АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отношения между странами Запада и Украиной в 2010 – 2012 гг

Читайте также:
  1. D) постоянных затрат к разнице между ценой реализации продукции и удельными переменными затратами.
  2. E) Для фиксированного предложения денег количественное уравнение отражает прямую взаимосвязь между уровнем цен Р и выпуском продукции Y.
  3. I Раздел 1. Международные яиившжоши. «пююеям как процесс...
  4. I. О различии между чистым и эмпирическим познанием
  5. I. Торговля Руси со странами Европы
  6. I.Диагностика самоотношения.
  7. II. Типы отношений между членами синтагмы
  8. III. Разрешение споров в международных организациях.
  9. IV. О различии между аналитическими и синтетическими суждениями
  10. PINTNAME (А. Международное наименование)
  11. А). Расчет стоимости одного комплекта гуманитарной помощи с помощью функции СЛУЧМЕЖДУ
  12. Аббревиатура и термины, используемые при международных морских грузоперевозках

На выборах 2010 г. действующий президент Виктор Ющенко набрал лишь 5,45% голосов. Недоверие к нему выразило 87% украинцев. С приходом к власти Виктора Януковича украино-американские отношения сменились похолоданием. Кризис в отношениях углубился после ареста бывшего премьера Юлии Тимошенко и представителей её бывшего правительства. В 2010 г. Конгрессом США было выделено около 123 миллионов долларов Украине на программы помощи. Приоритетной задачей для Вашингтона являлась помощь в достижении нового соглашения с МВФ. «Соединенные Штаты готовы помочь Украине как можно скорее достичь договоренности с МВФ, который может помочь Украине выйти из кризиса и открыть дверь для получения кредитов от других международных институтов и Европейского союза. Это потребует принятия сложных решений для проведения критических реформ, сокращения дефицита бюджета, восстановления банковского сектора и отмены энергетических субсидий». Данное заявление сделал заместитель госсекретаря США по вопросам России, Украины, Белоруссии и Молдавии Дэниэл Рассел.[83]

Вторым по значимости приоритетным направлением в двухсторонней политике являлась энергетическая реформа. О ее значимости заявил Андерс Аслунд (старший эксперт института Международной экономики им. Питерсона): «Одно дело, абсолютно принципиальное – это реформа газового сектора. Сегодня Украина субсидирует импорт российского газа, на что тратит до 3% национального валового дохода, что не имеет абсолютно никакого смысла. И это необходимо изменить. И как сказал Дэн Рассел, МВФ будет играть в этом ключевую роль».[84]

22 сентября 2012 г. Сенатом США была принята резолюция №466 по Украине, в которой осуждались действия украинского правительства, направленные на политически мотивированное заключение Юлии Тимошенко. Целью данной резолюции являлось освобождение Юлии Тимошенко и других политических заключенных. В отношении Виктора Януковича и некоторых депутатов были введены санкции, которые ограничивали выдачу им американских ВИЗ. В ответ МИД Украины отметил, что считают нецелесообразным комментировать резолюцию, поскольку она была принята «сомнительным образом» и носит декларативный, не обязательный характер. Также МИД Украины обвинил сторонников Тимошенко в дискредитации страны[85].

Российско-грузинская война 2008 г. поставила крест на скорой возможности присоединения Грузии и Украины к Организации Североатлантического договора (НАТО), и привела к потрясениями на мировом финансовом рынке, повысившими актуальность региональных экономических структур. Итоги войны и экономического кризиса оценивались Россией и Европейским Союзом по-разному. Запад опасался воссоздания СССР, но речь шла не об этом. Россия стремилась создать сообщество, которое принесет странам-участникам определенные экономические и политические выгоды, улучшит позиции в отношении с крупными континентальными соседями – ЕС и Китаем. Российский президент Владимир Путин пытался реализовать данный проект с 2003 г. – со времен проекта «единого экономического пространства». Данная схема должна была дать Союзу 200 миллионов потребителей, где украинский народ составлял бы четверть. Несмотря на это, Владимир Путин оставался приверженцем своей основной концепции «Большой Европы от Лиссабона до Владивостока», которую он изложил в 2010 г.

Смена президента на Украине в феврале 2010 г. привела к значительным изменениям в вопросе о вступлении страны в НАТО. Стоит отметить, что данный вопрос являлся одним из самых приоритетных во внешней политике Украины 2010 – 2012 гг. В ходе своей избирательной программы Виктор Янукович не раз заявлял, что выступает категорически против вступления в Североатлантический Союз. Мотивировал он данное заявление тем, что вопрос о вступлении Украины в НАТО «раскалывает украинское общество и осложняет дальнейшее развитие украино-российских отношений». На первый год своего президентства В. Янукович ограничил диалог с руководством НАТО и направлял все силы на сотрудничество с Российской Федерацией, отдав ей приоритетное направление своей внешней политики. В апреле 2010 г. новый Президент Украины ликвидировал межведомственную комиссию по вопросам подготовки Украины к вступлению в НАТО и национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции[86].

Внеблоковый статус украинского государства был закреплен в законе об основах внутренней и внешней политики Украины, принятом Верховной радой 1 июля 2010 г. В статье 11 (п. 2) данного закона говорилось, что под внеблоковостью понимается неучастие Украины в военно-политических союзах[87].

В то же время к полному разрыву отношений с Североатлантическим альянсом официальный Киев не стремился. До избрания на президентский пост В. Янукович говорил о необходимости выстраивания партнерских отношений с НАТО на основе опыта нейтральных государств, после избрания обещал сохранить эти отношения на уровне, достигнутом при его предшественнике В. Ющенко. Активизация диалога по линии Украина – НАТО произошла осенью 2010 г. 23 сентября 2010 г. на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН В. Янукович провел первую встречу с Генеральным секретарем НАТО А. Фог Расмуссеном. В 2010 г. Украину несколько раз посещали с визитами заместители генсека НАТО, продолжала работать Комиссия Украина – НАТО. 20 ноября 2010 г. министр иностранных дел Украины К. Грищенко принял участие в работе саммита НАТО в Лиссабоне. В центре внимания украинских и натовских дипломатов оказались вопросы функционирования Международных сил содействия безопасности в Афганистане[88].

В 2010 г. Украина первой из стран-партнеров присоединилась к Силам реагирования НАТО (СРН). В июле – декабре 2010 г. украинский взвод радиационно-химической безопасности с отделением дозиметрического и химического контроля принял участие в 15-й ротации СРН[89].

Также в 2010 г. Украина первой из стран-партнеров приступила к сотрудничеству с НАТО по вопросам киберзащиты, продолжила сотрудничать с Альянсом по вопросам борьбы с отмыванием «грязных» денег, контрабанды наркотиков и оружия, незаконного перемещения людей. Вместе с военнослужащими из стран НАТО украинские миротворцы продолжали выполнять уставные функции на Балканах и в Афганистане. В конце 2011 г. украинцы входили в состав Группы по реконструкции афганской провинции Гор, которая, в свою очередь, являлась составной частью Международных сил содействия безопасности в Афганистане[90].

Украинское государство продолжило взаимодействие с Евроатлантическим координационным центром реагирования на катастрофы. В июле 2010 г. центр оказал содействие в преодолении последствий паводка в Черновицкой области. В свою очередь, Украина содействовала преодолению негативных последствий наводнений в Польше (май 2010 г.), Таджикистане (май 2010 г.), Венгрии (июнь 2010 г.), Молдове (сентябрь 2010 г.)[91].

Весьма активным было сотрудничество между Украиной и НАТО в рамках программы «Наука для мира и безопасности». В 2010 г. в рамках указанной программы Украина получила грант для создания научно-просветительской телекоммуникационной сети «УРАН». В это же время выполнялись проект «Мониторинг и прогнозирование рисков наводнений реки Припять, протекающую по территории Республики Беларусь и Украины через Чернобыльскую зону», проект по разработке и созданию уникального генератора рентгеновского излучения в Национальном научном центре «Харьковский физико-технический институт» НАН Украины[92].

14 декабря 2010 г. В. Янукович, выступая перед руководителями украинских загранучреждений, заявил, что Украина отказывается от риторики, но сохраняет практическую направленность взаимодействия с НАТО. В выступлении главы украинского государства было подчеркнуто, что Украина будет участвовать в программах Партнерства ради мира, выполнять годовые программы сотрудничества, поддерживать усилия Альянса в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью и пиратством, работать в невоенных сферах, проводить реформы, приближающие ее к европейским стандартам. В первой половине 2011 г. интенсивность диалога по линии Украина – НАТО обрела активность, сопоставимую со временем пребывания у власти В. Ющенко, хотя формально установка администрации В. Януковича на сохранение внеблокового статуса Украины осталась неизменной. 13 апреля 2011 г. Президент Украины утвердил очередную (третью по счету) годовую программу сотрудничества с НАТО. В феврале 2011 г. Генеральный секретарь НАТО побывал в Киеве, где встретился с В. Януковичем. В ходе встречи глава украинского государства отметил, что Украина готова расширять и укреплять практическое сотрудничество с Альянсом, рассчитывая на то, что такое сотрудничество ускорит создание профессиональной украинской армии[93].

Еще одна встреча В. Януковича с А. Фог Расмуссеном состоялась в сентябре 2011 г. в Нью-Йорке. На этой встрече украинский президент подчеркнул, что его страна ценит партнерские отношения с НАТО. Руководители Украины и НАТО сконцентрировали внимание на возможности подключения Украины к антипиратской операции НАТО «Океанский щит» (Ocean Shield), проводимой с августа 2009 г. у побережья Африканского Рога. Украинский президент обещал проработать этот вопрос, но в целом отнесся к предложению позитивно, заметив, что Украина также страдает от пиратов[94].

В июне 2011 г. Украина приняла участие в учениях НАТО «Sea Breeze-2011». Действия украинской стороны были с раздражением восприняты в Москве. В частности, глава комитета российской Государственной думы по международным делам К. Косачев в интервью газете «Коммерсантъ» заявил: «Будучи в оппозиции к Ющенко, Янукович делал все, чтобы учения НАТО на Украине не проходили, а теперь они не просто проходят, а проходят в провокационном формате»[95].

Украинская сторона не осталась в долгу. Глава украинского правительства Н. Азаров в интервью газете «Обозреватель» от 28 июня 2011 г. заявил: «Сотрудничество Украины с НАТО это никакой не ответ Москве. Это наше право использовать разные формы сотрудничества. В том числе, и с таким альянсом каким является НАТО. Не секрет, что наша военная техника устарела, и поэтому сотрудничество с такой продвинутой в военном отношении организацией подтянет наши вооруженные силы. Мы также проводим совместные учения с Россией, Белоруссией. У нас нет ни каких идеологических предрассудков. Мы сотрудничали с НАТО, и будем сотрудничать, несмотря на свой внеблоковый статус»[96].

В августе 2011 г. Украина и НАТО обсуждали вопросы создания специального целевого фонда для утилизации излишков боеприпасов, стрелкового оружия и легкого вооружения, а также целевого фонда, предназначенного для решения проблемы излишков радиоактивных материалов. Структуры НАТО выразили готовность оказать украинской стороне содействие в деле обеспечения безопасности при проведении футбольного чемпионата «Евро-2012»[97].

Таким образом, можно сделать вывод, что взаимодействие с НАТО сохранило большую значимость для Украины. Несмотря на официально провозглашенную и закрепленную в украинском законодательстве установку на внеблоковый статус украинского государства, руководство Украины продолжает рассматривать Североатлантический альянс в качестве важного компонента стабильности и безопасности в Европе и намерено выстраивать отношения с ним на прагматичной основе. Необходимо подчеркнуть, что в 2010–2011 гг. украинское руководство не проявляло большого желания к расширению сотрудничества с Россией в военной сфере. Не стремился официальный Киев и к развитию связей с ОДКБ (Организация Договора о Коллективной Безопасности), не говоря уже о вступлении в этот военно-политический союз, хотя в 2010 г. некоторые представители Партии регионов (к примеру, экс-министр обороны А. Кузьмук) не исключали возможности подписания соглашения о сотрудничестве с ОДКБ и допускали возможность достижения договоренностей с Организацией в области производства модернизации военной техники, подготовки военных кадров, создания военных научных центров и вузов. Однако дальше открытия в Киеве представительства Института ОДКБ в апреле 2010 г. дело не пошло. В конце мая 2010 г. министр иностранных дел Украины К. Грищенко заявил, что Украина не собирается вступать в ОДКБ, поскольку эта структура слишком далека от Украины, а ее центр находится где-то на юге, в Центральной Азии. В 2011 г. официальный Киев вообще не упоминал про ОДКБ. Тем не менее, отношения Украины с НАТО нельзя назвать безоблачными. Наиболее проблемным вопросом к концу 2011 г. являлась внутренняя ситуация в Украине. Арест Ю.Тимошенко, суд над ней и ее тюремное заключение обеспокоили западную общественность. Эти настроения не могли не учитывать и в структурах НАТО. В частности, побывавший в Киеве с рабочим визитом в августе 2011 г. помощник заместителя генсека НАТО по политическим вопросам и политике безопасности Дж. Аппатурай обратил внимание на проблемы, связанные с судом над Тимошенко, реформой судебной и правовой системы

Украины[98].

С точки зрения НАТО «дело Тимошенко» не являлось непреодолимым препятствием для развития диалога, но стало свидетельством неполного соответствия Украины критериям развитого демократического государства. Данное обстоятельство может сделать диалог по линии Украина – НАТО в перспективе более сдержанным, хотя нет никаких сомнений в том, что полностью свернут он не будет.

США и Россия считали Украину важным геополитическим элементом. Российская сторона пыталась изучить возможности интеграции Украины как с ЕС, так и с Таможенным союзом. По мнению аналитиков, это позволило бы сохранить баланс внутри страны, на международной арене и придать государство дополнительный экономический потенциал. Однако Европу такой вариант не устраивал и они полностью отвергли вариант с использованием в ассоциации третьей стороны. Виктор Янукович пытался маневрировать между ЕС и Россией. Украинский президент старался извлечь выгоду для страны от создания союза с обеими организациями. Однако президенту Украины не удалось договориться о финансовой помощи, которая покрыла бы ущерб, понесенный промышленностью Украины вследствие экономической ассоциации с Европейским Союзом. В преддверии президентских выборов, которые должны были состояться в начале 2015 г., такая «подушка безопасности» становилась жизненно необходимой[99].

Политика Германии в отношении Украины в 2010 – 2012 гг. носила двойственный характер. В немецких политических кругах существует 2 противоположных мнения, касающихся непосредственно политики Германии в отношении стран Восточной Европы (включая Украину). Сторонники 1-ой точки зрения высказываются в пользу принципа «Россия прежде всего». Политика Германии и ЕС, следуя данному принципу, подстраивается под отношения с Российской Федерацией. Историки отмечают, что данный принцип «Россия прежде всего» наиболее ярко выражался в период канцлерства Г. Шредера (2004 – 2007 гг). Отмечается, что символом проявления такой политики является постройка нового газопровода по дну Балтийского моря в обход Украины. Иначе говоря, политика Германии в отношении непосредственно Украины исходила из принципа «Россия прежде всего», т.е., при каких-либо политических действиях учитывался интерес РФ. Согласно второй точке зрения (сторонниками являлись А. Умланд[100] и С. Мейстер[101]) Германия должна обходить интересы Российской Федерации и действовать на территории Восточной Европы исходя из национальных интересов. Политологи считают, что Москва не заинтересована в развитии демократических стабильных государств на постсоветском пространстве.

Политика западных государств в отношении Украины на протяжении 2010 – 2012 гг. исходила из принципа «прежде всего интересы России». Именно в лице Российской Федерации украинское государство увидело надежного экономического, политического и военного союзника. Естественно, что отношения с НАТО Украина прерывать не собиралась, наоборот, она видела в Североатлантическом блоке гаранта стабильности в Европе. Но и разговоров о каком-либо вхождении в состав военно-политических блоков Украина не заводила.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)