|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ценности человеческого существованияО том, что у человека могут быть безмерно дорогие для него жизненные установки, знали давно. Однако общепринятого слова, которое закрепляло бы данное понятие, не было. Оно появилось только в XIX в. Незыблемую сокровенную жизненную ориентацию философы назвали ценностью. Это и есть то, что придает смысл человеческой жизни и делает её полноценной. Аксиология – учение о ценностях. Ценности – характеристики объектов и процессов, имеющих положительное или отрицательное значение для жизни человека. Ценности могут быть материальными и духовными, последние выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т. д. Ценность – то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением. Ценностные отношения возникают в результате включения того или иного объекта в сферу интересов человека и его деятельности. Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования объясняет существование разнообразия оценок: то, что для одного имеет большую ценность, для другого – малую или вообще никакой. Ценность как регулятор поведения подразумевает выбор, допускает полярность решений, что свидетельствует о двойственной природе ценности. Учитывая смысл одной и той же ценности, можно отвергать или принимать событие, давать положительную или отрицательную его интерпретацию и оценку. Некоторые исследователи выделяют различные типы ценностей, например: à витальные (лат. vita – жизнь),связанные с идеалами здоровой жизни, физического и духовного здоровья, идеального образа жизни; à социальные, связанные ссоциальным благополучием, должностью, благосостоянием, комфортной работой; à политические, связанные с идеалами свободы, правопорядка и социальной безопасности, гарантией гражданского равенства; à нравственные, связанные с идеалами справедливости, чести, добра и т.п.; à религиозные, связанные с идеями Бога, откровения, благодати, молитвы и т. д. à идеологические, связанные с поиском смысла жизни, предназначения человека, идеала будущего; à художественно-эстетические, связанные с идеалами прекрасного, гармонии, возвышенным смыслом и идеалом красоты; à семейно-родственные, связанные с идеалами семейного уюта, благополучия и гармонии интересов, взаимопонимания и уважения идеалов различных поколений, гармонии семейной традиции и обновления их; à трудовые, связанные с идеалами мастерства, талантливости, справедливого удовлетворения результатами труда и т.д. Но существуют две триады, в которых испокон веков воплощалась идея высших духовных ценностей человека: ИСТИНА, ДОБРО, КРАСОТА ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ В разное время эти универсальные ценности могут восприниматься внутри конкретной иерархии. У древних мыслителей в триединстве Истины, Добра и Красоты на первом месте было Добро, в Новое время – Истина. Ф. М. Достоевский устами одного из своих персонажей возвестил: «Красота спасет мир».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |