|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Первые годы: открытость против монополии
И Маркони, и Попов активно работали над совершенствованием беспроволочной связи. Со временем удалось добиться увеличения дальности и улучшения качества связи. В 1899 году Попов разработал новый, более чувствительный приемник, основанный на так называемом телефонном детектировании. В нем использовались наушники, а не звонок, и можно было «поймать» более слабый сигнал.
Рис.8. Приемник Попова с телефонным детектором, 1900 г. Такие приемники использовались на линии связи с островом Гогланд
В свою очередь, Маркони в 1900 году запатентовал «синтонную настройку», т.е. возможность передачи и приема на определенной длине волн (частоте). До этого две радиостанции, передающие одновременно, всегда мешали друг другу, теперь же они смогли работать на разных частотах. В 1901 году Маркони провел пробную передачу через Атлантический океан. Он объявил, что в некий момент услышал на острове Ньюфаундленд (Канада) сигнал из Англии. До сих пор идут споры о том, было ли это на самом деле... Но как бы то ни было, на менее значительных расстояниях связь работала все лучше.
Рис.9. Мощный передатчик, при помощи которого Маркони, возможно, передал сигнал через Атлантический океан. 1901 г.
Радиостанции начали использовать довольно активно — в первую очередь для связи между морскими кораблями и берегом. Военные и гражданские судна оснащались радиостанциями. Основными производителями таких станций стали британская фирма «Маркони», французская «Дюкрете» (с ней работал Попов), американская De Forest, а также немецкие компании, которые в 1903 г. создали общую фирму для выпуска радиотехники — Telefunken.
Рис.10. Антенна на воздушном змее, при помощи которой Маркони, возможно, принял сигнал через Атлантический океан. 1901 г.
Поскольку именно Маркони первым начал коммерческое продвижение радио, то при активном содействии британского правительства его фирме удалось захватить наибольшую часть рынка. И итальянский ученый активно пользовался своим положением. Для гражданских судов, как правило, нельзя было просто купить радиостанцию Маркони. Вместе с оборудованием непременно предоставлялся «оператор Маркони». Само собой, за отдельную регулярную плату. Через береговые радиостанции, с которыми связывались корабли, можно было переслать сообщение в телеграфную сеть, а значит — на любой адрес на суше. Заметная часть этих «базовых станций» также принадлежала компании «Маркони». Вероятно, ее можно было бы назвать первым оператором мобильной связи — вот только вместо карманных телефонов использовались живые операторы в сочетании с громоздкой техникой. Операторам «Маркони» (и на суше, и на кораблях) было запрещено устанавливать связь с радиостанциями других производителей. От кораблей, оснащенных системой Попова — «Дюкрете» или Telefunken, сообщения не принимались. Технически такая связь была бы вполне возможна, но Маркони установил этот запрет для укрепления своей монополии. Многие были возмущены таким поведением. Последней каплей стал случай с братом германского кайзера Генрихом. Он возвращался из США в Европу на германском судне «Дойчланд». Разумеется, на корабле было немецкое радиооборудование. Береговые станции «Маркони» отказались передавать сообщения от Генриха кайзеру Германии и президенту США. После этого инцидента кайзер Вильгельм потребовал созыва первой международной конференции по радиосвязи. Она собралась в Берлине в 1903 году и выработала предложения по общим правилам связи. Эти правила были окончательно приняты на второй берлинской конференции в 1906 году. Теперь все береговые станции должны были связываться с кораблями вне зависимости от производителей оборудования. Чтобы облегчить такую связь, были приняты правила по используемому алфавиту (Морзе), длинам волн и условным сигналам — в частности, сигналом призыва о помощи был объявлен знаменитый SOS. Однако компания «Маркони», потеряв «волновую монополию», не перестала быть крупнейшим игроком на рынке радиосвязи.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |