|
|||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Принципы, релевантные теории потребностей и социальной идентичностиПервый принцип в модели расположен на межгрупповом уровне и в широком смысле имеет отношение к основным источникам конфликта между группами: 1. Реальный конфликт интересов, ценностей, потребностей или власти является причиной возникновения межгруппового конфликта. Этот принцип первоначально был обоснован в реалистичной (практической) теории группового конфликта и в объективном подходе к управлению конфликтом. Однако он сразу же был дополнен субъективными источниками несовместимых ценностей и неудовлетворенных потребностей. Конфликт материальных потребностей канализировался в область конкурентных интересов, которые чаще всего связывались с дефицитом ресурсов и/или со слабостью позиции. Таким образом, следуя за рассуждениями Бертона и Азара [40], модель учитывает, что все социальные группы имеют фундаментальные потребности в признании, идентичности, безопасности и участии, которые, будучи неудовлетворенными, приводят к жесточайшему напору, направленному на исправление положения дел и восстановление справедливости. Эта динамика очень хорошо объясняет огромное количество коммунальных и международных затяжных и трудно разрешимых конфликтов во всем мире. В дополнение к сказанному, потребность обладания властью независимо от того, является ли она составной частью максимизации динамики социальной системы [41], или механизмом реализации интересов, ценностей или других потребностей, становится другим источником возникновения конфликта. Все эти источники можно объединить в рамках концепции несовместимых целей. Дополнительные принципы межгруппового уровня, в которых делается акцент на воспринятой угрозе и этноцентризме, проявляют себя таким образом, что первоначальные различия приводят к деструктивной эскалации социального взаимодействия. 2. Реальный конфликт обусловливает взаимную ориентацию 3. Реальный конфликт, культурные отличия, история антаго 4. Воспринятая угроза обусловливает этноцентризм, включая внешней группе. 5. Конкурентная ориентация, воспринятая угроза и этноцент В связи с базовыми потребностями в признании и безопасности любые действия другой группы, воспринимаемые как ограничивающие или отвергающие эти потребности, будут интерпретироваться как особо опасные и угрожающие. Восприятие этих уг-
Р.Дж. Фишер роз будет подпитывать этноцентризм с точки зрения усиления внутригрупповой лояльности и восхваления своей группы с еще большим принижением внешней группы и ростом враждебности к ней. Межгрупповое взаимодействие будет все больше и боль-ше искажаться, и уменьшается вероятность того, что члены груп-пы будут обращаться к своим базовым потребностям: чем боль-ше эскалация конфликта, тем более затяжным он становится. На групповом и индивидуальном уровнях два принципа непос-редственно устанавливают связь концепции идентичности с вос-принятой угрозой и этноцентризмом, являющимися важнейшими элементами процесса эскалации и самооценки (которая, в свою очередь, является общепризнанным компонентом личности). 6. 6.Групповая идентичность и групповая сплоченность положительно и постоянно связаны с этноцентризмом. 7. Самооценка положительно связана с групповой идентичностью и сплоченностью и негативно - с воспринятой угрозой. Первый принцип на групповом уровне вступает в противоречие с этикой мультикультурализма, отмеченной ранее. Если групповая идентичность обеспечена - например, политикой правительства - уверенность в своей идентичности и чувство безопасности могут привести к уважению других групп. Однако при отсутствии уверенности групповая идентичность может подпитывать чрезмерное восхваление своей группы и внутригрупповую солидарность до такой степени, что это начинает связываться с негативными установками к другим группам. Такой тип этноцентрической реакции особенно вероятен, если существует угроза групповой идентичности. Второй принцип, расположенный в модели на индивидуальном уровне, объединяет положения теории социальной идентичности в том плане, что групповая идентичность связывается с индивидуальной самооценкой. Считается, что групповая идентичность поддерживает самооценку в том случае, что когда группа испытывает угрозу, ее члены также переживают чувство угрозы на персональном уровне. Таким образом, угроза фундаментальной потребности в идентичности оказывает воздействие как на индивидуальном, так и на групповом уровнях, усиливая тем самым энергетику этой динамики в ситуациях межгруппового конфликта. Эти рассуждения и соображения ставят ряд трудных альтернатив для теории потребностей в связи с разрешением конфликта: потребность в идентичности может иметь "темную сторону",
Теория потребностей, социальная идентичность... когда в стремлении поддержать и сохранить ее происходит скорее усиление и "увековечивание" конфликтного противоборства, чем его разрешение. Согласно теории социальной идентичности индивиды будут стремиться поддерживать и сохранять свою самооценку, социальную идентичность посредством завистливо-подозрительных сравнений с другими группами и формировать негативные этноцентрические установки. Для того чтобы поддержать и усилить свою групповую исключительность и идентичность, индивид будет делать межгрупповые сравнения таким образом, что качества своей группы будут преувеличиваться, а характеристики внешней группы умаляться. Подобная взаимосвязь между самооценкой, восхвалением своей группы и принижением внешней группы может быть прослежена также в психоанализе и в теориях личности, базирующихся на Я-концепции. Левайн и Кэмпбелл [42] отмечают, что Фрейд рассматривал этноцентризм как форму нарциссизма на групповом уровне, тогда как любовь к своей группе, как форму любви к самому себе, усиливаемую замещением агрессии по отношению к своей группе на презираемые внешние группы. Различные модификации "теории самооценивания" также позволяют объяснить, как группы защищают свою самооценку посредством преувеличения своих добродетелей и преувеличением недостатков и неполноценности внешних групп. При помощи самых разнообразных механизмов у индивида при защите своей самооценки и реализации потребности в социальной идентичности могут происходить искажения восприятий, возникать эмоциональная враждебность и негативные оценки по отношению к внешним группам. Таким образом, потребность в идентичности, которая считается положительным аспектом человеческого функционирования и требованием нормального развития, может действовать также и как негативный побудитель в возникновении и эскалации межгруппового конфликта. В теории потребностей существует как минимум одна возможная линия рассуждений для того, чтобы попытаться разрешить это потенциальное противоречие-подтвердить, что потребность в идентичности является преимущественно и главным образом положительной силой человеческого функционирования, в то же время признавая, что она может удовлетворяться как позитивными, так и негативными "источниками". Линия поведения, которая способствует развитию реалистичной гордости и удовлетворе-
Р.Дж. Фишер Теория потребностей, социальная идентичность...
нию группы без оскорбительных сравнений с другими, совершенно отлична от фанатичного ура-патриотизма и шовинизма, которые требуют если не подавления других групп, то их очернения, клеветы и диффамации. Иначе говоря, потребность в идентич-ности может быть удовлетворена либо через посредство мульти-культурализма или этноцентризма, интернационализма или на-ционализма, который наименее желателен с гуманистической точки зрения. Этот подход требует, чтобы и в теории потребнос- тей, и в сфере исследований по проблеме разрешения конфликта было признано центральное положение идентификационной группы. Человеческие потребности удовлетворяются главным образом в группе идентификации, которая в ряде случаев и в определенное время ассоциируется с национальным государством. Постоянные потребности, так же как идентичность, могут удовлетворяться только в идентификационной группе, тогда как другие потребности - такие, как безопасность, свобода и права человека, - могут быть гарантированы только государством, в ряде случаев под патронажем международной системы. Призыв к проведению разумной и реалистичной политики мультикульту-рализма, интернационализма и формированию соответствующих структур, особенно в области прав человека, представляется очевидным. Системные состояния модели в связи с теорией потребностей Системные состояния - это моделируемые условия системы, в которых все ее параметры имеют свои ценности, сохраняемые в рамках определенного периода времени. Поэтому модель может содержать (и проявить) ряд условий, в рамках которых эти параметры становятся как бы не соответствующими базовой модели, но которые в то же время помогают уловить сущность проблемы, подлежащей анализу. Переходы между состояниями системы и повторяющиеся возвращения системы в прежнее состояние и составляют динамику модели. Различные состояния системы позволяют поставить ряд аналитических вопросов, касающихся условий и оценки параметров, при которых определенные состояния системы будут сохраняться или переходить к другому состоянию. В эклектичной модели конфликта два состояния системы (низкая и высокая интенсивность конфликта) и две формы пере- хода (эскалация и деэскалация) представлены на рис. 2. Основной переменной является интенсивность конфликта, определяемая как психологическими характеристиками участников конфликта, так и объективными параметрами оценивания ими своих потерь и успехов. Переходы от эскалации к деэскалации можно описать совокупностью предпосылок, которые базируются на принципах преимущественно межгруппового уровня анализа. При системном состоянии с низкой интенсивностью конфликта индикаторами интенсивности будут низкий или умеренный уровень восприятия угрозы, этноцентризма и недоверия к другой группе, а также ограниченный круг спорных вопросов. С точки зрения теории потребностей важно отметить, что при низкой интенсивности конфликта основными противоречиями являются различия в базовых интересах и ценностях, но вместе с этим участники конфликта не считают, что существует угроза их фундаментальным потребностям в идентичности и безопасности, и они не рассматривают конфликт как силовую борьбу за выживание. Представители конфликтующих сторон, делегированные для переговоров по урегулированию конфликта, естественно, стремятся достичь преимущественного баланса между сотрудничеством и конкуренцией с точки зрения конечных приобретений и потерь (затрат и вознаграждений) в процессе разрешения конфликта. Конфликты интересов в области дефицитных ресурсов и позиций скорее всего будут разрешаться традиционными методами урегулирования, включая прямые переговоры, посредничество и процедуру арбитража. Однако есть одна существенная характеристика конфликтов с низкой интенсивностью - они очень быстро и легко могут превращаться в разрушительные конфликты, если участники переговоров проявляют эмоционально неадекватные реакции и оценки на ситуации разногласий. Многие из подобных процессов эскалации содержатся в принципах эклектичной модели. В конфликте большой интенсивности главными источниками являются отвержение и фрустрация базовых потребностей и борьба за власть: обе группы воспринимают конфликтную ситуацию таковой, что их неустранимые потребности в идентичности, признании, безопасности и самоопределении находятся под угрозой или их удовлетворение блокируется другой группой. Такая фундаментальная угроза требует от группы мобилизации всех возможных и доступных ресурсов и форм воздействия,
Р.Дж. Фишер потребностей, социальная идентичность...
чтобы удовлетворить или поддержать приемлемый уровень удов-летворения потребностей, которые не подлежат никаким перего-ворам. Такая ситуация может возникать двумя путями. Во-пер-вых, конфликты низкой интенсивности, которые начинаются с различия интересов и ценностей, могут усиливаться до такого coстояния, когда возникает угроза фундаментальным потребнос-тям, которым вначале не было никакой угрозы. И это особенно часто происходит в таких ситуациях, когда угроза усиливается до такого уровня, что каждая сторона (или одна из них) начинает угрожать самому существованию другой стороны - по крайней мере социальной целостности, если не физическому существованию - и, следовательно, явно угрожая ее безопасности и идентичности. Именно такая ситуация возникает, например, в конфликте между сверхдержавами, когда каждая сторона начинает угрожать самому существованию и идентичности оппонента и когда мирное существование с такой чужеродной системой представляется невозможным и неприемлемым. Во-вторых, некоторые конфликты потребностей с высокой интенсивностью могут возникать с самого начала, когда группы находятся в таких позициях, что сам факт существования одной группы угрожает существованию другой. Это особенно справедливо в таких ситуациях, когда идентичность групп "переплетается" с частично совпадающей (взаимно спорной) территорией. Например, в процессе деколонизации вакуум власти, возникающий благодаря уходу нации-метрополии, зачастую приводил к такой ситуации, когда группы, прежде конкурирующие за ресурсы, начинали угрожать безопасности и существованию идентичности друг друга. Примерами подобного рода являются Индия и Пакистан или Шри Ланка. Аналогично возникновение Израиля создало ситуацию, в которой безопасность и идентичность (и в определенном смысле независимость) палестинцев сразу же были поставлены под угрозу, как только Израиль попытался реализовать эти условия для себя самого. Таким образом, конфликт существует (возникает) там и тогда, где признание одной группы другой почти автоматически отрицает законность существования первой группы. Такие ситуации свидетельствуют о том, что неустранимое "давление" в удовлетворении базовых потребностей* будет постоянно оказывать сильное воздействие на международные отношения и на * В отечественной литературе эти потребности часто называют потребностями существования. - Примеч. пер. процесс социальной истории в целом. В дополнение к сказанному, эти ситуации - свидетельство того, почему конфликты большой интенсивности обычно очень затяжные, трудно разрешимые и не поддаются обычным методам урегулирования. Поэтому когда урегулирование подобных конфликтов и происходит в каких-то временных параметрах и формах, то это скорее всего означает капитуляцию одной из сторон или арбитражное давление третьей, более могущественной стороны. Однако подобные урегулирования имеют дело с поверхностными проблемами, связанными с интересами, а основная проблема состоит в том, что необращение к фундаментальным потребностям является гарантией того, что деструктивное взаимодействие возникнет вновь в будущем. Как отметил Бертон [43], только исчерпывающий анализ конфликта в рамках проблемно-ориентированного подхода, направленного на разрешение, скорее всего может оказаться успешным в "работе" с конфликтами высокой интенсивности. Там, где возможно обсуждать потребности конфликтующих сторон в такой форме и под таким углом зрения, как было изложено в данном разделе, конфликт может быть ослаблен до такого уровня, когда различия интересов и ценностей можно будет урегулировать традиционными методами управления разногласиями. Заключение Гуманистическая психология и прикладная социальная психология дают ряд концептуальных и теоретических идей, которые прямо и косвенно свидетельствуют в пользу теории потребностей, поскольку "схватывают" (улавливают) содержание того, что называется "человеческое". В частности, фрустрация и удовлетворение потребности в идентичности представляются центральными элементами в обусловливании, эскалации и потенциальном разрешении межгруппового и международного конфликтов. В дополнение к этому социально-психологическое исследование конфликта, отраженное в эклектичной модели, подкрепляет ва-лидность теории потребностей в качестве важной концептуальной основы для понимания и "работы" с затяжными социальными конфликтами. Предложенная модель является эклектичной с точки зрения ее опоры на широкий круг источников, вместе с тем она скорее является базовой, чем всеохватывающей для переменных взаимоотношений и конкретных процессов. В этом смысле теория Р.Дж. Фишер Теория потребностей, социальная идентичность..
потребностей представляется как составная часть сущностного объяснения затяжного межгруппового конфликта - как коммунального так и международного Проведенный анализ дает убедительные свидетельства в пользу проблемно-ориентированных подходов к разрешению конфликта, как средства установления жизнеспособных межгруп-повых и межкультурных отношений, при которых фундаменталь-ные потребности индивидов и групп являются предметом посто-янной заботы и внимания. С помощью таких подходов интенсив-ные деструктивные конфликты можно ослаблять и разрешать или в отдельных случаях не допускать их развития до уровня открытого насилия и взаимной непримиримости. Библиография 1.A Definition of Humanism / Kurtz P. (ed.) // Humanist. 28 (1). 1968. 2.The Moral Revolution: Toward a Critical Radicalism / Kurtz P. (ed.) // Hu 3.Challenges of Humanistic Psychology / Bugental J. F. T. (ed.). New York: 4. Bugental J. F. T. The Humanistic Ethic - The Individual in Psychotherapy as 5. MaslowA. H. A Theory of Human Motivation // Psychological Review 50. 6.Lederer K. (ed.), Galtung J., Antal D. Human Needs: A Contribution to the 7. Galtung J. The Basic Needs Approach. In: Lederer K. (ed.). Human Needs. 8. Galtung J. The Basic Needs Approach. 9. Klineberg O. Human Needs: A Social-Psychological Approach. In: Lede
10. Klineberg O. Human Needs. 11. Cantril H. A Fresh Look at the Human Design. In: Bugental J. F. T. (ed.). 12. Cantril H. A Fresh Look at the Human Design. 13. Fisher R. J. Social Psychology: An Applied Approach. New York: St. Mar 14. Fisher R. J. Third Party Consultation: A Problem-Solving Approach for 15. Kelman H. C. A Time to Speak. San Francisco: Jossey-Bass, 1969. 16. Benne K. D. The Moral Orientation of Laboratory Methods of Education Alto, CA: Science and Behavior Books, 1975; Fisher R. J. The Social Psychology of Intergroup Conflict, from Manuscript to be Published. New York: Springer- Verlag, 1990. 17. NudlerO. Human Needs: A Sophisticated Holistic Approach. In: Lede 18. NudlerO. Human Needs. 19. Galtung J. The Basic Needs Approach. 20. Klineberg O. Human Needs. 21. Klineberg O. Human Needs. 22. Galtung J. The Basic Needs Approach. 23. SherifM. In Common Predicament: Social Psychology, Intergroup Con 24. TajfelH. Experiments in Intergroup Discrimination//Scientific American. 25. Brewer M. B. Ingroup Bias in the Minimal Intergroup Situation: A Cogni
26. Taylor D. M., Moghaddam F. M. Theories of Intergroup Relations: Inter 27. As in T. F. Pettigrew. Racially Separate or Together? New York: McGraw- 28. Pettigrew T. F. Racially Separate. 29. Amir Y Contact Hypothesis in Ethnic Relations // Psychological Bulle
30. Contact and Conflict in Intergroup Encounters / Hewstone M., Brown R. 31. Fisher R. J., McNabb H. A Social Services Planning Approach to Native/ 32. Fisher R. J. Conflict and Collaboration in Maori-Pakeha Relations: Ka 33. Berry J. W. Multicultural Policy in Canada: A Social Psychological Analy
34. Berry J. W. Multicultural Policy. P. 353. 35. FisherR. J. Approaching the Enigma of Intergroup Conflict: Social Psy 36. Campbell D. T. Ethnocentrism and Other Altruistic Motives. In: D. LeVine
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |