|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Приложение 3. «Технологический» уровень интерпретации (без пострисуночного опроса).*ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА «Технологический» уровень интерпретации (без пострисуночного опроса).* Это уровень «прочтения» изобразительного продукта по формальным признакам. Множество деталей на рисунке — важный диагностический индикатор. Обращается внимание на сильную штриховку, изображение гнезд, птиц, насекомых, дупла, сломанных веток, особенности прорисовки листвы и другие признаки. Показательны крупные ветви и плоды. Добавим к этому раздвоение стволов деревьев. Данный признак обычно интерпретируется как потеря родственной связи со значимым близким (братом, сестрой, родителем). Особенно часто встречается в рисунках близнецов. Пень, ствол с обрубленным верхом, сломанное дерево — символы, которые расцениваются как переживания сильного потрясения, надлома личности, связанного с потерей ориентиров душевного развития и могут даже иллюстрировать острое переживание бессмысленности существования (Е. С. Романова «Графические методы в практической психологии»). Вместе с тем в реальности не все так однозначно. Например, следующий случай из практики. Девушка, рисуя дерево, изобразила его срубленным, в виде мостика через ручей. Чуть позже из ее рассказа выяснилось, что именно так выглядело место свиданий с любимым человеком. В процессе творческой работы, по собственному замечанию, она испытывала самые добрые, светлые, радостные и немного ностальгические чувства. К тому же, некоторые признаки имеют двойственное толкование. В частности, наличие двух деревьев и их расположение на странице. На рисунке 54 изображения деревьев занимают левую и центральную позиции. Это трактуется как сомне- Л. Лебедева, О. Лебедева. Жила-была рябина // Школьный психолог. 2001. №32; №33. ние в поведении или как богатство воображения в соответствии с качеством линий и оригинальностью форм. По версии Рене Стора, наличие двух деревьев вместо одного понимается как «свобода от инструкции» или расценивается в контексте «он и другие». Дополнительные объекты свидетельствуют о воображении, эмоциональности. Несколько линий у основания — признак потребности в идеале, навязывании своих правил. Ствол, отделенный от почвы чертой, — признак, который сообщает о чувстве собственной изолированности и несчастное™. По К. Коху, ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление к власти. Разделительная линия в листве — индикатор пассивности, мягкости, податливости. Как видим, сложность не только в многозначности некоторых признаков, но и в одновременном присутствии этих признаков на одном рисунке. К тому же нередко различаются и сами смыслы отдельных символов. Итак, судя по вышеперечисленным признакам-индикаторам, Александр отличается педантичностью и аккуратностью, хотя, по всей видимости, имеет нерешенные проблемы, возможно, даже еще не осознанные им самим. Он переживает надлом личности, связанный с потерей ориентиров душевного развития. Отношения с кем-то из близких для него очень важны. Мальчик чувствует себя изолированным и несчастным, имеет сомнения в поведении и испытывает фрустрированную нежность. Заметна потребность в идеале, навязывание своих правил и желание пользоваться своим обаянием для победы. В то же время, у него хорошее различение деталей и тенденция к их повторению. Выявлена значимость ощущений и впечатлений. Ребенок живет в мечтах и фантазирует для самоутешения. Развиты воображение и эмоциональность. Таким получился образ маленького человека на основании «технологического» уровня интерпретации его рисунка, выполненный экспериментатором, который не знаком с испытуемым. Учительница характеризует Сашу как открытого, без противоречий, без особых проблем ребенка, который легко заводит друзей. Мальчик — аккуратный, исполнительный. Имеет дефект речи. Со своей сестрой часто конфликтует. Как видно, приведенные характеристики заметно отличаются друг от друга. Прояснить ситуацию удалось в процессе арт-терапевтической работы. Свой рисунок, выполненный на арт-терапевтическом занятии «Рисуем деревья», Саша назвал «Старая рябина». История была такая. «Жила-была рябина. Она очень любила людей. Но боялась, что срубят, и еще сильных дождей. Потому что рябина может упасть на дом и умереть. Она этого не хотела. Старая рябина мечтала о том, чтобы пожить подольше. У нее нет ни врагов, ни друзей. Если это дерево было человеком, то это был бы я. Дереву снится, что его перевозят па другое место. Ему бы хотелось жить возле реки». На вопрос: «Какой бы подарок обрадовал дерево?» Саша ответил: «Надо не ломать ему ветки!» (См. рис. 54). Рис. 54 Таким образом, технологический уровень интерпретации данных без пострисуночного опроса и какой-либо другой информации о личности ребенка — занятие не слишком благодарное, поскольку полученный в результате «портрет» вполне может оказаться более похожим на экспериментатора, нежели отражать индивидуальные особенности испытуемого. Представим арт-терапевтический подход к интерпретации детского рисунка по Г. М. Ферсу [58]. Рассматривая спонтанные рисунки как средство выражения содержания бессознательного, Г. Ферс предлагает опираться в интерпретации на следующие элементы: • Какое чувство передает рисунок? • Что выглядит странным? • Барьеры. • Чего не хватает? • Что находится в центре? • Размер. • Искажение формы. • Повторяющиеся объекты. • Перспектива. • Растушевка. • У края листа. • Сравните с окружающим миром. • Несоответствие времени года. • Инкапсуляция. • Продолжение руки. • Оборотная сторона рисунка. • Подчеркивание. • Исправления стирающей резинкой. • Подписи на рисунках. • Линия вдоль верхней части листа. • Прозрачность. • Движение. Траектория. • Абстракция. • Заполненность — пустота. • Деревья и возраст. • Изображение человека на работе, включенное в рисунок семьи. • Наложение рисунков. • Смысл цветов. • Нетрадиционное применение цвета. В процессе анализа постарайтесь как бы стать частью рисунка. Примеры Для анализа выбраны работы младших школьников, выполненные на одном из арт-терапевтических занятий. (Рисунки предоставлены учителем И. Ветошинской.) Рис. 55. «Червь» (Автор Александр Г., 10 лет). «Шел как-то по земле червь и увидел, что перед ним большой, сочный дуб. Залез он на дерево и начал его есть. А потом прилетел дятел и съел червя. Недаром говорится, что дятел — врач леса. Моему дереву хотелось бы расти на опушке. Оно боится червей и грозы. Мечтает о дожде. Ему снится дождь и солнце, а любят его за чистый воздух». На вопрос: «Кем было бы это дерево, если бы оно было человеком?» Саша ответил: «Оно было бы мальчиком». (У Саши нет отца. Он Рис. 55 ^ ч один ребенок у мамы.) Рис. 56. «Чудное дерево» (Автор — Юля К., 10 лет). «Мое дерево очень красивое. Оно любит жить вместе с другими деревьями. У него много друзей, а врагов нет вовсе. Дерево ничего не боится. У моего дерева веселое настроение, потому что оно счастливо. Оно бы обрадовалось, если в нем сделало гнездо белка, а снится ему, что его все любят и уважают». (Мама Юли химически зависимая, отец из семьи ушел.) Рис. 56 Рис. 57. «Береза хорошая и красивая» (Автор Денис Я., 10 лет). «Жила-была береза среди других деревьев. Были ли у нее враги — это в зависимости от ее отношения к ним. Если она отнесется к ним корректно, они подобреют. Она счастлива. Ее обрадовало бы море воды, а любят ее за ее красоту». Часто на заданные вопросы Денис отве- Рис. 58 Рис. 57 чал: «Это провокационный вопрос» или «Я затрудняюсь ответить». (Денис — единственный ребенок в семье.) Рис. 58. «Чудная береза» (Автор Яна Б., 11 лет). «Мое дерево красивое и стройное. Растет на поляне среди других деревьев. У него много друзей и совсем нет врагов. Оно боится только молнии. Береза мечтает, чтобы все время было солнце. У моего дерева очень хорошее настроение, оно счастливо. Если бы оно было человеком, это была бы я. Дереву снится, что оно попало в сказку. Его бы обрадовало очень-очень-очень много друзей. Мою березу можно спасти, если ее напоить. Это дерево любят за то, что оно имеет такую красоту». Рис. 59. «Две березы» (Автор Анатолий В., 11 лет). «Жило два дерева. Они были очень дружными и никогда не расставались. Кроме них были две реки, и все они дружили между собой. Моим деревьям хотелось бы жить среди других деревьев. У них есть друзья и враги. Боятся вырубки. Они мечтают, чтобы было все, как есть. У деревьев нормальное настроение. Им снятся сны. Их все радует, только их надо поливать и вспахивать землю вокруг». (В семье два брата, разные по темпераменту и поведению. Мама нередко старшего брата ставит в пример младшему.) Рис. 59 Рис. 60. «Дуб с лицом» (Автор Роберт К., 10 лет). «Жил-был дуб. Он стоял долго, и никто его не срубил. Он любил животных, но больше всего любил птиц. Однажды он попросил повесить на него кормушку. Жил этот дуб среди деревьев. Он ничего не боялся, т. к. ему ничего не грозило. Это дерево просто мечтает, чтобы все дружили. Если бы оно было Рио человеком, то это был бы я. Это веселый дуб. Ему ничего не снится, потому что он не спит». (Полная семья. У Роберта есть брат.) По совету Г. Ферса, прежде всего желательно определить «притяжение» отдельных опорных элементов, что в каждом конкретном случае и станет началом интерпретации. Что выглядит странным? При интерпретации рисунков полезным правилом будет попытка выяснить, почему некоторые объекты нарисованы необычно и выглядят странно. Например, парусник, летящий в небе, дом без окон и дверей, шестиногий человек с двумя головами, яблоки и цветы на сосне, лицо без глаз. Представление объекта в таком необычном виде часто указывает на наличие специфической проблемной области, о существовании которой человек может знать или не знать, но в любом случае требующей раскрытия. Так, на рисунке 56 привлекает внимание необычная форма кроны, левая сторона которой нарисована ровно, а правая — в виде кривой линии. Кроме того, правая часть несколько раз обведена, отчего выглядит толще противоположной. Вызывает удивление туча, нарисованная от края до края листа, что, по-видимому, свидетельствует о неприятных переживаниях в связи с семейной ситуацией. На рисунке 58 кажется неестественным изгиб ствола березы. Вероятно, он не случаен. Береза склонилась под солнцем, которое изображено с лицом. Этот символ может расцениваться как сильный авторитет значимого взрослого человека, оказывающего влияние и/или давление. Возможно, ребенок его боится. И, конечно, нельзя не заметить молнии, изображение которой также выглядит странным и ассоциируется с агрессией. Сама Яна, комментируя рисунок, подчеркнула, что ее дерево боится молнии. Судя по всему, девочка не в силах дальше сопротивляться авторитарному воздействию родителей (или одного из них). Далее обратим внимание на заштрихованные части у основания дерева и на самой верхушке, которые тоже выглядят необычно. Довольно странно на рисунке 59 изображена вторая река, впадающая в главную. Она больше похожа на водяной смерч или водопад. И если хорошо приглядеться, то можно заметить, что на одной линии по вертикали нарисованы: одинокая птица на облаке, которая отделилась от стаи, маленькая речка (что стало понятно только из рассказа ребенка), а также гриб, который в отличие от других обведен черным цветом. Рисунок оставляет особенное впечатление, даже оттенки недоброго предчувствия. Хотя по рассказу мальчика «настроение у деревьев нормальное, они счастливы». Возможно, вербализован когнитивный образ. Или ребенок предчувствует какие-то неприятные события, но пока не осознает их. На рисунке 60 странным выглядит почти все. И крона, и ветви, особенно та, на которой висит кормушка, и устрашающий полет птицы, и лицо на стволе. Вообщето, этот символ довольно часто встречается в детских рисунках, но в данном случае автор акцентировал особое внимание на овале, который прорисован с сильным нажимом на карандаш. Чего не хватает? Г. Ферс советует изучить рисунок с точки зрения недостающих или пропущенных объектов. Недостающие элементы могут иметь особое значение для рисовальщика. Они с большой долей вероятности обозначают или символизируют то, чего недостает этому человеку в жизни. У дерева на рисунке 56 отсутствуют листья, нет почвы. Создается впечатление нереальности существования, будто бы автора рисунка лишили основания, точки равновесия. Обратимся к рисункам 54, 56 и 59, на которых видно, что крона деревьев заштрихована неравномерно. Причем, практически пустой остается правая сторона, а в заштрихованной части нажим карандаша сильнее и как бы агрессивнее. Вообще, штриховка в интерпретации изображений играет не последнюю роль. Например, на рисунке 55 штриховка кроны намного заметнее и ярче в том месте, где заканчивается путь червя. Таким образом автор как бы создает преграду для дальнейшего продвижения вверх. Пройденный путь изображен линией желтого цвета от земли до почти верхушки. Высота дерева, которую преодолел червяк, является диагностическим признаком и, вероятно, совпадает с временным отрезком жизни автора рисунка до какого-то значимого события. Известно, что условная вертикальная линия от основания дерева до верхней границы кроны — это так называемая «линия жизни». Поэтому все примечательные особенности дерева, такие как обрезанные сучья, дупла, повреждения следует соотнести с возрастом человека. Вопросы о промежутках времени, соответствующих этим отметинам на дереве, помогают получить значимую информацию о субъекте из области его бессознательного. Исходя из сказанного, логично предположить, что произошло нечто важное, когда Саше было примерно семь лет. Видимо, это как-то повлияло на его жизнь, оставив в памяти заметный след. Хотя история червя, по словам мальчика, все-таки завершилась: «Прилетел дятел и съел его». Что находится в центре? Образ, расположенный в центре, часто указывает на суть проблемы или на что-то особенно значимое для этого человека. Центральное положение на рисунке 60 занимает образ с лицом как символ персонифицированного дерева. Ощущение сходства с человеком создают ветки-руки, силуэт и другие признаки. Возможно, это «защитная» метафора патологического страха маленького художника. Размер Большое значение имеют размеры и пропорции изображенных объектов, людей. Непропорциональные объекты заставляют искать ответ на вопрос, что именно призваны усилить преувеличенно большие фигуры или, напротив, принизить, если их изображение чрезмерно уменьшено. Хорошим примером может служить рисунок 55. Крона дерева на этом рисунке начинается от самых корней. Одна из левых веток слишком длинная и широкая, что явно выделяет ее на фоне других ветвей. Создается вде-чатление, будто у нее есть продолжение за пределами листа, она как бы не уместилась во всю длину. Грибы огромного размера на рисунке 57, судя по всему, также не случайны, как и туча во всю ширину листа на рисунке 56. Искажение формы Какая-либо часть фигуры или объекта бывает изображена с искажением пропорций. Это может символизировать проблемную область, которой необходимо уделить специальное внимание. Не совсем ярким, но все-таки примером могут служить ветки дерева на рисунке 60, крона на рисунке 56 и наклон березы на рисунке 58. Повторяющиеся объекты Если изображенные объекты часто повторяются, следует сосчитать повторы. Число объектов во многих случаях относится к единицам отсчета времени или событиям, имеющим значение в прошлом, настоящем или будущем. Так, на рисунке 58 хорошо заметны 2 облака, 11 кустиков, 28 черных пятен на стволе березы и 28 цветков (14 справа и 14 слева относительно условной центральной линии). Интересно, что художнице 11 лет, а два взрослых члена семьи постоянно ссорятся. Рисунок 59 содержит изображения 18 птиц, одна из которых совсем отделена от стаи; 6 грибов, один из которых обведен другим цветом; по 12 черточек на каждой березе. Согласно исследованию Сьюзан Бах (1969), в рисунках тяжелобольных пациентов может открыться, что людям известны на бессознательном уровне, некоторые главные вехи их жизни. В качестве примера, она анализирует работы, на которых число объектов соответствовало отсчету времени до момента трагического события. Эти данные подтверждены также и Г. Ферсом. Линия вдоль верхней части листа Горизонтальная линия в верхней части листа, изображающая небо, либо просто нарисованная линия может обозначать нечто, психологически довлеющее над «художником», из-за чего человек скорее всего испытывает страх. Страх рождается от необходимости искать способы, чтобы справиться с проблемой, или от сомнений в возможности взять ситуацию под контроль. Подписи на рисунках Написанные на рисунке слойа требуют особого внимания. Иногда человек переживает из-за того, что не смог достаточно хорошо выразить суть или передать идею рисунка, поэтому слова призваны внести ясность и уменьшить возможность неправильной интерпретации. При этом возникает вопрос: что же было не так истолковано раньше и/или неправильно понимается сейчас в жизни человека? Быть может, это также сомнения рисовальщика в невербальном способе общения. Кроме названия рисунка «Береза хорошая, красивая», Денис написал фразу: «У каждого растения есть семья» (рис. 57). Похоже, у него есть неразрешенные проблемы (возможно, еще неосознанные им), которые вызывают мучительные переживания. Движение. Траектория Интересно проследить траекторию находящихся в движении объектов, оружия и людей, отметить направление движения и определить, какие последствия это движение вызовет. К примеру, птица, несущаяся вниз стрелой (рис. 60), вряд ли оставит зрителя равнодушным. Бывает, что некоторые фигуры или объекты изображают так, что они располагаются вдоль края листа и как будто имеют продолжение за его пределами (рис. 54). Край листа можно расценивать как своего рода границу. Считается, что такое расположение объекта может быть интерпретировано, как потребность не отдаваться целиком, а быть вовлеченным лишь частично, присутствовать и в то же время находиться в стороне. Дети таким образом зачастую изображают здание школы. Таким образом, с одной стороны, интерпретация рисунков, об авторах которых экспериментатор не имеет никакой дополнительной информации, затруднительна и может содержать искаженные, далекие от реальности выводы. С другой стороны, если субъект хорошо известен экспериментатору, возникает проблема «подстановки» данных. Например, зная о душевных переживаниях человека, интерпретатор рисунка стремится увидеть в нем соответствующие формальные признаки. Следовательно, в ряду сказанного немаловажно отметить компетентность и корректность исследователя в работе с изобразительной продукцией своих подопечных. Поэтому, отмечая несомненную значимость проективного рисования в диагностике индивидуальных и психологических особенностей конкретного человека, его актуального состояния и жизненных ресурсов, стоит еще раз подчеркнуть важность понимания границ метода и принятия соответствующих ограничений. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |