|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция № 2. «Стили и средства общения»«Стили и средства общения» Мысль изреченная есть ложь Ф. Тютчев Стиль общения существенно детерминирует поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор стиля общения определяется многими факторами: личностными особенностями человека, его мировоззрением и положением в обществе, характеристиками этого общества и многим другим. Выделяют три основных стиля поведения: · ритуальный; · манипулятивный; · гуманистический. Ритуальный стиль порождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный – деловыми, а гуманистический – межличностными Ритуальное общение. Здесь главной задачей является поддержание связи со своей группой, подкрепление своих установок, ценностей, мнений, повышение самооценки и самоуважения. В ритуальном общении партнёр – лишь атрибут, его индивидуальные особенности несущественны. Важно только одно – знания правил игры, компетентность человека относительно конкретного ритуала.
Например, день рождения. Все присутствующие знают друг друга лет двадцать, собираются вместе 3–4 раза в год, сидят несколько часов и говорят об одном и том же. И мало того, что темы разговоров не меняются, каждый наверняка может предсказать точку зрения любого по любому вопросу. Казалось бы, это абсолютно бессмысленная трата времени, которая должна вызывать только раздражение. Однако мы получает от этого удовольствие.
В ритуальном общении для нас существенно следование роли – социальной, профессиональной и межличностной.
Скажем, на вопрос: «Как живешь?» надо отвечать что-то вроде: «нормально», «прекрасно» и т.д., а вот ответ «отвратительно», предполагающий в дальнейшем вопрос: «А что так?» и последующую беседу на эту тему, – это уже переход к другому общению. Человек, отвечающий, что он живёт отвратительно, уже выходит за рамки своей ритуальной роли.
Во многих случаях мы с удовольствием принимаем участие в ритуальном общении, в ещё большем количестве ситуаций мы участвуем в нём автоматически, выполняя требования ситуации, практически не осознавая, что мы это делаем.
Мы много раз здороваемся со знакомыми и незнакомыми людьми в одной организации, на улице, спрашиваем у них «Как дела?», узнаём, что нормально, говорим о погоде, ругаем общественный транспорт, который «плохо ходит» и т.п. Подобное общение человеку необходимо, так как лишение человека этого ритуала прямо свидетельствует о социальной изоляции и воспринимается им в качестве таковой.
Отсюда следует, насколько большое значение человек придаёт ритуальному общению. Но ритуальное общение редко преобладает в жизни. Оно бывает лишь прологом к другому общению – манипулятивному. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приёмы (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника. В манипулятивном общении мы «подсовываем» партнёру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент. Однако не следует делать вывод, что манипуляция – это негативное явление. Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. Манипулятивное общение – чрезвычайно распространённый вид общения, который встречается в основном там, где существует совместная деятельность. Гуманистическое общение. Это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Цели гуманистического общения не запланированы изначально. Его особенностью является совместное изменение представлений обоих партнёров, определяемое глубиной общения. В гуманистическом общении партнёр воспринимается целостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества.
Например, мы можем за два часа беседы хорошо узнать случайного попутчика в поезде и быть уверенным, что мы его правильно поняли. При этом мы можем плохо понимать или совсем не понимать, что представляет собой как человек секретарша нашего руководителя, с которой мы «общаемся» чуть ли не ежедневно уже много лет подряд. Наш попутчик, с которым мы откровенно поговорили, пытаясь понять друг друга и не преследуя больше никаких целей, «открылся» нам, мы его «почувствовали». А общение с секретаршей всегда носит в той или иной степени манипулятивный характер.
Основным механизмом воздействия в гуманистическом общении является внушение, суггестия – самый эффективный из всех возможных механизмов. Важно помнить, что это обоюдное внушение, так как оба партнёра доверяют друг другу, и поэтому результатом является не изменение точки зрения одного из них, а взаимное изменение представлений обоих партнёров. Люди могут обмениваться информацией разного типа на разных уровнях понимания. Содержание информации передаётся при помощи языка, т.е. принимает вербальную, или словесную форму. При этом часто искажается смысл информации, частично происходит её потеря. При передаче информации возникшую идею, мысль нужно сначала словесно оформить во внутренней речи, затем перевести из внутренней речи во внешнюю, т.е. высказаться. Это высказывание должно быть услышано и понято. На каждом этапе происходят потери информации и её искажение. Величина этих потерь определяется и невозможностью полно и точно воплотить мысли в словесной формы, и наличием или отсутствием доверия к собеседнику, и личными целями и устремлениями, и совпадением или несовпадением словарного запаса. И всё же люди понимают друг друга. Понимание постоянно корректируется, поскольку общение – это не просто передача информации, а обмен информацией, предполагающий обратную связь. Мы постоянно должны ориентироваться на собеседника. Высказывания без ориентации на собеседника носит форму монолога. Сумма потерь информации при монологическом общении может достигать 50%, а в некоторых случаях – и 80% от объема исходной информации. Если в общении мы ориентированы на себя, а не на собеседника, то мы: · не организуем свои мысли перед тем, как их высказываем, а говорим спонтанно, требуя, чтобы другие «поспели» за нами; · из-за небрежности или неуверенности не выражаем свои мысли точно, поэтому они приобретают двусмысленность; · говорим слишком длинно, так что слушатель к концу нашего высказывания уже не помнит, что было вначале; · продолжает говорить, даже не замечая, реагирует слушатель или нет. Наиболее эффективной формой общения является диалог, в основе которого лежит умение задавать вопросы. Общение не исчерпывается устными и письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнёров, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60% до 80% коммуникаций осуществляется за счёт невербальных средств выражения и только 20–40% информации передаётся с помощью вербальных. Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения. Выделяют следующие элементы невербального общения: 1) Позы, жесты, мимика. В целом они воспринимаются как общая моторика различных частей тела (рук – жестикуляция, лица – мимика, позы – пантомимика). Эта общая моторика отображает эмоциональные реакции человека. Именно эти особенности и называются кинесикой. Кинесика – это не только язык тела (жесты, мимика, позы, взгляд), но также манера одеваться, причёсываться и т.д. 2) Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи. 3) Просодика – это особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, смех, плач, вздохи и т.п. 4) Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. 5) Ольфакторные средства – естественный и искусственный запах человека. О чём могут сообщить невербальные средства общения? Во-первых, они способны указать собеседнику на особенно важные моменты сообщения.
Например, мы медленно, с паузами произносит номер телефона, который записывает собеседник. Рассказывая, как добраться до нужного места, особо выделяем (с помощью слов) указания – «направо», «два квартала» и т.д.
Во-вторых, невербальные средства общения дополняют содержание высказывания. В-третьих, невербальные средства общения свидетельствуют об отношении к собеседнику, поскольку в них выражаются чувства говорящего.
Мы ясно ощущаем высокомерное пренебрежение того, кто «цедит слова сквозь зубы». И чувствуем глубокое почтение к собеседнику, у которого хорошая речь с паузами внимания в ожидании ответной реплики. Желая показать свое негативное отношение, мы можем придать с помощью соответствующей интонации обидный смысл обычной формуле вежливости типа «благодарю вас», «будьте любезны» и самые нейтральные слова наполнить нежными чувствами.
В-четвёртых, невербальные средства общения дают возможность судить о самом человеке, о его состоянии в данный момент, о его психологических качествах.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |