АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная идентичность, межгрупповые отношения и мультикультурализм

Читайте также:
  1. Аграрные отношения и формы землевладения. Усиление эксплуатации общинников.
  2. Аграрные отношения. Экономическая и социальная политика Комнинов.
  3. Административно-процессуальные нормы и отношения
  4. Антисоциальная личность
  5. Белорусская этносоциальная общность: сущность, этапы развития
  6. Билет № 39 Социальная философия.
  7. Биопсихосоциальная Модель Икскюля и Везиака
  8. Биосоциальная природа компенсаторного приспособления
  9. Близкие взаимоотношения и благополучие
  10. Близкие отношения и здоровье
  11. Близкие отношения и счастье
  12. Брак и семья, культура взаимоотношения полов

В концепции идентичности содержится потенциальная воз­можность ключевой взаимосвязи теории потребностей с разре­шением межгрупповых и международных конфликтов. Потреб­ность в идентичности рассматривается рядом современных те­оретиков по проблеме потребностей как фундаментальное тре­бование нормального человеческого развития. Ведущим из них является Надлер [17], утверждающий, что потребность в идентич­ности - это первая и наиболее фундаментальная потребность, альтернативой которой являются дезорганизация и смерть. Ос­таваясь на позициях подхода, базирующегося на теории откры­тых систем, Надлер заявляет [18], что идентичность развивает­ся и сохраняется в процессе обмена с окружающей средой; это утверждение соответствует положению Мида о том, что идентич­ность личности формируется в процессе социального взаимодей­ствия. Галтунг [19] отдает должное важности потребности в иден-


тичности как одной из четырех категорий в своей исчерпывающей типологии, в которой потребность в идентичности рассматрива­ется как зависящая главным образом от социальной структуры, т. е. степень удовлетворения потребности в идентичности боль­ше детерминируется природой социальной структуры, чем моти­вацией и способностями конкретных действующих лиц. Это по­ложение сразу же связывает потребность в идентичности с уров­нем межгрупповых отношений внутри и между сообществами. В рамках такою социально-психологического подхода Клайнберг [20] связывает потребность в принадлежности и отождествлении с группой с потребностью в аффилиации, постулированную Мюрреем. Важность наличия групповой идентичности основыва­ется на хорошо известном классическом положении Эриксона о том, что идентичность соответствующим образом проявляет себя одновременно как в индивидуальной культуре, так и коммунитар-ной. Несмотря на то, что Клайнберг [21] против того, чтобы раз­делять потребности на фундаментальные (для человеческого существования) и менее значимые, он приходит к выводу, что потребность в принадлежности и отождествлении себя с группой является фактически универсальной. И наконец, рассматривая конкретные случаи из жизни, он приходит к предположению, сде­ланному Галтунгом [22] и другими исследователями ранее: люди готовы безмерно страдать и жертвовать своей жизнью - и в ряде случаев они это делают - в борьбе за свою идентичность и ее защиту. Подобные драматические явления придают особое зна­чение тому положению, что идентичность является фундамен­тальной потребностью, оказывающей огромное влияние на соци­альное взаимодействие на групповом, межгрупповом и междуна­родном уровнях.

Социальные психологи в целом приняли трактовку Шерифа [23] о том, что межгрупповое поведение предполагает взаимодей­ствие индивидов на языке их групповых идентификаций. Совре­менное направление исследований, известное как теория соци­альной идентичности, вновь подчеркнуло важность групповой или социальной идентичности, поскольку она влияет на отноше­ния между группами. Эта основа объединяет концепции само­оценки и социальной идентичности с теорией социального срав­нения для того, чтобы объяснить межгрупповую дискриминацию [24]. Таким образом, теория обеспечивает полезные связи меж­ду индивидуальным, групповым и международным уровнями анализа.



Р.Дж. Фишер


Теория потребностей, социальная идентичность...



 


Первые исследования для обоснования теории включали лабораторные эксперименты, демонстрирующие тот факт, что простого восприятия принадлежности к искусственно сформиро-ванной группе было достаточно, чтобы вызвать межгрупповую дискриминацию в пользу своей группы в распределении ограни-ченных вознаграждений. Таким образом, была индуцирована межгрупповая дискриминация безо всякого реального конфлик-та интересов и безо всякой предшествующей истории взаимоот ношений. Исследователи искали такие объяснения, которые обосновывали бы положение о том, что простое наличие со­циальной категоризации в группах приводит к дискриминации между группами. Основной объясняющей концепцией представ-лялась концепция социальной идентичности, которая состояла из тех составляющих Я-образа индивида, выводимых из соци­альных категорий, к которым он или она принадлежит, и эмоцио­нальной и ценностной значимости этого членства. Социальная идентичность рассматривалась "важным вкладчиком" в индиви­дуальную положительную самооценку или Я-концепцию (каче­ство, которое, как считается, люди стремятся достичь, усилить или поддержать). Эти соображения приводят к четырем базовым утверждениям теории социальной идентичности: (1) индивиды прилагают усилия к сохранению положительной Я-концепции и социальной идентичности; (2) членство в группах способствует формированию социальной идентичности индивида; (3) оцени­вание своей собственной группы базируется на процессе со­циального сравнения с другими группами; (4) положительная со­циальная идентичность основывается на предпочтительных сравнениях в свою пользу.

Основная гипотеза состоит в том, что стремление к опреде­ленности и положительной оценке своей группы ведет к межгруп­повой дискриминации в пользу своей группы. Таким образом, теория подчеркивает важность групповой идентичности как для индивидуального, так и межгруппового функционирования. В не­котором смысле базовая потребность в социальной идентично­сти подпитывает процесс сравнения, который является частью этноцентрической дискриминации между группами. Однако важ­но отметить, что дискриминация, обнаруженная в исследовани­ях, представляет только одну сторону этноцентрического реаги­рования, т. е. ингрупповой фаворитизм. Враждебность и отвер­жение внешней группы, другая сторона этноцентризма, обычно


не обнаруживается в исследованиях этого направления [25]. Независимо от этого исследования в области теории социальной идентичности действительно демонстрируют потенциальное влияние самооценки и социальной идентичности на межгруппо­вые отношения и, следовательно, на межгрупповые конфликты. Стремление достичь и сохранить положительную социальную идентичность сравнимо с утверждениями представителей теории потребностей, которые считают осознание и признание идентич­ности существенными требованиями человеческого развития. Обсуждению вопроса о возможных негативных и позитивных по­следствиях стремления людей к поиску и обретению своей иден­тичности будет уделено внимание ниже при рассмотрении эклек­тичной модели конфликта.

История социальной психологии характерна непрекращаю­щимся интересом к темам, связанным с пониманием межгруппо­вых отношений, начиная с ранних работ по социальным установ­кам и этническим стереотипам, исследований по проблемам убеждающей коммуникации и пропаганды и заканчивая пробле­мами предубеждений и дискриминации. Более конкретно неко­торые теории межгрупповых отношений, акцентируя свое внима­ние главным образом на проблемах взаимоотношений большин­ства - меньшинства, были разработаны для того, чтобы дать ответ на ряд фундаментальных вопросов и попытаться объяс­нить причины эскалации и разрешения межгрупповых конфлик­тов [26]. С практической точки зрения социальные психологи внесли свой вклад в разработку принципов положительных меж­групповых отношений, на основании которых делается попытка конкретизировать условия, при которых различные группы были бы способны эффективно взаимодействовать в социетальном, особенно в международном контекстах. Эти принципы делают акцент на важности наличия у каждой группы достаточной иден­тичности, автономии и власти, чтобы безопасно, уважительно и осмысленно вступать во взаимозависимые отношения [27]. Недостаток идентичности и власти у группы меньшинства закан­чивается гетто при условии, если группы продолжают оставать­ся разделенными после формального уничтожения сегрегации с минимальным межгрупповым признанием. Когда группа мень­шинства обладает адекватной идентичностью и властью, разде­ление поддерживает сегрегацию и питает конкуренцию и проти­воборство, тогда как налаживание взаимосвязей и взаимоотно-



Р.Дж. Фишер


Теория потребностей, социальная идентичность...



 


шений должно приводить к справедливой интеграции и взаимо-зависимости. Последняя ситуация считается идеальной, если каждая группа сохраняет свою идентичность и автономию, участ-вуя в то же время в социальных и институциональных взаимодей­ствиях на равных и кооперативных началах. Для того чтобы про­двигаться в этом направлении в контексте отношений большин­ства - меньшинства, Петтигрю [28} и другие исследователи пред­лагают стратегию смешанного обогащения и интеграции, при ре­ализации которой усиливается и внутреннее развитие группы меньшинства, поскольку поощряется осмысленная взаимозави­симость.

Для реального взаимодействия между членами различных групп социальные психологи предложили совокупность условий, способствующих межгрупповому контакту, базирующихся на многочисленных исследованиях, начиная от лабораторных экс­периментов до массовых опросов, касающихся разногласий в межгрупповых взаимоотношениях. Эти условия конкретизируют параметры и характеристики межгрупповых взаимодействий, которые способствуют уменьшению предубежденности и враж­дебности между членами групп, обычно возникающих во взаимо­отношениях групп меньшинства - большинства, и соблюдение которых содержит потенциальную возможность в конечном сче­те снижать интенсивность межгрупповых конфликтов. Обзоры исследований, подкрепленные социально-психологическим ана­лизом установок и их изменений, позволили выделить совокуп­ность общепризнанных условий, которые представляют наивыс­шую "квинтэссенцию мудрости", предложенную данным направ­лением исследований [29]. Продолжение исследований в этой области помогает подкреплять и обновлять эти условия и нагляд­но иллюстрировать самые разнообразные групповые взаимоот­ношения, к которым они могут применяться [30]. Вкратце условия, которые способствуют положительным межгрупповым контактам, включают:

1) хорошую возможность установления знакомства на меж­
личностном уровне, позволяющую членам разных групп узнавать
друг друга как личностей, а также разрушать стереотипы и барь­
еры для взаимодействия;

2) равный статус участников взаимодействия или более вы­
сокий статус членов группы меньшинства, что делает взаимное
уважение более вероятным;


 

3) поддерживающие социальные нормы и институциональ­
ные ожидания, способствующие установлению положительных
качеств взаимодействия, включая дружбу, открытость и доверие;

4) кооперативную (требующую сотрудничества) структуру за­
дач и вознаграждений, которая вовлекает участников взаимодей­
ствия в функционально значимые виды активности, ориентиро­
ванные на достижение общих целей.

В определенной степени эти условия можно рассматривать как совместимые с индивидуальными и групповыми потребнос­тями, которые считаются важными и существенными для жизне­способных межгрупповых отношений и разрешения межгруппо­вых конфликтов. Эти условия совместимы со стремлениями каж­дой группы в получении признания и обеспечения безопасности, что необходимо для поддержания своей особенной идентично­сти и достижения равенства в рамках взаимозависимых отноше­ний с другими группами.

Принципы межгрупповых отношений и способствующие усло­вия межгруппового контакта оказались полезными в понимании и проведении в жизнь политических рекомендаций по улучшению отношений групп меньшинства - большинства в Канаде и Новой Зеландии. Фишер и МакНабб [31] запротоколировали и произве­ли оценку работы местного комитета по налаживанию отношений "меньшинство - большинство" между местным населением и новопоселенцами в одном из небольших городов Западной Ка­нады. С использованием данных методов включенного наблюде­ния и интервью был составлен отчет, описывающий деятель­ность комитета и предлагающий модель для других муниципали­тетов, заинтересованных в улучшении подобных отношений. По­лучено подтверждение правильности базового подхода в дея­тельности комитета: ориентация на интеграцию, которая включа­ла виды активности и программы, позволяющие каждой группе сохранять и поддерживать свою идентичность и независимость и в то же время приходить к взаимодействию и сотрудничеству в решении вопросов, представляющих взаимный интерес. Коми­тет провел конференции по межкультурному диалогу, включаю­щие коренных и некоренных жителей города для выявления и анализа проблемных зон взаимодействия. Затем комитет сфор­мировал целевые группы из членов обеих групп для выработки проектов совместных действий, ориентированных на повышение безопасности и автономии коренных жителей и на уменьшение


226


 

Р. Дж. Фишер

предубежденности и неосведомленности некоренных жителей по отношению к коренным. Пилотные программы вначале осуществ­лялись для представителей коренной группы и реализовывали стратегию независимости и обогащения для того, чтобы способ­ствовать развитию особой культурной идентичности; конечная цель заключалась в интеграции групп на основе их равенства. Принципы положительных межгрупповых отношений и контакта, выведенные с помощью социальной психологии, как оказалось, были положительно восприняты и оценены особенно членами ко­ренной группы комитета и рабочими группами.

 

Эти принципы оказались также полезными в разработке стра­тегии для нормализации отношений между общинами Маори-Пакеа в Новой Зеландии [32J, выработанной на основе данных интервьюирования. Личностные интервью с отобранным соста­вом опрашиваемых из числа уважаемых и ответственных членов общин с бикультурным происхождением включали вопросы, ка­сающиеся восприятия истории отношений и перспектив на буду­щее, а также представлений об идеальных взаимоотношениях. Преобладающая точка зрения на идеальные взаимоотношения включала самоопределение для каждой группы, межкультурное взаимопонимание, равенство и бикультурализм. Объединение принципов межгрупповых отношений и способствующих условий межгруппового контакта привело к выработке совокупности четы­рех предпосылок для реализации соответствующей стратегии. Было предложено показательно, демонстративно и постоянно оказывать поддержку самоопределению группы Маори в качестве средства обеспечения автономии и власти в решении таких внут-ригрупповых проблем, как образование, вопросы экономики и политики. Межкультурное взаимопонимание должно было улуч­шаться при помощи тщательно спланированных и реализуемых программ (базирующихся на условиях межгруппового контакта) для всех секторов общества. Необходимо реализовывать всеобъ­емлющую интегрированную политику двуязычия, бикультурализ-ма и мультикультурализма, ввести язык Маори в качестве офи­циального языка, включить культурные ценности Маори в суще­ствующие социальные нормы и институты, а также способство­вать развитию межкультурного общества. И наконец, необходимо предпринять усилия для равноправного распределения социе-тальных ресурсов для того, чтобы групповая идентичность не


 

 

Теория потребностей, социальная идентичность..

растворилась в экономическом и соответственно политическом статусе, ставя под угрозу социальную справедливость и засевая семена деструктивного и затяжного конфликта.

Итак, в предложениях для реализации соответствующей по­литики одновременно делается акцент на интеграцию на меж­групповом уровне и на учет более широких условий в обществе, которые влияют на групповую идентичность, автономию и без­опасность. В обоих рассмотренных случаях главными темами были признание, защита и усиление социальной и культурной идентичности группы меньшинства для того, чтобы обеспечить нормальные межгрупповые отношения и противодействовать эскалации конфликта. Этнически разнородные общества все больше привлекает политика мультикультурализма для предот­вращения межгруппового конфликта и обеспечения культурной доброкачественности жизни своих граждан. В начале 70-х годов правительство Канады начало осуществлять новую политику развития мультикультурализма, отчасти мотивированную необ­ходимостью официального введения франко-английского дву­язычия в более широком и приемлемом контексте. Берри [33] провел анализ мультикультурной политики Канады, основываясь на критическом анализе теории и исследованиях с выделением соответствующих проблем, релевантных для проведения поли­тики. Согласно Берри эта политика ориентирована на укрепление межгрупповой гармонии, способствует всем этническим группам страны в развитии их как жизнеспособных сообществ, а также поощряет взаимодействие и участие групп в распределении ре­сурсов. Основная предпосылка, лежащая в основе этой полити­ки, состоит в том, что такое групповое развитие будет приводить к укреплению чувства личностного и коллективного уважения и, как следствие, к большей этнической терпимости [34].

Мультикультурализм рассматривается как механизм для уменьшения этнической дискриминации и в конечном счете для быстрого достижения равенства, культурного обогащения и един­ства на национальном уровне.

На основе проведенного анализа Берри выделяет четыре главных элемента проводимой политики и взаимосвязей между ними: поддержка развития своей собственной группы; терпи­мость и принятие другой группы; межгрупповой контакт и совме­стное разделение ответственности и прав; а также обучение язы­кам, законодательно принятым в качестве официальных языков



Р.Дж. Фишер


Потребностей


, социальная идентичность...



 


государства. Проводимая политика сдерживает процессы асси-миляции и активно содействует поддержанию группами своей особой культурной идентичности, что вместе с разделением со-вместной ответственности в правах и обязанностях будет способ-ствовать принятию других групп и, следовательно, интеграции. На социетальном уровне полнокровному участию групп в жизни общества способствует изучение официально принятых языков всеми этническими группами. Когда уверенность в своей соб-ственной группе переживается скорее как чувство безопасности, а не этноцентрического самовосхваления, то это связывается с этнической терпимостью, тем самым подтверждая базовое поло-жение проводимой политики. Более того, проведенный анализ в целом подтвердил, что такая политика в своей основе опирает­ся на преференции и установки граждан Канады и что условия по­ложительного межгруппового контакта в целом оказались пра­вильными. Таким образом, существует значимое соответствие между политикой межкультурализма, социально-психологически­ми принципами межгрупповых отношений и данными существу­ющей практики реализации этой политики. С практической точ­ки зрения правительство опиралось на большие возможности и ресурсы для осуществления политики министерства по делам мультикультурализма и внесло на утверждение новое законода­тельство для подтверждения своей решимости развивать и ук­реплять нормальные межгрупповые отношения на государствен­ном уровне.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)