|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Обзор требований к электронным практикумамПрактикум – учебное пособие с практическими заданиями, упражнениями, лабораторными работами, помогающее освоить учебную дисциплину практически [29]. Электронный практикум– это интегрированное средство, выступающее как компонент поддержки учебного процесса и включающее практические занятия и упражнения для усвоения пройденного теоретического материала. Практикум дополнен теоретической информацией, задания в котором выполнены по шагам и с объяснением действий. Суть практикума – наглядно показать все действия, чтобы в дальнейшем обучаемый мог самостоятельно проделать туже работу. При разработке электронного практикума необходимо учитывать следующие критерии [11]: 1. Научность содержания – обеспечение возможности построения содержания учебной деятельности с учетом основных принципов педагогики, психологии, кибернетики, теории высшей нервной деятельности. 2. Обеспечение мотивации – стимулирование постоянной высокой мотивации обучаемых, подкрепляемой целенаправленностью, активными формами работы, высокой наглядностью, своевременной обратной связью, причем мотивация не должна идти за счет интереса к самому компьютеру. 3. Целенаправленность – обеспечение обучающегося постоянной информацией о ближайших и отдалённых целях обучения, степени достижения целей; стимуляция тех видов познавательной активности обучающихся, которые необходимы для достижения основных учебных целей. 4. Наличие входного контроля – диагностика обучаемого перед началом работы с целью обеспечения индивидуализации обучения, а также оказания требуемой первоначальной помощи. 5. Креативность – обеспечение подготовки специалистов с творческим потенциалом, способных самостоятельно ставить и решать проблемы; исключение таких нежелательных последствий компьютеризации, как чрезмерная алгоритмизация мыслительной деятельности и пассивность мышления. 6. Индивидуализация обучения – содержание учебного предмета и трудность учебных задач должны соответствовать возрастным возможностям и индивидуальным особенностям обучаемых и строиться с учётом их уже приобретенных знаний и умений. 7. Обеспечение систематической обратной связи – обратная связь должна быть педагогически оправданной, не только сообщать о допущенных ошибках, но и содержать информацию достаточную для их устранения. 8. Педагогическая гибкость – программа должна позволять обучаемому самостоятельно принимать решения о выборе стратегии обучения, характере помощи, последовательности и темпе подачи учебного материала; должна быть обеспечена возможность доступа к ранее пройденному учебному материалу, выхода из программы в любой ее точке. 9. Открытость – возможность реализации любого способа управления учебной деятельностью, выбор которого обусловлен, с одной стороны, теоретическими воззрениями разработчиков обучающей программы, а с другой – целями обучения. 10. Возможность возврата назад – при самостоятельной работе должна быть предусмотрена отмена обучающимся ошибочных действий. 11. Структурная целостность – знания должны быть представлены в виде укрупнённых дидактических единиц, сохраняющих логику, главные идеи и взаимосвязи изучаемого материала. 12. Наличие развитой системы помощи – система помощи должна быть многоуровневой, педагогически обоснованной, достаточной для того, чтобы решить задачу и усвоить способ ее решения. 13. Наличие интуитивно понятного дружелюбного интерфейса – обучаемый не должен затрачивать значительных усилий на освоение основных приёмов работы в программе, обеспечение возможностей изменения шрифтов учебного текста, цвета фона. Из требований, предъявляемых к электронному практикуму можно выделить: · наглядность представленной информации; · возможность возврата; · пошаговая структура заданий; · наличие заданий для самоконтроля. При создании электронного практикума в соответствии с основными требованиями, можно выделить следующие элементы: 1. Aннотация, краткая характеристика которая включает в себя назначение электронного практикума, педагогический адрес, и описание программного обеспечения. 2. Mетодические указания, содержат рекомендации по использованию электронного практикума. 3. Практический блок, состоит из лабораторных работ или уроков. 4. Блок контроля, состоит из контрольных заданий и вопросов, промежуточных и итоговых тестов. Структуру практического занятия можно представить в трех основных частях: · описание; · основной блок; · заключительный блок. В описании, как правило, формулируется тема работы, устанавливаются цели и задачи, так же излагаются теоретические основы, для формирования у обучаемого представления о практической работе. Тема работы должна четко указывать на предмет практического изучения. Цель работы должна отражать ее познавательно-практическую направленность. Задачи работы должны указывать на умения и навыки, которые приобретаются студентом при выполнении работы. В основном блоке содержится набор заданий и объяснения к их выполнению для выполнения целей и задач, поставленных в данном уроке. Заключительный блок состоит из контрольных вопросов, индивидуальных заданий, промежуточных и итоговых тестов. Они предназначенные для самопроверки надежности знаний и умений, приобретенных в ходе выполнения практической работы. При разработке электронного практикума так же необходимо уделить особое внимание интерфейсу продукта. Интерфейс – аппаратно-программные средства, обеспечивающие графическое отображение и обмен информацией между человеком и компьютером [29]. Также требования к пользовательскому интерфейсу условно могут быть разбиты на две группы: · требования к внешнему виду пользовательского интерфейса и формам взаимодействия с пользователем; · требования по доступу к внутренней функциональности системы при помощи пользовательского интерфейса. Общими требованиями к пользовательскому интерфейсу являются [11]: · унифицированность; · дружественность; · лаконичность; · гибкость. Ниже перечислены некоторые принципы построения пользовательского интерфейса [11]: 1. Принцип пропорции. Данный принцип требует, чтобы различные объекты не были хаотично разбросаны по экрану. 2. Порядок. Объекты должны располагаться от верхнего левого угла экрана слева направо к нижнему правому углу экрана. Имеет смысл применять одни и те же цвета для различных блоков приложения. 3. Акцент. Выделение наиболее важного, которое должно быть воспринято в первую очередь. 4. Принцип равновесия. Равномерное расположение по экрану оптической тяжести изображения. 5. Принцип единства. Элементы изображения должны выглядеть взаимосвязано, правильно соотноситься по размеру, форме, цвету. Идентичные данные должны быть представлены однотипно. Для достижения единства в целом используются рамки, оси, поля. 6. Яркостные характеристики. Острота зрения при восприятии светлых объектов в 3-4 раза ниже, чем для тёмных. Светлые объекты на тёмном фоне обнаруживаются легче, чем тёмные на светлом. Также следует учитывать воздействия различных цветов на эмоциональное состояние человека: · голубой – успокаивает; · красный – волнует и утомляет; · желтый – веселый, оптимистичный, вызывает легкомысленный настрой; · оранжевый – раскрепощает фантазию; · фиолетовый – цвет зависти, тревоги, неудовлетворенности; · коричневый – угнетает умственную активность; · зеленый – настраивает на добродушный лад; · черный – мрачный, способствует возникновению головных болей, но снижает число ошибок. К структуре материала лабораторного практикума предъявляются следующие требования: 1. Лабораторный практикум должен иметь ключевой экран, на котором должна быть графически представлена схема, отображающая основные этапы обучения. Обучающийся должен иметь возможность распознавать стадию собственного обучения, что и будет достигнуто с помощью данной схемы. 2. Отсутствие нагромождений, четкий порядок во всем; тщательная группировка (структурирование) мультимедиа-информации; объединение отдельных связанных мультимедиа-объектов в целостно воспринимающиеся группы (принцип структурности). 3. Вся наиболее важная информация должна помещаться в левом верхнем углу экрана и быть доступной без прокрутки. 4. Мультимедиа-объекты (графика, видео, звук и т.п.) должны органично дополнять текст. Динамика взаимоотношений визуальных и вербальных элементов и их количество определяются функциональной направленностью учебного материала; образное мышление доминирует над словесно-логическим в тех случаях, когда трансляция зрительных сообщений в речевую форму слишком громоздка или вообще невозможна, причем обобщения результатов не требуется – задача имеет конкретный характер; это относится в первую очередь к оперированию сложными образами – объемными формами, цветовыми композициями и т.п. 5. Инструкции по выполнению заданий необходимо тщательно продумывать на предмет ясности, четкости, лаконичности, однозначности толкования; слишком длинные и излишне подробные задания снижают мотивацию обучающегося к продолжению работы с электронным практикумом. 6. Рекомендуется использование подробных оглавлений. Эффективность обучения значительно повышается, если одновременно задействованы все каналы восприятия информации (звуковые, слуховые и зрительные). Существуют также некоторые принципы построения информации на экране: 1. Визуальное выделение наиболее важных элементов. При реализации принципа привлечения внимания пользователя должны решаться две задачи: во-первых, выбор на каждом шаге работы некоторой основной идеи, наиболее важной для выполнения этого шага; во-вторых, соответствующее представление и размещение реализующих эту идею элементов. В силу указанных выше психофизиологических особенностей люди обращают взгляд в первую очередь на верхний левый угол просматриваемой области или на ту ее часть, которая визуально отличается от других. Исходя из этого, имеет смысл размещать наиболее важную информацию (или узловой элемент) либо в верхнем левом углу экрана, либо в окне, снабженном специальными атрибутами. 2. Сбалансированность структуры экрана.Принцип сбалансированности структуры экрана – один из наиболее важных принципов визуального проектирования. Он предполагает, с одной стороны, рациональное использование пространства экрана, а с другой – такое размещение информации, при котором на экране в каждый момент времени представлена только та ее часть, которая действительно необходима для выполнения очередного шага задания пользователя. 3. Визуальное объединение логически взаимосвязанных элементов. Данный принцип можно рассматривать как развитие предыдущего. Визуальное объединение логически взаимосвязанных элементов способствует уяснению пользователем того, как именно представленная на экране информация и элементы управления связаны с выполняемым шагом задания и друг с другом. Например, если в диалоговой панели имеется кнопка, которая влияет на содержимое списка, целесообразно поместить их рядом. 4. Удобочитаемость и логическая согласованность отображаемой информации. Имеется в виду, что любая информация (не только текстовая) должна быть выражена в компактной и вместе с тем доступной форме; кроме того, пользователь должен быть способен уяснить, как она связана с предыдущим и последующими шагами задания. 5. При реализации данного принципа полезно получить ответы на следующие вопросы: · можно ли представленную на экране идею или понятие выразить более просто; · насколько легко сможет пользователь выполнить данный шаг; · действительно ли все отображаемые элементы необходимы для выполнения этого шага. 6. Интеграция. Если интерфейс приложения визуально согласуется с интерфейсом системы и интерфейсом других приложений, значительно легче обеспечить пользователю последовательную и предсказуемую рабочую среду. Для того чтобы осуществить этот принцип, продумайте следующие вопросы: · насколько оказывается согласованным экранное представление различных компонентов приложения в процессе работы пользователя; · как соотносятся визуальные параметры приложения с системным интерфейсом и интерфейсом других приложений. Общие принципы расположения информации на экране должны обеспечить для пользователя [1]: · возможность просмотра экрана в логической последовательности; · простоту выбора нужной информации; · возможность идентификации связанных групп информации; · различимость исключительных ситуаций (сообщений об ошибках или предупреждений); · возможность определить, какое действие со стороны пользователя требуется (и требуется ли вообще) для продолжения выполнения задания. Общие требования к представлению текста [11]: · объем текстовых учебных материалов (приведенный к стандартным страницам печатного текста) не должен превышать цифры, получающейся при умножении объема лекционных часов на 4 (исходя из нормы очной формы обучения); · текст учебного материала должен быть изложен ясно, с учетом уровня подготовленности обучающегося (следует максимально использовать научный формализованный язык, избегать сложных синтаксических конструкций, непривычных терминов); · текст должен быть максимально структурирован и удобочитаем (в соответствии с начальным уровнем подготовленности обучаемый сможет понять и воспроизвести текст); · объем минимальной структурной единицы учебного материала (модуля) не должен превышать 1-2 страниц печатного текста, 5-7 абзацев; · необходимо корректно и однозначно использовать термины и условные обозначения, соблюдать общепринятые формулировки (названия, определения, обозначения), которые были введены в дисциплинах, предшествующих данной, или будут использованы в дальнейшем. Возможность совместного использования различных форм представления информации существенно повышает степень ее восприятия. При этом каждая форма имеет свои достоинства и недостатки. По оценкам специалистов в области педагогической физиологии, эффективность различных режимов обучения распределяется следующим образом: · чтение текстового материала – 10%; · восприятие информации на слух – 20%; · восприятие визуальной информации – 30%; · сочетание визуальной и аудио информации – 50%; · обсуждение информации с другими – 70%; · данные, полученные на основе собственного опыта – 80%; · объяснение учебного материала другому – 90%. У каждого человека свой стиль обучения, характеризующий наиболее оптимальный для него механизм восприятия учебного материала. Существует определенный процент людей, для которых единственно возможным способом восприятия учебного материала является аудиторная форма обучения. Однако как показывают исследования, как минимум 80% учащихся могут эффективно воспринимать учебные материалы в любой форме. Это означает, что абсолютное большинство людей способны эффективно обучаться электронным способом, естественно при условии наличия адекватного учебного контента (содержания курсов). Следует заметить, что степень усвоения текстовой информации, представленной на экране монитора, примерно на 30% ниже, чем того же текста, напечатанного на бумаге. Однако приведенные данные вовсе не означают, что при разработке учебного курса следует полностью отказаться от использования текста и вести обучение исключительно посредством деловых игр и общения обучаемых друг с другом. В связи с этим приходится увеличивать психологически-визуальное воздействие на обучение за счет комплексного подхода к подаче информации и учебно-методического материала, а также систематизации интерфейса автоматизированной обучающей системы. Совместное использование мультимедиа-данных (графика, текст, видеоматериалы, звуковое сопровождение), значительно повышает процент восприятия информации обучаемым. Использование графики в обучающих программах является наиболее мощным средством формирования общего стиля приложения и его эстетической привлекательности. Однако мощное средство требует и наиболее аккуратного к себе отношения. Вот основные из возможных вариантов включения графических изображений в обучающий курс: 1. Иллюстрации, поясняющие текстовый материал. Количество и характер рисунков, помещаемых на страницах курса, определяется рассматриваемой предметной областью. Тем не менее, для большинства случаев справедливо правило: чем более абстрактный характер носит излагаемый материал, тем больше эффект от использования иллюстраций. Например, схематичное представление связи между электрическим и магнитным полями полезнее рисунка генератора, создающего поле (правда, подобрать рисунок для абстрактного понятия значительно сложнее). Важную роль играют рисунки и в тех случаях, когда изучаемый материал имеет прикладную направленность (скажем, при описании видов морских узлов не обойтись без их изображения); особое место среди иллюстраций занимают анимированные изображения. 2. Фон страницы – фон отражает общий настрой и направленность приложения; от него зависит общий визуальный стиль публикации, а также удобство восприятия текстового содержимого и различимость других элементов страницы. 3. Миниатюры – миниатюра является уменьшенной версией изображения, щелкнув мышью на которой обучаемый может перейти к полноразмерному изображению. Применение миниатюр обеспечивает один из вариантов адаптации учебного курса к конкретному пользователю. 4. Пиктограммы – пиктограмма (значок) представляет собой условное изображение некоторого объекта или понятия, отражающее его сущность или предназначение. Например, пиктограмма может обозначать текущий режим работы (тренажер, тестирование, итоговый контроль). Еще один распространенный вариант применения пиктограмм – это кнопки, щелчок мышью на которых инициирует некоторое действие; в пределах одного учебного курса одна и та же пиктограмма обязательно должна иметь один и тот же смысл на всех страницах и во всех режимах работы; кроме того, все используемые пиктограммы должны иметь единое стилевое оформление, чтобы пользователь однозначно идентифицировал их относительно «обычных» изображений; в силу указанных требований все пиктограммы, используемые в приложении, следует разрабатывать как единый набор (своеобразную знаковую систему). Создавая графические элементы для учебного курса, следует учитывать особенности существующих графических форматов. Речь идет о том, что для каждого типа изображения можно подобрать наиболее эффективный способ его представления. Например, изображения, полученные на основе фотоснимков, обычно удобнее всего хранить в формате JPEG, контурные рисунки с резкими цветовыми переходами – в формате GIF или PNG. Особый вид графики представляет анимация. Ее изобразительные возможности существенно выше, чем у статичного изображения, и при этом использование анимации требует значительно меньших накладных расходов, чем видео. Анимированные изображения, или попросту говоря, мультики, способны значительно повысить выразительность и эстетическую привлекательность учебного курса. Но только при условии их разумного использования. Представьте, например, что вас заставляют читать пляшущие буквы или попадать указателем мыши в постоянно ускользающую кнопку. Необходимо также помнить о том, что анимация – это одно из наиболее сильных средств привлечения внимания пользователя. И если анимированные картинки появляются на экране одновременно в верхней левой и нижней правой частях страницы, то одна из них обязательно будет не привлекать, а отвлекать внимание обучаемого. В настоящее время для создания анимации в учебных курсах обычно используются две технологии: · анимированные GIF-изображения; · технология Adobe Flash. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |