|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Просветительские деятелиВ первой половине XI в. на Руси началось летописание. Летописи – это исторические хроники Восточной Европы. Рукописных книг XI – XIII вв. до нас дошло немного. Есть сведения о существовании Полоцкой летописи, которая, как считают историки, была утеряна ещё в XVIII в. Самой ранней, известной нам книгой, которая была создана на Беларуси, является Туровское евангелие XI в. К сожалению, этот древнебелорусский памятник культуры, сейчас находится не в Белоруссии, а в Литве. Важным источником по истории Киевского, Туровского, Полоцкого и других княжеств, является «Повесть прошедших часов», или «Начальный свод», составленный монахом Киево-Печерской лавры Нестором. В древнерусской поэме «Слово о полку Игореве» представляют интерес сведения о полоцких князьях, особенно о Всеславе Чародее. В 50-е годы XI в. В Полоцке возводится грандиозный, для своего времени, Софийский собор. Такие же соборы были построены в Киеве и Новгороде. Есть мнение, что их возводила одна и та же артель византийских мастеров. Полоцкая Софья имела 7 куполов, внутри была украшена фресками и мозаикой. В соборе находился архив, государственная казна, библиотека. В середине XII в. на берегу реки Палаты была возведена, полоцким зодчим Иоанном, по заказу Ефросиньи Полоцкой, Спасская церковь. Эти архитектурные памятники сохранились до наших дней, хотя и в изменённом виде. В XII в. жила, трудилась и служила Богу – Ефросинья Полоцкая – внучка полоцкого князя Всеслава Чародея. Когда она узнала про намерение отца отдать её замуж, то тайно убежала в монастырь, где настоятельницей была её тётка и попросила постричь её в монахини. При пострижении получила имя – Ефросинья. Всю свою жизнь посвятила просветительству, служению Богу, открыла на свои средства женский и мужской монастыри. В конце своей жизни осуществила паломничество в Палестину, к «гробу Господнему», во время которого и умерла. Она первая из женщин у восточных славян, которая была канонизирована в святую. Её мощи хранятся в Спасо-Ефросиньевском монастыре в Полоцке. Ещё при её жизни полоцкий мастер Лазарь Богша создал для неё крест, который сегодня известен как Крест Ефросиньи Полоцкой. Поверхность этого креста была покрыта золотыми пластинами, а стороны серебряными. На золотых сторонах помещены образы святых, выполненные разноцветными эмалями. К великому сожалению и древнебелорусская святыня, на сегодняшний день, является пропавшей. Брестский мастер Николай Кузьмич изготовил точную копию Креста Ефросиньи Полоцкой, которая сейчас также хранится в полоцком Спасо-Ефросиньевском монастыре. Ещё одним известным просветителем Беларуси считается Кирилл Туровский. Родился он в Турове, в богатой семье, но ушёл в монахи. Прославился среди верующих, тем, что исполнил подвиг «столпництва» - замуровался в монастырской башне и долгое время жил в полной изоляции от людей. После исполнения обета, по желанию горожан был избран епископом Турова. С того времени и началась его писательская деятельность. Молитвы и притчи Кириллы Туровского, ещё при его жизни пользовались широкой популярностью, за что современники прозвали его «Златоустом». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |