АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Международная амнистия – всемирная организация активистов-добровольцев, работающиx в сфере прав человека. Новости, правовая библиотека, акции и кампании. 4 страница

Читайте также:
  1. Company Name Организация
  2. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 1 страница
  3. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 2 страница
  4. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 3 страница
  5. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 4 страница
  6. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 5 страница
  7. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 6 страница
  8. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 7 страница
  9. I. Перевести текст. 1 страница
  10. I. Перевести текст. 10 страница
  11. I. Перевести текст. 11 страница
  12. I. Перевести текст. 2 страница

 

И

ИВЕНТ-АНАЛИЗ (event – событие) – количественный метод исследования политический событий) – сформировался исключительно в рамках эмпирической политической науки, в частности изучения международных отношений, тогда как большинство методов являются еждисциплинарными. Ивент-анализ исследует не сами событияа сообщения СМИ о событиях и ориентируется на исследовании межгосударственных отношениях: изучение военных конфликтов, акций протеста, этнических столкновений, проявления насилия в обществе, состояния и динамики переговорного процесса.

ИДЕНТИЧНОСТЬ (< лат. Identifico отождествление) – осознание личностью своей принадлежности к определенной группе, своего статуса и роли. Понятие «И.» было введено в науку 3. Фрейдом. Более подробно концепция идентичности была разработана Э. Эриксоном. Американский ученый выделял персональную И. как результат осознания личностью подлинности и неизменности бытия, своей принадлежности к определенному времени и пространству и социальную

И. как ощущение личностью своей принадлежности к некоей группе, сообществу, осознание некоторых групповых ценностей. В политологии под идентичностью понимается чувство принадлежности личности к определенной группе, согласие с определенными политическими ценностями, выражение симпатий к определенной политической партии или лидеру и оказание им поддержки.

ИДЕОЛОГИЯ совокупность идейных воззрений, выражающих интересы социальных групп, партий, общества в целом и определяющих их политическое поведение. Доктрина, обосновывающая притязание класса, группы, партии на власть и предусматривающая определенную стратегию действий.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ – особый вид политического управления, при котором субъектом выступает команда во главе с кандидатом, а объектом – потенциальные избиратели. Целью избирательной кампании является – одержать победу в борьбе за голоса избирателей.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – совокупность избирательных прав и процедур, на основе которых осуществляются выборы в представительные органы власти или высших должностных лиц. При демократии выборы носят всеобщий, равный и тайный характер. Существует три типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. При мажоритарной системе избранным считается депутат, набравший большинство голосов в своем избирательном округе. В зависимости от законодательной трактовки понятия «большинство», мажоритарные системы подразделяются на: а) абсолютные, в которых для победы кандидата на выборах необходимо собрать как минимум 50% +1 голос избирателей (Австралия) и б) относительные, где для избрания необходимо собрать простое большинство голосов (Великобритания, Канада, США, Новая Зеландия). В случае использования абсолютной мажоритарной системы выборы, как правило, проводят в два тура. Если в первом ни один из кандидатов не набирает абсолютного большинства голосов, проводится второй тур. В нем принимают участие два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов. Победитель определяется здесь простым большинством голосов. При пропорциональной системе избиратели отдают свои голоса за партии, включенные в избирательный бюллетень (Бельгия, Швеция). Партия, перешагнувшая процентный барьер (более 5% голосов в Германии и России или более 4% в Швеции) получает депутатские мандаты, пропорционально доле голосов избирателей, полученных на выборах. Пропорциональные избирательные системы могут действовать на двух уровнях: а) на общегосударственном уровне и б) на уровне многомандатных округов. При смешанной избирательной системе часть депутатов избирается по мажоритарному, а часть по пропорциональному принципу. В России выборы в Государственную Думу осуществляются на основе смешанной системы: 225 депутатов избираются по абсолютной мажоритарной системе и 225 по пропорциональной.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – это совокупность способов воздействия на массы с целью повлиять на их электоральное поведение и побудить отдать свои голоса за определенного кандидата. Сегментирование – это разбивка электората на группы, принадлежность к которым обуславливает появление у людей ряда общих признаков: учителя, студенты, матери военнослужащих, домохозяйки.

ИЛЬИН Иван Александрович (1883—1954) — религиозный философ и правовед. Область политических исследований И. не ограничивалась философскими трактатами о власти, государстве и праве и включала в себя поиски политического идеала, решение проблемы соотношения нравственности и политики, анализ вопросов перехода от тоталитаризма к демократии. И. — идеолог неомонархизма. Монархический идеал, по И., не обязательно должен быть воплощен для всех стран и народов, так как основу монархии составляет определенный уклад нации, ее правосознание. Те народы, у которых эти качества разрушены или отсутствуют, не способны воспринять монархию как высший политический строй. Для России после крушения коммунизма И. считал необходимым найти разумное сочетание монархических и республиканских предпочтений с аристократическим, ведущим слоем «национальной диктатуры». Основные работы И.: «Понятие права и силы: опыт методологического анализа» (1910), «О сопротивлении злу силою» (1925), «Наши задачи» (1956).

ИМПЕРИЯ (< лат. imperium власть, государство) — одна из древнейших форм государственного устройства. Признаками империи являются: высокая концентрация власти, ее распространение на обширную территорию; значительно этнически и культурно разнородный состав населения; экспансионистские стремления элиты; сильный бюрократический аппарат. Империи возникают в результате широкой территориальной экспансии, осуществляемой правящими элитами. Для создания и сохранения империй политические элиты вынуждены не только осуществлять физическое насилие, но и создавать мощный и эффективный бюрократический аппарат, способствовать экономическому развитию провинций и периферии. Примерами империй могут служить Римская империя, империя инков, Российская империя.

ИМПИЧМЕНТ (< англ. impeachement обвинение) – процедура выдвижения обвинения против президента и отстранения его от должности. Как правило, отрешение президента от власти возможно в случаях нарушения Конституции или государственной измены. Для отстранения президента от власти необходимо решение не менее 2/3 депутатов обеих палат парламента. Затем дело передается на рассмотрение в высшие судебные органы власти.

ИМПРИНТИНГ (эффект И.) – способность личности к эмоциональному восприятию чего-то нового от источников, пользующихся у нее авторитетом (отца, вождя, учителя, газеты, телевидения и т. п.).

И. становится возможным лишь в определенных условиях, когда новое не вступает в противоречие с тем, что личность, уже прочно усвоила, проверила на опыте, внесла в свой менталитет, когда новое восполняет некоторый недостаток знаний, умения и отвечает потребности в их пополнении. В этих усло­виях И. становится ключом к пониманию того, как одни идеи могут быть быстро усвоены широкими массами под идеологи­ческим воздействием, а другие - нет.

Возможности И. уменьшают распространение либеральных ценностей, так как они изначально требуют диалога, доказа­тельств, отслеживания четких причинно-следственных связей, соблюдения особых логических процедур, ориентации на спе­цифические правоосновательные принципы, что существенно ограничивает возможность, например, одним словом объявить человека вредителем, врагом народа или внушить массам определенный (нужный) образ мысли на основании един­ственности или исключительности той или иной инфор­мации.

Эффект И. используется как важное средство идеологической деятельности правящей элиты. С другой стороны, его применение требует максимального учета специфики культуры различных групп населения, всесторонних социометрических исследований. Учет импринтингового воздействия является важным элементом концепции политического влияния.

ИНАУГУРАЦИЯ (< лат. inaugurare посвящать) – процедура вступления в должность главы государства.

ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ – организация политической деятельности и политических отношений на основе определенных норм и процедур. В политические институты включаются: 1) общепринятые и признанные политические нормы и ценности: 2) общепринятые модели политического поведения: 3) формы организации политических отношений; 4) контроль за соблюдением правил и норм. К политическим институтам относятся государственные органы власти (парламент, правительство, суд), структуры, осуществляющие представительство интересов (политические партии, группы интересов, лоббизм), способы избрания должностных лиц (избирательные системы) и др. Каждый И.П. специализируется на выполнении специфических функций.

ИНТЕРЕСЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ (от лат. interest - имеет значение, важно) – причина всяких политических действий, выражающая направленность субъекта политики на разрешение противоречий между его политическими потребностями и условиями их удовлетворения.

Содержанием политического интереса выступает, как правило, потребность завоевания или удержания политической власти. И. п. являются центральным элементом политической жизни, посредством которых объективная необходимость трансформируется в субъективные элементы политической деятельности. И. п. переводят требования законов в детерминанты деятельности субъектов политики, реализуются в них, на- ходят воплощение в результатах действия законов политического развития общества.

ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТОЛОГИИ признание политологии в качестве научной дисциплины посредством

– принятия государственных стандартов;

– открытие учебных кафедр, факультетов политологии в учебных заведениях;

– курсов подготовки профессиональных политологов;

– выпуск учебных пособий, монографий;

– создание обществ, ассоциаций политологов как в отдельных странах, так и международных.

Можно выделить следующие основные вехи формирования и выделения политической науки как самостоятельной академической дисциплины и ее институционализации.

В 1857 году Фрэнсис Либер открывает кафедру истории и политической науки в Колумбийском университете США. Затем в 1880 году там же Джордж Берджес, сменивший Либера, основал первую школу политической науки. В 1903 году была создана Американская Ассоциация политической науки. Сегодня она насчитывает более 16 тысяч человек. В 1948 году Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры рекомендовала курс политологии для изучения в высших учебных заведениях. Были также сформулированы основные объекты исследования политической науки:

1. Политическая теория. Задача: формулирование гипотез о политических явлениях, фактах, системах.

2. Политические институты: конституция, центральное управление, региональное и местное управление, публичная администрация, сравнительный анализ политических институтов (органы управления разного уровня).

3. Партии, группы, общественное мнение.

4. Международные отношения: международная политика, международные организации, международное право.

В 1949 год под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки.

Международная ассоциация политических наук сегодня объединяет 45 национальных политических ассоциаций (вкл. Российскую ассоциацию политической науки (РАПН), 110 политологических кафедр ведущих университетов мира, 1500 индивидуальных членов. За время существования ассоциации было проведено 20 Всемирных конгрессов политологов: в 1-м в 1950 приняли участие 80 политологов из 23 стран, в 20-м (в Японии) – 110 стран (2400 участников). В июле 2009 года в Сантьяго в Чили прошел ХХ1 конгресс Международной ассоциации политической науки.

В бывшем Советском Союзе, как странах социалистического лагеря (ГДР, Болгарии, Чехословакии) политология запрещалась или существовала формально: ей отводилась задача защищать и оправдывать коммунистическую идеологию и диктат одной партии.

Институциализация политологии в России началась в последнее десятилетие ХХ века, хотя в 1961 г. после ХХ съезда КПСС была создана Советская ассоциация политических наук.

С 1990 года было открыто более 300 кафедр, ежегодно защищаются докторские и кандидатские диссертации по политологии; написаны учебники учебные пособия, научные монографии, издаются центральные научные журналы, затрагивающие политологическую тематику: «Политические исследования», «Вестник Московского университета» Серия 18 «Социология и политология», «Социально-гуманитарные знания» и многие другие региональные издания.

Под эгидой Российской ассоциации политической науки проводятся Всероссийские конгрессы политологов. Первый Конгресс «Современная Россия: власть, общество, политическая наука» состоялся в 1998 году, Второй – «Россия. Политические вызовы ХХ1» – в 2000 году, Третий – «Выборы в России и российский выбор» – в 2003 году, Четвертый – «Демократия, безопасность, эффективное управление: новые вызовы политической науке» – в 2006 году, Пятый – в 2009.

Ирредентизм – (итал. irredentio - неосвобожденный) - разновидность национальной политики государства, направленной на объединение рассеянных по миру народа, нации или этноса. Исторически возник как движение за присоединение к Италии пограничных земель Австро-Венгрии с итальянским населением.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД В ПОЛИТОЛОГИИ – правило, прием изучения политических явлений, институтов, процессов в их возникновении, становлении и развитии. В общем виде пред­полагает уяснение специфики соответствующих исторических ситуаций, понимание наряду с общими закономерностями истории своеобразия конкретных обстоятельств. Этот метод ориентирует на познание политических явлений такими, какие они есть в действительности, в конкретных исторических условиях. Он требует выявлять как позитивные, так и негативные тенденции политического развития, дает возможность выявить последствия принимаемых решений. Исторический метод в политологии позволяет извлечь уроки прошлого опыта, критически отнестись к обоснованию действующей политики, увидеть тенденции дальнейшего развития политического явления.

ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ – властное начало. В качестве источников власти могут выступать знания, авторитет, сила или угроза ее применения, закон, богатство, престиж, харизма, социальный и политический статус, тайна, интерес и т.д.

 

К

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ – интегральная социально-политическая характеристика, включающая степень конкретного использования личностью всех имеющихся общественно и личностно значимых социальных ценностей, а также удовлетворенность уровнем доступности к ним. Выражается в индивидуальной оценке каждой личностью условий своего существования и возможностей по их использованию для удовлетворения и вос­производства важнейших общественных и личных потребностей. Как следствие К. ж.описывается через категории «ощу­щаемого качества жизни», уровня стрессовых ситуаций, благо­получия и комфортности личности, качества окружающей среды и т. п.

В отечественной литературе К. ж. рассматривается как важная характеристика образа жизни.

КВАЛИФИЦИРОВАННОЕ БОЛЬШИНСТВО – термин, означающий большинство в 2/3 или 3/4 голосов присутствующих на заседаниях, съездах, собраниях парламентов, устанавливаемое для принятия правомочных решений по наиболее важным во­просам, таким, как принятие конституции или внесение в нее изменений.

КВОРУМ (от лат. quorum) – установленное правилами, рег­ламентом количество участников собраний, заседаний руково­дящих органов парламентов, съездов, необходимое и доста­точное для начала работы форума или принятия какого-либо решения на нем. Каждый участник собрания, сомневающийся в наличии кворума, может обратиться к председателю собра­ния для проверки исполнения этого требования. Решение, принятое при отсутствии кворума, считается недействи­тельным.

КВОТА (от позднелат. quota - часть, приходящаяся на каждого) – доля, часть, норма. При пропорциональной систе­ме выборов избирательная квота – число голосов, необходи­мое для избрания одного депутата в данном избирательном округе.

«КЕЙНСИАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» – понятие, отражающее особенности периода государственного регулирования рыночного хозяйства, пришедшего на смену периода свободной конкуренции. (См. Либерализм; «LAISSER-faire»). Теоретическим обоснованием системы государственного регулирования хозяйственной жизни стала работа выдающегося английского экономиста Дж. М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Кейнсианцы доказывали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственного вмешательства, способного уравновесить совокупные спрос и предложение, вывести экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

В кейнсианской концепции отвергалось и положение классической теории, согласно которому предложение порождает спрос. Кейнс утверждал, что существует обратная причинно-следственная связь: совокупный спрос создает предложение. Если совокупный спрос не достаточен, то и объем производства не будет равен потенциальному при полной занятости. При негибкости цен экономика долгое время может пребывать в состоянии депрессии с высоким уровнем безработицы. В отличие от неоклассической школы, Кейнс полагал, что государство способно регулировать экономику, воздействуя на совокупный спрос, так как рыночный механизм не может приводить систему к равновесному состоянию, соответствующему полной занятости. Идеи, выдвинутые в ходе "кейнсианской революции", вызвали переворот в воззрениях на рыночную экономику и в хозяйственной практике. В 1930-1960-е гг. столетия кейнсианские идеи стали едва ли не общепризнанными. Однако в 1970-е гг. наступило разочарование в кейнсианских рецептах связанное во многом с экономическим кризисом 1973-1975. Неоклассики смогли взять реванш, возглавив "консервативную контрреволюцию".

КИСТЯКОВСКИЙ Богдан Александрович (1868—1920) — рус. юрист, правовед. Один из представителей рус. «возрожденного естественного права», либерализма. Одна из главных тем творчества К. — правовое государство, которое он считал высшей формой государственности, выработанной человечеством. Суть правового государства, по Кистяковскому, — ограниченность власти признанием за личностью неотъемлемых, неприкосновенных прав. Наиболее характерными признаками правового государства являются: безличность и абстрактность власти, ее престиж, обаяние, авторитет, традиция, привычка, сила, нравственное оправдание. Последнее — главный признак власти, закрепленный в правовых нормах. Отсюда следует вывод о том, что правовая идея, связанная с нравственным оправданием, — это идея должного. И главная проблема состоит в приведении фактических реальных общественных отношений в соответствие с идеей должного, т.е. с правовой идеей. Основным содержанием правовой идеи выступает свобода. По мне­нию Кистяковского, неосвоенность комплекса правовых идей русской интеллигенцией — причина того, что она полностью упустила из виду правовую природу конституционного права и, тем самым, продемон­стрировала свое правовое убожество. Поскольку, как считал Кистяковский, правосознание народа отражается в его способности создавать организации и вырабатывать для них известные формы, постольку убожество правосознания, низкий уровень правовой и политической культуры приводят к примитивному толкованию права как чисто нормативных актов, а воплощением подобного толкования права является полицейское государство. Не случайно, отмечал русский мыслитель, государство в русском понимании — это всеохватывающее государство. Но такое государство — отклонение от должного. Воплощением же должного Кистяковский считал правовое государство, которое, с одной стороны, ограничено правами личности, а с дру­гой — обеспечивает их соблюдение. В правовом государстве народ и государство разделены не как нечто чуждое друг другу, а как стороны, основой взаимного существования которых являются общие интересы.

КЛАССЫ (от лат. classis - разряд) возникли на определен­ном уровне развития материального производства, с появле­нием прибавочного продукта, в результате разложения первобытнообщинного строя. К., по определению В. И. Ленина, это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформ­ленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по спосо­бам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они могут располагать.

Учение о К. пришло на смену представлению о разделении общества на богатых и бедных. Западные экономисты: (А. Смит, Д. Рикардо и др.) разработали распределительную теорию, выделив три основных К. в современном им обществе: 1) собственники земли (феодалы), получающие ренту; 2) владельцы капитала (буржуа), получающие прибыль; 3) рабочие, располагающие своим трудом, получающие заработную плату. Антагонистические классы ведут между собой постоянную борьбу. Кроме основных К. в современном обществе есть и другие классы (крупные землевладельцы, помещики).

КЛЕВЕТА ПОЛИТИЧЕСКАЯ – ложное сообщение, распростра­нение заведомо искаженных, позорящих измышлений о пове­дении и действиях отдельных политических лидеров, общест­венных групп, политических, партий и движений, органов власти или государства в. целом. Ее цель - опорочить кого-либо или что-либо, вызвать недоверие народа к политическим программам и действиям. Она выступает одним из средств политической борьбы и отражает кризисные явления в политической жизни общества.

КЛЕПТОКРАТИЯ – (букв. власть воров) – термин, введенный в оборот в конце 1980-х годов для обозначения части аппарата государственной власти и их лидеров ряда авторитарно-тоталитарных режимов, использующих свое положение для личного обогащения путем хищений из государственной казны, присвоения себе части доходов от торговли оружием, наркотиками, экспортно-импортных операций, сбора дани с кор­румпированных чиновников, перечислением на свои счета валютной части зарубежной помощи и т. п. способами.

Наличие К. не является привилегией лишь слаборазвитых стран третьего мира. Как правило, она возникает всюду, где общество не контролирует существующие управленческие структуры, отчуждено от реальной государственной власти. В итоге, например, только из стран третьего мира К. за период с 1981 по 1991 г., по оценкам Международного валютного фонда, переправлено на Запад на анонимные счета 250 миллиардов «диктатородолларов».

КЛИЕНТЕЛЛА – (лат. cliens - послушный) – объединение единомышленников вокруг видного политического деятеля. Характеризуется, как правило, личной зависимостью отношений

КЛИКА (< франц. clique шайка, банда) – небольшая группа людей, основанная на неформальных и личных связях и объединенная вокруг определенного политического лидера. Как правило, целью деятельности клики является захват и удержание государственной власти насильственным путем.

КОАЛИЦИЯ (< лат. coalitio союз) – политический союз, возникающий в результате соглашения различных политических сил, партий относительно целей и методов проводимой политики. Существуют государственные, партийные и правительственные коалиции. Государственные коалиции образуются на основе общих внешнеполитических интересов и целей. Партийные коалиции возникают в условиях многопартийности (см. партийная система), когда ни одна из политических партий не имеет большинства в парламенте. Правительство, формирующееся из представителей различных политических сил, называется коалиционным или правительственной коалицией.

КОГНИТИВНОЕ КАРТИРОВАНИЕ – метод политологии,при помощи которого выявляются основные понятия, которыми оперирует политик, и нахождение имеющихся между ними причинно-следственных связей. В результате исследователь получает карту-схему, на которой на основании изучения речей и выступлений политического деятеля отражено его восприятие политической ситуации или отдельных проблем в ней.

КОММУНИЗМ (< греч. сommunis общий) – политическая идеология, предполагающая устройство общества на основе принципов коллективизма, социального равенства и социальной справедливости. Ведущими теоретиками К. были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др. Анализ общественного положения классов, слоев, социальных групп в К. является исходным пунктом для понимания политического поведения масс, от­дельных лидеров, их интересов. Стержень коммунистической идеологии — учение о классовой борьбе, ориентация на преимущественно насильственную реализацию классовых целей. Раскрывая содержание и формы классовой борьбы пролетариата, Маркс и Энгельс определили ее основную цель: установление диктатуры пролетариата, являющейся антиподом диктатуры эксплуататорских классов и приводящей к построению бесклассового общества, созданию условий для отмирания государства.

КОММУНИКАЦИЯ (< лат. communicatio связь) – совокупность процессов и институтов, осуществляющих информационную связь между политической системой и окружающей средой, а также между элементами политической системы. Коммуникативную функцию осуществляют партии, группы интересов, средства массовой информации. Неразвитость политической коммуникации является одной из причин низкой степени адаптации политической системы, ведет к утрате поддержки и нестабильности.

КОМПРОМИСС (от лат. compromissum) – 1) соглашение между представителями различных сталкивающихся госу­дарств, политических партий и движений, общественных орга­низаций, политическими лидерами, социальными слоями и группами, классами и т. п.; 2) урегулирование разногласий, достигнутое путем взаимных уступок.

КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ (от лат. Convergere–приближаться, сходиться) – одна из политологических концепций, предпо­лагающая в общественном развитии тенденцию к сближению политически систем – капитализма и социализ­ма с возможностью их последующего синтеза в смешанное общество, сочетающее в себе положительные стороны каж­дого из них. Обосновывается ссылками на интернационали­зацию экономической, политической и культурной деятельно­сти в современную эпоху, на наличие ряда общих структурных и функциональных аспектов у индустриально развитого обще­ства, на необходимость совместного решения общечеловече­ских глобальных проблем. Они получили распространение в западной общественной мысли в 50-60-е годы. К. т. включает широкий диапазон философских, социологических, экономиче­ских, политических взглядов и футурологических прогнозов.

КОНСЕНСУС (< лат. consensus согласие, единодушие) – состояние согласия большинства общества, основных социально-политических сил относительно наиболее важных принципов политической организации, распределения ценностей, власти и прав в обществе. Чаще всего идея консенсуса трактуется в форме «справедливости», т.е. приемлемости того или иного положения. Ее прообразом считается концепция «общественного договора» Гоббса, Локка и Руссо. У философов Нового времени и эпохи Просвещения общественное согласие основывается на знании большинством того, что делает правительство в его интересах. Принцип консенсуса предполагает учет мнения как большинства, так и меньшинства. Достижению консенсуса способствует высокий уровень жизни, уважение прав и свобод человека, наличие толерантности в обществе, существование институциональных форм разрешения конфликта, этнолингвистическая и ре­лигиозная однородность общества. Выделяют три объекта консенсуса: ценности, процедуры и политика. К. по поводу ценностей означает согласие по базовым нормам и принципам большинства общества. К. по поводу процедур означает согласие большинства относительно главных «правил игры» (напр., признание результатов состоявшихся выборов). К. по поводу политики означает согласие большинства относительно основных форм организации политической власти (напр., согласие с существованием данной формы правления). Кризис консенсуса обычно связан с кризисом отношений церковь — государство, традиционной политики и включением в нее нетрадиционных групп, перераспределением ролей и статусов, политизацией масс.

КОНСЕРВАТИЗМ (< лат. conservare сохранять, охранять, заботиться о сохранении) – политическая идеология. Термин «К.» впервые был употреблен французским писателем-романтиком Ф.Р. Шатобрианом, который в 1818 г. стал издавать журнал «Консерватор». «Отцом-основателем», «пророком», «Миллем и Марксом» классического К. считается английский политический деятель, философ и публицист Э. Берк (1729—1797). Наряду с ним, большой вклад в разработку консервативной идеологии в XIX в. внесли Ж. де Местр, Л. де Бональд, X. Доносо Кортес и др. Основные «заповеди», принципы консерватизма: 1) ограниченность сферы человеческого разума и, следовательно, важность универсального морального порядка, сан­кционированного и поддерживаемого религией; 2) «то, что можно не менять, менять не нужно», 3) вера в «право давности» и традиции народа; 4) убеждение в том, что существование строгих границ между классами и сословиями необходимо для социальной стабильности; 5) частная собственность — продукт человеческого разнообразия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель; 6) рассмотрение человека как не­совершенного и неразумного существа, подверженного греховному поведению; 7) презумпция «в пользу любой установленной системы правления против любого неиспользованного проекта» и др. «Быть консерватором... означает предпочитать известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт — выдумке, действительность — тому, что возможно, ограниченное — безграничному, близкое — далекому, достаточное — изобилию, сегодняшнее веселье — утопическому блаженству» (М. Оукшотт) В конце XIX — начале XX в. К. интегрировал важнейшие элементы классического либерализма: индивидуализм, принципы свободного рынка, конкуренции. Во второй половине XX в. консерваторы стали руководствоваться принципами, которые раньше отвергали (разделение властей, пар­ламентаризм, всеобщее избирательное право). Консерватор в отличие от либерала — носитель интегративного сознания, для него интересы государства, нации, общности выше, чем интересы индивида или какой-либо группы. Потребность в переходе от «индустриального общества» к «постиндустриальному» («информационному»), в более радикальных средствах для обеспечения экономического подъема привела в 70-х гг. к оформлению «неоконсерватизма». В экономической области неоконсерваторы обратились к классической либеральной теории рыночного хозяйства, предусматривающей решительное ограничение вмешательства государства. В противовес либеральной доктрине «государства всеобщего благоденствия» неоконсерваторы разработали концепцию «правового социального государства». Они выступают за сильное государство, рассматривая его прежде всего как охранительный институт, обеспечивающий порядок и стабильность. В современном К. органически сочетаются две тенденции: уважение классического либерализма к свободе отдельного индивида и традиционная для консерваторов защита таких ценностей, как религия, семья, закон, порядок, протестантская этика.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)