|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема человека в истории философииАнтичный образ человека космоцентричен. Философы античности рассматривали человека как образ Космоса, как «малый мир», микрокосм. Микрокосм отражает макрокосм и представляет собой живой одухотворенный организм. Само греческое мышление телесно. Для грека человек мыслит всем телом, а, следовательно, тело должно быть хорошо тренированным. Античные греки открывают «душу», но понимают под ней нечто «квазителесное». У древних греков еще не сложилось ощущение личности. Для этого надо было отделить индивида от космоса, от всеобщей субстанции. Первый шаг в этом направлении сделал Сократ, обратившись к теме человека. Его считают родоначальником философской антропологии. Для Сократа самопознание становится главнейшей и единственной целью философии. Позже платонизм понимает человека как комбинацию души и тела. Аристотель связывает родовую особенность человека с разумностью и социальностью. По Аристотелю, человек – это «разумное животное» и «политическое животное». Средневековый образ человека теоцентричен. «Христианство освободило человека от власти космической бесконечности. Оно поставило его на ноги, укрепило его, поставило его в зависимость от Бога, а не от природы» (Н. А. Бердяев). Человек рассматривается как образ и подобие Бога. Отныне он видится как центр и высшая цель мироздания. Христианское сознание исходит из того, что «человек прекрасно устроен из разумной души и тела». Душа есть дуновение самого Бога. Душа независима от тела, она и составляет сущность человека. Бог и душа влекутся друг к другу. Христианские мыслители подчеркивали, что абсолютно свободному Богу соответствует человек, обладающий дарованной ему Творцом свободной волей. Разум, душа и воля – три составляющие внутреннего мира человека. Идеологией эпохи Возрождения был гуманизм. Гуманизм основывается на ценностном понимании человека. Мыслители этой эпохи утвердили полную принадлежность человека земному миру. Они провозгласили свободу человеческой личности, выступили против религиозного аскетизма, отстаивали его достоинство, право на счастье, на развитие своих способностей. Образ человека Нового времени антропоцентричен. Бурное развитие науки, изменившее картину мира, привело к переосмыслению темы человека. Бог смещается на периферию человеческой жизни, человек теперь верит в себя. Главная сфера человеческой деятельности – познание. Главный метод познания – рефлексия. Миром управляют разумные законы. Специфика человека усматривается в разуме, в мышлении. Человек – разумное существо. Тело простирается, душа мыслит. Ясное содержание души – это сознание. Эпоха Просвещения породила культ «автономного человека». Человек, согласно данному мировоззрению, – природное существо. Его сознание, душа – все имеет природные корни. Рационализм и критицизм считались универсальной характеристикой человека, способного трезво и глубоко оценивать явления, идеи, нравственные поступки и их следствия. Немецкая классическая философия. И. Кант первым осознал антропоцентрический характер философского знания. Круг философских проблем И. Кант показал в четырех вопросах: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Эти три вопроса объединяются в четвертом: Что такое человек? У Г. Гегеля становление человека есть, по сути, развитие индивидуального самосознания. Человеческий индивид природен, духовен и социален. Л. Фейербах рассматривает человека как целостное существо, полностью природное. Мышление, воля и чувства – это признаки истинно человеческого в человеке. Это то, чем человек обладает, т.е. светом познания, энергией характера, чувством любви. Вмарксизме, когда человек ставится в центр философского знания, были заложены основные принципы диалектико-материалистического понимания человека. Природа человека всецело социальна. Общественное бытие определяет сознание человека. «Сущность человека есть совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс). Общество детерминирует свойства личности. Определяющим условием становления человека является труд. В труде человек создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Он – субъект труда, социальных отношений и общения людей друг с другом, т.е. является социальным существом. Начиная с Шеллинга и Кьеркегора, совершается поворот европейского мышления в сторону индивидуальной и исторической конкретизации человеческого существования и понятия жизни. В экзистенциализме философская антропология нашла свое временное завершение. Согласно экзистенциализму, человек живет в чуждом ему мире, отсюда основное состояние человека – страх. Его бытие – иррационально, бессмысленно и непостижимо. Он сам создает свою сущность, а, следовательно, творит самого себя. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |