|
|||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Международная амнистия – всемирная организация активистов-добровольцев, работающиx в сфере прав человека. Новости, правовая библиотека, акции и кампании. 3 страницаПолитический характер вопроса о Г. выражается прежде и предоставлении собственным гражданам всей полноты социально-экономических, политических и личных прав и провозглашенных и гарантированных конституцией государства и его законами, что становится гарантом суверенитета и независимости данного государства. Ключевое значение вопросы Г. приобретают в условиях формирования новых национальных государств, так как позволяют приходящему к власти национальному большинству ослабить влияние оппозиционно настроенной части населения за счет отчуждения некоторого его числа по признаку гражданства (ценз оседлости, место рождения, национальная принадлежность) от участия в управлении государственными делами и формировании властных структур, вывода проводимой ею политики за рамки «общественно допустимой» или «исторически оправданной». Приобретение Г. происходит, как правило, по рождению (на основе «права крови», т. е. национальной принадлежности родителей, как в Дании, Афганистане, или «права почвы» - месту рождения, как в США, Аргентине), а также в порядке натурализации, т. е. приема в гражданство на основании личного прошения или в силу особых заслуг той или иной личности перед государством. Признание права каждого человека свободно выбирать гражданство во многих странах мира вместе с тем совмещается и с принципом экспатриации (автоматической утраты прежнего гражданства с приобретением нового), что направлено на недопущение двойного и тройного гражданства, дающего личности возможность ослабить свою юридическую ответственность за противоправные действия, допущенные в том или ином государстве. В государствах с монархической формой правления термин «гражданство» обычно соответствует термину «подданство». ГУМАНИЗАЦИЯ (от лат. Humanus – человечный) – процесс утверждения принципов гуманизма в жизни общества, последовательное установление и развитие общественных отношений, в основе которых находится признание человека как выcшей ценности, его прав на развитие и реализацию своих способностей, свободу, счастье. ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ – объединения индивидов на основе общих интересов, стремящиеся оказать влияние на политические институты в целях обеспечения принятия наиболее благоприятных и выгодных для себя решений. Главными функциями групп интересов являются: артикуляция и агрегирование интересов, коммуникация и рекрутация. Американские политологи Г. Алмонд и Д. Пауэлл подразделяют Г.И. на: 1) аномические – плохо организованы, возникают спонтанно и имеют склонность к насильственным методам деятельности (толпы, демонстрации, митинги и т.п.); 2) институциональные – действуют на постоянной основе, имеют высокую степень результативности, хорошо организованы (профсоюзы, предпринимательские ассоциации и др.). 3) ассоциативные (добровольные) и неассоциативные (недобровольные). Французский политолог Ж. Блондель выделяет среди групп интересов: 1) группы по обычаю, возникающие на основе общинных, кастовых или плановых связей; 2) институциональные группы, основывающиеся на формальных организациях внутри государственного аппарата (лоббистские группировки в парламенте и правительстве); 3) группы защиты, стремящиеся к реализации своих интересов (профсоюзы, банковские союзы, общества защиты прав потребителей и т.п.); 4) группы поддержки, ориентированные на строго ограниченные цели (экономические и антивоенные движения, ассоциации защиты прав потребителей). По сферам деятельности выделяют экономические, социальные, социокультурные Г.И. По сферам влияния Г.И. делятся на общегосударственные и региональные. В отличие от политических партий Г.И. не ставят своей целью борьбу за власть. Деятельность Г.И. получила название «лоббизм». Д ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822—1885) – философ, публицист, естествоиспытатель. Д. — создатель оригинальной философско-исторической системы, известной в научной литературе как теория культурно-исторических типов. Эта теория стала предтечей концепции локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби. В истории русской мысли антизападная позиция Д. выделяется своей последовательностью и радикализмом. Европа и Россия, по Д., принадлежат к совершенно различным культурно-историческим типам. В центре геополитической концепции Д. — идея славянства, остаивание славянской независимости и самобытности, Россия как «солнце славянства». Согласно Д., в мире должна появиться Всеславянская федерация с центром в Константинополе, который мог стать «Третьим Римом» в образе «славянско-православного Рима». Основные работы Д.: «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1871), «Сборник политических и экономических статей» (1890). ДВИЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ – способ существования политических отношений, заключающийся в общественной деятельности по реализации политических интересов. Деятельность включает участие в выработке и проведении в жизнь политики действия ее субъектов (классов, государства, социальных групп, лидеров и др.). Д. п. - следствие материальной и духовной деятельности, обладающее определенной самостоятельностью. Оно может быть прогрессивным, конструктивным, созидательным или сдерживающим, дестабилизирующим, деструктивным. ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ (от лат. dе... – отмена +...идеология) – отказ от построения отношений, организации деятельности; функционирования и взаимодействия между государствами и политическими силами на основе их идеологий. Как идея концепция Д. возникла в связи с распространением в мире признания за каждой из социальных сил права на существование, сближением их позиций с точки зрения общечеловеческих проблем и отсутствием между ними принципиально непримиримых, антагонистических противоречий, реально прослеживающимся на Западе затуханием социальных конфликтов спадом их напряженности. В связи с тем, что идеологии участников политического процесса отражают, как правило, их субъективные, частные интересы, взаимоотношения в деидеологизированном мире должны регулироваться согласно концепции Д. международными нормативно-правовыми актами, двусторонними договорами, традициями взаимодействующих народов и строиться на основе научного или технического решения возникающих проблем, а не противостоянием и конфронтацией. Противоречивость концепции Д. заключается главным образом в том, что установившиеся принципы международных отношений и регулирующие их акты сформировались в результате соотношения участвующих в нем сил, имеющих свои цели, потребности, идеалы, реализуемые через идеологии неотделимые от них. Значительный вклад в разработку теории Д. внесли Р. Арон, Д. Белл и др. ДЕЛЕГАТИВНАЯ ДЕМОКРАТИЯ – одна из разновидностей гибридных режимов. Понятие «Д.Д.» было введено в политическую науку аргентинским политологом 0'Доннеллом для обозначения режима, сочетающего в себе признаки демократии и авторитаризма. Его отличительными чертами являются: 1) регулярные выборы главы исполнительной власти, который на несколько лет становится высшим толкователем интересов нации; 2) низкий уровень институализации власти; 3) отсутствие каких-либо ограничений исполнительной власти, кроме неформальных отношений и сроков переизбрания ее главы; 4) наличие гражданских прав и свобод; 5) формальный характер законодательной власти; 6) радикальный характер политики, проводимой общенациональным лидером; 7) отсутствие механизмов согласования интересов. Д.Д., по мнению автора концепции, отличается от представительной отсутствием горизонтальной подотчетности исполнительной власти. В представительной демократии существует как вертикальная подотчетность власти (выборы), так и горизонтальная (система разделения властей, «сдержек и противовесов»). Отсутствие горизонтальной подотчетности при Д.Д. обусловлено низкой степенью институализации власти. Поскольку Д.Д. является промежуточным типом политического режима, постольку существуют две потенциальные альтернативы его развития. Одна их них сводится к регрессии Д.Д. и откату к авторитаризму; другая — к постепенной институализации режима и переходу к представительной демократии. В настоящее время понятие «Д.Д.» используется некоторыми политологами для характеристики режима, сложившегося в современной России. ДЕМАГОГИЯ (< греч. demagogia, demos народ, ago вести) — заявления, высказывания, выступления, в которых для достижения политических целей используются ложь, обман, спекуляции, методы манипулирования сознанием. ДЕМОКРАТИЯ (< греч. demos народ, kratos власть; власть народа) – среди значений, придаваемых слову «демократия», существуют следующие: • это система, при которой власть принадлежит самым бедным слоям общества; • это правление, которое непосредственно и непрерывно осуществляет сам народ, не нуждаясь в профессиональных политиках или государственных служащих; • это общество, основанное на принципе равных возможностей и личных заслуг, а не на иерархии и привилегиях; • это система социальных пособий, помощи бедным и вообще перераспределения общественного продукта с целью сократить социальное неравенство; • это система принятия решений, основанная на принципе волеизъявления большинства; • это система правления, которая обеспечивает права и интересы меньшинств, ограничивая власть большинства; • это способ занятия государственных должностей в ходе конкурентной борьбы за голоса избирателей; Как политический режим, демократия характеризуется следующими признаками: 1)гарантиями прав и свобод человека; 2) наличием всеобщего избирательного права и свободных выборов; 3) уважением прав меньшинства; 4) политическим плюрализмом; 5) публичностью власти; 6) разделением властей; 7) политической конкуренцией. В политологии выделяются две основные линии, две трактовки демократии: идентитарная и представительная. Первая из них, берущая свое начало от античной традиции, была наиболее полно разработана Ж.Ж. Руссо. Ее главными положениями являются: тождество (идентичность) правителей и управляемых, стремление власти к выражению общего интереса, единой воли народа и реализации всеобщего блага, подчинение частных интересов всеобщим, меньшинства большинству. Согласно представительной теории, при демократии сохраняются различия между правящими и управляемыми. Однако власть осуществляется всенародно избранными представителями. Представительная демократия сводится к совокупности способов выявления и согласования различных социальных интересов. Вторая трактовка является доминирующей в современной политической науке. Существует несколько теоретических моделей демократии: теория элитистской демократии (демократического господства элит), теория либеральной демократии, теория плюралистической демократии, теория плебисцитарной демократии, теория партисипаторной демократии, теория полиархии Р. Даля. ДЕПРИВАЦИЯ – состояние недовольства, вызываемое расхождением между реальным и/или оцениваемым состоянием, к которому стремится субъект. Концепция депривации является исходной для объяснения протестных форм политического поведения. Существует несколько моделей Д. Согласно Дж. Дэвису и Т. Гурру, «относительная Д.» — это представления людей о несправедливом характере распределения ценностей, порождающие недовольство и готовность к действию. Т. Гурр определяет Д. как результат расхождения между «ценностными ожиданиями» и «ценностными возможностями». При изменении ценностных ориентаций социальные возможности и уровень потребления, считавшиеся ранее удовлетворительными, становятся неприемлемыми. Возникающее стремление к новым стандартам жизни значительно расходится с существующими возможностями. Данный феномен получил название «революции растущих ожиданий». Вторая модель строится на допущении сохранения прежнего типа ориентации и уровня надежд при резком падении жизненных стандартов, сокращении объема ценностей, которыми располагает субъект. Такое состояние образно обозначается как «революция отобранных выгод». Третья модель, известная под названием «прогрессивной депривации», включает в себя концепты первой и второй модели. Дж. Дэвис связывает прогрессивную Д. с таким периодом, когда возраставшие и удовлетворявшиеся ранее потребности начинают блокироваться, что выывает раздражение и озлобленность. ДЕСПОТИЗМ (от греч. despoteia.- неограниченная власть) – 1) система государственного устройства, неограниченная монархия, характеризующаяся полным произволом власти, бесправием подданных. Классический Д. характерен для государств Древнего Востока (Ассирии, Вавилона); 2) самовластие, жестокое подавление свободы личности|, произвол по отношению к подчиненным. Деспот - тиран, |неограниченный и жестокий властитель. – одна из разновидностей авторитарного режима, существовавшая в странах Древнего Востока. Специфическими чертами этого режима являлись: концентрация власти в руках деспота, опиравшегося на широкий слой государственных чиновников; теократический характер государства; государственная и общинная собственность на землю. ДИССИДЕНТ – (лат. dissidens - несогласный) -1)инакомыслящий, человек, негативно относящийся к официальным, господствующим в государстве идеям и ценностям; 2) человек, находящийся в нравственно-политической оппозиции к власти в тоталитарных и авторитарных режимах ДОГМАТИЗМ (от греч. dogma - мнение, учение, решение) – односторонний, схематический, закостеневший метод мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами, положениями без учета конкретных условий, в отрыве от практики и науки, т. е. игнорирующий принцип творческого развития и конкретности истины. В основе Д. лежат: слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений, их абсолютизация, опора на произвольные, бездоказательные, предвзятые построения. Возникновение Д. исторически связано развитием религиозных представлений, требований веры догматы религии, утверждаемые в качестве непреложной истины. Познавательная основа Д. - явное или неосознанное игнорирование динамичности и конкретности истины, непонимание в ней диалектики абсолютного и относительного, абсолютизация какой-либо из ее сторон. Психологический фундамент Д. заключается в приверженности к выработанным усвоенным приемам и способам познания и деятельности инертности ума и воли. Социальные основания Д. связаны классовой, групповой, корпоративной и личной заинтересованностью в сохранении и отстаивании определенных положений и взглядов, обеспечивающих стабильное положение субъекта. В политике Д. ведет к авторитаризму, монополии на истины, субъективизму и волюнтаризму. ДОГОВОР – 1) в широком смысле - соглашение двух или нескольких сторон, направленное на установление, изменений или прекращение прав или обязанностей этих сторон; 2) Д. международный - добровольное соглашение между двумя или несколькими равноправными государствами или международными организациями относительно установление изменения или прекращения взаимных прав и обязанностей области политического, экономического, культурного или иного сотрудничества. Как правило, Д. заключается в письменной форме. Он может иметь различные наименования: пакт, конвенция, трактат, хартия, декларация, протокол, соглашение, коммюнике и обладать разной юридической силой. Д., заключенный в устной форме, называют «договоренностью», «джентльменским соглашением». По количеству участников Д. делятся на двусторонние и многосторонние; по порядку присоединения к ним - на открытые и закрытые. Международные Д. являются источником международного права. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – действия субъектов политики по реализации соответствующих политических интересов. Политическая деятельность есть концентрированное выражение всех сторон общественной деятельности, ее производная, но обладающая и значительной самостоятельностью. Практическая политическая деятельность, интегрируя в себе коренные политические интересы, может иметь конструктивный, созидательный характер или сдерживать, дестабилизировать, вызывать разрушение. Политическая деятельность включает: объект, субъект, цель, средства, результат и сам процесс деятельности. Ее своеобразие заключается в особенностях сферы действия (сфера политики, функционирования политической власти) и в специфике элементов, характеризующих данный вид деятельности. ДИКТАТУРА (< лат. dictatura неограниченная власть) – политический режим, характеризующийся неограниченной властью одного лица, небольшой группы или организации. В Древнем Риме диктатором назывался правитель, назначавшийся на высшую должность и наделявшийся для выполнения особых поручений или в случаях угрозы государству широкими полномочиями. Время правления диктатора было строго ограничено — не более 6 месяцев, но полномочия часто слагались сразу же после исполнения поручений. Само правление диктатора и обозначалось словом «Д.». Первыми диктаторами были Тит Ларций (498 г. до н.э.) и Марк Рутий (356 г. до н.э.). Последним историческим диктатором в Римской империи был Марк Юний Каннах (82 г. до н.э.). Д. Юлия Цезаря (47, 45—44 гг. до н.э.) носила уже более «современный» характер и была, по существу, бессрочной узурпацией власти. После смерти Цезаря Антоний навсегда отменил диктатуру как форму правления. Однако история диктатуры на этом не заканчивается. Тирания, азиатский деспотизм, цезаризм, Д. пролетариата, фашизм, авторитаризм, тоталитаризм и др. — исторические разновидности диктатуры. Всем им присущ ряд общих черт: неограниченный и бесконтрольный характер власти, отсутствие разделения властей, монополизация власти, бесправность человека, низкая степень легитимности власти, применение преимущественно репрессивных форм и методов социального контроля. XX в. знает две разновидности диктатуры — авторитаризм и тоталитаризм. Причины возникновения диктатур весьма разнообразны. Их усматривают в кризисах и разрушении традиционных структур общества, традициях, политической культуре народов, психологии масс, отсутствии развитого гражданского общества. ДИСКРИМИНАЦИЯ (< лат. discriminatio различение) – ограничение или лишение прав определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т.д. Д. нарушает права человека. Формами дискриминации являются: сегрегация — переселение лиц какой-либо национальности на специально отведенные территории (резервации, гетто) и геноцид — намеренное и систематическое физическое уничтожение представителей определенной этнической, религиозный или социальной группы. ДИССИДЕНТ (< лат. dissidens несогласный) – лицо, находящееся в нравственно-политической оппозиции к существующей власти и официальным политико-правовым нормам и ценностям. Диссидентами называли в средневековой Европе вероотступников и еретиков, а в более поздние исторические периоды — тех индивидов, которые не придерживались господствующей религии. В Советском Союзе диссидентами называли членов правозащитного движения, которое уделяло основное внимание отстаиванию таких прав и свобод, как свобода совести, слова, передвижения, право на честь и достоинство личности и др. ДЮВЕРЖЕ Морис (1917) – франц. социолог и политолог, специалист в области политической социологии. Основные работы: «Политические партии» (1951), «Идея политики. Применение власти в обществе» (1966) и др. Наибольшую известность ему принесли работы, посвященные исследованию партий. Д. предложил подразделять современные партии на массовые и кадровые. Им также были сформулированы «три социологических закона» взаимосвязи избирательных и партийных систем. Их содержание сводится к следующим положениям:1)пропорциональная избирательная система обусловливает возникновение многопартийной системы, характеризующейся существованием автономных партий с жесткой внутренней структурой; 2) абсолютная мажоритарная избирательная система порождает партийную систему, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к взаимному компромиссу; 3) относительная мажоритарная избирательная система влияет на формирование двухпартийной системы.
Е ЕВРАЗИЙСТВО – идейное и общественно-политическое движение русской эмиграции 20—30-х гг. XX в. Главные представители евразийской мысли — Н.С. Трубецкой (1890—1938), П.Н. Савицкий (1895—1965), Л.П. Красавин (1882—1952), Г.В. Флоровский (1893—1979) и др. представители Е. обосновывали развитие России как особой цивилизации — Евразии — нового историко-культурного и геополитического феномена. Евразийцами было разработано учение об идеократическом государстве с «единой культурно-государственной евразийской идеологией правящего слоя», выдвигаемого путем отбора из народа. ЕврАзийское экономическое сообщество – Евразийское экономическое сообщество – с момента его образования влючает пять государств - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В мае 2002 года по просьбе руководства Молдавии и Украины этим государствам был предоставлен статус наблюдателя при ЕврАзЭС. В 2003 году была удовлетворена аналогичная просьба Армении. В январе 2006 года членом ЕврАзЭС стал Узбекистан. В декабре 2003 года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС) – объединение27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС – уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль. Население ЕС в 1,5 раза превышающем численность США и в 3 раза – РФ; в ЕС размещается восемь крупнейших ТНК мира (в РФ – три), которые специализируются на производстве лекарств, нефтепереработке, производстве продуктов питания, телекоммуникационных, финансовых услугах.
ЕВРОПАРЛАМЕНТ – межгосударственный и межнациональный политический орган, в котором представлены 12 стран Европейского сообщества: Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, ФРГ, Франция. 518 депутатов Е. избираются один раз в пять лет прямым голосованием населения стран – членов сообщества. На рассмотрение Е. выносятся различные вопросы развития Европейского континента.
Ж "ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАКОН ОЛИГАРХИИ" – понятие, которое ввел в научный оборот немецкий философ, социолог Роберт Михельс в работе "Социология политической партии в условиях демократии" (1911). По его мнению, в деятельности любых объединений (партий, профсоюзов, государственных институтов) наблюдается тенденция к олигархизации. Всякая организация содержит в себе аристократические черты, так как создаваемые структуры отдаляют массы от руководства. Власть концентрируется в руках вождей и их приближенных, которые закрепляют за собой посты и привилегии. Их сменяемость становится почти невозможной. Усиливается роль бюрократии. Поведение масс становится пассивным. ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС – это словосочетание в политическом лексиконе появилось в ХХ в. После речи У. Черчилля в 1946 г. выражение стало метафорой для обозначения границы между капиталистическими и социалистическими странами. З ЗАБАСТОВКА – одно из основных социально-экономических прав человека, средство борьбы трудящихся за удовлетворение своих социально-экономических или политических требований, заключающееся в целенаправленно организованном коллективном прекращении работы. Пытаясь ограничить воздействие 3. на социально-экономический уклад государства, его стабильность, снизить их эффективность и результаты, правительства всех стран мира всячески стараются расширить круг условий их проведения (обязательность предупреждения администрации о начале 3., запрет на проведение 3. в некоторых сферах общественной жизни и деятельности, права администрации на наказание организаторов 3. и пр.). Это вызывает разнообразие форм забастовок: 3. «наоборот», когда работа продолжается несмотря па закрытие предприятий; «перемежающиеся» 3.- перекатывающиеся из цеха в цех и парализующие работу предприятия; 3. «усердия», когда работа ведется строго по инструкциям в ущерб рабочему времени; предупредительные, «перекатывающиеся» (ступенчатые) 3., когда работа прекращается па несколько дней в неделю или несколько часов в день; периодические – повторяющиеся несколько раз в месяц. По своему размаху 3. делятся на забастовки в масштабах одного пли нескольких предприятий, промышленного района, отрасли хозяйства, всего государства (всеобщая забастовка). По целям различаются экономические или политические забастовки. 3., связанные с прекращением работы, проводятся, как правило, с применением пикетирования остановленного предприятия или учреждения. ЗАКОН ЗИММЕЛЯ-КОЗЕРА – основан на идее Г.Зиммеля о том, что следствиемвнешнего конфликтачасто становитсяобъединение группы и влияет на сплоченность и однородность участвующих в конфликте групп. Внешний конфликт содействует появлению и укреплению групповой идентичности и поддерживает границы с социальным окружением. Зиммель подчеркивает, что можно легко установить взаимосвязь между централизацией группы и ее установкой на борьбу. Чем более группа централизована, тем более она стремится к борьбе. Проявление этой закономерности Зиммель видел в сильной централизации, существующей в армии. Из рассуждений Г. Зиммеля можно сделать вывод, что объединяющее значение борьбы проявляется в нескольких факторах: 1) в усилении единства как в сознании, так и в действиях; 2) в большем сплочении группы; 3) в исключении элементов, которые могут нарушать границы противоборствующих групп, 4) в самой возможности объединяться в борьбе людей и групп, которые в мирной ситуации не имеют отношения друг к другу. Наиболее известной интерпретацией зиммелевской теории конфликта является книга Л. Козера "Функции социального конфликта". Вслед за Зиммелем он пришел к выводу, что конфликт в данном случае выполняет позитивную функцию и служит укреплению границ и предотвращению распада групп. Концентрация на функциональных аспектах конфликта не исключает утверждения, что определенные формы конфликтов ведут к дезинтеграции. Козер различал в анализе Зиммеля социологическую и психологическую составляющие, считая главным предметом своего изучения конфликты в группах, а не особенности индивидуального поведения. ЗАПАДНИЧЕСТВО – идейно-политическое течение русской общественной мысли. Существует предположение, что термин «З.» ввел в оборот Н.В. Гоголь. Идеалом западников было приобщение России к ценностям и достижениям западной цивилизации. По своему содержанию, идейной направленности 3. было неоднородно. В нем прослеживаются два основных течения: умеренное и радикальное (революционное). Представители первого течения — Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, П. В. Анненков и др. – провозглашали целью общественного развития утверждение правового порядка, парламентаризма и конституционной монархии. Сторонники второго — В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский — видели будущее России в утверждении социалистического идеала. «ЗОЛОТОГО МИЛЛИАРДА» концепция – возникла в западной философии в 1980-х гг. в связи с представлениями о невозможности планеты прокормить все возрастающую численность населения, которое, по прогнозам, к середине XXI века достигнет 12-16 млрд., В связи с этим, привилегированная часть населения земного шара ("основное население планеты"), должно "иметь право" на высокий уровень жизни, поскольку проживает в "высокоцивилизованных" (т.е. в высокоразвитых капиталистических) странах, к которым относятся США, Великобритания, ФРГ, Франция, Италия, Канада, Израиль и Япония. Второй миллиард – полуосновное население, проживающее в остальной части западной Европы и в Австралии, имеет право на достаточный уровень жизни. Остальная часть населения, проживающая на территории Латинской Америки, Азии, Африки, Восточной Европы и бывшего СССР – это вспомогательное население, не имеющее права на высокий уровень жизни и на медицинское обслуживание. Это "нерентабельная часть населения" обреченная историей на деградацию и вымирание. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.) |