|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Занятие I. « Рисуем круги...»
Общие замечания. Приоритетные цели Данное занятие подходит для начала и завершения АТ работы. Оно способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности. Оптимальное число участников — 14-16 человек (две малые группы). АТ пространство организуется следующим образом: два больших стола (можно составить ученические парты), вокруг которых расставлены стулья и стол арт-терапевта. Материалы: Два рулона (по одному на каждый стол) плотной бумаги длиной около 2 м каждый, без соединительных швов. Можно использовать обратную сторону обоев, плотную оберточную бумагу. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Выбор изобразительных средств определяется самостоятельно каждым участником). Для младших школьников желательны нарукавники, фартуки, халаты. Многие дети очень переживают и расстраиваются, если в процессе работы проливают воду, пачкают одежду краской. Чтобы такие досадные случайности не ограничивали спонтанности и свободы творчества и не снижали терапевтического эффекта занятия, необходимо заранее позаботиться об удобной спецодежде. Основные процедуры. Этапы (Инструкции для участников выделены курсивом.) 1. Настрой («разогрев»). Варианты упражнений: Каракули. Передача листа по кругу. Рисунок по кругу. 2. Индивидуальная работа. • Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории. • Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом. • Нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Пожалуйста, отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны. • Следующая инструкция только для тех, кто не удовлетворен результатами работы и хотел бы изменить (уточнить, подправить) вид, цвет, местоположение своих кругов в пространстве бумажного полотна. Вы можете сделать еще один или несколько рисунков. • Обведите контуры рисунков. • Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги. • Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т. е. придайте им индивидуальность. 3. Коллективная работа. • Походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам оченъхочет-ся дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться. • С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других! • Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка. 4. Этап вербализации и рефлексивного анализа. Группы прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники. Комментарии. Иллюстрации. Рекомендации Для этой техники выбран именно круг как мифологический символ гармоний. Считается, что круг из-за отсутствия острых углов — самая «доброжелательная» из всех геометрических фигур, означающая одобрение, дружеское отношение, сочувствие, мягкость, чувственность, ифивость. Работа в круге активизирует интегративное, эмоциональное, интуитивное (правополушарное) мышление, а также объединяет, стабилизирует группу, способствует формированию благоприятных межличностных отношений. Даже маленькие дети, по наблюдению Ш. Раис, предпочитают окружности всем другим фигурам. Это, видимо, связано с простотой круглой формы. Рисовальщик, как заметил Э. Бюлов в статье «И вот вам знак...», погруженный в процесс изображения самых разнообразных символов, заполняет всю поверхность листа до самого края, словно открывая их для себя. Множество листов, испещренных кругами то большего, то меньшего размера, соприкасающимися или пересекающимися друг с другом, а иногда и включенными один в другой, ставят вопрос о значимости круга как символа. Обычно, нарисованные круги далеки от совершенства с позиций геометрии. Однако они представляют собой самодостаточные сущности, для обозначения которых трудно подобрать слова. В сознании лишь возникают представления о некой форме, эстетические достоинства которой и удерживают внимание [3]. Рисование в круге принято называть техникой рисуночной мавдалы («магический круг»). Как следует из психологического словаря, мандала — символический рисунок, обычно квадрат внутри круга или круг внутри квадрата, с каким-либо символом в центре. Это — своеобразный мостик между внутренним и внешним мирами, он позволяет изобразить в виде рисунка самость, целостную личность, ее гармоничное состояние, а также тонкие, невыразимые обычными средствами переживания (К. Юнг). В последние годы эта техника стала применяться и как проективный психодиагностический инструмент. Предложенный вариант занятия в некотором смысле сходен с социометрическими методиками, имеет значительную диагностическую ценность. Одна из задач 1 этапа состоит в знакомстве и/или сближении участников группы посредством совместных действий. Для этого, по словам Р. Гудман, особенно подходит упражнение «Передача листа». Оно ценно тем, что рисунок не имеет авторства, а потому не может стать предметом для адресной иронии и критики. Каждому из присутствующих предлагается нарисовать на своем листе бумаги какой-либо простой и знакомый всем образ, а затем отдать рисунок соседу справа. Тот что-нибудь добавляет к изображению и передает его дальше по кругу. Работа заканчивается, когда каждый рисунок возвратится к своему первому автору. Далее участники обмениваются впечатлениями. Обычно складывается благоприятная творческая атмосфера, способствующая проявлению творческой активности и спонтанности на следующих этапах работы. Модификацией данного упражнения является создание единого группового рисунка. В этом случае по кругу передается только один лист бумаги, на котором каждый участник по очереди изображает что-либо по собственному замыслу или дополняет работу предыдущих авторов. Упражнение интересно, особенно в быстром темпе, но малоэффективно в больших группах, а также с младшими школьниками и детьми, имеющими отклонения в волевой сфере, поскольку те, кто уже завершил работу, ожидая следующую инструкцию, могут отвлекаться, вмешиваться в творческий процесс других, комментировать, советовать, иронизировать. Самые нетерпеливые задают вопросы типа: «А что дальше? А можно я...». Поэтому в подобных упражнениях на этапе настроя необходимы ограничения по времени. Психолог может регламентировать продолжительность работы каждого участника, например, по секундомеру или прерывать рисование хлопком. Этап индивидуальной работы обладает значительным диагностическим потенциалом. Информативны местоположение круга, его размеры, толщина контура, а также цветовой выбор и формальные характеристики соединительных линий. Важно обратить внимание на содержание, символику, особенности сюжетного рисунка внутри круга. По названным признакам нетрудно составить первоначальное впечатление о том, как субъект видит и воспринимает личное пространство, каковы его притязания, самооценка, индивидуально-личностные особенности. К примеру, наличие сильной штриховки, маленькие размеры изображения, предположительно, свидетельствуют о неблагоприятном физическом и/или психологическом состоянии ребенка, высокой степени напряженности, скованности, тревожности. Напротив, большие размеры, применение ярких цветовых оттенков расцениваются как индикаторы хорошего самочувствия, раскованности, отсутствия напряженности и утомления. Не менее важно понаблюдать, как ведет себя человек во время творческой работы, как воспринимает инструкции и следует ли им, насколько бережно относится к творчеству других, удаются ли ему коммуникативные контакты с группой. Некоторые дети (и взрослые тоже), не имея карандашей предпочитаемого цвета, даже не пытаются обратиться с соответствующей просьбой к кому-либо из присутствующих. Желательно, по возможности, прояснить ситуацию, а также деликатно уточнить, что именно субъект предпочел бы изменить в совместной групповой деятельности. Ценная для диагностики информация может быть получена и при выполнении инструкции: «Соедините посредством линий нарисованные вами круги с теми, которые особенно понравились». Это своеобразная модель социометрического выбора, поскольку участники зачастую ориентируются не на внешнюю привлекательность рисунка, а на авторство. Бывает также, что линии-»до-роги» по пути к цели пересекают некоторые изображенные объекты. Важно обратить внимание на реакцию тех, чьи рисунки испорчены. Продолжают ли они работать, огорчаются, портят в отместку рисунки обидчиков, «захватывают» новое пространство, ведут себя как-то иначе? Есть ли такие, кто не провел ни одной линии от своих рисунков? Есть ли изображения, которые не соединены с остальными? Если таковые имеются, надо предложить «заземлить» их с помощью линии, проведенных к краю листа. Иначе у автора может возникнуть чувство отверженности группой (Е. Р. Кузьмина) [26]. Поэтомузадача этапа коллективной работы — создание ситуации гуманного взаимодействия и взаимопомощи. Благодаря совместным усилиям, неприметные ранее рисунки к удовольствию автора приобретают более привлекательный вид. Как правило, складывается атмосфера взаимной симпатии и «заражения» положительными эмоциями. Дети, да и многие взрослые, с удовольствием рисуют в чужих тетрадях. Важно понять, с какими намерениями человек внедряется на «территорию» другого, насколько доброжелательно это сотрудничество. Иногда, несмотря на уговоры, некоторые участники не соглашаются ни на какие изменения в своем рисунке, порой даже проявляют агрессивность. В таких ситуациях нельзя настаивать. Бывает, что некоторые участники стирают линии и другие изображения вокруг своих кругов, очерчивают, обособляют выбранное для работы место на общем листе. Подобные ситуации, безусловно, информативны в диагностическом плане, а также в контексте бережного отношения к личному пространству другого человека. Следующая инструкция (нарисовать фон) предполагает организацию коллективного изобразительного творчества на свободном пространстве листа. Психолог должен наблюдать за тем, как участники договариваются о содержании и способах выполнения задания: работают ли все вместе, создавая однообразный фон; делят лист на части и работают малыми группами; рисуют индивидуально собственный вариант узора, обособляя тем самым территорию своих кругов? Есть ли лидеры и недовольные в этой работе? На заключительном этапе происходит вербализация мыслей, ощущений, чувств, которые возникали в процессе индивидуальной и коллективной работы. Человек, интерпретируя свой рисунок, может словами дополнить, «подправить» и объяснить то, что не удалось изобразить. При этом реализуется потребность быть понятым и принятым группой. Как правило, на занятии создается доброжелательная обстановка. В процессе обсуждения участники интуитивно используют прием «психологического поглаживания». Хвалят все рисунки, уточняют замысел, оказывают эмоциональную поддержку. К примеру, на одном из занятий студентка, показывая свои круги на листе бумаги, несколько раз извинялась за то, что не умеет рисовать: даже щеки у матрешки получились разного оттенка. Но группа тут же нашла другую причину — просто свет неудачно падает, а рисунок очень хороший. Завершая занятие, стоит подчеркнуть успех всех и индивидуальную неповторимость каждого. В детских группах желательно также отметить, что благодаря сотворчеству обычный рулон бумаги превратился в нарядное, декоративное полотно, на котором все круги взаимосвязаны, им надежно и уютно вместе. И дети, и взрослые после завершения занятия беспокоятся о дальнейшей судьбе своих «картин». Желательно оставить их прикрепленными к стене (в кабинете, рекреации) как бы продлевая арт-терапевтический эффект еще на какое-то время. Итак, данная арт-терапевтическая техника достоверно выявляет место каждого участника в общей палитре взаимоотношений. Модификации занятия «Рисуем круги...» 1. Свободный рисунок в круге Каждому участнику для индивидуальной работы предлагается выбрать один или несколько кругов любого размера. (Шаблоны диметром от 3 до 30 см из плотной бумаги необходимо подготовить заранее.) После того, как рисование в кругах завершено, участники объединяются в малые группы по 5-7 человек и создают общую композицию на листе ватмана, используя в качестве основы свои творческие работы. ИЗ Далее «картины» прикрепляют к стене (доске), рассматривают, обмениваются впечатлениями. Занятие завершается рефлексивным анализом. Обсуждаются особенности индивидуальной работы и внутригруппового взаимодействия. Можно предложить участникам сочинить истории к рисункам. 2. Тематический рисунок в круге Для создания композиции в круге задается тема. Например, «Белое и черное», «Счастье и горе», «День и ночь», «Хорошее и плохое», «Половинки моего «Я» и т. д. Главное, чтобы формулировки задания заключали в себе альтернативные понятия, контрасты, отражали двойственность, скрытые противоречия целого, «две стороны одной медали». Подобная работа побуждает человека к исследованию и осознанию собственных внутренних конфликтов, переживаний, ценностей. 3. Рисунок вдвоем в пространстве круга Участникам предлагается объединиться попарно, выбрать (или нарисовать) шаблон круга определенного размера, договориться о содержании, изобразительных средствах, способах совместной работы над созданием единой композиции. Понятно, что не всем удается создать гармоничный рисунок, особенно, если пары были образованы по случайному признаку, состояли из малознакомых друг другу партнеров. В этом упражнении ярко проявляются особенности межличностного взаимодействия, тенденции к лидерству или подчинению, доминирующие стили поведения участников, что представляет собой большую ценность для диагностики. Не менее интересна и информативна групповая работа в пространстве одного большого круга. 4. Рисунок в круге как диагностическая методика В статье президента Американской арт-терапевтичес-кой ассоциации Робин Гудман описана техника рисования в круге с целью диагностики родительско-детских отношений. Испытуемым предлагается изобразить себя самих и своих родителей с помощью кругов различного размера, расположив их на листе, на определенном расстоянии друг от друга. Полученные результаты в значительной мере свидетельствуют о степени эмоциональной близости и значимости для ребенка каждого члена семьи [15]. 5. Создание мандалы. Интересен вариант занятия, когда участники по соответствующим правилам рисуют символические «магические круги» — мандалы на плотном картоне, а затем дарят их друг другу как счастливые талисманы, обереги. Зачастую такие подарки бережно хранят долгие годы.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |