|
||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
С л о в а р ь
(Канке В. Философия. – М., 2004. С. 316)
**************************************
С л о в а р ь Аксиология (греч. axia – ценность, logos – учение) – учение о ценностях. Антропогенез (anthropos – человек; genesis – рождение) – процесс формирования человека как биологического вида. Антропология (греч. anthropos – человек, logos – понятие, учение) – наука о происхождении и эволюции человека. Волюнтаризм (voluntas – воля) – направление в философии, рассматривающее волю в качестве первоосновы бытия. Как самостоятельное направление впервые оформилось у А. Шопенгауэра. Теория, придающая волевым решениям основное значение в социально-политической практике, игнорирующая объективные законы истории. Воля – одна из основных психических способностей, выражающаяся в действиях и поступках. Индивид, индивидуум (individuum – неделимое, особь) – 1) особь, отдельный организм; 2) отдельный человек, который рассматривается как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность – термин, относимый, прежде всего к человеку и означающий единственность, неповторимость, уникальность человеческого существа; совокупность специфических свойств человека, позволяющая отличать его от других людей. Квази (лат. quasi – якобы, как будто, вроде) – часть сложных слов, придающая слову значение «мнимый», «ненастоящий». Личность – устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в котором происходит обмен деятельностью и ее результатами, информацией и опытом. Ответственность – объективное требование к деятельности субъекта. Осознание ответственности – это понимание необходимости выбора и понимание смысла совершаемых действий. Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной реальности. Социализация –процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, присущих данному обществу, позволяющих человеку функционировать в качестве равноправного члена общества. Труд –целесообразная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на окружающую среду для удовлетворения своих потребностей. Фатализм (fatalis – роковой, fatum – рок) – утверждает изначальную неотвратимую предопределенность человеческих поступков, отрицает свободный выбор и случайность. Вера в неотвратимость судьбы, божественное предопределение, рок. Ценность – явление, предмет, имеющий то или иное значение, важный, существенный в каком-нибудь отношении; то, что имеет высокую стоимость. Человек –высшая ступень развития живых организмов на Земле, отличается от остальных живых существ тем, что адаптируется к среде путем ее преобразования в соответствии со своими потребностями, обладающее даром речи и мысли. Наиболее общее понятие для обозначения отдельного представителя вида Homo sapiens; субъект общественно-исторической деятельности и культуры. П р а к т и ч е с к и й к о н с п е к т 1). Философия человека, или философская антропология, это учение о природе и сущности человека. Человек – уникальное творение Вселенной. Он неизъясним и загадочен. Что есть человек? Можно ли его считать уникальным созданием на Земле? Что обусловило его выделение из животного мира? Чем определяется суверенность его духа? От чего зависят смысл и ценность человеческой жизни? Эти и многие другие вопросы относительно человека обнаруживаются в философских учениях всех времен, но как направление философская антропология возникает в конце XIX в. Как писал немецкий философ М. Шелер, философская антропология – это наука о сущности человека, о его отношении к различным сферам природы, о его происхождении, силах, которые им движут, о возможностях его развития. Предмет науки о человеке – это не просто «человек», но система ценностей, в которой живёт человек: это его язык, это экономические условия, политическая организация, нравственные отношения и т. д. Каждая из сфер рассматривается отдельной конкретной наукой. Философская антропология же рассматривает мир человека в целом, т. е. весь мир человека. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |