах их достижения, влияющие на политическое поведение и выбор его моделей. Ц.П. служат ориентиром в сложном мире политики, определяют ее смысл и содержание. В политических ценностях отражаются желания и интересы социального субъекта. С точки зрения веберовской методологии, Ц.П. могут играть роль идеальных конструктов с помощью которых осуществляется познание мира политики.

 

Ч

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич (1828—1904) — выдающийся рус. юрист, философ, историк. Ч. называют одним из основателей рус. «государственной школы», одним из первых рус. идеологов либерализма. Его политические взгляды характеризуются как «охранительный» или консервативный либерализм.

В центре внимания Чичерина — идея свободы, которую он разделял на свободу гражданскую, общественную и политическую. В обществе должно существовать равновесие между свободой гражданской и политической. Государство выражает интересы народа, общее благо, но, если получает перевес над общественной сферой и поглощает последнюю, оно полностью уничтожает как основы личной свободы, так и основы собственного существования. Однако политическая свобода может вести не только к благу, но и к конфликтам и раздору в обществе. Если необходимое государству единство не может быть установлено согласием граждан, необходимо прибегнуть к власти. Общее политическое правило, сформулированное Чичериным, гласит: чем меньше в обществе единства, тем сосредоточеннее должна быть власть и, наоборот, чем крепче народное единство, тем более разделенной она должна быть. «На этом законе, — писал Чичерин, — основывается воз­можность или невозможность политической свободы». Там, где народ не имеет длительных традиций свободы, ее надо вводить осторожно и постепенно, так как неумение пользоваться ею может привести к серьезным общественным осложнениям. Это положение, — считал Чичерин, — справедливо и для России. Ее движение к свободе должно быть постепенным и спокойным — только освоив обретенное, можно идти вперед. Чичерин выступал за поэтапные эволюционные реформы «сверху» для России.

Промедление с реформами, предупреждал он, ведет к революционному взрыву. Важнейшая задача на пути реформ — ограничение самодержавия в России, сплочение реформаторских сил на платформе «либерал-консерватизма» под лозунгом «либеральные» меры и сильная власть». Сочетание либеральных мер — предоставление свободы деятельности (и, прежде всего, экономической), печати, слова и др. с функциями сильной власти — сохранением государственного единства, охраной порядка, контролем за соблюдением законов, может обеспечить конституционная монархия, — полагал Ч.

 

Ш

ШОВИНИЗМ – крайняя реакционная форма национализма, проповедь национальной исключительности, противопоставление интересов одной нации интересам другой, разжигание национальной вражды и ненависти, распространение нацио­нального чванства.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС): Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан; Наблюдатели: Монголия, Индия, Пакистан и Иран.

Толчком к образованию Шанхайской организации сотрудничества послужили встречи глав государств так называемой "Шанхайской пятерки", в которую входили Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. В 1996-1997гг. ими были подписаны два Соглашения ("Соглашение об укреплении доверия в военной области в приграничных районах" и "Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах"), заложивших основания для деятельности этого форума. Содержание ежегодных встреч, проводившихся поочередно в каждой из стран-участниц, постепенно расширялось. От обсуждения вопросов взаимодействия в пограничных районах главы государств перешли к рассмотрению проблемы организации всестороннего взаимовыгодного сотрудничества в политической, торгово-экономической и культурной сферах. К основным целям ШОС относится:

  • укрепление взаимного доверия и добрососедских отношений между странами-участницами
  • организация эффективного сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях
  • совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе

 

 

Э

 

ЭГАЛИТАРИЗМ (< франц. egalite равенство) – направление общественно-политической мысли, утверждающее в качестве высшей политической ценности равенство. Согласно эгалитаризму, государство должно проводить политику в области перераспределения доходов. Умеренный Э. выступает за сохранение, но существенное ограничение частной собственности.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ «ТИГРОВ» – модель быстро развивающейся и ориентированной на экспорт экономики, характерная для Японии, а также Южной Кореи, Сингапура и Тайваня.

ЭКСПАНСИОНИЗМ (от лат. Expansion–расширение) – поня­тие, означающее: 1) агрессивную политику распространения своего политического и экономического влияния на другие страны с целью насильственного захвата чужих территорий и рынков сбыта; 2) расширение, распространение чего-нибудь за какие-нибудь первоначальные пределы, границы укрепле­ния своего военно-стратегического положения.

ЭКСТРЕМИЗМ (< лат. extremus крайний) – приверженность к крайностям в политике. Чаще всего Э. проявляется в отрицании существующих политических норм, ценностей, процедур, основополагающих принципов организации политических систем, стремлении к подрыву политической стабильности и низвержению существующей власти. Для экстремизма характерна нетерпимость к инакомыслию, плюрализму, к поиску консенсуса. Различают экстремизм политический, этнический и религиозный. По­литический Э. стремится к радикальному изменению государственного строя и существующего политического режима. Этнический Э. ориентирован на защиту интересов определенной нации, на утверждение ее привилегированного положения и превосходства. Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям других религий и конфессий. В ряде восточных стран религиозный Э. является формой экстремизма политического. Э. присущ маргинальным слоям, для которых характерно преобладание норм контркультуры над нормами политической культуры.

ЭЛЕКТОРАТ (< лат. elector избиратель) – совокупность граждан, обладающих избирательными правами. В политической науке значительное внимание уделяется электоральному участию, степени электоральной активности, мотивам голосования и избирательным предпочтениям различных электоральных групп (или сегментов электората).

ЭЛИТАРНАЯ (ЭЛИТИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ ДЕМОКРАТИИ – концепция, согласно которой власть при демократии осуществляется элитами. Отличие демократии от диктатуры состоит в наличии нескольких элит, конкурирующих друг с другом. Основоположником данной теории считается И. Шумпетер, понимавшей под демократией такое институциональное устройство, при котором индивиды приобретают право на принятие решений путем конкурентной борьбы за голоса избирателей. В качестве отличительных черт демократии от­мечаются: политическая конкуренция; регулярные и свободные выборы; доступ к власти в результате открытой политической борьбы.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ принято делить на количественные («жесткие») и качественны е («мягкие»). К количественным относятся: наблюдение, анкетные опросы, контент-анализ. К качественнымcase-study(исследование случая), глубинные интервью, работа с фокус-группами.

Метод наблюдения – это систематизированное, направленное восприятие какого-либо явления или процесса, черты и свойства которого фиксируются наблюдателем. Например, наблюдение в ходе избирательной кампании за действиями соперников предполагает фиксацию их заявлений, участие в предвыборных мероприятиях, оценка подготовленной рекламы и т.п. Метод наблюдения имеет много общего с нашим повседневным восприятием, когда мы следим за интересующими нас политическими событиями. Однако научно организованное наблюдение, осуществляемое профессионалами, отличается широтой поля наблюдения, способностью улавливать более разнообразную гамму поступков действующих лиц на политической арене, выявлять степень повторяемости тех или иных событий, определять характер взаимодействий, реконструировать их последовательность.

Анкетный опрос в отличие от наблюдения позволяет (при правильно разработанной научной методике) узнать о процессах, происходящих в сознании личности, о чем человек мечтает, какой тип государства считает наиболее целесообразным, каким лидерам и политическим партиям отдает предпочтение. Эти процессы сознания могут до определенного времени никак не проявляться в политическом поведении людей, но подспудно готовить последних к каким-либо действиям. Для политико-технологического управления значение анкетных опросов трудно переоценить, так как они позволяют выявить установки, ценностные ориентации, предпочтения населения, без знания которых невозможно всерьез рассчитывать на успех в достижении поставленных целей. Опросы могут также дать информацию о поступках, событиях, которые оказались в силу различных причин за пределами научного наблюдения.

Контент-анализ – систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация форм и содержания информационного источника. Контент-анализ позволяет выявить, какая информация и в каком объеме содержится в предвыборных плакатах и программных заявлениях кандидата, отражают ли эти документы состояние общественного мнения потребности и интересы масс. Контент-анализ особенно полезен в тех случаях, когда нет возможности провести анкетный опрос, но крайне необходима информация о приоритетных целях той или иной политической организации, государственного учреждения, политического лидера.

Case-study (изучение случая) предполагает относительно длительное «погружение» исследователя в изучаемый объект и дает возможность «всесторонне рассмотреть «случай» в единстве его взаимосвязей и динамике развития, изучить групповые нормы и ценности, структуру ролей или систему властных отношений». (В.А.Ядов. Стратегия социологического исследования. М.: «Добросвет»,1998, с.398) Этот метод дает возможность получить информацию об одном объекте, но эта информация будет многосторонней. В политическом менджменте с помощью case-study можно изучать отдельные политические движения, партии, а также отдельные личности, которые являются объектами управленческого воздействия.

Глубинное интервью – это опрос, в котором исследователь непосредственно беседует с респондентом, предлагая последнему самому формулировать ответы на заранее подготовленные вопросы, побуждая его к рассуждениям, к оценке различных событий. В ходе такой беседы-интервью удается выявить сложную гамму представлений респондента, понять его эмоциональные переживания, опасения, надежды. Политические технологи обычно прибегают к этому способу получения информации при подготовке масштабного анкетного опроса или в условиях, когда в силу каких-либо причин нет возможности подготовить и качественно провести анкетный опрос.

Метод «фокус-группы » или групповой дискуссии используется для выявления отношения различных групп к тому или иному событию, явлению. Он представляет собой направляемое и регулируемое исследователем обсуждение выбранной темы, в котором участвуют, подобранные на основе научно обоснованной выборки, люди. Благодаря хорошо продуманной методике организации групповой дискуссии можно изучить реакцию населения на выступление политического лидера, на предвыборное заявление, на политическую рекламу и т.п.

ЭРРОЗИЯ ПАРТИЙ – феномен резкого сокращения числа сторонников той или иной партии, падения уровня солидарности с ней.

ЭТАТИЗМ (< франц. etat государство) – высокая степень вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь общества. Процессы этатизации приводят к сильной централизации, росту и усилению бюрократии, монополизации политической власти. Принципы этатизма были сформулированы в политической философии Платона, Гоббса, Гегеля. Приверженцы этатизма настаивают на первичности государства по отношению к личности, рассматривают государство как высшую цель и конечный продукт общественного развития, они расширяют его права и границы допустимого вмешательства государства в социальную жизнь.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛАСТИ – демонстрируемая способность как политической системы в целом, так и ее институциональной подсистемы к адаптации к новым требованиям и проблемам, к мобилизации ресурсов на достижение целей, а также к обеспечению поддержки со стороны общества и правящей элиты. Показателями эффективности власти являются: качество и среднестатистическая продолжительность жизни, уровень доходов на душу населения, индекс инфляции, уровень инвестиционной активности, динамика экономического роста и др.

Ядерный клуб – неформальная международная организация, в которую входят государства, имеющие в своём арсенале ядерное оружие. Поскольку организация неформальная, вхождение в неё ничем не регламентируется, какому-либо государству достаточно либо самостоятельно создать ядерное оружие, либо купить у кого-либо, чтобы оказаться в этом клубе. Однако на деле существуют некоторые положения международного пра́ва, которые регламентируют распространение оружия массового поражения, в том числе и ядерного оружия. Данные положения были разработаны ведущими ядерными державами (в первую очередь, СССР и США) для того, чтобы ограничить накопление ядерных арсеналов в мире и снизить градус холодной войны́. Однако со времён, когда в мире было два полюса силы, обладающих ядерным оружием, многие стра́ны, в первую очередь высокоразвитые западноевропейские, получили свои арсеналы. Поэтому сегодня в ядерных клуб входят такие государства: Россия, США, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан и Израиль (причём последний официально никогда не заявлял о наличии ядерного вооружения).

Но остаётся интересным вопрос, каким образом в ядерный клуб попали такие государства, как Индия, Пакистан и, особенно, Израиль. Наличие ядерных боеголовок у последнего вообще является удивительным фактом, который позволяет бравировать его политическим деятелям на Ближнем Востоке, дополнительно накаляя обстановку. Более того, Иран пытается получить своё собственное ядерное оружие, что встречает весьма серьёзное сопротивление США, которые подначиваются тем же Израилем. Некоторые государственные деятели умудряются договориться до того, что стоящим у власти в Иране исламским фундаменталистам нельзя доверять оружие массового поражения, поскольку они сразу же начнут применять его без разбора. Таким образом, наяву выводится тот факт, что негласно в международной политике некоторые государства и народы считаются менее развитыми и цивилизованными, чем другие.

 

дополнительно

ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ АЛМОНД Габриэль (род. 1911) – американский политолог, профессор Стэндфордского университета, автор многочисленных работ по общей и сравнительной политологии. Наиболее известные: «Политические системы развивающихся регионов», «Гражданская культура» (соавт. С. Верба), «Политическое развитие», В области международных отношений обращал внимание на влиянии на внутреннюю политику факторов имеющих «внешнее (международное) происхождение» (работа 1999 г. «Современная европейская политика» в соавт.). АРОН (Aron) Раймон (1905-1983) – французский социолог, специалист в области истории социологии, общей социологии и социологии международных отношений.Наиболее известные работы последней тематики: «Мир и война между народами», «Одна социология международных отношений». Являлся последовательным сторонником политического реализма, считая, что международные отношения «развертываются в тени войны». В области изучения международных отношений придерживался системного и историко-социологического подходов.

БЕЛЛ Даниил (Daniel Bell) – американский социолог, автор работы «Конец идеологии? Об истощении политических идей в 1950-х годах». В конце XX в. было немало дебатов по поводу того, что идеологии истощились или по крайней мере потеряли свое былое значение. Возникла дискуссия о «конце идеологии». Началась она еще в 1950-х годах после поражения фашизма во Второй мировой войне и кризиса коммунистической идеологии в развитых странах Запада. Он провозгласил, что человечество исчерпало сам запас политических идей, поскольку впредь политические партии в западных государствах могут соперничать между собой, попросту обещая ускорить экономический рост и повысить уровень жизни в обществе. По Беллу, экономика одержала верх над политикой. Сегодня, однако, понятно, что момент, о котором писал Белл, был на самом деле не концом идеологии, а возникновением просто более широкого, чем прежде, идеологического консенсуса между ведущими политическими партиями. Это привело разве что к временному прекращению идеологических дебатов. Поводом же для консенсуса в те годы были успехи «капитализма всеобщего благоденствия» кейнсианского толка. Дискуссию возродил Френсис Фукуяма в эссе «Конец истории?» (1989).

БУЛЛ (Bull) Хедли (1931-1985) – один из ярких представителей британской школы социологии международных отношений. В своей работе «Анархическое сообщество: исследование проблемы порядка в мировой политике» высказал гипотезу о становлении мирового (из международного) сообщества, где при всей неупорядоченности международных отношений конфликты уступят место конструктивному взаимодействию субъектов международных отношений. Последнее произойдет вследствие институционализации единой системы ценностей и норм во всех суверенных государствах.

ВАЛЛЕРСТАЙН (Wallerstein) Иммануил (род. 1930) – американский социолог, директор Центра Фернана Броделя. Один из создателей мир-системного анализа (одна из разновидностей неомарксизма), объектом которого являются исторические системы. Основные работы: «Капиталистическая мир-экономика», «Мир-системный анализ: теория и методология», «Окончание мира каким мы его знали. Социальная наука для XXI века» и др. ГЕЛЛНЕР (Gellner) Эрнест (1925-1995) – английский антрополог и политолог, автор теории национализма, согласно которой нации – есть продукт индустриального общества, и межгосударственные отношения в это время (после Первой мировой войны) строятся на основе национальных интересов (интересов государственно-образующей нации). В рамках этой теории разрабатывал учения о классах-нациях, т.е. положению в государственных образованиях народностей, не являющихся государственно-образующими. Основные работы: «Нации и национализм», «Культура, идентичность и политика», «Постмодернизм, разум и религия»и др. ДЖОРДЖ (George) Александр – американский политолог-международник, профессор Станфордского университета. Сторонник концепции международного порядка (разновидность теории международных режимов). Доработал концепцию стабильного мира К. Боулдинга. Основные работы: «Принятие решения президентом во внешней политике», «Сила и политическая прозорливость: дипломатические проблемы нашего времени» и др. ДОЙЛЬ (Doyle) Майкл (род. 1948) – американский политолог, специалист в области теории международных отношений. Автор термина «каноническая парадигма». Последовательный сторонник неолиберализма и теории «демократического мира». Наиболее известная работа – «Пути войны и мира: реализм, либерализм и социализм» ДОЙЧ (Deutsch) Карл (1912-1992) – немецкий политолог, сторонник коммуникативного подхода во внутренней и международной политике. Предложил концепцию политического сообщества (сообщества безопасности) и концепцию международной интеграции. Наиболее известные работы: «Политическое сообщество и Североатлантический ареал, международная организация в свете исторического опыта», «Нервы Правительства: модели политической связи и контроля» и др. КЕОХЕЙН (Keohane) Роберт (род. 1924) – американский политолог, профессор университета Дьюка. Один из представителей неолиберализма, сторонник теории комплексной взаимозависимости (совместно с Джозефом Наем), которая настаивает на использовании вместо понятия «международные отношения» (по сути, межгосударственные) понятие «транснациональные отношения». Помимо концепции транснациональных отношений, предложил концепцию неолиберального институционализма, предполагающую, что внутриполитические институты (партии, группы давления и т.д.) оказывают решающее влияние на внешнюю политику государства. Основные работы: «Сила и взаимозависимость. Переходной период мировой политики» (соавт. Дж. Най), «После гегемонии: сотрудничество и конфликт в мировой политической экономии», «Неореализм и его критики» и др. МОРГЕНТАУ (Morgenthau) Ганс (1904-1980) – американский политолог и историк. Один из создателей политического реализма, разработавший шесть общих принципов реализма. Основные работы: «Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир», «Политика в двадцатом веке», «Правда и власть» и др. Ввел в оборот понятие «национальный интерес».НАЙ (Nye) Джозеф (род.1937) – американский политолог, декан школы государственного управления им. Кеннеди, сторонник теории взаимозависимости неолиберального направления. Помимо концепций, разработанных совместно с Р. Кеохейном (см.), большое внимание уделял значению информационных технологий и коммуникативных сетей в современном мире. По мнению Дж. Ная, процессы, наблюдаемые в этих сферах, приводят к снижению роли правительств национальных государств и уменьшению значения военной силы в международных отношениях (работы: «Почему люди не доверяют правительству», «Democracy.com? Управление в мире, связанном информационными сетями»). ОЛСОН (Olson) Мансур – английский теоретик международных отношений, выдвинувший теории «коллективного действия» и «общих благ». Последняя послужила точкой отсчета разработки теории гегемонии, которую в той или иной степени затрагивали авторы самых разных «канонических» парадигм (Р. Кеохейн, Е.Остром, И. Валлерстайн, Дж. Модельски и др.). Классическая работа М. Олсона – «Логика коллективного действия». РАССЕТ (Rassett) Брюс (род. 1935) – американский политолог, специалист в области методики изучения международных отношений, сторонник неолиберализма («либеральный интернационализм») и теории «демократического мира». Наиболее известная работа, написанная в соавторстве с Х. Старром, - «Мировая политика. Меню для выбора». РОККАН (Rokkan) Стейн (1921-1979) – норвежский социолог и политолог, видный специалист в области электоральных исследований («Партийные системы и размежевание избирателей» в соавт. с С. Липсетом). В области международных отношений разработал «теорию Европы» («концептуальную карту Европы»), в которой была предпринята попытка создать «топографическую и типологическую макромодель Европы», т.е. рассмотреть вопросы образования наций и государств на определенных территориях («Политика территориальной идентичности: исследования европейского регионализма»). УОЛТ (Walt) Стефен – американский специалист в области теории международных отношений, профессор Чикагского университета. Последовательный сторонник неореализма, предложивший в дополнению к теории «баланса сил» концепцию «баланса угроз», согласно которой страны вступают в коалицию не столько против самой мощной державы, сколько против державы, представляющих для них наибольшую угрозу (географическая близость, агрессивность и т.д.) Основные работы: «Революция и война», «Происхождение союзов» и др. УОЛТЦ (Waltz) Кеннет (род. 1924) – американский политолог, профессор университета Беркли и Колумбийского университета. Один из видных представителей неореализма, автор концепции структурного реализма и теории баланса сил. Большое внимание уделял методологии изучения международных отношений. Основные работы: «Человек, государство и война: теоретический анализ», «Теория международной политики», «Применение силы: Военная мощь и международная политика» и др. ФРАНК (Frank) Андре Гундер (род. 1929) – канадский экономист и социолог немецкого происхождения, профессор социологии в университете Торонто. Сторонник мир-системного подхода. Совместно с И. Валлерстайном разработал «теорию зависимости», согласно которой неравномерное развитие государств есть следствие неравноправных межгосударственных отношений. Основные работы: «Капитализм и отсталость в Латинской Америке», «Критика и антикритика. Эссе о зависимости и реформизме», «Новый Восток. Глобальная экономика в эпоху Азии» и др. ФУКУЯМА (Fukuyama) Френсис (род. 1952) – американский политолог, профессор университета Дж. Мэйсона. Автор известной статьи «Конец истории?», созданной на ее основе монографии «Конец истории и последний человек», а также работ «Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния», «Великое крушение» и др. Последовательный сторонник неолиберализма, считающий, что с крушением коммунизма либеральная демократия остается единственным принципом политической организации, как во внутриполитических делах общества, так и на международной арене. ХАНТИНГТОН (Huntington) Самуэль (род. 1927) – американский политолог, специализирующийся в области компаративистики (сравнительной политологии) и транзитологии (изучение перехода от авторитаризма к демократии), директор института стратегических исследований в Гарвардском университете. Автор теории политической модернизации, которая утверждает, что быстрая модернизация политических институтов ведет к их упадку и ведет к появлению антидемократических движений (работы «Политический порядок в изменяющихся обществах», «Кризис демократии» в соавт. и др.). В международных отношениях придерживается социокультурного и геополитического подходов, постулируя, что идеологические конфликты преобразуются в конфликты различных культурных систем (цивилизаций). Эта мысль отражена в статье «Столкновение цивилизаций» и книге «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка». Широкую известность также приобрели работы: «Третья волна: демократизация в конце XX века», «Дилеммы мировой политики» и др.

 

 

Моргайлик М.А. Опорный словарь к курсу лекций по политологии – Анапа, 2010 – 182с.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.026 сек.)